ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1461/20 от 19.01.2021 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-8/2021 «19» января 2021 года

УИД: 78RS0016-01-2020-004565-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кондратьевой Н.М.,

при секретаре Поляковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в защиту прав неопределенного круга лиц к АО «Почта России» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> (далее – прокурор, истец), действующий в защиту неопределенного круга лиц, в том числе в защиту интересов инвалидов, обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к АО «Почта России», в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ просит обязать филиал ответчика, осуществляющий деятельность по адресу: <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

оборудовать бортовые камни (бордюры) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов или озелененных площадок, тактильно-контрастные указатели, выполняющие предупреждающую функцию на покрытии пешеходных путей до препятствия, доступного входа, начала опасного участка, перед внешней лестницей, контрастное обозначение ступеней лестничного марша и пути подходе к лестничному маршу, горизонтальные площадки пандусов, при каждом изменении направления пандуса размером не менее 1,5х1,5 м, в местах изменения уклонов оборудовать искусственное освещение, при ширине внешней лестницы на входе в здание более 4,0 м оборудовать дополнительные разделительные двусторонние поручни, на входной площадке оборудовать навес, оборудовать технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах посещения, которые должны обеспечивать посетителям объекта возможность информаторов для посетителей с нарушением зрения, выделить ограждением почтовый ящик, установленный слева на стене перед входом, дверные ручки на наружной двери окрасить в контрастный цвет в отличие от цвета дверного полотна, установить доводчики на входной двери снаружи, оборудовать при входе информационную тактильную схему (схема движения), тактильно-контрастные предупреждающие указатели на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, стационарными препятствиями, оборудовать стойки обслуживания посетителей с системами усиления слышимости, обеспечить места для лиц с нарушением слуха с оборудованными специальными персональными приборами усиления звука или в применении в залах индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, для акцентирования внимания покупателей с нарушением зрения на необходимой информации оборудовать световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера, обеспечить в удобном для посетителя – с нарушением зрения месте и доступной для него форме информацию о расположении залов и секций, об ассортименте и ценниках на товары, а также средства связи с администрацией, установить технические средства информирования, ориентирования и обозначения символами доступности.

В почтовом отделении , расположенном по адресу: <адрес> прокурор просит установить наружное вызывное устройство связи с персоналом при входе в здание, контрастную маркировку на прозрачных полотнах входной двери, обеспечить контрастность дверь-ручки на главном входе, оборудовать вход тактильной информационной вывеской, с информацией продублированной в шрифте Брайля и содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы, технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах посещения, которые должны обеспечивать посетителям объекта возможность однозначной идентификации объекта и мест посещения с помощью радио информаторов для посетителей с нарушением зрения, устранить повреждения путей движения ММГН на входной группе, обеспечить выделение контрастно либо с помощью наземных тактильных указателей препятствий в виде одиночных опор (столбов), выделение на земле или ограничивающий бортик под выступающим элементом более 0,1 м от стены, установить входную дверь с шириной рабочего полотна не менее 0,9 м, установить доводчики обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд, установить и закрепить дренажных коврик в один уровень с полом, привести его ячейки в соответствие с нормативными требованиями, установить при входе информационную тактильную мнемосхему (схему движения), обеспечить свободный подъезд к терминалу электронной очереди представителям ММГН, обеспечить наличие информации в удобном для посетителя-инвалида по зрению (или граждан с нарушением зрения) месте, и в доступной для него форме, обеспечить для лиц с дефектами слуха специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, установить рабочую поверхность столов индивидуального обслуживания (пользования) на высоте не более 0,85 м.

Также прокурор просит взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере 300 руб.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения АО «Почта России» в подразделениях АО «Почта России», расположенных по адресу: <адрес>.

Прокуратурой района в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что помещения, эксплуатируемое филиалом АО «Почта России», расположенные по адресу: <адрес>, в нарушение требований не оборудованы устройствами, дающими возможность инвалидам и маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.

Как указывает истец, в ходе проверки по указанному адресу, выявлены нарушения СП «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП

Из иска следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес филиала ответчика вносилось представление , которое не рассмотрено, выявленные нарушения не устранены.

Представитель истца - старший помощник прокурора ФИО1, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, представил письменные возражения по существу заявленных исковых требований, сами исковые требования не признал, пояснил суду, что АО «Почта России» осуществляет дистанционное оказание услуг, доступ к которым предоставляется в полном объеме в соответствии с законом.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещался надлежаще судебной повесткой, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Руководствуясь п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФГУП «Почта России» на праве хозяйственного ведения принадлежит Петроградский узел почтовой связи площадью 3 856,6 кв.м., кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственное реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д. 24).

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ФГУП «Почта России» путем реорганизации в форме преобразования в АО «Почта России».

Как следует из п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Таким образом, права и обязанности в отношении преобразованного юридического лица остаются неизменными.

В соответствии со сведениями сайта Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/), находящимися в свободном доступе для неопределенного круга лиц, на нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> в графе «Права и ограничения» имеется запись о регистрации права хозяйственного ведения за от ДД.ММ.ГГГГ. Данная запись о регистрации права хозяйственного ведения соответствует записи, указанной в свидетельстве о государственной регистрации права и свидетельствует о нахождении нежилого помещения во владении ответчика по настоящее время.

В материалах дела имеется договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ (далее – договор), заключенный между ПАО «Гипрометиз» (арендодатель) и ФГУП «Почта России» (арендатор).

По условиям договора (п.1.1) арендодатель передает, а арендатор принимает во временное возмездное владение и пользование (аренду) нежилое помещение или несколько помещений в дальнейшем именуемое «Помещение» или «объект» согласно спецификации арендуемого объекта (приложение ), плану расположения помещений (приложение ).

Как следует из п. 4.3.1 договора одной из обязанностей арендатора является использование объекта исключительно в соответствии с разделом 1 и спецификацией (приложением ).

Пунктом 4.3.6 договора предусмотрена обязанность арендатора по окончании срока аренды вернуть помещение арендодателю в том состоянии, в котором он его получил (с учетом естественного износа) и за исключением неотделимых улучшений, произведенных арендатором по согласованию с арендодателем в соответствии с регламентом взаимодействия сторон по договору аренды (приложение ) и регламентом освобождения помещения (приложение ).

Из спецификации (приложения ) к договору следует, что арендодатель передает арендатору помещения ,,,, на 1-ом этаже, общей площадью 185,92 кв.м., расположенных в здании по адресу: <адрес> кадастровый .

Таким образом, из материалов дела следует, что в фактическом владении ответчика находятся помещения в зданиях, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>

Данный факт также подтверждается справкой ответчика (т. 2 л.д. 24), в соответствии с которой ответчик использует под отделения почтовой связи нежилые помещения по адресу: <адрес> и <адрес>.

Решениями о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ и (т.1 л.д. 10,11) заместитель прокурора <адрес>ФИО6 решил провести проверку отделения почтовой связи ФГУП «Почта России» и Петроградского межрайонного почтамта ФГУП «Почта России» с целью оценки соблюдения требований законодательств о социальной защите инвалидов на основании информации о возможных фактах нарушения требований законодательства. Срок проведения проверки установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В материалы дела представлены экспертные заключения по результатам обследования объектов: почтовое отделение «Почта России» по адресу: <адрес> (Т.1 л.д. 12-16) и объекта – ФГУП «Почта России» по адресу: <адрес> (Т.1 л.д. 17-23).

Из заключения по результатам обследования объекта – почтовое отделение «Почта России» по адресу: <адрес> усматривается, что были выявлены следующие несоответствия: 1) отсутствует наружное вызывное устройство связи с персоналом при входе в здание, что не соответствует п. 6.1.1 СП , 2) отсутствует контрастная маркировка на прозрачных полотнах входной двери, что не соответствует п. 5.1.5 СП , п. 6.1.6 СП , 3) отсутствует контрастность дверь-ручка на главном входе, что не соответствует п. 5.4.1 СП , п. 6.4.1 СП , 4) вход не оборудован тактильной информационной вывеской, с информацией продублированной в шрифте Брайля и содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы, не соответствует п. 4.1.3 и 5.5.3 СП , п. 5.1.3, 6.5.3, 6.5.9 СП , ст. 9 ФЗ «О защите прав потребителей», п. 6.21.1. ГОСТ , 5) отсутствуют технические средства информирования, ориентирования и сигнализации местах посещения, которые должны обеспечивать посетителям объекта возможность однозначной идентификации объекта и мест помещения с помощью радио информаторов для посетителей с нарушением зрения, п. 5.5.2, п. 5.5.3 СП , п. 6.5.2, п. 6.5.3 СП , 6) имеются повреждения путей движения МГН на входной группе, п. 4.1.11 СП , п. 5.1.11 СП , 7) имеются препятствия в виде одиночных опор (столбов) не выделенных контрастно либо с помощью наземных тактильных указателей, п. 4.110 СП , п. 5.1.10 СП , 8) отсутствует выделение на земле или ограничивающий бортик под выступающим элементом более 0,1 м от стены, что не соответствует п 4.3.4 СП , п. 5.3.2 СП , 9) входная дверь имеет ширину рабочего полотна менее 0,9 м (фактическая ширина 0,81 м), а также высота порогов входной двери и двери тамбура превышает 0,014 м, что не соответствуют п. 5.1.4 СП , п. 6.1.5 СП 10) дверь не обеспечивает задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд, что не соответствует п. 5.1.4 СП , п. 6.1.5 СП , 11) дренажный коврик установлен не в один уровень с полом и не закреплен, а также ячейки его не соответствуют нормативным требованиям п. ДД.ММ.ГГГГ СП , п. ДД.ММ.ГГГГ СП , 12) при входе отсутствует информационная тактильная мнемосхема (схема движения), что не соответствует п. 7.1.8 СП , п. 8.1.6 СП , 13) скамья препятствует свободному подъезду к терминалу электронной очереди, что не дает возможности воспользоваться услугами объекта представителю ММГН, как категории К, так и категории С, что не соответствует п. 7.1.9 СП , п. 8.1.7 СП , 14) расположение нижнего края информационных планшетов находится на высоте 1,47 м, что не досягаемо для инвалида на кресле-коляске и не соответствует п. 7.1.9 СП п. 8.1.7 СП , 15) отсутствует информация в удобном для посетителя-инвалида по зрению (или граждан с нарушением зрения) месте, и в доступной для него форме, что не соответствует п. 7.4.4 СП , п. 8.4.4 СП , 16) для лиц с дефектами слуха отсутствуют специальные персональные приборы усиления звука, индивидуальные беспроводные устройства, не соответствует п. ДД.ММ.ГГГГ СП (ДД.ММ.ГГГГ СП ), 17) рабочая поверхность столов индивидуального обслуживания (пользования) находится на высоте 0,85 м, что не досягаемо для инвалида на кресле-коляске и не соответствует п. 7.1.9 СП (п. 8.1.7 СП ), 18) на объекте отсутствует паспорт доступности, обслуживающий персонал не компетентен. Помощь инвалидам и МГН в получении услуги со стороны персонала не оказывается. Ответственными лицами организации не привлекались полномочные представители общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов.

Из заключения по результатам обследования объекта – ФГУП «Почта России» по адресу: <адрес> усматриваются следующие несоответствия: 1) в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей отсутствует плавное понижение с уклоном не более 1:2 (5 %) или съезда для обеспечения доступа к входной площадке (фактическая высота перепада 0,07 м), п. 4.1.8 СП , п. 5.1.8 СП , 2) отсутствуют бортовые камни (бордюры) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов или озелененных площадок, п. 4.1.9 СП , п. 5.1.9 ЧП 3) отсутствует тактильно-контрастные указатели, выполняющие предупреждающую функцию на покрытии пешеходных путей до препятствия, доступного входа, начала опасного участка, перед внешней лестницей, п. 4.1.10 СП , п. 5.1.10 СП , 4) покрытие пешеходных площадок, пандусов и лестниц не ровное, покрытие из бетонных плит имеет толщину швов между элементами покрытия более 0,01 м (фактическая 0,015-0,060 м), п. 4.1.10 СП , п. 5.1.10 СП , 5) на внешнем лестничном марше, примыкающем к входной площадке, ширина проступей менее 0,35 до 0,4 м (фактическая ширина 0,3м). Контрастное обозначение ступеней лестничного марша и пути подхода к лестничному маршу не соответствует п.4.1.2 СП , п. 5.1.12 СП , 6) внешняя лестница продублирована двумя двухмаршевыми пандусами, при этом двухмаршевый пандус, расположенный слева от входа в здание, имеет уклон круче 1:20, п. 4.1.14 СП , п. 5.1.14, п. 6.1.2 СП , 7) горизонтальные площадки пандусов, при каждом изменении направления пандуса, имеют размер менее 1,5 х 1,5 м (фактический размер 1,2 х1,2 м). На поверхности пандуса использованы металлические решетки и размеры ячеек не соответствуют требованиям пункта 5.1.17. В местах изменения уклонов отсутствует искусственное освещение, п. 4.1.16 СП , п. 5.1.16 СП , 8) поручни на внешней лестнице и пандусах при входной площадке выполнены в несоответствии с требованиями п. 5.1.7, п. 5.1.8, п. 5.1.10, п.5.1.13, п. 5.1.14, п.5.1.15, п. 5.2.2, п. 5.2.6.1, п. 5.2.6.2, п. 5.2.7.2, п. 5.2.7.3 ГОСТ «Устройства опорные стационарные реабилитационные». При ширине внешней лестницы на входе в здание более 4,0 м (фактическая ширина 25,5 м) отсутствуют дополнительные разделительные двусторонние поручни, п. 5.1.2 , п. 6.1.2 СП , 9) на входной площадке отсутствует навес, п.5.1.3 СП , п. 6.1.4 СП , 10) на пути движения к кнопке вызова персонала находится препятствие (урна) и кнопка установлена на высоте более 1,1 м (фактическая высота 1,2м), в данном случае кнопка вызова персонала находится в недоступном месте для инвалидов на кресле-коляске, а также при нажатии кнопки вызова персонала, для оказания помощи в преодолении существенных препятствий для получения услуги, никто из работников организации не отреагировал, п. 5.1.1 СП , п. 6.1.1 СП , 11) отсутствуют технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах посещения, которые должны обеспечивать посетителям объекта возможность однозначной идентификации объекта и мест посещения с помощью радио информаторов для посетителей с нарушением зрения, п. 6.5.3 , п. 10.1.2 СП , 12) почтовый ящик, установленный слева на стене перед входом, не выделен бортовым камнем либо ограждением, п. 4.3.4 СП , п. 5.3.2 СП , п. 10.1.2 СП , 13) дверные ручки на наружной двери не выделены в контрастный цвет в отличие от цвета дверного полотна, п. 5.4.1 СП , п. 6.5.1 СП , 14) дверная ручка на внутренней двери установлена в форме кнопки –шара, что не соответствует п. 5.4.3 СП , п. 6.4.3 СП , п. 9.12 СП , 15) доводчики на входной двери снаружи, в тамбуре и на входах в отделение не обеспечивают фиксацию (задержку автоматического закрывания дверей) в открытом положении в течении 5 сек., п. 5.1.6 , 16) глубина тамбура менее 2,3 м (фактическая глубина 1,5 м), п. 5.1.7 СП , п. 6.1.8 СП , 17) при входе отсутствует информационная тактильная схема (схема движения), п. 7.1.8 СП , п. 8.1.6 СП , 18) отсутствуют тактильно-контрастные предупреждающие указатели на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, стационарными препятствиями, п. 5.2.3 СП , п. 6.2.3 СП , 19) поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окон касс, справочных и других мест обслуживания находится на высоте более 0,80-0,85 м над уровнем пола (фактическая высота от 1,1 м) и отсутствует проем для ног посетителям на креслах-колясках, п. 7.1.9 СП , п. 8.1.7 СП , 20) в операционных залах отсутствуют стойки обслуживания посетителей оборудованными системами усиления слышимости, п. 7.1.9 СП , п. 8.1.7 СП , 21) отсутствуют места для лиц с нарушением слуха с оборудованными специальными персональными приборами усиления звука или в применении в залах индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, п. 7.1.12 СП , п. 8.1.10 СП , 22) для акцентирования внимания покупателей с нарушением зрения на необходимой информации отсутствуют световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера, п. 7.4.3 , п. 8.4.3 СП , 23) отсутствует в удобном для посетителя – с нарушением зрения месте и в доступной для него форме информация о расположении залов и секций, об ассортименте и ценники на товары, а также средства связи с администрацией, п. 7.4.4 СП , п. 8.4.4 СП , 24) в операционных залах расположение кнопки различных аппаратов, отверстия для чипкарт, ящиков и других систем контроля, терминалы и рабочие дисплеи и прочие устройства установлены на высоте более 1,1 м (фактическая высота от 1,3 м), п. 5.4.2 СП , п. 6.4.2 СП , 25) отсутствуют технические средства информирования, ориентирования и обозначения символами доступности.

На основании указанных заключений ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес>ФИО2 составлены акты проверки в отношении филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <адрес> (Т.1, л.д. 201-202) и в отношении филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <адрес><адрес> (Т.1 л.д. 203-205).

Указанными актами установлено, что помещения, эксплуатируемые филиалами ФГУП «Почта России», не оборудованы устройствами, дающими возможность инвалидам и маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес>ФИО3 в отношении руководителя Петроградского межрайонного почтамта Управления Федеральной почтовой службы России было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов и маломобильных групп населения (т.1. л.д. 206-210).

В основу указанного представления были положены недостатки, ранее указанные в заключениях.

Как следует из отметки на представлении, оно было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.

Из иска следует и материалами дела подтверждается, что ответ на данное представление не предоставлен.

Из актов проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т.1. л.д. 247-248, 249-250) следует, что выявленные нарушения ответчиком не устранены.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП . Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП , утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр.

Так, согласно п. 4.4 СП в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия для использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 6.1.1 СП в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один выход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Из п. 6.1.2 СП следует, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по 5.1.15.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,005 м.

Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +\- 0.03 м.

В соответствии с п. п. 6.1.2, 6.1.9 технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата СП (Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП , утвержденном Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ) ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2.

Входные двери, доступные для входа инвалидов и маломобильных групп населения, следует проектировать автоматическими, ручными или механическими. Они должны быть хорошо опознаваемыми и иметь знак, указывающий на доступность здания.

При наличии контроля на входе следует применять контрольно-пропускные устройства и турникеты шириной в свету не менее 0,95 м, приспособленные для пропуска инвалидов на креслах-колясках.

В соответствии с п. п. 6.1.5, 5.1.9 технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата СП (Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП , утвержденном Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ г. .) в проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги не более 9,014 м.

Представителем ответчика представлены возражения на иск, в обоснование которых ответчик указывает на то обстоятельство, что в своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП реализованы требования ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», однако п. 4.1 СП прямо предусмотрено, что требования данного Свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Согласно п. 3 ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» прямо указано на то, что положения ч.1 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Учитывая указанное, ответчик полагает, что поскольку помещения в зданиях, где расположены филиалы АО «Почта России», возведены в ДД.ММ.ГГГГ, то есть не являются вновь вводимым в эксплуатацию домом, равно как и прошедшими реконструкцию, модернизацию, положения СП и СП не могут быть применены в отношении данных помещений, используемых ответчиком для оказания населению услуг почтовой связи.

Доводы возражений ответчика о том, что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, что предусмотрено п. 3 ст. 26 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", основаны на неверном толковании норм права.

Так, в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ установлено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП , который в актуализированной редакции "СП . Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП " включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ранее действовал перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р, п. 76).

Приведенные положения абзацев 1 - 3 п. 5.1.4 СП . Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП включены п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из п. 1.2 СП , требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.

Поскольку приведенные требования являются обязательными, доводы стороны ответчика на применение данных положений только к реконструированным или вновь вводимым в эксплантацию зданиям отклоняются судом как необоснованные.

Из представленного ответчиком паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг почтовой связи от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в отношении отделения почтовой связи, расположенного по адресу: <адрес>, утвержденного директором УФПС <адрес> АО «Почта России» и согласованного председателем Санкт-Петербургской Региональной общественной организации инвалидов за независимую жизнь «МЫ - вместе», следует, что территория, прилегающая к зданию (участок), вход (входы) в здание, оснащение пандусами с поручнями, в случае размещения объекта на первой или цокольном этаже здания, достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, достаточное освещение, отсутствие порогов не соответствуют нормативам, в связи с чем согласно заключению о состоянии доступности указанного объекта – здание доступно частично.

В итоговом заключении о состоянии доступности объекта и предоставляемых услуг почтовой связи, расположенного по адресу: <адрес> отражено, что объект доступен частично для инвалидов с нарушением зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, доступен полностью только для инвалидов с нарушением зрения.

В указанном паспорте имеется ссылка <адрес> как планируемый год завершения работ по приведению объекта и предоставляемых услуг в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг почтовой связи, составленный в отношении отделения почтовой связи, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом мнения общественных объединений инвалидов, в материалы дела не представлен, равно как ответчиком не представлено документальных доказательств технической невозможности приспособления объектов, используемых для оказания услуг почтовой связи, в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Из письменной позиции третьего лица, представленной в материалы дела следует, что АО «Гипрометиз» является собственником помещения 6-н, расположенного по адресу: <адрес> площадью 3 360,1 кв.м. Часть этого помещения, расположенного на первом этаже с отдельным входом площадью 185,92 кв.м. на основании регулярно перезаключаемых с ДД.ММ.ГГГГ договоров аренды используется АО «Почта России» для размещения почтового отделения , располагавшегося там и ранее.

Из позиции третьего лица также следует, что здание расположено в объединенной зоне охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон», входит в ансамбль застройки Австрийской площади, состоящий из пяти зданий. Ширина входов (проемов и конструкции дверей) предусмотрена проектом, разработанным Ленпроект в ДД.ММ.ГГГГ. При реконструкции фасада двери были заменены на новые в соответствии с архитектурным заданием КГА и проектом.

В соответствии с актом обследования уровня доступности для инвалидов объекта почтовой связи в здании по адресу: <адрес>, установлено следующее: 1) наличие контрастного обозначения ступеней лестничного марша и путей подхода к лестничному маршу краевые ступени лестничного марша выделены цветом, 2) место обслуживания инвалида на коляске, с проемом для ног, организовано в посылочном отделе и обозначено пиктограммой «Инвалид», 3) при входе в отделение почтовой связи размещена табличка с наименованием отделения почтовой связи и его режимом работы, выполненная шрифтом Брайля, 4) на почтовых ящиках информация о выемке письменной корреспонденции продублирована шрифтом Брайля, 5) при входе в отделение почтовой связи размещена пиктограмма «Инвалид», которая информирует о доступности объекта, 6) при входе в здание имеется рабочая кнопка вызова персонала.

Из акта проверки федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора <адрес>ФИО7 с участием ведущего юрисконсульта УФПС <адрес> АО «Почта России» ФИО8 и ведущим специалистом группы развития розничной сети УФПС <адрес>ФИО4 установлено следующее.

Так, в ходе визуального осмотра здания, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что со стороны УФПС <адрес> выполнены работы: 1) на пути движения к кнопке вызова персонала на входной площадке препятствие в виде урны устранено. Урна смещена в правую сторону, за элемент здания. Кнопка вызова смещена на высоту 1 метра от площадки, находится в рабочем состоянии, вызов персонала осуществления. 2) на внешнем лестничном марше, прилагающем к входной площадке, состоящем из 6 ступеней, 2 плиты шириной проступей менее 0,35 м (фактичсекая ширина 0,33 м). 3) поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окон касс, справочных снижены до расстояния от пола, составляют от 0,7 до 0,8 м, проем для ног присутствует. Остальные нарушения, указанные в иске, не устранены.

Акт подписан всеми членами комиссии, не содержит несогласия кого-либо с установленными при осмотре обстоятельствами.

Доказательств полного устранения нарушений, обжалования представления прокурора как незаконного, со стороны ответчика не представлено.

Анализируя вышеприведенные нормы права, принимая установленные по делу обстоятельства и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Удовлетворяя частично исковые требования, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика установить входную дверь с шириной рабочего полотна не менее 0,9 м. в почтовом отделении , расположенном по адресу: <адрес> связи со следующим.

Согласно части 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Фасад здания как ограждающие несущие конструкции дома является общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников дома.

Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ФИО5 на нарушение ее конституционных прав рядом положений Жилищного кодекса Российской Федерации" отразил, что ч. 2 ст. 40 ЖК РФ направлена на защиту интересов собственников помещений в многоквартирном доме посредством недопущения произвольного уменьшения размера их общего имущества.

Истец просит обязать ответчика установить входную дверь с шириной рабочего полотна не менее 0,9 м. в почтовом отделении , расположенном по адресу: <адрес>, при том, что Комитет по градостроительству и архитектуре утверждено архитектурное задание на ремонт и окраску фасадов здания, расположенного по адресу: <адрес>, а также проект, регламентирующий, в том числе ширину входа (проема и конструкции двери) и оконных блоков, не предусматривающий внесение изменений в сторону увеличения, в том числе во входную группу. При этом увеличение ширины рабочего полотна на входной группе возможно только за счет уменьшения фасада здания как ограждающей несущей конструкции дома, который является общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны в частности принять меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

Дом, в котором находится нежилое помещение, имеет 1953 года постройки, то есть не является вновь вводимым в эксплуатацию домом, равно как и прошедшим реконструкцию, модернизацию.

В свою очередь как усматривается из материалов дела, ответчиком приняты меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, а именно имеется кнопка вызова персонала на входной двери.

При таких обстоятельствах, учитывая, что объект, используемый ответчиком для оказания услуг почтовой связи по адресу: <адрес> в части увеличения ширины дверного полотна при входе в объект невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, в силу действующего законодательства, до момента реконструкции или капитального ремонта здания, данное помещение может быть приспособлено для обеспечения доступа инвалидов посредством кнопки вызова персонала.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

При вынесении решения суд учитывает, что для проведения работ по устранению выявленных нарушений должна быть соблюдена определенная согласительно-разрешительная процедура на выполнение определенных видов работ, в связи с чем полагает возможным предоставить ответчику срок для устранения указанных выше нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Так как в соответствии со ст. 333.36 НК РФ государственные органы, в том числе и прокуратура, освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче исков в суд, а также учитывая установленную судом обоснованность исковых требований, суд взыскивает с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., что соответствует требованиям ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Прокурора <адрес> удовлетворить частично.

Обязать АО «Почта России», осуществляющее деятельность по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, устранить нарушения требований законодательства путем осуществления беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, именно:

оборудовать бортовые камни (бордюры) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов или озелененных площадок, тактильно-контрастными указателями, выполняющими предупреждающую функцию на покрытии пешеходных путей до препятствия, доступного входа, начала опасного участка, перед внешней лестницей, контрастное обозначение ступеней лестничного марша и пути подходе к лестничному маршу, горизонтальные площадки пандусов, при каждом изменении направления пандуса размером не менее 1,5х1,5 м, в местах изменения уклонов оборудовать искусственное освещение, при ширине внешней лестницы на входе в здание более 4,0 м оборудовать дополнительные разделительные двусторонние поручни, на входной площадке оборудовать навес, оборудовать технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах посещения, которые должны обеспечивать посетителям объекта возможность однозначной идентификации объекта и мест посещения с помощью радио информаторов для посетителей с нарушением зрения, выделить ограждением почтовый ящик, установленный слева на стене перед входом, дверные ручки на наружной двери окрасить в контрастный цвет в отличие от цвета дверного полотна, установить доводчики на входной двери снаружи, оборудовать при входе информационную тактильную схему (схема движения), тактильно-контрастные предупреждающие указатели на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, стационарными препятствиями, оборудовать стойки обслуживания посетителей с системами усиления слышимости, обеспечить места для лиц с нарушением слуха оборудованными специальными персональными приборами усиления звука или путем применения в залах индукционного контура или других индивидуальных беспроводных устройств, для акцентирования внимания покупателей с нарушением зрения на необходимой информации оборудовать световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера, обеспечить в удобном для посетителя с нарушением зрения месте и в доступной для него форме информацию о расположении залов и секций, об ассортименте и ценниках на товары, а также средства связи с администрацией, установить технические средства информирования, ориентирования и обозначения символами доступности.

Обязать АО «Почта России», осуществляющее деятельность по адресу: <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства путем осуществления беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, именно:

установить наружное вызывное устройство связи с персоналом при входе в здание, контрастную маркировку на прозрачных полотнах входной двери, обеспечить контрастность дверь-ручки на главном входе, оборудовать вход тактильной информационной вывеской, с информацией, продублированной в шрифте Брайля и содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы, технические средства информирования, ориентирования и сигнализации в местах посещения, которые должны обеспечивать посетителям объекта возможность однозначной идентификации объекта и мест посещения с помощью радио информаторов для посетителей с нарушением зрения, устранить повреждения путей движения ММГН на входной группе, обеспечить выделение контрастно либо с помощью наземных тактильных указателей препятствий в виде одиночных опор (столбов), выделение на земле или ограничивающий бортик под выступающим элементом более 0,1 м от стены, установить доводчики обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд, установить и закрепить дренажных коврик в один уровень с полом, привести его ячейки в соответствие с нормативными требованиями, установить при входе информационную тактильную мнемосхему (схему движения), обеспечить свободный подъезд к терминалу электронной очереди представителям ММГН, обеспечить наличие информации в удобном для посетителя-инвалида по зрению (или граждан с нарушением зрения) месте, и в доступной для него форме, обеспечить для лиц с дефектами слуха специальные персональные приборы усиления звука, индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства, установить рабочую поверхность столов индивидуального обслуживания (пользования) на высоте не более 0,85 м.

Взыскать с АО «Почта России» в доход бюджета Санкт-Петербурга расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Кондратьева Н.М.