ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-149/20 от 16.09.2020 Косинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2 – 149/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2020 года с. Коса

Косинский районный суд Пермского края в составе председательствующего Зубовой Е.А.,

при секретаре Кочкуровой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Косинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних о признании незаконным бездействия Администрации Косинского муниципального округа по созданию условий для массового отдыха населения и организации обустройства мест массового отдыха (зон реакреации водного объекта), возложении обязанности определить места массового отдыха людей на водных объектах и у воды, оборудовать места массового отдыха населения в соответствии с требованиями законодательства

у с т а н о в и л :

Прокурор Косинского района Пермского края обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту прав неопределенного круга лиц, несовершеннолетних. Требования обосновывает тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на территории Косинского муниципального округа расположенарека Коса, песчаный пляж в п.Кордон которой традиционно является местом массового отдыха населения. Между тем, в нарушение требований п. 13, 20, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1,2,3 и 4 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, ответчиком не созданы условия для массового отдыха жителей округа на водных объектах общего пользования, не осуществляются мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, пляжи на водных объектах не обустроены аварийно-спасательными и медицинскими постами.Отсутствие организованных мест массового отдыха, в том числе для купания, на территории Косинского муниципального округа является предпосылкой для возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах, которые могут повлечь гибель людей на воде, и влечет нарушение прав граждан, в том числе несовершеннолетних детей, на охрану жизни и здоровья в период проведения летнего отдыха. Полагает, что бездействие органов местного самоуправления является одной из причин и условий гибели в реке Коса 2 подростков, оставшихся без присмотра родителей в месте, не предусмотренном для купания.

Просит признать незаконным бездействие администрации Косинского муниципального округа по созданию условий для массового отдыха населения и организации обустройства мест массового отдыха, возложить обязанность определить места массового отдыха людей на водных объектах и у воды незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, а также оборудовать места массового отдыха населения – пляжи на территории Косинского муниципального округа в соответствии с требованиями к зонам реакреации людей на водных объектах, установленными Правилами охраны жизни людей на водных объектах Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Грибанова С.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица Территориального отдела ГИМС МЧС России по Пермскому краю Э пояснил, чтозакон предусматривает право, а не обязанность органов местного самоуправления организовывать места массового отдыха, в том числе пляжи, на водных объектах.В случае определения пляжа, его владелец подает заявку на регистрацию пляжа, ГИМС дает техническое освидетельствование пляжа. Территориальный отдел ГИМС МЧС России будет проверять соответствие пляжа установленным требованиям, после чего выдаст заключение о возможности его эксплуатации.

Представитель ответчика Администрации Косинского муниципального округа М исковые требования не признала, пояснив, что действительно на территории округа в <адрес> находится река Коса, которая является традиционным местом отдыха людей. Пляж в соответствии с требованиями закона не обустроен. Между тем, закон предусматривает право, а не обязанность органов местного самоуправления организовывать места массового отдыха, в том числе пляжи, на водных объектах. Постановлением главы Косинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ песчаный пляж в <адрес> определен как место массового отдыха людей у водных объектов, а не на самих водных объектах, и купание в реке запрещено в связи с илистым дном, наличием на дне озера коряг, деревьев и подземных ключей. Обустройство пляжа потребует значительных финансовых затрат, что повлечет нарушение прав граждан, проживающих на территории округа, поскольку в случае удовлетворения иска бюджетных денежных средств будет недостаточно для решения иных вопросов местного значения.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из содержания ст. 7, ч. 5 ст. 37, ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ следует, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на отдых. Каждый имеет право на охрану здоровья. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п. 13, 20, 29, 32 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава МО «Косинский муниципальный округ» к вопросам местного значения муниципального округа относятся: создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам,осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных формирований на территории округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В силу ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2006 года № 769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах», утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации

Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года №22-п утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах Пермского края» (далее – Правила), которые устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других организованных местах массового отдыха на водных объектах, переправах и наплавных местах, и обязательны для выполнения всеми водопользователями на территории Пермского края.

В соответствии с п. 1.3.2 Правил организованное место отдыха людей у воды - участок побережья, берега с прилегающей акваторией, который соответствует требованиям, предъявляемым к обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также установленным санитарным правилам и используется для массового отдыха людей на воде (катание на гребных лодках, катамаранах и других плавательных средствах; понтоны, рестораны и т.д.) и у воды (предприятия общественного питания, базы отдыха и т.д.), приема солнечных и воздушных ванн, исключающий и запрещающий купание;

1.3.3. пляж - участок побережья, берега с прилегающей акваторией, который соответствует требованиям, предъявляемым к обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также установленным санитарным правилам и используется для массового отдыха людей на воде и у воды, в том числе купаний, приема солнечных и воздушных ванн.

1.3.10. зона рекреации водного объекта - водный объект или его участок с прилегающим к нему берегом, используемый для отдыха.

2.1. в зонах рекреации водного объекта для предупреждения несчастных случаев и оказания помощи терпящим бедствие на водных объектах в период купального сезона правообладатели земельных участков в зоне рекреации водного объекта организуют с учетом особенностей расположения, размеров береговой территории и акватории водного объекта спасательные посты и организуют дежурство на них спасателей. Зона оперативного действия одного спасательного поста не должна превышать 400 м береговой территории вдоль береговой линии и акватории. Личный состав на спасательном посту должен быть не менее 3 человек. Спасательный пост должен быть оснащен согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

2.2. Границы плавания в местах купания обозначаются буйками красного или оранжевого цвета (диаметром не менее 300 мм), расположенными на расстоянии 25-30 метров один от другого и до 25 метров от мест с глубиной 1,3 метра.

2.3. В зоне рекреации водного объекта отводятся участки с глубиной не более 1,2 метра для купания людей, не умеющих плавать. Участки обозначаются линией поплавков, закрепленных на тросах, или ограждаются штакетным забором.

2.4. Плавучие понтоны, ограждающие место купания, надежно закрепляются и соединяются с берегом мостиками или трапами, а сходы в воду должны иметь перила.

2.5. В местах купания, выступающих за береговую линию, с наступлением темноты на части, выступающие в сторону судового хода, при длине до 50 метров зажигается белый огонь кругового освещения, ясно видимый со стороны судового хода, на высоте 2 метров над настилом, а при длине 50 метров и более - белые круговые огни через каждые 50 метров.

На береговой части пляжа не далее 5 метров от воды выставляются через каждые 50 метров стойки (щиты) с навешенными на них спасательными кругами и спасательными концами Александрова. Последние могут быть заменены иными спасательными средствами со схожими тактико-техническими характеристиками, сертифицированными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.6. При отсутствии естественных участков с приглубыми берегами в местах с глубинами, обеспечивающими безопасность при нырянии, оборудуются деревянные мостки или плоты для прыжков в воду.

2.7. Спасатели должны быть легко узнаваемы, их форма должна состоять из головного убора (кепка, бейсболка, фуражка, панама), шорт (брюк) красного цвета, футболки (рубашки, куртки, жилета) яркого цвета с надписью "Спасатель".

2.8. Правообладатели земельных участков в зоне рекреации водных объектов оборудуют их профилактическими стендами, содержащими следующую информацию:

сведения о пользователе пляжа;

информация о личном составе спасательного поста;

извлечения из настоящих Правил;

материалы по предупреждению несчастных случаев с людьми на водных объектах;

схема акватории объекта с указанием опасных мест и глубин;

данные о температуре воды и воздуха;

адрес и телефон инспекторского подразделения федерального казенного учреждения "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю" по зоне ответственности.

2.9. Зоны рекреации обеспечиваются лежаками, тентами, зонтами для защиты от солнечных лучей, количество которых должно быть соизмеримо количеству посетителей в пик сезона и протяженности зоны рекреации, а также душами с естественным подогревом воды, кабинками для переодевания, баками с кипяченой водой, туалетами (биотуалетами), а при наличии водопроводов - фонтанчиками с питьевой водой из расчета 1 единица на 75 посетителей зоны рекреации.

2.10. Зоны рекреации водного объекта должны быть радиофицированы, иметь телефонную связь.

Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Как установлено в судебном заседании и не отрицается лицами, участвующими в деле, на территории Косинского муниципального округа расположено несколько водоемов, в том числе река Коса в <адрес>, песчаный пляж которого традиционно является местом массового отдыха людей. Пляжи на водных объектах не обустроены.

В связи с гибелью ДД.ММ.ГГГГ в реке Коса при купании в необорудованном и опасном для купания месте двух подростков 2005 года рождения письмом ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ подготовка муниципального образования «Косинский муниципальный округ» к купальному сезону 2020 признана неудовлетворительной, установлено отсутствие на территории округа организованных мест отдыха населения, в целях предотвращения гибели людей на водных объектах рекомендовано рассмотреть возможность организации мест отдыха (пляжей) в соответствии с водным, санитарно-эпидемиологическим законодательством.

В ходе рассмотрения дела судом ДД.ММ.ГГГГ главойКосинского муниципального округа было издано Постановление№357, которым песчаный пляж в <адрес> определен как место массового отдыха людей у воды.

При этом доказательств, свидетельствующих о том, что данное место соответствует вышеуказанным требованиям Правил, суду не представлено.

Отсутствие на территории Косинского муниципального округа организованных мест массового отдыха на водных объектах (пляжей), соответствующих требованиям Правил и оборудованных аварийно-спасательными постами, свидетельствуют о бездействии администрации муниципального образования в части создания условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, и несет в себе угрозу безопасности жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних детей, на водных объектах в купальный сезон.

Доводы представителя ответчика о том, что обустройство пляжей на водных объектах является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, являются несостоятельными, поскольку положения статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющие перечень вопросов местного значения округа, являются императивными, и предусматривают именно обязанность органов местного самоуправления решать вопросы местного значения, которой корреспондируется соответствующее право жителей округа.

Ссылка представителя ответчика на необходимость при оборудовании пляжей несения значительных финансовых затрат не имеет правового значения для рассматриваемого спора.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не исполняется возложенная законом обязанность по созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам и осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей, в том числе несовершеннолетних детей, на водныхобъектах, охране их жизни и здоровья.

На основании изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает возможным установить ответчику срок для обустройства не менее одного места массового отдыха населения на водных объектах – пляжа до 01 июня 2021 года, то есть до наступления купального сезона 2021 года, поскольку данный срок является разумным и достаточным для выполнения указанных действий.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Косинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Косинского муниципального округа по созданию условий для массового отдыха населения и организации обустройства мест массового отдыха.

Обязать администрацию Косинского муниципального округа определить места массового отдыха людей на водных объектах и у воды незамедлительно после вступления решения суда в законную силу, а также оборудовать не менее одного места массового отдыха населения на водных объектах – пляжа на территории Косинского муниципального округа в соответствии с требованиями к зонам реакреации людей на водных объектах, установленными Правилами охраны жизни людей на водных объектах Пермского края, в срок до 01 июня 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца.

СудьяЕ.А.Зубова