ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1500/20 от 07.07.2020 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1500/2020

50RS0048-01-2020-000620-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июля 2020 года г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Левша С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «А-КЛАСС Ко», ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР», третьему лицу – ООО «Химки Тур», о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику к ООО «А-КЛАСС Ко», ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР», третьему лицу – ООО «Химки Тур», которым просила, взыскать с ООО «А-КЛАСС Ко», ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР» стоимость проживания в отеле в размере 190 679,11 руб., компенсацию морального вреда в размере 75 000,00 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что 12.07.2019г. между истцом и ООО «Химки Тур» был заключен договор № 9091454/9091449. Согласно Договора туроператор обязался забронировать у Туроператора для истца и членов ее семьи отель Club Hotel Felicia Village на срок с <дата>. истец получила ваучеры, подтверждающие размещение ее и членов ее семьи в отеле Club Hotel Felicia Village на срок с <дата>. по <дата>. По прибытии отель Club Hotel Felicia Village 18.09.2019г., истцу и членом ее семьи было отказано, по причине отсутствия свободных номеров, и предложили поселить в отель Xoria Deluxe, других вариантов предложено не было. Заявка на бронирование отеля Club Hotel Felicia Village была направлена в этот отель только 07.09.2019г., в то время как Договор был заключен 12.07.2019г. и была внесена предоплата. Однако, предоставленный отель Xoria Deluxe не является таким же отелем, либо отелем более высокой категории, чем Club Hotel Felicia Village.Таким образом предоставленный отель был другого вида и типа, совсем не такой как бронировала истица, и тем более не высокой категории. Истцом в адрес ООО «А-КЛАСС Ко», ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР», были направлены претензии 07.10.2019г., которая 11.10.2019г. была получена ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР», 15.10.2019г. ООО «А-КЛАСС Ко», до настоящего времени ответов на претензии не последовало. В связи с чем, истец была вынуждена обратиться в суд.

Истец в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представители ответчиков ООО «А-КЛАСС Ко», ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, направили в суд отзыв на исковое заявление которым возражали против удовлетворения заявленных требований, а также ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Третье лицо ООО «Химки Тур» представитель в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

С учетом мнения участников процесса, дел рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

На основании положений ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги). Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

По правилам ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2007 года N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта" под исполнителем понимаются: туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором, и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности Российской Федерации" и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что <дата>. между ФИО1 и ООО «Химки Тур» был заключен договор <№ обезличен> по которому ООО «Химки Тур» за вознаграждение обязуется оказать Клиенту ФИО1 консультационные турагентские услуги, перечисленные в п. 3.2 договора, а именно предоставить клиенту справочную информацию о потребительских свойствах турпродукта, о странах, маршрутах путешествия клиента, правилах въезда в эти страны, о Туроператоре, осуществляющем формирование данного турпродукта, о перевозчике, об отельной базе, о страховых услугах и возможных экскурсиях по выбранному маршруту.

Согласно п.2.1.5. договора, ООО «Химки Тур» взяло на себя обязательство по бронированию авиаперелета из Москвы в Анталью 18.09.2019г. и обратно в Москву 28.09.2019г., размещение туристов ФИО1 с членами ее семьи, в стандартных комнатах отеля Club Hotel Felicia Village 18.09.2019г. по 28.09.2019г.

После бронирования ООО «Химки Тур» получило от ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР» подтверждение бронирования, в котором подтверждалось размещение в отеле Club Hotel Felicia Village.

Бронирование турпродукта № 9091454 и № 9091449 осуществлялось ООО «Химки Тур» путем направления заявки в адрес «ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР», которое предало сведения в адрес туроператора «А-КЛАС Ко».

ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР» при бронировании данного турпродуктов и в целях их реализации действует на основании Договора поручения <№ обезличен> от <дата>, заключенного с туроператором ООО «А-КЛАСС Ко».

Туроператором заказанных туров <№ обезличен> и <№ обезличен> является ООО «А-КЛАССКо».

В пакет турпродукта <№ обезличен>, реализуемого за общую цену, для туристов SERGEY SUBBOTIN и TATIANA MALTSEVA (Истец), входило следующее: размещение в отеле «CLUB FELICIA VILLAGE» в номере категории «STANDARD ROOM» на сроки с <дата> по <дата>, тип питания «Ultra All Inclusive»; авиаперелет рейсом по маршруту Москва - Анталья - Москва <дата> по <дата>; групповой трансфер (наземная перевозка) по маршруту отель-аэропорт-отель; полисы медицинского страхования и страхования на случай невозможности совершения путешествия по независимым от туристов обстоятельствам (невыезд) для всех участников тура.

В пакет турпродукта <№ обезличен>, реализуемого за общую цену, для туристов ALEKSANDR ELISEEV, ANNA ELISEEVA, IVAN ELISEEV, входило следующее: размещение в отеле «CLUB FELICIA VILLAGE» в номере категории «STANDARD ROOM» на сроки с <дата> по <дата>, тип питания «Ultra All Inclusive»; авиаперелет рейсом по маршруту Москва - Анталья - Москва <дата> по <дата>; групповой трансфер (наземная перевозка) по маршруту отель-аэропорт-отель; полисы медицинского страхования и страхования на случай невозможности совершения путешествия по независимым от туристов обстоятельствам (невыезд) для всех участников тура.

Стоимость турпродукта <№ обезличен> (SERGEY SUBBOTIN и TATIANA MALTSEVA) к оплате ООО «Химки Тур» составила 122 437,20 рублей. В счёт оплаты заявки на тур <№ обезличен> поступила оплата в необходимом объёме 122 437,20 рублей (платёжное поручение № 489 от 13.07.2019 на сумму 64 236,45 рублей и № 617 от <дата> на сумму 52 200,75 рублей).

Стоимость турпродукта X» 9091454 (ALEKSANDR ELISEEV, ANNA ELISEEVA, IVAN ELISEEV) к оплате ООО «Химки Тур» составила 127 244,60 рублей. В счёт оплаты заявки на тур <№ обезличен> поступила оплата в необходимом объёме 127 244,60 рублей (платёжное поручение № 488 от 13.07.2019 на сумму 62 671,10 рублей и № 616 от <дата> на сумму 64 573,50 рублей).

По прибытии туристов в Турцию, заселение в отель «CLUB FELICIA VILLAGE» не представлялось возможным по объективным причинам отеля «CLUB FELICIA VILLAGE».

Согласно 13.1.2. Договора <№ обезличен> от <дата>., туроператор, у которого забронирован турпакет, оставляет за собой право, в случае необходимости, заменить отель, указанный в п. 2.1.4. настоящего Договора на отель той же, либо более высокой категории по своему усмотрению.

Потребительскими свойствами турпродукта туроператора установлено, что при возникновении такой ситуации, туристам предлагается отель равной или более высокой категории сервисного и (или) ценового обслуживания. Аналогичные нормы предусмотрены Договором <№ обезличен> от <дата>., заключенным между ООО «А-КЛАСС Ко» и GLOBE TOURISM B.V.

Пункт п. 5.3.1. Договора <№ обезличен> от <дата>.8 предусматривает право GLOBE TOURISM В. V. внести обоснованные изменения в содержание тура, уведомив об этом ООО «А-КЛАСС Ко». К числу обоснованных изменений относится изменение средства проживания туриста, при условии соответствия альтернативного проживания по ценовым характеристикам и (или) качеству (количеству) услуг первоначально бронированному.

При бронировании турпродуктов, ООО «Химки Тур» приняло условия Договора, опубликованного в сети Интернет по адресу: http://agency.coral.ru/main/turagent/cooperation/contract.aspx/ (распечатка Агентского Договора 2019, а также текст приложения № 3 к Агентскому договору 2019, содержащее информацию о потребительских свойствах туристских услуг, в приложении). ООО «Химки Тур», бронируя заявки на турпродукт, акцептировало условия данного Договора, являющегося неотъемлемой частью условий его реализации.

Пункт 2.1. приложения № 3 к Агентскому договору 2019 содержит текст: «Туроператор обязуется в случае невозможности предоставления средства проживания, оговоренного в подтверждении, предоставить туристу размещение в альтернативном средстве проживания, имеющем равную либо более высокую категорию сервисного и (или) ценового обслуживания без взимания дополнительной платы..».

Из текста Договора <№ обезличен> от «<дата>, заключенного Истцом с ООО «Химки Тур», следует, что ООО «Химки Тур» исполнило свои обязательства по информированию Истца, отразив это в Договоре с ним.

В пункте 14.4 Договора <№ обезличен> от <дата>, указано: «стороны вправе потребовать изменения или расторжения настоящего договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении настоящего договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся:

В соответствии с п. 14.4.1. Договора <№ обезличен> от <дата>, Стороны договорились, что под ухудшениями условий путешествия они понимают, в том числе, замену отеля (размещения) на отель (размещение) низшей категории, при этом Клиент обязан предоставить официальное заключение о том, что уровень предоставленного размещения действительно категории ниже забронированного.

В то же время, Договор Истца с ООО «Химки Тур» в пункте 14.4.2. содержит указание, что стороны договорились о том, что не являются ухудшением условий путешествия из которых исходил Клиент при выборе тура и не может служить основанием для расторжения/изменения договора и полного возврату Клиенту денежных средств, в том числе: негативная оценка Клиентом либо любым другим лицом или информационным ресурсом качества и ассортимента питания, качества отеля и его услуг.

ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР» не является туроператором турпродуктов Истца.

В силу норм ст. 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ, туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом и (или) иным заказчиком.

ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР» полностью выполнило свои обязанности в рамках, предоставленных туроператором ООО «А-КЛАСС Ко» полномочий, получило заказ на турпродукты от ООО «Химки Тур», передало сведения о требуемом турпродукте туроператору ООО «А-КЛАСС Ко». ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР» обеспечило ООО «Химки Тур» всеми необходимыми сопроводительными документами, требуемыми туристам для использования турпродуктов.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований к ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР».

Разрешая исковые требования, и руководствуясь ст. ст. 779, 782, 1099 ГК РФ, ст. ст. 46, 50, 56, 61.1, 61.2 БК РФ, ст. ст. 4, 13, 15, 29 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", ст. ст. 1, 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристкой деятельности", приведя п. 46, п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", руководствуясь ст. 103 ГПК РФ, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Так, Истец и другие туристы приняли размещение в отеле «XORIA DELUXE HOTEL» с <дата> по <дата>, добровольно воспользовалась его услугами.

Истцом не предъявлено требований к услугам авиаперевозки, трансфера и страховым услугам, а только к размещению в альтернативном отеле «XORIA DELUXE HOTEL» который, по утверждению истца был другого вида и типа, и не более высокой категории.

Так, в ответе ООО «А-КЛАСС Ко» от «19» ноября 2019 на претензию Истца, Истцу предлагалась к выплате ценовая разница размещения по заявке <№ обезличен> между отелями «XORIA DELUXE HOTEL» и «CLUB FELICIA VILLAGE», составляющая 24 990,26 рублей, а также ценовая разница размещения по заявке <№ обезличен> между отелями «XORIA DELUXE HOTEL» и «CLUB FELICIA VILLAGE», составляющая 24 256,53 рублей. В общем объёме, Истцу предлагалось 49 246,79 рублей.

Поскольку ООО «А-КЛАСС Ко» допущено существенное нарушение условий Договора, повлекшее для истца невозможность получения тех услуг, на что истец рассчитывала при заключении договора и что являлось для неё определяющим при выборе туристического продукта.

Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Законом РФ "О защите прав потребителей", ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", условиями заключенного договора реализации туристского продукта, приходит к выводу о том, что при оказании туристических услуг, ООО «А-КЛАСС Ко» были допущены нарушения условий заключенного договора, что выразилось в не предоставлении туристического продукта, который был предусмотрен договором, в связи с чем, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца.

При таких обстоятельствах, суд счел доказанным факт необходимости возложения на ответчика ООО «А-КЛАСС Ко» обязанности по возмещению разницы размещения по заявке <№ обезличен> между отелями в размере 49 246,79 руб.

Поскольку при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя, - постольку с учетом разъяснений, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителей", согласно положениям ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд приходит к выводу о взыскании с ответчика ООО «А-КЛАСС Ко» в пользу истца в порядке возмещения морального вреда – 5 000,00 рублей.

Исходя из положений п. 1 ст. 333.19, пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 1 677,40 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р е ш и л:

Иск ФИО1 к ООО «А-КЛАСС Ко» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «А-КЛАСС Ко» в пользу ФИО1 разницу размещения по заявке <№ обезличен> между отелями в размере 49 246,79 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000,00 руб.

Иск ФИО1 к ООО «ТО КОРАЛ ТРЕВЕЛ ЦЕНТР» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.

Взыскать с ООО «А-КЛАСС Ко» в доход местного бюджета г.о. Химки госпошлину в размере 1 677,40 руб.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Химкинский городской суд в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 13 июля 2020 г.

Судья: Н.Н. Тягай