ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1526/201812Д от 12.12.2018 Заводской районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 2-1526/2018 12 декабря 2018 года

УИД 42RS0015-01-2018-002821-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Ермоленко О.А.

при секретаре Мочалове В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе к АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в городе Новокузнецке и ... обратилось в суд с иском, в котором с учетом изменений просит обязать АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (далее – АО «ЕВРАЗ ЗСМК»), как собственника радиоактивных отходов, образовавшихся в ходе производственной деятельности в количестве 26 слитков (плавка металла ...), прекратить их хранение в открытом виде на территории предприятия и обязать юридическое лицо вывезти радиоактивные отходы на длительное хранение и захоронение в специализированную организацию по обращению с радиоактивными отходами или организовать пункт временного хранения РАО на территории предприятия (..., ш. Космическое, 16) с соблюдением требований норм и правил, изложенных в ОСПОРБ-99, НРБ-99, СПОРО-2002; установить срок для совершения действий, направленных на устранение вышеуказанных нарушений 2, 5 года со дня вступления в законную силу.

Требования мотивированы тем, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в городе Новокузнецке и ... (далее – территориальный отдел) проведено административное расследование с ... по ... в отношении юридического лица АО «...1 ЗСМК» по факту нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно:

в АО «...1 ЗСМК» ..., ... произошла радиационная авария, связанная с переплавкой радиоактивных источников кобальт-60 в конвертере ..., ... конвертерного цеха ... АО «...1 ЗСМК». В результате радиационной аварии произошло загрязнение 5-ти плавок металла в количестве 135 слитков металла радионуклидом кобальт-60 (общая масса слитков 1350 тонн). Средняя удельная активность радионуклида кобальт-60 в металле составила от 774 Бк/кг до 19918 Бк/кг, что превышает нормируемое значение для неограниченного использования стали согласно приложению 3 к ОСПОРБ 99/2010 от 7,7 до 199 раз. Минимально значимая удельная активность радионуклида кобальт-60, при котором допускается неограниченное использование материала, составляет 0,1 Бк/г или 100 Бк/кг. Выявлено превышение по мощности экспозиционной дозы внешнего гамма-излучителя слитков металла, загрязненных радионуклидом кобальт-60, максимальное значение превышает допустимый уровень в 136 раз. Загрязнения окружающей среды не установлено, пострадавших нет. Поставщиком лома черных металлов (металлошихты) в ККЦ-2 является ...» согласно договору поставки лома черных металлов ... от .... ООО «Вторресурс Переработка» радиационный контроль на своей территории контейнерной станции не осуществлял. АО «...1 ЗСМК» требует от ...» только контроль на взрывобезопасность поставляемой на переплавку металлошихты.

В ходе расследования радиационной аварии установлено срабатывание станционной системы радиационного контроля ...» ... в 04-20 часов местного времени на железнодорожных весах ... станции «...» АО «...1 ЗСМК». Стационарная система радиационного контроля принадлежит АО «...1 ЗСМК».

В момент срабатывания в зоне контроля находились железнодорожные платформы с 6-ью контейнерами .... ...,. ..., ..., ..., ..., загруженными металлоломом. Данное срабатывание приемосдатчиком груза и багажа управления подготовки производства АО «...1 ЗСМК» было халатно проигнорировано, службе радиационной информации АО «...1 ЗСМК» информация не была передана, в результате произошла радиационная информация, которая является следствием не обеспечения планирования мероприятий в области обеспечения радиационной безопасности. АО «...1 ЗСМК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

АО «...1 ЗСМК» ... даны рекомендации о проведении гигиенической оценки результатов исследования содержания Со-60 в металле, также оформлено экспертное заключение от ... о допустимых направлениях и порядке обращения со слитками стали, загрязненными Со-60. В экспертном заключении разграничен загрязненный металл: на очень низкоактивные радиоактивные отходы (РАО) – плавка ... в количестве 26 слитков (рекомендовано обустроить место хранения в соответствии с нормативными требованиями и получить лицензию Ростехнадзора на временное хранение РАО); металл с ограниченным использованием – плавки ... в количестве 27 слитков (рекомендовано хранение 20 лет), ... в количестве 27 слитков (рекомендовано хранение 4 года), ... в количестве 28 слитков (рекомендовано хранение 1 год), слитки плавки ... в количестве 26 штук отнесены к использованию без ограничений к радиационному фактору.

АО «...1 ЗСМК» не имеет проекта на обращение с радиоактивными отходами, для организации пункта временного хранения с указанием сроков, упаковки, транспортировки, длительного хранения и захоронения, что является нарушением требований ст. 2 ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 9 ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Несмотря на указанные требования, радиоактивные отходы АО «...1 ЗСМК» продолжают храниться в открытом виде на площадке складирования железобетонных блоков. Фактическое осуществление удаления радиоактивных отходов с территории АО «...1 ЗСМК» и направление их на длительное хранение и захоронение в специализированную организацию по радиоактивным отходам отсутствует.

Представитель ответчика ...4, действующий на основании доверенности ...0 от ... сроком по ..., исковые требования не признал, суду пояснил, что в настоящий момент слитки сплавки ... находятся на временном хранении на специально подготовленной площадке с соблюдением всех санитарных норм. Указанное хранение исключает причинение вреда как работникам общества, так и окружающей среде. При этом обществом осуществляется работа по организации пункта временного хранения слитков. Отсутствие разрешения на пункт временного хранения до окончания проектирования не является нарушением действующего законодательства и не является предметом надзора или контроля Роспотребнадзора.

Поскольку общество не является переработчиком РАО и не организовывает на своей территории пункт долговременного хранения или захоронения, ответчиком не нарушаются положения п.... ОСПОРБ.

Отсутствие решения органа местного самоуправления на размещение пункта хранения РАО не может признаваться в качестве нарушения законодательства обществом, поскольку с его стороны были приняты все зависящие от него меры для получения такого решения. Кроме того, отсутствие решения на размещения пункта хранения не является нарушением санитарного законодательства РФ, в то время как в полномочия Роспотребнадзора входит контроль за соблюдением исключительно санитарного законодательства РФ.

Ориентировочный срок, необходимый для организации пункта временного хранения РАО составляет примерно 2, 5 года, в связи с чем, требование истца совершить все необходимые действия для организации пункта хранения в срок до ... не имеет нормативного обоснования, является неисполнимым, а, следовательно, не законным.

РАО, образовавшиеся у АО «...1 ЗСМК», относятся к категории короткоживущих, в связи с чем, не подлежат обязательному захоронению,

Ответчик приступил к осуществлению мероприятий по организации пункта хранения, принял меры по исключению вредного воздействия ионизирующего излучения на работников и иных лиц. РАО содержится с соблюдением необходимых условий, обеспечивающих их безопасность для работников и иных лиц, о чем предоставил отзыв на исковое заявление и дополнительный отзыв и дал пояснения, аналогичные в них изложенные.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Согласно ст. 9 ФЗ «О радиационной безопасности населения» государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, сводов правил, правил охраны труда и иных нормативных документов по радиационной безопасности.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О радиационной безопасности населения» организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.

Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил радиационной безопасности, обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, сводов правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее - нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «О радиационной безопасности населения» при обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:

соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;

планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;

осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;

проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;

проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);

регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;

выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

Согласно п. 10, 11 ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт долговременного хранения радиоактивных отходов - пункт хранения радиоактивных отходов, срок эксплуатации которого определен проектом, но порядок вывода из эксплуатации и меры по выводу из эксплуатации которого не предусмотрены;

пункт временного хранения радиоактивных отходов - пункт хранения удаляемых радиоактивных отходов, проектом которого определен срок его эксплуатации и предусмотрены порядок вывода из эксплуатации и меры по выводу его из эксплуатации.

В соответствии с п. 5 ст. 9 ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники радиоактивных отходов, собственники пунктов хранения радиоактивных отходов обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами, безопасную эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов.

Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» радиоактивные отходы, за исключением короткоживущих радиоактивных отходов, удельная активность которых в результате распада радионуклидов за время хранения может быть снижена до уровня, при котором такие отходы перестают быть радиоактивными отходами, подлежат обязательному захоронению в пунктах захоронения радиоактивных отходов.

Согласно п. 3.12.6 ОСПОРБ 99/2010 система обращения с жидкими и твердыми радиоактивными отходами включает их сбор, сортировку, упаковку, временное хранение, кондиционирование (концентрирование, отверждение, прессование, сжигание), транспортирование, длительное хранение и (или) захоронение.

Сортировка производственных отходов радиационных объектов направлена на разделение радиоактивных отходов различных категорий и материалов, загрязненных радионуклидами.

При удельной активности техногенных радионуклидов в твердых отходах менее МЗУА, но больше значений, приведенных в приложении 3 Правил, их следует направлять на специально выделенные участки объектов размещения производственных отходов в соответствии с законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии с п. ... ОСПОРБ 99/2010 переработку радиоактивных отходов, а также их долговременное хранение и захоронение производят специализированные организации по обращению с радиоактивными отходами.

В отдельных случаях возможно осуществление в одной организации всех этапов обращения с радиоактивными отходами, вплоть до их захоронения, если это предусмотрено проектом.

Судом установлено, что при проведении административного расследования Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в городе Новокузнецке и ... в отношении АО «...1 ЗСМК» с ... по ... установлено, что в АО «...1 ЗСМК» ..., ... произошла радиационная авария, связанная с переплавкой радиоактивных источников кобальт-60 в конвертере ..., ... конвертерного цеха ... АО «...1 ЗСМК». В результате радиационной аварии произошло загрязнение 5-ти плавок металла в количестве 135 слитков металла радионуклидом кобальт-60 (общая масса слитков 1350 тонн). Средняя удельная активность радионуклида кобальт-60 в металле составила от 774 Бк/кг до 19918 Бк/кг, что превышает нормируемое значение для неограниченного использования стали согласно приложению 3 к ОСПОРБ 99/2010 от 7,7 до 199 раз. Минимально значимая удельная активность радионуклида кобальт-60, при котором допускается неограниченное использование материала, составляет 0,1 Бк/г или 100 Бк/кг. Выявлено превышение по мощности экспозиционной дозы внешнего гамма-излучителя слитков металла, загрязненных радионуклидом кобальт-60, максимальное значение превышает допустимый уровень в 136 раз. Загрязнения окружающей среды не установлено, пострадавших нет. Поставщиком лома черных металлов (металлошихты) в ККЦ-2 является ООО «... согласно договора поставки лома черных металлов ... от .... ООО «Вторресурс Переработка» радиационный контроль на своей территории контейнерной станции не осуществлял. АО «...1 ЗСМК» требует от ООО «...» только контроль на взрывобезопасность поставляемой на переплавку металлошихты.

В ходе расследования радиационной аварии установлено срабатывание станционной системы радиационного контроля «...» ... в 04-20 часов местного времени на железнодорожных весах ... станции «Новокузнецк-Северная» АО «...1 ЗСМК». Стационарная система радиационного контроля принадлежит АО «...1 ЗСМК».

В момент срабатывания в зоне контроля находились железнодорожные платформы с 6-ью контейнерами ..., ..., ..., ..., ..., ..., загруженными металлоломом, грузоотправитель ...» ..., получатель ООО «...». Данное срабатывание приемосдатчиком груза и багажа управления подготовки производства АО «...1 ЗСМК» было халатно проигнорировано, службе радиационной информации АО «...1 ЗСМК» информация не была передана, в результате произошла радиационная информация, которая является следствием не обеспечения планирования мероприятий в области обеспечения радиационной безопасности.

... по данному факту в отношении АО «...1 ЗСМК» составлен протокол ... по делу об административном правонарушении (л.д. 13-14).

Постановлением судьи Центрального районного суда ... от ... АО «...1 ЗСМК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 15-23).

В соответствии с экспертным заключением Федерального бюджетного учреждения науки «Санкт – Петербургский научно – исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора ...5» от ... о допустимых направлениях и порядке обращения со слитками стали, загрязненными Со-60, по результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

слитки плавки ... в соответствии с п. 3.12.3 ОСАОРБ-99/2010, являются очень низкоактивными РАО и подлежат захоронению в установленном порядке или временному хранению до снижения удельной активности ниже уровня отнесения к РАО (10 Бк/г). Для этого потребуется около 16 лет. Кроме того, необходимо обустроить хранение в соответствии с нормативными требованиями и получить лицензию Ростехнадзора на временное хранение РАО);

слитки плавки 572831 соответствуют критериям для неограниченного использования металлов, содержащих Со 60 (0, 3 Бк/г) в соответствии с п. 3.11.5 ОСПОРБ-99/2010, и могут использоваться по назначению без ограничений по радиационному фактору;

слитки плавок 475673 и 475676 не соответствуеют критериям для неограниченного использования металлов, содержаших Со 60 и в соответствии с п. 3.11.4 ОСПОРБ-99/2010 могут ограниченно использоваться при условии, что годовая эффективная доза критической группы населения при данном виде использования не превысит 10 мк№в/год. На данный вид использования должно быть получено санитарно – эпидемиологическое заключение в соответствии условий использования вышеприведенному ограничению.

Рекомендуемым вмдом использования. В данном случае, является временное хранение с ограничением доступа к месту хранения, обеспечивающим выполнение ограничения годовой эффективной дозы критической группы населения. Критической группой населения, при этом, будут являться работники завода, работа которых проходит вблизи места временного хранения слитков;

металл плавки 475674 не соответствует критериям для неограниченого использования металлов, содержащих Со 60 по максимальной зарегистрированной для данной плавки удельной активности слитков с учетом неопределенности измерений. Для данной плавки можно предложить проведение измерений удельной активности Со60 для каждого слитка с определением возможности неограниченного использования содержащегося в нем металла с учетом неопе=ределенности результатов измерений, либо проведение их временного хранения, в соответствии с рекомендациями п. 3, в течение года. После этого слитки могут использоваться без ограничений по радиационному фактору (л.д. 28-30).

Согласно протоколам радиационных испытаний ... от ... и ... от ..., проведенных ... в ...» по требованию Роспотребнадзора, в границах санитарно-защитной зоны АО «...1 ЗСМК» и на рабочих местах в цехе, где произошло нерадиационное происшествие, превышения по радиационному фону не выявлено. Все показатели в пределах гигиенического норматива (л.д. 54-57).

В настоящий момент слитки плавки ... находятся на временном хранении на специально подготовленной площадке с соблюдением всех санитарных норм. Указанное хранение исключает причинение вреда как работникам общества, так и окружающей среде.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, а также пояснениями сторон в ходе судебного заседания.

В соответствии с абзацем 4 ст. 26 Федерального закона от ... N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее ФЗ ...), лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии, одним из которых является эксплуатация хранилища радиоактивных отходов.

В абзаце 2 ст. 26 этого Закона указано, что разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются органами государственного регулирования безопасности. Указанные разрешения (лицензии) выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии.

Таким образом, ФЗ ... четко определяет круг субъектов, обладающих правом на получение лицензии, при этом АО «...1 ЗСМК» не является таким субъектом, а значит, не имеет возможности получить соответствующую лицензию до наделения общества указанным в законе статусом (статусом эксплуатирующей организации).

Как установлено судом и не оспаривается истцом, ответчик в 2017 году уже пытался получить статус эксплуатирующей организации, т.е. организацией, пригодной эксплуатировать пункт хранения РАО. С этой целью в Госкорпорацию «Росатом» и Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) были направлены соответствующие письма.

.... от Росатома получен ответ (письмо от .......4... с указанием, что Росатом не обладает полномочиями по наделению АО «...1 ЗСМК» статусом эксплуатирующей организации. Также Росатомом Обществу даны рекомендации обратиться в Минпромторг РФ, так как Общество относится к подведомственным организациям органа управления - Минпромторга РФ и согласно действующему законодательству (Постановление Правительства РФ от ......) именно Минпромторг обладает необходимыми полномочиями по наделению Общества статусом эксплуатирующей организации в области использования атомной энергии.

Минпромторг в письме от .... ... указал, что не является соответствующей организацией, рекомендовав обратиться в Росатом и Ростехнадзор.

Во исполнение рекомендаций Минпромторга Общество обратилось в Ростехнадзор (письмо ... от ....) и повторно в Росатом (письмо ... от ....) с аналогичной просьбой, а именно присвоить АО «...1 ЗСМК» статус эксплуатирующей организации.

Письмом Ростехнадзора ... от .... Обществу рекомендовано обратиться в Росатом и Минпромторг.

Росатом в ответе ....4.... повторно рекомендовал обратиться в Минпромторг.

.... Общество повторно обратилось в Минпромторг (письмо от .... ...).

.... от Минпромторга получен отказ (письмо .... ...) в признании Общества эксплуатирующей организацией. При этом отказ Минпромторг мотивировал тем, что РАО не является сферой ведения Минпромторга РФ и что у него нет соответствующих подразделений и мощностей для решения указанных вопросов. Кроме того Минпромторг также сослался на юридическую неопределенность в решении указанного вопроса (л.д.117 – 142).

Таким образом ответчик предпринял все зависящие от него меры по наделению себя статусом эксплуатирующей организации, однако от всех профильных государственных органов получил отказ.

Кроме того, ... в адрес Ростехнадзора направлено письмо с просьбой разъяснить положения действующего законодательства, а также пояснить, при каких условиях АО «...1 ЗСМК» будет предоставлена лицензия на эксплуатацию пункта хранения РАО.

Согласно ответу Ростехнадзора от .... ..., среди прочих условий для получения лицензии ответчик должен получить признание органом управления использования атомной энергии пригодным эксплуатировать пункт хранения.

.... ответчик вновь направил письма в Росатом и Ростехнадзор с просьбой признать АО «...1 ЗСМК» эксплуатирующей организацией, ответа нет.

Согласно п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона от ... N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ ...), организации, в результате осуществления деятельности которых образуются радиоактивные отходы, обязаны до истечения сроков промежуточного хранения радиоактивных отходов осуществлять собственными силами или с привлечением специализированных организаций приведение радиоактивных отходов в соответствие с критериями приемлемости. Для организаций, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно - опасные и ядерно - опасные производства и объекты, устанавливается единый срок промежуточного хранения радиоактивных отходов, составляющий пять лет.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что АО «...1 ЗСМК» так и не признана эксплуатирующей организацией, она имеет право хранить указанные РАО (плавка ...) в течение 5 лет.

При этом дату начала указанного срока не возможно определить наверняка так как, плавка ... формально РАО не является, в связи с тем, что организация, проводившая санитарно-эпидемиологическую экспертизу указанных слитков (ФБУН «Санкт-Петербурский НИИ радиационной гигиены им. ...6 Рамазаева» Роспотребнадзора) не аккредитована на проведения такой экспертизы (приложение 10). Фактически экспертиза была проведена только под давлением Роспотребнадзора, о чем было сказано представителем истца при подготовке дела к рассмотрению.

Таким образом, суд считает, что до определения аккредитованной организацией, является ли плавка ... РАО, а также присвоения АО «...1 ЗСМК» статуса эксплуатирующей организации вопрос о необходимости строительства пункта временного хранения РАО возлагать на ответчика обязанность строительства пункта хранения РАО преждевременно. При этом судом также учитывается, что с момента признания указанных слитков радиоактивными отходами (РАО) по заключению экспертизы от ... единый срок промежуточного хранения радиоактивных отходов (5 лет) не истек.

Более того, указанные слитки плавки ... хранятся на специальной площадке и негативного влияния ни на персонал, ни на окружающую среду не оказывают, что подтверждается протоколами замеров и не оспаривается истцом.

Учитывая представленные сторонами доказательства, суд не усматривает нарушений ответчиком действующего законодательства «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» и «О радиационной безопасности населения» и считает, что оснований для удовлетворения исковых требований нет.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... в лице территориального отдела в городе Новокузнецке и ... отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – ....

Судья О.А. Ермоленко