ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1527/2017 от 05.02.2018 Ефремовского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 февраля 2018 года г. Ефремов

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Пересекиной И.А.,

при секретаре Юровой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Рыбак Надежде Ивановне о приведении в нормативное состояние примыкания к автомобильной дороге,

установил:

Истец Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» обратилась в суд с иском, в котором указала, что Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991г. № 62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР», Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010г. № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» и ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога общего пользования М-4 «Дон» Москва - Воронеж – Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск отнесена к автомобильным дорогам федерального значения. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17.07.2009г. №145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. , Распоряжения Федерального дорожного агентства от 30.03.2010г. № 249-р Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в доверительное управление передана автомобильная дорога М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов - на - Дону, Краснодар до Новороссийска по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный . В отношении объектов дорожного сервиса, расположенных в границах полос отвода придорожных полос автомобильных дорог, Государственная компания имеет право проводить мониторинг состояния объектов дорожного сервиса, а также определение потребностей в строительстве и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании и указанных объектов дорожного сервиса (ч.8 ст.6 Федерального закона от 17.09.2009г. № 145-ФЗ). В границе придорожной полосы на км 320+900 (право) автомобильной дороги (Тульская область, Ефремовский район) расположен объект дорожного сервиса - стационарная автозаправочная станция (АЗС), владельцем которого является Рыбак Н.И. На части земельного участка полосы отвода общей площадью 7 600 кв.м, в том числе: площадью 4 099 кв.м с учетным номером части 5, площадью 3 501 кв.м с учетным номером части 6 из состава земельного участка общей площадью 2071 709 кв.м с кадастровым из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находящегося по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир автомобильная дорога М-4 «Дон» (км 291+800 - км 329+750) в Ефремовском районе Тульской области, почтовый адрес ориентира: обл. Тульская, р-н Ефремовский, с разрешенным использованием: для размещения автомагистрали «Дон», на основании технических требований и условий от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Государственной службой дорожного хозяйства ГУ «Черноземуправтодор», ответчиком обустроены подъезды, съезды, примыкания, переходно-скоростные полосы, элементы обустройства автомобильной дороги. Земельный участок полосы отвода общей площадью 7600 кв.м передан ответчику в субаренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ. (запись государственной регистрации ). По результатам проведенного Воронежским филиалом Государственной компании в ДД.ММ.ГГГГ мониторинга объектов дорожного сервиса, расположенных вдоль автомобильной дороги М-4 «Дон» в административных границах Тульской области, установлено, что примыкание к автомобильной дороге на км 320+900 (право) (Тульская область, Ефремовский район) объекта дорожного сервиса - стационарной автозаправочной станции, не соответствует нормативным требованиям технических регламентов и других нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. По результатам осмотра объекта дорожного сервиса составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ., содержащий сроки по устранению выявленных нарушений, а именно: представить в Воронежский филиал проект примыкания от объекта к дороге, выполнить ремонт переходно-скоростных полос и освещение въезда-выезда до ДД.ММ.ГГГГ; устранить ямочность на ПСП и примыканиях, нанести горизонтальную и вертикальную дорожную разметку до ДД.ММ.ГГГГ. В результате проведенного представителями Воронежского филиала Государственной компании, УГИБДД ГУ МВД России по Тульской области осмотра участка автомобильной дороги М-4 «Дон» км 133 - км 330 (Тульская область) установлено, что подъезды, съезды, примыкания, переходно-скоростные полосы, элементы обустройства участка автомобильной дороги объекта дорожного сервиса не соответствуют требованиям действующего законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, государственным стандартам, техническим регламентам, в том числе: повреждение покрытия проезжей части переходно-скоростных полос, затрудняющее движение транспортных средств с разрешенной правилами ПДД скоростью и превышающее предельно допустимые размеры (п. 3.1.1, п. 3.1.2. «ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п. 5.2.4. «ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию»). Повреждение обочины ПСП: обочина ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более 4 см, выбоины (п. 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93, п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015). На проезжей части ПСП отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки (п. 6.2.2. «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»). Отсутствует проект организации дорожного движения, включающий дислокацию технических средств организации дорожного движения на автомобильной дороге в зоне влияния объекта дорожного сервиса на его территории и подъездах (п.4.10. «ГОСТ 33062-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса»). Повреждение дорожных ограждений между въездом и выездом, элементов ограждений, не допускаемых при эксплуатации (п.4.4.3-4.4.4 «ГОСТ Р 50597-93. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»), несоответствие начального и концевого участков ограждения требованиям п.8.1.18 ГОСТ Р 52289-2004. Воронежским филиалом направлена ответчику претензия от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Воронежский филиал Государственной компании за получением технических требований и условий на проведение работ по ремонту подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, расположенных в границе полосы отвода федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» км 320+900 (право). Согласовать проектно-сметную документацию, составленную с учетом требований действующего законодательства, в Воронежском филиале Государственной компании. Выполнить работы по ремонту подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, расположенных в границе полосы отвода федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» км 320+900 (право). До момента приведения подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос в нормативное состояние ограничить движение транспортных средств на въезде с автомобильной дороги М-4 «Дон» на км 320+900 (право) с помощью технических средств организации дорожного движения. Таким образом, Воронежским филиалом принимались меры по урегулированию вопроса о приведении в нормативное состояние примыкания объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге М-4 «Дон». До настоящего времени требования акта, претензии ответчиком не выполнены. Кроме того, согласно условиям договора субаренды от ДД.ММ.ГГГГ субарендатор обязан: соблюдать требования градостроительных регламентов, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических, строительных и иных норм и правил, а также требования государственных органов по любым другим вопросам, касающимся содержания и эксплуатации участка, и так или иначе, связанным с предметом договора (п. 6.5.6.); обеспечить соблюдение требований к содержанию и использованию участка, в том числе технических условий и требований, выданных арендатором, к размещению и функционированию подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей и других сооружений, связанных с обеспечением функционирования объектов дорожного сервиса, в соответствии с действующим законодательством и договором (п. 6.5.12.); нести бремя содержания и сохранности участка, содержать участок в порядке и надлежащем состоянии, не допуская его порчи и захламления, а в случае необходимости производить ремонт транспортной и инженерной инфраструктуры участка (п. 6.5.15.); обеспечить строительство, реконструкцию, обустройство, содержание и ремонт подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей и других сооружений, связанных с обеспечением функционирования объектов дорожного сервиса в соответствии с требованиями действующего законодательства (п. 6.5.21.). Однако ответчиком не выполняются требования, как установленные действующим законодательством Российской Федерации, так и добровольно принятые на себя договором субаренды от ДД.ММ.ГГГГ, по содержанию и ремонту спорного примыкания к автомобильной дороге федерального значения, возлагаемые на собственника объекта дорожного сервиса. Эксплуатация примыкания без соблюдения соответствующих технических и строительных условий влечет нарушение условий безопасности дорожного движения, а также препятствует истцу в надлежащем выполнении им возложенных на него функций по управлению автодорогой, в том числе по созданию и поддержанию условий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. На сегодняшний день объект дорожного сервиса размещен с грубейшими нарушениями норм, правил и технических стандартов, несоблюдение которых существенно влияет на безопасность дорожного движения. Подъезды, съезды, примыкания, переходно-скоростные полосы, элементы, обустройства к объекту ответчика не соответствуют нормам, установленным в строительных нормах и правилах. Временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся незамедлительно без принятия акта о введении ограничения путем установки соответствующих дорожных знаков или иных технических средств организации дорожного движения, а также распорядительно-регулировочными действиями. Временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения опасности дорожного движения, указанные в пункте 25 Порядка, вводятся незамедлительно, в том числе уполномоченными сотрудниками организаций, осуществляющих содержание соответствующих участков автомобильных дорог (пункт 27 Порядка). В силу Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация», дорожные знаки относятся к элементам обустройства автомобильных дорог. Обязанность по их установке и содержанию в целях обеспечения безопасности дорожного движения, исходя из положений ч.ч. 6 и 10 ст. 22 Закона № 257-ФЗ лежит на владельцах объектов дорожного сервиса. Таким образом, обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения путем установки соответствующих дорожных знаков, предотвращающих заезд транспортных средств на АЗС, возлагается на владельца объекта дорожного сервиса. В целях обеспечения безопасности дорожного движения по переходно-скоростной полосе на спорном примыкании к автомобильной дороге М-4 «Дон» движение транспортных средств должно быть ограничено до момента устранения дефектов и повреждений, не допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Ссылаясь на ст. ст. 12, 210, 304, 305, 1065, 1107 ГК РФ, ст. ст. 22, 30 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ, просит суд обязать индивидуального предпринимателя Рыбак Н.И. в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Воронежский филиал Государственной компании «Российские автомобильные дороги» за получением технических требований и условий на проведение работ по ремонту подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, неположенных в границе полосы отвода федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» км 320+900 (право); в течение одного месяца с момента вступления решения суда в силу разработать проектно-сметную документацию на ремонт подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос к АЗС, расположенной на км 320+900 (право) федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон», составленную с учетом требований действующего законодательства и Технических требований и условий на проведение работ по ремонту подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, расположенных в границе полосы отвода федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» км 320+900 (право) и согласовать ее в Воронежском филиале Государственной компании «Российские автомобильные дороги»; в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в силу обустроить подъезды, съезды, примыкания, переходно-скоростные полосы элементы обустройства автомобильной дороги к объекту дорожного сервиса - АЗС, расположенной на км 320+900 (право) федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон»; в течение двух дней со дня вступления решения суда в законную силу ограничить движение транспортных средств на съезде переходно-скоростной полосы с автомобильной дороги на км 320+900 (право) согласно утвержденной Воронежским филиалом Государственной компании дислокации дорожных знаков и разметки до момента устранения дефектов и повреждений подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, элементов обустройства автомобильной дороги. В случае не выполнения индивидуальным предпринимателем Рыбак Н.И. решения суда в добровольном порядке, предоставить Государственной компании «Российские автомобильные дороги» ограничить движение транспортных средств согласно дислокации дорожных знаков и разметки, право обустроить подъезды, съезды, примыкания, переходно-скоростные полосы, элементы обустройства автомобильной дороги к объекту дорожного сервиса - АЗС, расположенной на км 320+900 (право) федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон», за счет индивидуального предпринимателя Рыбак Н.И. со взысканием с нее необходимых расходов. Взыскать с индивидуального предпринимателя Рыбак Н.И. в пользу Государственной компании «Российские автомобильные дороги» государственную пошлину в размере 6 000 руб.

В судебном заседании представитель истца Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» по доверенности Галочкина И.Г. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ Рыбак Н.И. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. и на момент обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением не являлась индивидуальным предпринимателем. В связи с этим дело подсудно Ефремовскому районному суду, а не арбитражному суду. В исковом заявлении ошибочно указано, что ответчик Рыбак Н.И. является индивидуальным предпринимателем, это описка.

Ответчик Рыбак Н.И в судебном заседании исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, признала.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009г. №145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г. №2133-р «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в федеральной собственности и подлежащих первоначальной передаче в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» Федеральное дорожное агентство передало на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ. а Государственная компания «Российские автомобильные дороги» приняла в доверительное управление автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, протяженностью 1517 км. Права и обязанности владельцев указанной автомобильной дороги общего пользования федерального значения по ранее заключенным договорам на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание указанной автомобильной дороги перешли к Государственной компании «Российские автомобильные дороги» с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 20-21).

Из договора аренды земельных участков, передаваемых Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Федеральное дорожное агентство, именуемое в дальнейшем «Арендодатель», предоставило, а Государственная компания «Российские автомобильные дороги», именуемая в дальнейшем «Арендатор», приняла во временное владение и пользование за плату земельные участки полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 «Дон», расположенные в Ефремовском районе Тульской области, согласно приложению №1 к договору в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, прилагаемых к договору аренды и являющихся его неотъемлемой частью, в том числе земельный участок с кадастровыми номером площадью 111786,00 кв.м, расположенный относительно ориентира транспортная развязка на км 324+300 в Ефремовском районе Тульской области и земельный участок с кадастровым номером площадью 2071709,00 кв.м, расположенный относительно ориентира автомобильная дорога М-4 «Дон» (км 291+800 – км 329+750) в Ефремовском районе Тульской области (л.д.23-31).

Земельные участки переданы истцу по акту приема-передачи от 23.08.2010г. (л.д.32).

Из свидетельства о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ответчик Рыбак Н.И. является собственником стационарной автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>л.д.38).

В соответствии с техническими условиями от ДД.ММ.ГГГГ. , выданными Государственной службой дорожного хозяйства Государственного учреждения «Федеральное Управление автомобильных дорог «Черноземье» (Черноземуправтодор), индивидуальный предприниматель Рыбак Н.И. согласовала размещение АЗС на км 320+800 (право) магистрали М-4 Москва-Воронеж-Ростов и обустройство подъездов, съездов, примыкания, переходно-скоростные полосы, элементов обустройства автомобильной дороги (л.д.39-41).

ДД.ММ.ГГГГ. между индивидуальным предпринимателем Рыбак Н.И. и Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» заключен договор субаренды частей земельного участка, предоставленного в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» №ВФ-2012-141, по условиям которого, арендатор предоставил, а субарендатор принял во временное владение и пользование (субаренду) недвижимое имущество. Недвижимым имуществом являются части земельного участка общей площадью 7600 кв.м, в том числе площадью 4009 кв.м с учтенным номером части 5, площадью 3501 кв.м с учтенным номером части 6 из состава земельного участка общей площадью 2071709 кв.м с кадастровым номером из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находящегося по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир автомобильная дорога М-4 «Дон» (км 291 + 800 – км 329 + 750) в Ефремовском районе Тульской области, почтовый адрес ориентира: обл. Тульская, р-н Ефремовский, с разрешенным использованием: для размещения автомагистрали «Дон», указанного в кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ. , прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью (запись государственной регистрации (л.д.42-53).

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ. Рыбак Н.И. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.35-37).

Правовое положение, цели создания и деятельности некоммерческой организации - Государственной компании «Российские автомобильные дороги», а также особенности осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, находящихся у нее в доверительном управлении, установлены Федеральным законом от 17.07.2009г. № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч.3,4,5 ст.6 Федерального закона от 17.09.2009г. 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», целью деятельности Государственной компании является, в том числе, обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог Государственной компании установленным правилам, стандартам, техническим нормам, требованиям технических регламентов и других нормативных технических документов, в том числе в части обеспечения требований безопасности дорожного движения, обеспечение необходимого уровня качества услуг (комфортабельность, безопасность, скорость), оказываемых пользователям автомобильными дорогами государственной компании и связанных с проездом и обслуживанием данных пользователей по пути их следования, организация безопасного дорожного движения на автомобильных дорогах.

В соответствии с ч.8 ст.6 Федерального закона от 17.09.2009г. 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении объектов дорожного сервиса, расположенных в границах полос отвода придорожных полос автомобильных дорог, Государственная компания имеет право проводить мониторинг состояния объектов дорожного сервиса, а также определение потребностей в строительстве и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании и указанных объектов дорожного сервиса.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Судом установлено, что Воронежским филиалом Государственной компании в ДД.ММ.ГГГГ проведен мониторинг объектов дорожного сервиса, расположенных вдоль автомобильной дороги М-4 «Дон» в административных границах Тульской области.

В результате проведенного представителями Воронежского филиала Государственной компании, УГИБДД ГУ МВД России по Тульской области осмотра участка автомобильной дороги М-4 «Дон» км 133 - км 330 (Тульская область) установлено, что подъезды, съезды, примыкания, переходно-скоростные полосы, элементы обустройства участка автомобильной дороги объекта дорожного сервиса не соответствуют требованиям действующего законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, государственным стандартам, техническим регламентам, в том числе: повреждение покрытия проезжей части переходно-скоростных полос, затрудняющее движение транспортных средств с разрешенной правилами ПДД скоростью и превышающее предельно допустимые размеры (п. 3.1.1, п. 3.1.2. «ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п. 5.2.4. «ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию»). Повреждение обочины ПСП (переходно-скоростной полосы): обочина ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более 4 см, выбоины (п. 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93, п. 5.3.1. ГОСТ 33220-2015). На проезжей части ПСП отсутствуют линии горизонтальной дорожной разметки (п. 6.2.2. «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»). Отсутствует проект организации дорожного движения, включающий дислокацию технических средств организации дорожного движения на автомобильной дороге в зоне влияния объекта дорожного сервиса на его территории и подъездах (п.4.10. «ГОСТ 33062-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса»). Повреждение дорожных ограждений между въездом и выездом, элементов ограждений, не допускаемых при эксплуатации (п.4.4.3-4.4.4 «ГОСТ Р 50597-93. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»), несоответствие начального и концевого участков ограждения требованиям п.8.1.18 ГОСТ Р 52289-2004.

Так согласно акту ОДС осмотра объекта дорожного сервиса, размещенного в полосе отвода (придорожной полосе) федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе начальника отдела земельных и имущественных земельных отношений - заместителя директора Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» ФИО6, главного специалиста отдела содержания автомобильных дорог и безопасности дорожного движения Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» установлено, что примыкание к автомобильной дороге на км 320+900 (право) (Тульская область, Ефремовский район) объекта дорожного сервиса - стационарной автозаправочной станции, не соответствует нормативным требованиям технических регламентов и других нормативных документов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимо представить в Воронежский филиал проект примыкания от объекта к дороге, выполнить ремонт переходно-скоростных полос и освещение въезда-выезда до ДД.ММ.ГГГГ; устранить ямочность на ПСП и примыканиях, нанести горизонтальную и вертикальную дорожную разметку до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54-57).

ДД.ММ.ГГГГ. представителями Воронежского филиала Государственной компании, УГИБДД ГУ МВД России по Тульской области проведен осмотр участка автомобильной дороги М-4 «Дон» км 133 - км 330 (Тульская область), которым выявлено путем визуального обследования и натурального обмера, что отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.18, 1.19, 1.2.1 (краевая). Разрушено асфальтовое покрытие въездов и выездов, переходно-скоростной полосы и площадки АЗС. Сопряжение ПСП с автодорогой не соответствует ГОСТу. Повреждено (деформировано) дорожное ограждение между въездом и выездом с АЗС. Удерживающая способность не соответствует ГОСТу (л.д.58).

ДД.ММ.ГГГГ. Воронежским филиалом в адрес ответчика направлена претензия о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Воронежский филиал Государственной компании за получением технических требований и условий на проведение работ по ремонту подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, расположенных в границе полосы отвода федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» км 320+900 (право). Согласовать проектно-сметную документацию, составленную с учетом требований действующего законодательства в Воронежском филиале Государственной компании. Выполнить работы по ремонту подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, расположенных в границе полосы отвода федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» км 320+900 (право). До момента приведения подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос в нормативное состояние ограничить движение транспортных средств на въезде с автомобильной дороги М-4 «Дон» на км 320+900 (право) с помощью технических средств организации дорожного движения.

До настоящего времени требования акта, претензии ответчиком не выполнены.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Таким образом, судом установлено, что функционирование объектов, размещенных с нарушением нормативных требований, в будущем может негативно сказаться на безопасности дорожного движения и причинить вред жизни и здоровью граждан.

Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Согласно п.3 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов

Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения (п.6 ст. 22 Федеральный закон от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п.12 приказа Минтранса РФ от 13.01.2010г. №4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения».

В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Порядок и нормативы обустройства каждого из элементов примыкания регламентированы в ГОСТах и СНиПах.

Согласно ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами по СНиП 2.05.02-85* «Автомобильные дороги» (п.5.5.8); на участках дорог в зонах размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток, должно предусматриваться стационарное электрическое освещение (п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007); горизонтальная дорожная разметка наносится в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и т.д.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (п.10 ст.22 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.4 Указа Президента РФ от 27.06.1998г. №727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования»).

Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (п.11 ст.22 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.14 приказа Минтранса РФ от 13.01.2010г. №4).

Согласно договору субаренды частей земельного участка, предоставленного в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» и индивидуальным предпринимателем Рыбак Н.И., субарендатор обязан соблюдать требования градостроительных регламентов, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических, строительных и иных норм и правил, а также требования государственных органов по любым другим вопросам, касающимся содержания и эксплуатации Участка, и так или иначе, связанным с предметом договора (п.6.5.6); обеспечить соблюдение требований к содержанию и использованию Участка, в том числе технических условий и требований, выданных арендатором, к размещению и функционированию подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей и других сооружений, связанных с обеспечением функционирования объектов дорожного сервиса, в соответствии с действующим законодательством и договором (п. 6.5.12); нести бремя содержания и сохранности Участка. Содержать Участок в порядке и надлежащем состоянии, не допуская его порчи и захламления, а в случае необходимости производить ремонт транспортной и инженерной инфраструктуры Участка (п. 6.5.15.); обеспечить строительство, реконструкцию, обустройство, содержание и ремонт подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, площадок для стоянки автомобилей и других сооружений, связанных с обеспечением функционирования объектов дорожного сервиса в соответствии требованиями действующего законодательства (п. 6.5.21.).

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком Рыбак Н.И. в суде, что требования, как установленные действующим законодательством Российской Федерации, так и добровольно принятые на себя договором субаренды от ДД.ММ.ГГГГ. , по содержанию и ремонту спорного примыкания к автомобильной дороге федерального значения, возлагаемые на собственника объекта дорожного сервиса, ответчиком не выполняются.

Эксплуатация примыкания без соблюдения соответствующих технических и строительных условий влечет нарушение условий безопасности дорожного движения, а также препятствует истцу в надлежащем выполнении им возложенных на него функций по управлению автодорогой, в том числе по созданию и поддержанию условий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права.

В соответствии со ст.305 ГК РФ указанные права принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом.

На сегодняшний день объект дорожного сервиса размещен с грубейшими нарушениями норм, правил и технических стандартов, несоблюдение которых существенно влияет на безопасность дорожного движения.

Согласно ст.2 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст.14 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Согласно ст.30 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения могут устанавливаться временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам в порядке, установленном Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, для автомобильных дорог федерального значения.

Приказом Минтранса России от 12.08.2011г. №211 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, согласно которому временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения, за исключением случаев, предусмотренных п.25 Порядка (п.4 Порядка).

Пунктом 25 Порядка установлено, что временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся при аварийных ситуациях на автомобильных дорогах (дорожно-транспортные происшествия, технологические аварии), предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, когда иными маарами невозможно обеспечить безопасность дорожного движения, выявлении дефектов и повреждений автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, не допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, проведении публичных и массовых мероприятий.

Подъезды, съезды, примыкания, переходно-скоростные полосы, элементы, обустройства к объекту ответчика не соответствуют нормам, установленным в строительных нормах и правилах, а именно ширина торможения составляет 2 м при нормативных параметрах в 3,75 м (п.5.25 СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги»; укрепленная обочина составляет 0,5 м при нормативных параметрах 2,5 м (0,75 м асфальтобетон + 1,75 м щебень) (п.5.5.9 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утвержденный приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007г. №270-ст); металлическое барьерное ограждение (вдоль островка безопасности) 40 м при нормативных параметрах в 100 м (п.4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»); ширина полосы разгона 2 м при нормативных параметрах в 3,75 м (п.5.25 СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги»), укрепленная обочина полосы разгона 0,5 м при нормативных параметрах в 2,5 м (0,75 м асфальтобетон + 1,75 м щебень) (п.5.25 СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги»); типоразмер 2 дорожных знаков 3.1 «Въезд запрещен», 3.18.1. «Поворот направо запрещен», 4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева», 5.15.1. «Направления движения по полосам», 5.15.5 «Конец полосы» при нормативных параметрах типоразмер 3 (Табл.1 «Гост 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утвержденный приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007г. №270-ст); отсутствует дорожная разметка на протяжении переходно-скоростных полос: 1.19, 1.18, 1.4 (п.6.2.6, п.6.2.19, п.6.2.21, п.6.2.22 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утвержденный приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007г. №270-ст); отсутствует освещение (п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» утвержденный приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007г. №270-ст).

Временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся незамедлительно без принятия акта о введении ограничения путем установки соответствующих дорожных знаков или иных технических средств организации дорожного движения, а также распорядительно-регулировочными действиями.

Временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, указанные в пункте 25 Порядка, вводятся незамедлительно, в том числе уполномоченными сотрудниками организаций, осуществляющих содержание соответствующих участков автомобильных дорог (п.27 Порядка).

В силу Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» дорожные знаки относятся к элементам обустройства автомобильных дорог. Обязанность по их установке и содержанию в целях обеспечения безопасности дорожного движения, исходя из положений ч.ч. 6 и 10 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лежит на владельцах объектов дорожного сервиса.

Таким образом, обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения путем установки соответствующих дорожных знаков, предотвращающих заезд транспортных средств на АЗС, возлагается на владельца объекта дорожного сервиса.

Временные ограничения или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются посредством, в том числе, ограничения движения по отдельным полосам автомобильной дороги; обустройства участков автомобильных дорог соответствующими дорожными знаками или иными техническими средствами организации дорожного движения (п.28 Порядка).

Согласно п.3.20а СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, переходно-скоростная полоса это полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона (полоса разгона) или торможения (полоса торможения) транспортных средств при выезде из транспортного потока или въезде в транспортный поток, движущийся по основным полосам.

Пункт 3.1 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» к техническим средствам организации дорожного движения относит дорожный знак, разметку, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.

Срок временных ограничений или прекращения движения в случае выявления дефектов и повреждений конструктивных элементов автомобильных дорог, создающих угрозу безопасности дорожного движения, определяется периодом времени, необходимого для устранения этих дефектов и повреждений (п.31 Порядка).

Таким образом, в целях обеспечения безопасности дорожного движения по переходно-скоростной полосе на спорном примыкании к автомобильной дороге М-4 «Дон» движение транспортных средств должно быть ограничено до момента устранения дефектов и повреждений, не допустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

Поскольку в судебном заседании установлено, что Рыбак Н.И. является собственником стационарной автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес> размещенной с грубейшими нарушениями норм, правил и технических стандартов, несоблюдение которых существенно влияет на безопасность дорожного движения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дорог».

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждается возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истец затратил на оплату госпошлины 6000 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ., имеющимся в материалах дела (л.д.13), в связи с чем указанная сумма подлежат взысканию с ответчика как судебные издержки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в лице Воронежского филиала Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Рыбак Надежде Ивановне о приведении в нормативное состояние примыкания к автомобильной дороге, удовлетворить.

Обязать Рыбак Надежду Ивановну в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Воронежский филиал Государственной компании «Российские автомобильные дороги» за получением технических требований и условий на проведение работ по ремонту подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, расположенных в границе полосы отвода федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» км 320+900 (право).

Обязать Рыбак Надежду Ивановну в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать проектно-сметную документацию на ремонт подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос к АЗС, расположенной на км 320+900 (право) федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон», составленную с учетом требований действующего законодательства и Технических требований и условий на проведение работ по ремонту подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, расположенных в границе полосы отвода федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» км 320+900 (право) и согласовать ее в Воронежском филиале Государственной компании «Российские автомобильные дороги».

Обязать Рыбак Надежду Ивановну в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обустроить подъезды, съезды, примыкания, переходно-скоростные полосы, элементы обустройства автомобильной дороги к объекту дорожного сервиса - АЗС, расположенной на км 320+900 (право) федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон».

Обязать Рыбак Надежду Ивановну в течение двух дней со дня вступления решения суда в законную силу ограничить движение транспортных средств на съезде переходно-скоростной полосы с автомобильной дороги на км 320+900 (право) согласно утвержденной Воронежским филиалом Государственной компании дислокации дорожных знаков и разметки до момента устранения дефектов и повреждений подъездов, съездов, примыканий, переходно-скоростных полос, элементов обустройства автомобильной дороги.

В случае не выполнения Рыбак Надеждой Ивановной решения суда в добровольном порядке, предоставить Государственной компании «Российские автомобильные дороги» право ограничить движение транспортных средств согласно дислокации дорожных знаков и разметки, право обустроить подъезды, съезды, примыкания, переходно-скоростные полосы, элементы обустройства автомобильной дороги к объекту дорожного сервиса - АЗС, расположенной на км 320+900 (право) федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон», за счет Рыбак Надежды Ивановны со взысканием с нее необходимых расходов.

Взыскать с Рыбак Надежды Ивановны в пользу Государственной компании «Российские автомобильные дороги» государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ефремовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 09.02.2018 года.

Судья Пересекина И.А.