ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-152/18 от 20.09.2018 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2-152/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Косматенко О.А.,

при секретаре судебных заседаний Боктаеве Е.В.,

с участием истца заместителя Магаданского транспортного прокурора (место дислокации г. Анадырь) Васильевой Е.А.,

представителя ответчика Федерального казённого предприятия «Аэропорты Чукотки» Алексеевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городском поселении Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа 20 сентября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральному казённому предприятию «Аэропорты Чукотки» о возложении обязанности заключить договор со специализированной организацией на проведение эколого-орнитологического обследования приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Певек,

У С Т А Н О В И Л:

Магаданский транспортный прокурор обратился в Анадырский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральному казённому предприятию «Аэропорты Чукотки» (далее – ФКП «Аэропорты Чукотки») с иском о возложении обязанности заключить договор со специализированной организацией на проведение эколого-орнитологического обследования приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Певек с привлечением специалистов биологического учреждения и с составлением орнитологических карт-схем и графиков в течение 16 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Свои требования обосновал тем, что в ходе проведённой Магаданской транспортной прокуратурой проверки было выявлено, что в нарушение Федерального закона «О безопасности» № 390 от 28.12.2010, Федеральных авиационных правил, утверждённых приказом Министерства транспорта России от 31.07.2009 № 128, п. 4.1.14 Руководства по орнитологическому обеспечению полётов в гражданской авиации, утверждённого приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209 (далее – РООП ГА-89), ФКП «Аэропорты Чукотки» не проводится обследование орнитологической обстановки на аэродроме Певек и прилегающей к нему территории с привлечением соответствующих специалистов биологического учреждения. Бездействие и непринятие мер ответчиком, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, влечёт нарушение гарантированных прав неопределённого круга лиц, которые могут находиться на воздушных судах в момент взлёта и посадки, на охрану их жизни и здоровья, в интересах которых прокурором подано настоящее заявление (л.д. № 1-4).

Истец заместитель Магаданского транспортного прокурора (место дислокации г. Анадырь) Васильева Е.А. в судебном заседании уточнила свои исковые требования и просила суд обязать ФКП «Аэропорты Чукотки» в течение 16 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Певек с привлечением специалистов биологического учреждения и с составлением орнитологических карт-схем и графиков, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФКП «Аэропорты Чукотки» Алексеева Е.Ю. уточнённые исковые требования истца признала в полном объёме, дополнительно пояснила, что договор с научным учреждением ими заключён, но он ещё до конца не исполнен учреждением, так как указанное обследование требует значительного времени, и на сегодняшний день выполнена только часть требуемых работ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ФКП «Аэропорты Чукотки» осуществляет аэропортовую деятельность, включающую в себя, в том числе организацию и обеспечение авиационной безопасности в аэропорту Певек, зарегистрированном в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации аэропортов Российской Федерации за реестровым номером № 166.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию ФКП «Аэропорты Чукотки» 22.10.2010 зарегистрировано и поставлено на учёт в налоговом органе по месте нахождения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (отдел работы с налогоплательщиками № 1 по Анадырскому району Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Чукотскому автономному округу) (л.д. № 13-17).

Статьёй 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390 «О безопасности» определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В соответствии со статьями 2 и 48 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса, Федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродрома, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полётов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктом 1.2 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 (далее – ФАП-128) настоящие Правила обязательны для исполнения, в том числе физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полётов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.

Согласно пункту 8.24 раздела VIII ФАП-128 орнитологическое обеспечение полётов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, в том числе путём проведения орнитологического обследования района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

Пунктом 8.26 указанных выше правил предусмотрено, что на аэродромах принимаются меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, вплоть до временного прекращения полётов.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Руководства по орнитологическому обеспечению полётов в гражданской авиации, утверждённого приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209 (далее - РООП ГА-89) эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц.

Согласно пункту 4.1.2 РООП ГА-89 для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия.

В соответствии с пунктом 4.1.12 РООП ГА-89 для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование проводиться в различные периоды годовой активности птиц: зимний (конец ноября-февраль) – характеризуется относительно простой и стабильной орнитологической обстановкой; весенний (март-май) – период массовой миграции птиц; раннелетний (середина мая-первая половина июля) – период гнездования до появления летающих птенцов; позднелетний (вторая половина июля-август) – период массового вылета птенцов; осенний (сентябрь-ноябрь) – период массовой миграции птиц. Начало и окончание каждого из этих периодов можно определять путём систематических наблюдений, выявления у местных специалистов-орнитологов, использования данных справочной литературы.

Согласно пункту 4.1.14 РООП ГА-89 примерно 1 раз в 2-3 года повторно обследуется приаэродромная территория или ее наиболее «птицеопасные» участки в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно.

В соответствии с пунктом 4.1.5 РООП ГА-89 приаэродромная территория обследуется в радиусе 10-30 км (в зависимости от дальности перелётов местных птиц).

Пунктом 4.1.15 РООП ГА-89 установлено, что результаты обследования дополняются сведениями, полученными при визуальных наблюдениях за птицами на аэродромах, а также при радиолокационном контроле за орнитологической обстановкой. На основании этой информации составляются специальные сезонные карты-схемы орнитологической обстановки (масштаба 1:30000 или крупнее) и вспомогательные графики, показывающие места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для ВС птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома. Оригиналы указанных карт-схем и графиков находятся в штурманской, а копии - в службе движения, летной и аэродромной службах.

Магаданским транспортным прокурором 16.07.2018 и 01.08.2018 в адрес ответчика направлены требования о предоставлении информации о состоянии организации эколого-орнитологического обеспечения полётов в аэропорту Певек (л.д. № 8, 10).

Из ответов, представленных генеральным директором ФКП «Аэропорты Чукотки» ФИО6 от 19.07.2018 № 1200, 02.08.2018 № 1274, 19.07.2018 № 226 следует, что в аэропорту Певек проводятся в настоящее время мероприятия по обследованию района аэродрома орнитологического характера, но на момент начала работ официально договор со специалистами орнитологической организации ИБПС ДВО РАН г. Магадан не был заключён, о чём сейчас ведётся согласование, отчётные исследовательские документы по проведённому обследованию также ещё не представлены. Кроме того указывают, что работниками аэродромной службы аэропорта под руководством инженера ответственного за орнитологическое обеспечение полётов в аэропорту Певек в соответствии с РООП ГА-89, производятся ежедневные визуальные наблюдения за птицами, которые могут находиться в районе летного поля, в том числе и взлётно посадочной полосы, о чём делаются записи в соответствующем журнале. Аэродромной службой совместно со службой авиационной безопасности проводятся регулярные обследования приаэродромной территории на предмет выявления хозяйственных объектов (в том числе посторонних предметов) способствующих концентрации птиц. Также сообщают, что за время работы аэропорта Певек не было зафиксировано ни одного случая столкновения воздушного судна с птицами (л.д. № 9, 11).

Из представленных ответчиком суду документов следует, что на предприятии, утверждена Инструкция по орнитологическому обеспечению полётов (л.д. № 65-68).

Кроме того представлен договор № 1 от 05.09.2018 из которого следует, что предприятием на проведение орнитологического обследования в аэропорту Певек заключён вышеуказанный договор с Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Институтом биологических проблем севера Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИБПС ДВО РАН) (л.д. № 69-75).

Согласно ответа на запрос суда ИБПС ДВО РАН следует, что договор с ФКП «Аэропорты Чукотки» на выполнение специалистами института эколого-орнитологического обследования приаэродромной территории аэропорта Певек заключён, однако не все работы по данному договору ещё проведены (л.д. № 49-57).

Таким образом, судом установлено что ответчиком принимаются меры по проведению требуемого обследования однако до настоящего времени ими не в полном объёме проведено обследование орнитологической обстановки на аэродроме Певек и прилегающей к нему территории как того требуют вышеуказанные нормы законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФКП «Аэропорты Чукотки» не в полном объёме приняты меры к осуществлению мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полётов в части установленной периодичности эколого-орнитологического обследования, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, что влечёт нарушение гарантированных прав неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья. Неисполнение ответчиком до настоящего времени требований законодательства Российской Федерации о безопасности полётов существенно нарушает права неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья.

На основании изложенного, заявленные исковые требования Магаданского транспортного прокурора о возложении обязанности ФКП «Аэропорты Чукотки» провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Певек, подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец в исковом заявлении просил установить ФКП «Аэропорты Чукотки» срок для исполнения решения суда в течение 16 месяцев с момента его вступления в законную силу, представитель ответчика против установления, им данного срока для исполнения решения суда не возражал.

Принимая во внимание, что исполнение настоящего решения требует значительного времени (необходимость выезда специалистов данного учреждения для проведения работ в Чукотский автономный округ, проведение соответствующих мероприятий по проведению эколого-орнитологического обследования, сроки их проведения), суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу, о необходимости установления срока его исполнения в 16 месяцев с момента вступления в законную силу.

Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 88 Гражданско-процессуального кодекса РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Ответчик от уплаты государственной пошлины не освобождён. Иск прокурором подан неимущественного характера в интересах неопределённого круга лиц, в связи с чем, размер государственной пошлины должен определяться согласно положениям, установленным п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, для физических лиц, который составляет 300 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Магаданского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральному казённому предприятию «Аэропорты Чукотки» о возложении обязанности провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Певек, удовлетворить.

Обязать Федеральное казённое предприятие «Аэропорты Чукотки» провести эколого-орнитологическое обследование приаэродромной территории и территории аэродрома аэропорта Певек с привлечением специалистов биологического учреждения и с составлением орнитологических карт-схем и графиков.

Установить Федеральному казённому предприятию «Аэропорты Чукотки» срок для исполнения решения суда - 16 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Федерального казённого предприятия «Аэропорты Чукотки» государственную пошлину в доход бюджета Анадырского муниципального района в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2018 года.

Председательствующий О.А. Косматенко