ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-154/19 от 08.08.2019 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2-154/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Косматенко О.А.,

при секретаре судебных заседаний Бакулиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городском поселении Угольные Копи Анадырского района Чукотского автономного округа 8 августа 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральному казённому предприятию «Аэропорты Чукотки» о возложении обязанности совершить определённые действия (аэропорт Певек),

У С Т А Н О В И Л:

Магаданский транспортный прокурор обратился в Анадырский районный суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральному казённому предприятию «Аэропорты Чукотки» (далее - ФКП «Аэропорты Чукотки») с иском о возложении обязанности совершить определённые действия (аэропорт Певек) в течение 6 месяцев.

Свои требования обосновал тем, что в ходе проведённой Магаданской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности, были выявлены в деятельности ФКП «Аэропорты Чукотки» нарушения в указанной сфере. А именно, что в нарушение ч.2 ст. 12.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», п.п.13 п.5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 №886, сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности ФКП «Аэропорты Чукотки», осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в аэропорту Певек – Т.И.Г., Б.А.А., Г.Т.Е., К.А.Н., Т.В.В., М.С.И., М.С.В., Ф.А.М., З.И.Н. не аттестованы в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности». Неприятие ФКП «Аэропорты Чукотки» мер к подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – аэропорта Певек в целях обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте, создаёт предпосылки для актов незаконного вмешательства, террористических посягательств и как следствие – причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, гибели людей и иным негативным последствиям, в виду чего нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых прокурором подано настоящее заявление.

На основании чего просит суд обязать ФКП «Аэропорты Чукотки» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить подготовку и аттестацию работников подразделения транспортной безопасности филиала «Аэропорт Певек», осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» (л.д.1-6).

В судебное заседание стороны не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, о чём в деле имеются уведомления о вручении, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей (л.д.35-37, 54, 56, 59).

30.07.2019 в адрес суда поступил отзыв представителя ответчика по доверенности Шмунк Е.В., на исковое заявление в котором указано, что ФКП «Аэропорты Чукотки» признаёт исковые требования прокурора в части необходимости осуществить процедуру подготовки и аттестации работников подразделения транспортной безопасности филиала «Аэропорт Певек», однако, при вынесении решения просит суд установить срок для исполнения решения до 31.12.2021 года. Указав, что установление данного срока обусловлено тем, что предприятие осуществляет только предусмотренную уставом деятельность в соответствии с утверждённой Росавиацией программой, а также сметой доходов и расходов. По инициативе предприятия и при поддержке Росавиации, мероприятия по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры 8 аэропортов, находящиеся в оперативном управлении ФКП «Аэропорты Чукотки», а том числе «Аэропорт Певек», включены в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте, утверждённую Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 №1285-р со сроком финансирования и исполнения до 2022 года (вх. №2355) (л.д.38-40).

В соответствии с ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ФПК «Аэропорты Чукотки» зарегистрировано и поставлено на учёт в налоговом органе - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу (отдел работы с налогоплательщиками № 1 по Анадырскому району Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Чукотскому автономному округу) как юридическое лицо 22.10.2010 года (л.д.41-42).

Регулирование вопросов обеспечения транспортной безопасности осуществляется Федеральным законом «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ.

В соответствии со ст.4 вышеуказанного Закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

При этом, в силу п.«ж» ч.5 и ч.9 ст.1 Закона, под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя в том числе, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно п.п.5, 6, 8, 9, 10 Устава ФКП «Аэропорты Чукотки». Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Предприятие от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиков в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Чукотского автономного округа, в том числе по обеспечению авиационной безопасности. Предприятие осуществляет, в том числе аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов. «Аэропорт Певек» является филиалом ФКП «Аэропорты Чукотки» (л.д.18-23).

Аэродром гражданской авиации Певек ФКП «Аэропорты Чукотки» имеет сертификат оператора аэродрома гражданской авиации от 12.12.2017, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации аэропортов Российской Федерации под №180 (свидетельство о государственной регистрации аэродрома №54 26.11.2014) (л.д.8, 24-25).

Согласно п.8 Устава ФКП «Аэропорты Чукотки» и п.1.1 Положения о филиале ФКП «Аэропорты Чукотки», утверждённого генеральным директором 29.02.2012 года, аэропорт Певек является филиалом ФКП «Аэропорты Чукотки», и предназначен для приема и отправки воздушного судна, аэропортового обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ.

В соответствии со ст.ст.2 и 48 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса, Федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродрома, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полётов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии со ст.83 Воздушного кодекса Российской Федерации Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.85 Воздушного кодекса Российской Федерации Авиационная безопасность обеспечивается в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с настоящей статьей подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, ручная кладь, грузы и почта.

Ч.4 ст.85 Воздушного кодекса Российской Федерации указано, что правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

Во исполнения данного закона приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.07.2007 №104 утверждены Правила проведения предполетного и послеполетного досмотра (далее Правила №104).

Согласно п.43 Правил №104, сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, обязаны, в том числе знать и обеспечивать выполнение настоящих Правил при производстве досмотров; обладать необходимыми навыками по выявлению у пассажиров опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна, в том числе с применением ухищрения; знать основные характеристики и правила эксплуатации технических и специальных средств.

Согласно п.6 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утверждённых Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 №142, сотрудники службы авиационной безопасности аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца.

В соответствии с Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 21.03.2016 №155 утверждён перечень вопросов, подлежащих применению органами аттестации (аттестующими организациями) для проверки соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц при проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

Согласно приложению №5 к Приказу ФАВТ Федерального агентства воздушного транспорта от 21.03.2016 №155 проверка соответствия знаний, умений и навыков работников подразделения транспортной безопасности, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте включает знание 51 вопроса, в том числе: порядок реагирования на угрозы совершения актов незаконного вмешательства; порядок организации пропускного режима в зоне транспортной безопасности; порядок организации досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; порядок организации дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; порядок организации повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; основания для расторжения договора перевозки с пассажиром; порядок применения физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия работниками подразделений транспортной безопасности; порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности по постоянным и разовым пропускам.

В соответствии с п.28 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», в случае установления соответствия знаний, умений и навыков аттестуемого лица требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности органом аттестации (аттестующей организацией) выносится решение о соответствии. На основании решения о соответствии органом аттестации оформляется свидетельство об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (далее - свидетельство об аттестации).

В случае установления несоответствия знаний, умений и навыков аттестуемого лица требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности органом аттестации (аттестующей организацией) выносится соответствующее заключение с приложением к нему материалов, обосновывающих установленное несоответствие, и рекомендаций о подготовке аттестуемого лица. Указанное заключение подлежит направлению заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его вынесения.

Согласно пп.13 п.5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 №886, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со ст.12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Согласно ч.2 ст.12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» №16-ФЗ от 09.02.2007, силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Как следует из материалов дела, и установлено Магаданским транспортным прокурором в ходе проверки, на объекте транспортной инфраструктуры филиала «Аэропорт Певек» ФПК «Аэропорты Чукотки» имеются лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, в том числе включенные в состав групп быстрого реагирования, осуществляющие досмотр, дополнительный и повторный досмотр, осуществляющие наблюдение и собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, к которым относятся Т.И.Г., Б.А.А., Г.Т.Е., К.А.Н., Т.В.В., М.С.И., М.С.В., Ф.А.М., З.И.Н..

Согласно ответа и.о. генерального директора Б.А.Д. на требование прокурора, финансирование мероприятия по аттестации указанных работников утверждено Федеральным агентством воздушного транспорта в мае 2019 года, готовится договор с ЦТБ СПбГУГА на проведение аттестации (л.д.11-17).

Также согласно отзыву на исковое заявление, представитель ответчика указывает, что мероприятия по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры 8 аэропортов, находящихся в оперативном управлении ФКП «Аэропорты Чукотки», в том числе филиал «Аэропорт Певек» включены в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 №1285-ра со сроком финансирования и исполнения до 2022 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФКП «Аэропорты Чукотки» не в полном объёме приняты меры к подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – аэропорта Певек в целях обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте, что создаёт предпосылки для актов незаконного вмешательства, террористических посягательств и как следствие – причинение вреда жизни, здоровью и законным интересам граждан, гибели людей и иным негативным последствиям, что влечёт нарушение гарантированных прав неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья. Неисполнение ответчиком до настоящего времени требований законодательства Российской Федерации о безопасности полётов существенно нарушает права неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья.

Подготовка персонала для работы на транспорте имеет свои особенности, которые определяются тем фактором, что транспорт представляет собой источник повышенной опасности, а деятельность работающего на транспорте персонала напрямую связана с возможными угрозами жизни и здоровью людей. Сотрудники службы авиационной безопасности, не прошедшие специальную профессиональную подготовку, могут выполнять свои должностные обязанности ненадлежащим образом, что может привести к авиационным происшествиям, незаконному вмешательству в деятельность авиации и повлечь причинение вреда, жизни и здоровью граждан.

Согласно пункту 6.1 Типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации, утвержденного Приказом Федеральной авиационной службы России от 15.07.1998 №222, администрация авиапредприятия (эксплуатанта) обязана создать для службы авиационной безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на нее задач по обеспечению авиационной безопасности. С этой целью должно быть предусмотрено в том числе наличие необходимой материально-технической базы для подготовки и повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности, членов экипажей и персонала авиапредприятия (эксплуатанта) по вопросам авиационной безопасности.

На основании изложенного, заявленные исковые требования Магаданского транспортного прокурора о возложении обязанности ФКП «Аэропорты Чукотки» обеспечить подготовку и аттестацию работников подразделения транспортной безопасности филиала «Аэропорт Певек» в целях обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности», подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец в исковом заявлении просил установить ФКП «Аэропорты Чукотки» срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента его вступления в законную силу, однако представитель ответчика в своём отзыве просил установить срок для его исполнения до 31.12.2021 (л.д.38-40). После ознакомления с отзывом ответчика, истец в своём заявлении указал, что не возражает против установления ответчику такого срока для исполнения решения суда (л.д.59).

Учитывая, приведенные ответчиком обстоятельства о включении мероприятий по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности филиала «Аэропорт Певек» ФКП «Аэропорты Чукотки в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте сроком финансирования и исполнения до 2022 года, что выделение денежных средств предприятию на проведение указанных мероприятий в 2019 году программа не содержит, а иным образом провести необходимую аттестацию, не возможно, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу о возможности установления в решении суда для его исполнения срока – до 31.12.2021 включительно.

Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.88 ГПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Как следует из п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Ответчик от уплаты государственной пошлины не освобождён. Иск прокурором подан неимущественного характера в интересах неопределённого круга лиц, в связи с чем, размер государственной пошлины должен определяться согласно положениям, установленным п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, для физических лиц, который составляет 300 рублей.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Магаданского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Федеральному казённому предприятию «Аэропорты Чукотки» о возложении обязанности совершить определённые действия (аэропорт Певек), удовлетворить.

Обязать Федеральное казённое предприятие «Аэропорты Чукотки» обеспечить подготовку и аттестацию работников подразделения транспортной безопасности филиала «Аэропорт Певек», осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».

Установить Федеральному казённому предприятию «Аэропорты Чукотки» срок для исполнения решения суда - до 31.12.2021, включительно.

Взыскать с Федерального казённого предприятия «Аэропорты Чукотки» государственную пошлину в доход бюджета Анадырского муниципального района в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 8 августа 2019 года.

Председательствующий О.А. Косматенко