ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-156/16 от 31.08.2016 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело № 2- 156/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2016 года п. Молоково

Молоковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Лыкова Ю.А.

при секретаре Соколовой Т.П.

с участием помощника прокурора Молоковского района Тверской области Дынина Е.Я.

ответчикв - представителя администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области Иванова В.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Молоковского района Тверской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области и МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» по непринятию мер по установке системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, в здании МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», расположенном по адресу: Тверская область, п.Молоково, ул.Ленина, д.19, и возложении на администрацию муниципального образования «Молоковский район» Тверской области и МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» обязанности организовать проведение работ по установке системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, в здании МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», расположенном по адресу: Тверская область, п.Молоково, ул.Ленина, д.19,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Молоковского района Тверской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой Молоковского района совместно с сотрудниками отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Краснохолмскому, Весьегонскому, Сандовскому и Молоковскому районам ГУ МЧС России по Тверской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об образовании, о защите жизни и здоровья несовершеннолетних в здании МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», расположенном по адресу: Тверская область, п.Молоково, ул.Ленина, д.19.

Статьей 3 Конвенции ООН о правах ребенка закреплено, что государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьями 2, 20, 41 Конституции РФ гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В соответствии с п. 15 ч. 3, п.п. 2, 3 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст.ст. 15, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ч.ч. 1, 3, 4 ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

В статье 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» приведена классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, в числе которых Ф1.1- здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.

Согласно п. 14.4 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 175, на объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Пунктами 7, 10, подп. «д» п. 11, подп. «б» п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, установлено, что субъектами противодействия терроризма, являются в том числе, негосударственные организации. Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Основной задачей противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по следующему направлению- осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», расположенное по адресу: Тверская область, п.Молоково, ул.Ленина, д.19, является некоммерческой организацией, созданной собственником для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

Учредителем школы является муниципальное образование «Молоковский район» в лице отдела культуры, молодежной политики, спорта и туризма администрации муниципального образования «Молоковский район».

Предметом деятельности школы является предоставление образовательных услуг в сфере культуры и искусства.

Основной целью деятельности школы являются: создание условий для художественного образования и эстетического воспитания граждан; удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области различных видов искусств; выявление одаренных детей в раннем возрасте. Для достижения цели школа осуществляет в соответствии с муниципальным заданием следующие виды деятельности: реализация дополнительных общеобразовательных программ; реализация дополнительных общеразвивающих программ; реализация дополнительных предпрофессиональных программ.

Проведенной в мае 2015 года прокуратурой района совместно с сотрудниками отделения надзорной деятельности по Краснохолмскому, Весьегонскому, Сандовскому и Молоковскому районам ГУ МЧС России по Тверской области проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства все образовательные организации Молоковского района, в том числе МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», не оборудованы системой пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокурором Молоковского района 26.05.2015 года в адрес заведующей районным отделом образования администрации муниципального образования «Молоковский район» внесено представление с требованием принятия исчерпывающих мер к их устранению, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, образовательные организации района, в том числе МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» вышеуказанной системой пожарной сигнализации не оборудованы, что свидетельствует о незаконном бездействии МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» и ее учредителя- администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области.

Отсутствие в МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в образовательных учреждениях, в том числе несовершеннолетних учащихся, нарушает право последних на получение образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Кроме того, выявленные прокуратурой района нарушения создают предпосылки к совершению различного рода посягательств на несовершеннолетних и работников образовательного учреждения со стороны третьих лиц.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены, не предоставляется возможным.

В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Молоковского района Тверской области Дынин Е.Я. исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в иске, и просил возложить на ответчиков обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Молоковского района Тверской области Иванов В.А. в судебном заседании исковые требования прокурора Молоковского района не признал, и в своих объяснениях пояснил, что здание МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» оснащено системой автоматической пожарной сигнализации (АПС) с выводом сигнала о возникновении пожара на приемо-контрольный пункт в пожарной части. Установка новой системы пожарной безопасности невозможна при отсутствии приемно-контрольного устройства в пожарной части. Исковые требования не могут быть удовлетворены, так как в бюджете района нет финансовых средств на эти цели.

Представитель ответчика МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», надлежащим образом оповещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений не представил.

Третье лицо – представитель отдела культуры, молодежной политики, спорта и туризма администрации Молоковского района Тверской области, надлежащим образом оповещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных прокурором района требований не представил.

Третье лицо – представитель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Краснохолмскому, Весьегонскому, Сандовскому и Молоковскому районам ГУ МЧС России по Тверской области, надлежащим образом оповещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных прокурором района требований не представил.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из п.п.10, 22 и 30 ст.9 Устава МО «Молоковский район» Тверской области следует, что к вопросам местного значения Молоковского района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных общеобразовательных организациях; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории Молоковского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Молоковского района (л.д. ).

В соответствии с Уставом МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» (л.д.) МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», расположенное по адресу: Тверская область, п.Молоково, ул.Ленина, д.19, является некоммерческой организацией.

Учредителем школы является муниципальное образование «Молоковский район» в лице отдела культуры, молодежной политики, спорта и туризма администрации муниципального образования «Молоковский район».

Предметом деятельности школы является предоставление образовательных услуг в сфере культуры и искусства.

Основной целью деятельности школы являются: создание условий для художественного образования и эстетического воспитания граждан; удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области различных видов искусств; выявление одаренных детей в раннем возрасте. Для достижения цели школа осуществляет в соответствии с муниципальным заданием следующие виды деятельности: реализация дополнительных общеобразовательных программ; реализация дополнительных общеразвивающих программ; реализация дополнительных предпрофессиональных программ.

Статьей 3 Конвенции ООН о правах ребенка закреплено, что государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Статьями 2, 20, 41 Конституции РФ гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства. В соответствии с п. 15 ч. 3, п.п. 2, 3 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст.ст. 15, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ч.ч. 1, 3, 4 ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

В статье 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» приведена классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, в числе которых Ф1.1- здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.

Согласно п. 14.4 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 175, на объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. При отсутствии на объекте персонала, ведущего круглосуточное дежурство, извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Пунктами 7, 10, подп. «д» п. 11, подп. «б» п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, установлено, что субъектами противодействия терроризма, являются в том числе, негосударственные организации. Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Основной задачей противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по следующему направлению- осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», не оборудовано системой пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещение- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Данные обстоятельства подтверждаются информацией ОНД по Краснохолмскому, Весьегонскому, Сандовскому и Молоковскому районам (л.д.).

Непринятие администрацией Молоковского рай она и МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» мер по установке в здании МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, свидетельствует о незаконном бездействии МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» и ее учредителя администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области.

МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

На основании приведенных выше законов и нормативно-правовых актов, а также исследованных материалов дела в совокупности, суд приходит к выводу, что муниципальное образование «Молоковский район» в лице администрации Молоковского района и МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» являются ответственными за соблюдение правил пожарной безопасности в образовательных организациях, а также субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них, лежит обязанность исполнения нормативно-правовых актов по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности здания школ.

Отсутствие в МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в образовательных учреждениях, в том числе несовершеннолетних учащихся, нарушает право последних на получение образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а также создаются предпосылки к совершению различного рода посягательств на несовершеннолетних и работников образовательного учреждения со стороны третьих лиц.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

При таких обстоятельствах прокурор обоснованно в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как оно направлено на пресечение действий, нарушающих право работников образовательных учреждений и несовершеннолетних учащихся на безопасные условия работы и обучения, на антитеррористическую безопасность и условий, создающих угрозу его нарушения, и основано также на положениях п.п.1 и 2 ст.1065 ГК РФ, в соответствии с которыми опасность причинения вреда в будущем может быть основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Из анализа приведенных выше законов и нормативно-правовых актов и исследованных в судебном заседании доказательств следует, что обязанность по организации проведения работ по установке системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, в здании МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», лежит на ответчиках - МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» и администрации Молоковского района, в связи с чем, исковые требования прокурора, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что образовательным учреждением приняты достаточные меры для пожарной безопасности, и они не имеют финансовых средств и технической возможности для установления системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, и иные доводы, суд считает необоснованными, так как они основаны на неправильном толковании указанных в иске законов и законодательных актов.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников в образовательном учреждении.

Обязанность ответчиков по установке системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, в здании МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», вытекает из совокупного анализа нормативно-правовых актов и законодательства, указанного выше.

При таких обстоятельствах, суд считает, что прокурором настоящие исковые требования заявлены исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности и соблюдение пожарной безопасности, и потому являются законными и обоснованными, а доводы ответчика по указанным выше основаниям, суд признает несостоятельными.

Существующее законодательство, решение вопросов по оборудованию зданий образовательных организаций системой пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, не ставит в зависимость от финансовых возможностей органов местного самоуправления и образовательных организаций, технической возможности осуществления работ, поэтому доводы ответчика в этой суд считает необоснованными.

Учитывая, что исполнение данного решения суда сразу после вступления его в законную силу, невозможно в виду характера и объема работ по установке системы пожарной безопасности, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, суд с учетом мнения прокурора, полагает правильным и разумным в соответствии со ст.206 ГПК РФ установить срок для исполнения решения суда в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Принимая во внимание, что истец - прокурор Молоковского района, исковые требования которого удовлетворены, и ответчик администрация Молоковского района, в соответствии с пподп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по настоящему делу, освобождены, на основании подп.3 п.1 ст.333.19, подп.8 п.1 ст.333.20, абз.2 ч.2 ст.333.18 НК РФ, в соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 3000 рублей (абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ – 6000 рублей: 2 плательщика), подлежит взысканию с ответчика МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

При этом, суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер подлежащей уплате государственной пошлины (ст.333.20 НК РФ).

Ввиду затруднительного материального положения ответчика, суд, в связи с ходатайством последнего, полагает необходимым уменьшить подлежащую взысканию с МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» государственную пошлину до минимальной суммы в 300 руб.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.45, 88, 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Молоковский район» Молоковского района Тверской области и МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» по непринятию мер по установке системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, в здании МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», расположенном по адресу: Тверская область, п.Молоково, ул.Ленина, д.19.

Возложить на администрацию муниципального образования «Молоковский район» Тверской области и МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по установке системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещение дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения- с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, в здании МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств», расположенном по адресу: Тверская область, п.Молоково, ул.Ленина, д.19.

Взыскать с МБУ ДО «Молоковская детская школа искусств» в бюджет Молоковского муниципального района Тверской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 01 сентября 2016 года.

Председательствующий Ю.А. Лыков

Дело № 2- 156/2016