ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-160/17ГОДА от 26.04.2017 Новохоперского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-160/2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новохоперск 26 апреля 2017 года

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Петрушенко А.И.

при секретаре Усовой Д.Н.

с участием:

прокурора Новохоперского района Воронежской области Кучеровой С.Е.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, в интересах неопределенного круга лиц, к КНИ о запрете розничной (разносной) торговли на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов- филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

УСТАНОВИЛ:

Лискинский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к КНИ о запрете розничной торговли на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов- филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по тем основаниям, что Лискинской транспортной прокуратурой в соответствии решением коллегии Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от 27.06.2014 «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей, в том числе инвалидов на объектах предприятий, учреждений и организаций железнодорожного, воздушного и водного транспорта» проведена проверка исполнения требований законодательства о торговой деятельности, о защите прав потребителей.

В ходе проверки установлено, что КНИ в нарушение требований действующего законодательства, на систематической основе, осуществляет незаконную деятельность по разносной торговле пищевыми продуктами (минеральная вода) и пуховыми платками на перроне (пассажирских платформах) вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожный вокзалов - филиала ОАО "РЖД".

В 2016 году ответчик 7 раз привлекался Административной комиссией администрации Россошанского муниципального района Воронежской области к административной ответственности за совершения правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 19.2 Закона Воронежской области №74-ОЗ от 31.12.2003 «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» 3. (Торговля на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе в местах посадки (высадки) пассажиров, в местах общего пребывания пассажиров, за исключением мест, установленных органами местного самоуправления) и признавался виновным в незаконной торговле с рук пуховыми платками на платформах железнодорожного вокзала Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов.

Постановлениями администрации городского поселения г. Россошь от 01.03.2011 №85 «Об определении мест размещения нестационарных торговых объектов», от 05.02.2016 №115 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» утверждены места размещения нестационарных торговых объектов и схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области. Территория вокзала станции Россошь в вышеуказанную схему не включена, в том числе в силу запрета, установленного Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65.

Кроме того, Дирекцией железнодорожных вокзалов приказом от 11.08.2009 N 118 "О мерах по упорядочению торговли на территориях вокзальных комплексов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" установлен запрет на осуществление разносной (лоточной) торговли на территории вокзальных комплексов.

Таким образом, деятельность ответчика по осуществлению розничной (разносной) торговли в зоне повышенной опасности, связанной с движением железнодорожного транспорта, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неограниченного числа лиц, находящихся на пассажирских платформах вокзала ст. Россошь, в том числе пассажиров, встречающих и провожающих лиц, работников железнодорожного транспорта.

КНИ в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован, в связи с чем установленный в публичных интересах порядок осуществления розничной торговли в нестационарных торговых объектах, обеспечивающий стабильность торговой деятельности и направленный на защиту законных интересов всех ее участников, ответчиком не соблюдается. Осуществление разносной торговли на пассажирских платформах вокзала создает препятствия в передвижении пассажиров по пассажирским платформам, может повлечь за собой падение граждан на железнодорожные пути. При покупке товаров лица, находящиеся на пассажирских платформах, утрачивают бдительность, должным образом не наблюдают за передвижением железнодорожного подвижного состава. Принятые меры по привлечению ответчика к административной ответственности не повлекли за собой прекращение противоправной деятельности. Сопроводительные документы на продаваемый товар у ответчика отсутствуют.

В связи с этим прокурор просит суд запретить КНИ осуществлять разносную торговлю на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Прокурор Кучерова С.Е. в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил суд запретить КНИ осуществлять разносную торговлю на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Ответчик КНИ в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения о том, что ответчиком судебная повестка не получена ввиду того, что по месту регистрации он не проживает. Судом направлялась судебная повестка по последнему известному месту жительства и нахождения ответчика, но КНИ по данному адресу не находится.

В соответствии со ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу не находится.

В соответствии ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Как следует из материалов дела КНИ зарегистрирован по адресу: <адрес>. В исковом заявление указано именно это место жительства ответчика. По указанному адресу суд извещал ответчика КНИ заказными письмами о судебном заседании, судебная корреспонденция возвращена в связи с отсутствием адресата по данному адресу.

С учетом таких обстоятельств суд считает, что ответчик КНИ о времени и месте рассмотрения дела, согласно ст. 118 ГПК РФ, извещен надлежащим образом, не сообщил суду об уважительных причинах неявки, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика КНИ

Представитель третьего лица- ОАО «РЖД» в лице Юго- Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, суд, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований предусмотрено статьей 45 ГПК РФ, вытекает из полномочий прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей не общего пользования).

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" установлено, что предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.

Пункт 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривает следующие формы торговли: в стационарных торговых объектах; вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлениями администрации городского поселения г. Россошь от 01.03.2011 №85 «Об определении мест размещения нестационарных торговых объектов», от 05.02.2016 №115 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов» утверждены места размещения нестационарных торговых объектов и схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области. Территория вокзала станции Россошь в эту схему не включена, в том числе в силу запрета, установленного Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65.

Кроме того, Дирекцией железнодорожных вокзалов приказом от 11.08.2009 N 118 "О мерах по упорядочению торговли на территориях вокзальных комплексов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" установлен запрет на осуществление разносной (лоточной) торговли на территории вокзальных комплексов.

Согласно п. 11 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2007 г. N 18, граждане при нахождении на железнодорожных путях и пассажирских платформах обязаны: не создавать помех для движения железнодорожного подвижного состава; принимать все возможные меры для устранения помех; отходить на расстояние, при котором исключается воздействие воздушного потока, возникающего при приближении железнодорожного подвижного состава; держать детей за руку или на руках (гражданам с детьми).

Таким образом, деятельность ответчика по осуществлению розничной (разносной) торговли в зоне повышенной опасности, связанной с движением железнодорожного транспорта, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью неограниченного числа лиц, находящихся на пассажирских платформах вокзала ст. Россошь, в том числе пассажиров, встречающих и провожающих лиц, работников железнодорожного транспорта.

Поскольку пассажирские платформы в силу статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" являются зонами повышенной опасности, то прокурор с целью предупреждения несчастных случаев, вправе ставить вопрос о запрещении заниматься на участке повышенной опасности определенной деятельностью, в том числе торговлей.

В соответствии с вводной частью Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", продавец - организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

На основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-Ф3 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Судом установлено, что ответчик в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован, осуществлял незаконную торговую деятельность, а именно: незаконно торговал пищевыми продуктами (минеральная вода) и пуховыми платками в неустановленном для этого месте -на перроне (пассажирских платформах) вокзала станции Россошь, чем нарушил часть 3 ст. 19.2 Закона Воронежской области №74-ОЗ от 31.12.2003 «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» и был неоднократно привлечен к административной ответственности.

Таким образом, принимаемые меры по привлечению ответчика к административной ответственности не повлекли за собой прекращение противоправной деятельности.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не опровергнуты. В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

На основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Приведенные доказательства свидетельствуют суду о том, что исковое заявление Лискинского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению, поскольку исковые требования обоснованны и не противоречат закону, следует запретить КНИ осуществлять разносную торговлю на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", поскольку это будет способствовать обеспечению безопасности жизни и здоровья неограниченного числа лиц, находящихся на пассажирских платформах вокзала станции Россошь, в том числе пассажиров, встречающих и провожающих лиц, работников железнодорожного транспорта.

Согласно п. 9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика КНИ следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Запретить КНИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществлять разносную торговлю на территории вокзального комплекса вокзала станции Россошь Юго-Восточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", расположенного на территории городского поселения г. Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области.

Взыскать с КНИ государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.

Судья А.И. Петрушенко