ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1642/19 от 16.10.2019 Чистопольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-1642/2019

УИД 16RS0044-01-2019-001816-18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ахмеровой Г.С.,

с участием представителя истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Чистопольском, Спасском, Алексеевском и Новошешминском районах Чурбановой Ю.А.,

представителя ответчика МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан Урманчеевой Р.И.,

представителя ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан Макаровой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Козиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Чистопольском, Спасском, Алексеевском и <адрес>х к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, муниципальному казенному учреждению «Управление образования исполнительного комитета Чистопольского муниципального района» Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о прекращении нарушений санитарного законодательства,

установил:

в обосновании требований указано, что при проведении плановой выездной проверки в отношении МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан были выявлены многочисленные нарушения требований санитарного законодательства, которые создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. За выявленные нарушения ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан о привлечении к административной ответственности по части 1статьи 6.7 КоАП РФ. С целью устранений нарушений было направлено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащее обязательному исполнению. По результатам внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что нарушения указанные в предписании не были устранены: не провели косметический ремонт в группе «Пчелки», спальных помещениях групп «Пчелки», «Почемучки», «Гномики», «Непоседы», в бытовом помещении для сотрудников филиала сделан косметический ремонт стен, но в нижней части стен имеются следы грибка; не провели замену окон в помещениях детского сада, заменено только по 1 окну в старшей группе «Непоседы», спальных помещениях групп «Гномики» и «Непоседы»; не оборудовано ограждающими устройствами отопительные приборы в группе «Карапузики»; не созданы условия для обработки мяса и овощей, не установлены отдельные моечные ванны для их обработки, обработки мяса и овощей осуществляется в моечных ваннах для кухонной посуды; не обеспечило на пищеблоке филиала поточность производственного процесса, требуется проведение реконструкции помещения; не установлена моечная ванна для обработки кухонной посуды, позволяющей производить обработку кухонной посуды с погружением. Выявленные нарушения касаются управления материально-технической базы учреждения, устранение этих нарушений требует значительных материальных затрат. Обязанность по обеспечению содержания здания и сооружения возложена на исполнительный комитет. Отсутствие достаточного финансирования со стороны Исполкома не позволяет муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан в установленные сроки устранить нарушения требований законодательства, в связи с чем просит возложить на Исполнительный комитет обязанность по финансированию для проведения по устранению предписаний. В связи с чем, просит: обязать МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан устранить вышеперечисленные нарушения санитарного законодательства, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ: провести косметический ремонт в группе «Пчелка», спальных помещениях групп «Пчелка», «Почемучки», «Гномики», «Непоседы». В игровых и спальных помещениях провести замену оконных рам. Отопительные приборы в спальном помещении группы «Карапузики» обеспечить ограждающими устройствами выполненными из материалов не оказывающих вредных воздействий на человека. Во втором здании создать условия для обработки горшков, установить слив для их обработки. Создать условия для обработки мяса и овощей, установить моечные ванны. На пищеблоке филиала обеспечить поточность производственного процесса. На пищеблоке филиала установить моечные ванны позволяющие производить обработку кухонной посуды с полным погружением. Возложить на МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан обязанность по исполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района обязанность по финансированию МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан для проведения мероприятий по устранению указанных в предписании нарушении санитарного законодательств об исполнения предписания в случае недостаточных финансовых средств у самого общеобразовательного учреждения.

Представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> на судебном заседании уточнила требования просила обязать МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан устранить вышеперечисленные нарушения санитарного законодательства, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ: провести косметический ремонт в группе «Пчелка», спальных помещениях групп «Пчелка», «Почемучки», «Гномики», «Непоседы». В игровых и спальных помещениях провести замену оконных рам. Отказалась в части требований о возложении на МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан по исполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ, возложения на Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района обязанность по финансированию МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан для проведения мероприятий по устранению указанных в предписании нарушении санитарного законодательств об исполнения предписания в случае недостаточных финансовых средств у самого общеобразовательного учреждения.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан на судебном заседании частично признала исковые требования, в части установки окон, указала, что запланирован ремонт здания, где предусмотрена замена окон.

Представитель ответчика Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан на судебном заседании возражала против исковых требований.

Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Управление образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, предоставил отзыв, просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Определением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Чистопольском, Спасском, Алексеевском и <адрес>х к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, муниципальному казенному учреждению «Управление образования исполнительного комитета Чистопольского муниципального района» Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан в части возложения на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан обязанности по исполнению предписания от ДД.ММ.ГГГГ, возложения на Исполнительный комитет Чистопольского муниципального района обязанность по финансированию МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан для проведения мероприятий по устранению указанных в предписании нарушении санитарного законодательств об исполнения предписания в случае недостаточных финансовых средств у самого общеобразовательного учреждения, прекращено.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других ниц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 гола № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является органом исполнительной власти, а Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан – территориальным органом Федерального органа исполнительной власти, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальный органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 года за № 412 утверждено положение «О федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей».

Статья 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья.

Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другими нормативными актами.

Согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

По смыслу пунктов 3, 5, 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Пунктом 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктами 1, 4, 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Судом установлено, что на основании распоряжения (Приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля - Управления Роспотребнадзора по <адрес> 652/33-п/в от ДД.ММ.ГГГГ, была проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида » «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно Уставу МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида » «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества является Муниципальное образование «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан.

Учреждение вправе самостоятельно использовать имущество, закрепленное за ним Учредителем на праве оперативного управления для обеспечения финансирования основных направлений уставной деятельности, а также принадлежащие ему денежные средства, имущество и иные объекты, нематериальные ценности в виде продуктов интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом ее деятельности, а также доходы от собственности деятельности и приобретении на эти доходы объекты собственности; от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности; на самостоятельном балансе отражать состав и стоимость закрепленного за учреждением собственного имущества.

В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения требований санитарного законодательства, которые в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов».

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида » «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьей 6.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

С целью устранения выявленных при плановой проверке нарушений санитарных правил в соответствии со статьей 50 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ, в адрес муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида » «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан было направлено предписание должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, подлежащее обязательному исполнению.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заместитель руководителя Исполнительного комитета по образованию – начальник МКУ «Управление образования исполнительного комитета Чистопольского муниципального района» Республики Татарстан обратился в адрес руководителя финансово-бюджетной палаты Чистопольского муниципального района Республики Татарстан с вопросом и выделении дополнительного финансирования при формировании бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы в сумме 434 073 206 руб., в целях исполнения требований надзорных органов, в том числе по МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан на сумму 5 500 руб., в том числе: для капитального ремонта пищеблока; капитального ремонта игровых комнат, спальных помещений, музыкального зала; ремонт кровли; замена оконных рам; замена электропроводки; ремонт фасада зданий; замена и утепление полов первого этажа зданий; замена межкомнатных дверей; ремонт подсобных помещений.

Решением Совета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выделении дополнительных бюджетных ассигнований в связи с отсутствием источников финансирования в бюджете Чистопольского муниципального района на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы.

Распоряжением (Приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля - Управления Роспотребнадзора по <адрес> 2983/33-вп/в от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение проверки с целью устранения выявленных при внеплановой проверке нарушений санитарных правил в соответствии со статьей 50 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки установлено, что выявленные нарушения были устранены частично, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, срок для устранения установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки в отношении МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан вынесено предписание об устранении недостатков, выявленных в рамках ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения», «Санитарно эпидемиологические требования к организации общественного питания изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов», предоставлен срок для усранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств выделения денежных средств на устранение выявленных нарушений либо наличие собственных средств МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, позволяющих провести мероприятия, способствующие реализации требований Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не предоставлено.

В исковом заявлении не указаны способы и механизм устранения ответчиком нарушений требований СанПин, не указанны организационные мероприятия реализации требований.

В связи с чем, предложенный истцом способ устранения нарушений указанных в предписании приведет к существенным нарушениям прав и законных интересов, детей воспитывающихся в данном детском саду, что недопустимо.

В силу части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332 таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Статья 55 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возможна, в силу его статьи 57, только в виде возмещения причиненного вследствие нарушения санитарного законодательства.

Федеральный закон от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не предусматривает такого способа защиты права, который включает в себя понуждение к исполнению предписаний Роспотребнадзора по устранению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами выявленных данным органом нарушений в сфере обеспечения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в гражданско-правовом порядке. В случае неисполнения указанных предписаний виновные лица в силу Закона могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Предъявленный иск направлен на трансформацию правоотношений, складывающихся в сфере административной юрисдикции за нарушение требования санитарно-эпидемиологического законодательства и неисполнение предписаний данного органа в сфере гражданско-правовых отношений, что действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, в отношении МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан имеется действующее предписание от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> об устранении выявленных нарушений со сроком выполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Чистопольском, Спасском, Алексеевском и <адрес>х к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида «Непоседа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан, муниципальному казенному учреждению «Управление образования исполнительному комитету Чистопольского муниципального района» Республики Татарстан, исполнительного комитета муниципального образования «Чистопольский муниципальный район» Республики Татарстан о выполнении санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренные законодательством, а именно в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести косметический ремонт в группе «Пчелки», спальных помещениях групп «Пчелки», «Почемучки», «Гномики», «Непоседы», в игровых и спальных помещениях провести замену оконных рам, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в апелляционном порядке через Чистопольский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ахмерова Г.С.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.