К делу № 2-1642/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Крымск «28» июня 2022 года.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Корныльева В.В.,
при секретаре Тума Э.А.,
с участием истца – помощника Крымского межрайонного прокурора Елисеевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа (МБОУ СОШ) № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район и администрации муниципального образования Крымский район в порядке ст.45 ГПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Крымский межрайонный прокурор обратился в Крымский районный суд с исковым заявлением к МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район и администрации муниципального образования Крымский район в порядке ст.45 ГПК РФ.
В обосновании заявленных требований указал, что Крымской межрайонной прокуратурой с участием сотрудников ОНД и ПР Крымского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка в деятельности образовательных организаций Крымского района, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе, законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район. При проведенной проверке соблюдения требований пожарной безопасности в МБОУ СОШ № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район установлено, что в здании:
- второй этаж здания класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 не обеспечен вторым эвакуационным выходом, что нарушает требования ч.4ст.4,ст.89 Закона №123-ФЗ, п.4.2.9 СП 1.13130;
- выходы с этажей в лестничные клетки не оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, что нарушает требование ч.4ст.4,ст.89 Закона №123-ФЗ, п.4.2.6 СП 1.13130;
- в помещениях раздевалок и спортивном зале отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что нарушает требования ч.4ст.4, Закона №123-ФЗ, п.54 Правил №1479;
- помещение чердака не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации, что нарушает ст.ст.5,54 Закона №123-ФЗ, п.4.4 СП 486. 1311500.2020, п.4 НПБ110-03;
- при высоте здания не более 15 метров, выход на чердак не обеспечен по закрепленной стальной стремянке, что нарушает требования ч.4 ст.4 Закона №123-ФЗ, п.7.7 СП 4.13130.2013;
- в лестничной клетке устройства для открывания окон расположены выше чем 1,7м от уровня площадки лестничной клетки, что нарушает требования ч.4 ст.4 Закона №123-ФЗ, п.5.4.16 СП 2.13130.
Несоблюдение установленных законом требований в сфере пожарной безопасности может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожара, в том числе, несовершеннолетних, в связи с чем, перечисленные нарушения законодательства требуют немедленного устранения. Согласно устава МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Крымский район. Администрация муниципального образования Крымский район, являясь собственником имущества бюджетных образовательных учреждений, обязана создать безопасные условия для обучения несовершеннолетних.
На основании вышеизложенного, просит суд:
1. Обязать МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район (ОГРН № ИНН №), расположенное по адресу; , устранить в полном объеме выявленные нарушения требований пожарной безопасности путем проведения следующих мероприятий:
- обеспечить второй этаж здания класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 вторым эвакуационным выходом,
- оборудовать дверями выходы с этажей в лестничные клетки с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах,
- в помещениях раздевалок и спортивном зале установить автоматическую пожарную сигнализацию,
- оборудовать помещение чердака автоматической системой пожарной сигнализации,
- обеспечить выход на чердак по закрепленной стальной стремянке,
- привести в соответствие устройства для открывания окон в лестничной клетке.
2. Обязать администрацию муниципального образования Крымский район выделить денежные средства, необходимые для устранения выявленных в МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район нарушений требований пожарной безопасности.
В судебном заседании истец – помощник Крымского межрайонного прокурора Елисеева Е.Ю. поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении в полном объёме.
Представитель ответчика – МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного заседания был своевременно надлежащим образом уведомлен. От представителя ответчика МБОУ СОШ № № 31 с. Экономического муниципального образования Крымский район – директора МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район Микаелян Яны Валентиновны, действующей на основании приказа о приеме работника на работу от 12.04.2022 года, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд принял решение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие указанного представителя ответчика.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Крымский район в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного заседания был своевременно надлежащим образом уведомлен. От представителя ответчика администрации муниципального образования Крымский район Петюновой Галины Михайловны, действующей на основании доверенности №01-14/506 от 30.12.2021 года, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. От нее в судебное заседание поступили возражения на исковое заявление, в котором просила отказать в заявленных требованиях Крымского межрайонного прокурора в части оборудовать помещение чердака автоматической системой пожарной сигнализации. При этом пояснила, что исходит из принципов экономии бюджетных средств, так как при проектировании здания оно было оборудовано автоматическими установками пожаротушения, а требования свода правил не распространяются на уже существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами. Суд принял решение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие указанного представителя ответчика.
Представитель третьего лица – отдел надзорной деятельности и профилактической работы Крымского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. О времени, дате и месте проведения судебного заседания был своевременно надлежащим образом уведомлен. От представителя ответчика начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Крымского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Козырева Максима Сергеевича, действующего на основании доверенности №206-157-ДВ от 18.01.2022 года, поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом заявленные Крымским межрайонным прокурором исковые требования поддержал. Суд принял решение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие указанного представителя третьего лица.
Выслушав помощника Крымского межрайонного прокурора Елисееву Е.Ю., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 5 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требовании пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно ст.ст. 34, 37 Федерального закона № 69-ФЗ граждане и руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Правовой нормой ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Статьей 6 Федерального закона № 123-ФЗ установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Приказом МЧС России от 20.07.2020г. №539 утвержден свод правил СП 486.1311500.2020 «Требования пожарной безопасности» (далее – СП 486.1311500.2020), устанавливает требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации при их проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, изменении функционального назначения, а также при техническом перевооружении.
Приказом МЧС России от 24.04.2013 г. №288 утвержден свод правил СП 4.13130.2013 «Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее – СП 4.13130.2013), устанавливает требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
Приказом МЧС России от 19.03.2020г. №194 утвержден свод правил СП 1.13130 «Эвакуационные пути и выходы» (далее – СП1.13130), устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий, сооружений, а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.
Приказом МЧС России от 12.03.2020г. №151 утвержден свод правил СП 2.13130 «Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (далее – СП 2.13130),
применяется при проектировании, строительстве, капитальном ремонте и реконструкции, при иных работах, связанных с полной или частичной заменой строительных конструкций, заменой заполнения проемов в строительных конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости, а также в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объектов защиты.
Приказом МЧС России от 18.06.2003г. №315 утверждены нормы пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее – НПБ 110-03), устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479 утверждены Правила противопожарного режима в РФ (далее – Правила №1479), устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержание территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что Крымской межрайонной прокуратурой с участием сотрудников ОНД и ПР Крымского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка в деятельности образовательных организаций Крымского района, по результатам которой выявлены нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе, законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район.
При проведенной проверке соблюдения требований пожарной безопасности в МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район установлено, что:
- второй этаж здания класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 не обеспечен вторым эвакуационным выходом, что нарушает требования ч.4ст.4,ст.89 Закона №123-ФЗ, п.4.2.9 СП 1.13130;
- выходы с этажей в лестничные клетки не оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, что нарушает требование ч.4ст.4,ст.89 Закона №123-ФЗ, п.4.2.6 СП 1.13130;
- в помещениях раздевалок и спортивном зале отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что нарушает требования ч.4ст.4, Закона №123-ФЗ, п.54 Правил №1479;
- помещение чердака не оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации, что нарушает ст.ст.5,54 Закона №123-ФЗ, п.4.4 СП 486. 1311500.2020, п.4 НПБ110-03;
- при высоте здания не более 15 метров, выход на чердак не обеспечен по закрепленной стальной стремянке, что нарушает требования ч.4 ст.4 Закона №123-ФЗ, п.7.7 СП 4.13130.2013;
- в лестничной клетке устройства для открывания окон расположены выше чем 1,7м от уровнф площадки лестничной клетки, что нарушает требования ч.4 ст.4 Закона №123-ФЗ, п.5.4.16 СП 2.13130.
Однако, администрацией муниципального образования Крымский район денежные средства для исполнения требований пожарной безопасности в МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район не выделены.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система образования включает в себя органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Согласно п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, администрация муниципального образования Крымский район, являясь собственником имущества бюджетных образовательных учреждений, обязана создавать безопасные условия для обучения несовершеннолетних.
Как видно из материалов дела, информация о фактическом состоянии противопожарной защищенности объектов образования всех форм собственности, расположенных на территории МО Крымский район, требующих значительных финансовых затрат на устранение нарушений требований пожарной безопасности, доведена до главы МО Крымский район письмом от 15.02.2022 года № 81-9-28-1-18.
Несоблюдение установленных законом требований в сфере пожарной безопасности может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан в случае возникновения пожара, в том числе, несовершеннолетних, в связи с чем, перечисленные нарушения законодательства требуют немедленного устранения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район и администрацией муниципального образования Крымский район не были приняты меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и созданию безопасных условий обучающихся во время пребывания их в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с отсутствием финансирования.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Аналогичная норма закреплена ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что Крымский межрайонный прокурор, обращаясь с данным заявлением в суд, выступает в интересах несовершеннолетних, поскольку принимает меры по обязанию соответствующего образовательного учреждения и администрации муниципального образования Крымский район создать необходимые условия для получения образования.
При таких обстоятельствах, установленных судом, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку основаны на законе и подтверждаются материалами дела.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Крымского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа (МБОУ СОШ) № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район и администрации муниципального образования Крымский район в порядке ст.45 ГПК РФ – удовлетворить.
Обязать МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район (ОГРН № ИНН №), расположенное по адресу; , устранить в полном объеме выявленные нарушения требований пожарной безопасности путем проведения следующих мероприятий:
- обеспечить второй этаж здания класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 вторым эвакуационным выходом,
- оборудовать дверями выходы с этажей в лестничные клетки с приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах,
- в помещениях раздевалок и спортивном зале установить автоматическую пожарную сигнализацию,
- оборудовать помещение чердака автоматической системой пожарной сигнализации,
- обеспечить выход на чердак по закрепленной стальной стремянке,
- привести в соответствие устройства для открывания окон в лестничной клетке.
Обязать администрацию муниципального образования Крымский район выделить денежные средства, необходимые для устранения выявленных в МБОУ СОШ № 4 с. Мерчанского муниципального образования Крымский район нарушений требований пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Крымский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: В.В. Корныльев