ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1643/2017 от 07.09.2017 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-1643/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2017 года г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым

в составе: председательствующей судьи Пакулы М.Р.

при секретаре Мукукове И.Я.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, главе Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, ФИО4, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решений, свидетельства о государственной регистрации права и отмене регистрации права,

У С Т А Н О В И Л

ФИО2 обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, главе Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, ФИО4, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решений, свидетельства о государственной регистрации права и отмене регистрации права. Заявленные исковые требования мотивирует тем, что в соответствии с решением <данные изъяты> Добровского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ей было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью до <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по <адрес> в <адрес>. В соответствии с пунктом <данные изъяты> указанного решения на отводимый земельный участок были введены ограничения: запрет на продажу или иное отчуждение (за исключением наследования) земельного участка в течение 5 лет со дня принятия решения; осуществление строительства дорог, энергоснабжения, водообеспечения, телефонизации и другие объекты инфраструктуры производить за счет денежных средств ФИО2; завершение строительства индивидуального жилого дома произвести в течение <данные изъяты> лет со дня принятия данного решения. ДД.ММ.ГГГГ между ней (ФИО2) и Добровским сельским советом в лице головы ФИО7 на данный земельный участок сроком на пять лет был заключен договор сервитута, зарегистрированный в книге записей договоров на ограничение прав собственности участка ДД.ММ.ГГГГ за . Срок действия договора истекал ДД.ММ.ГГГГ. Земельным отделом <адрес> была разработана документация по отводу ей (ФИО2) в собственность указанного земельного участка и проект документации был передан в шестимесячный срок на утверждение <адрес>. Однако документы о праве собственности на земельный участок ею (ФИО2) своевременно получены не были. В соответствии со статьей 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Указанный земельный участок был поставлен ею (ФИО2) на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый , после этого в порядке пункта 6 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, она обратилась с заявлением в Администрацию Добровского сельского поселения. <данные изъяты> года за исх. <данные изъяты> из Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым поступил ответ, которым ей <данные изъяты> было отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что срок действия решения <данные изъяты> Добровского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истек, и продление действия решения не предусмотрено. Данный отказ считает незаконным, так как на протяжении всего времени, с момента выделения ей (ФИО2) земельного участка, она оплачивала в Добровский сельский совет земельный налог и срок действия договора о сервитуте истекал лишь ДД.ММ.ГГГГ. Законодательство Украины, а именно Закон Украины от 06 сентября 2012 года № 5245-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения порядка приобретения прав на землю» не предусматривал соответствующих ограничений по времени, в том числе и на получение государственного акта о праве собственности на земельный участок. Ненормативные правовые акты органа местного самоуправления являются актами одноразового применения, исчерпывают свое действие фактом их выполнения и не могут быть отменены или изменены органом местного самоуправления после их выполнения. Исковые требования к ней (ФИО2) о принудительном прекращении прав на земельный участок не предъявлялись, судебное решение по данным основаниям не выносилось. Решение <данные изъяты> Добровского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ является действующим, так как ни кем не отменено. В соответствии с разъяснениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым действующими решениями являются решения органа исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, принятые в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку технической документации по землеустройству. Период действия решений о разрешении на разработку проекта отвода земельного участка, на основании которых осуществляется завершение оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, обусловлен требованиями законодательства, действующего до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве соответствующего субъекта – исполненные решения органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, принятые до 14 октября 2008 года, утратили свое действие 14 октября 2010 года (если они не были продлены в установленном порядке). Поскольку ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор сервитута, считает, что срок действия решения <данные изъяты> Добровского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ был автоматически пролонгирован, в связи с чем решение <данные изъяты> внеочередной сессии <данные изъяты> созыва Добровского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О даче ФИО4 разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка», является незаконным и подлежит отмене. На основании изложенного просит признать незаконным решение ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей (ФИО2) в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по <адрес> в <адрес>, в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значений Севастополя»; признать недействительным решение <данные изъяты> внеочередной сессии <данные изъяты> созыва Добровского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части дачи разрешения ФИО4 на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, ориентировочной площадью <данные изъяты> га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в <адрес>; признать недействительным постановление Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части передачи ФИО4 бесплатно в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГФИО4 и отменить регистрацию права на недвижимое имущество, исключив запись регистрации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании истица и ее представитель заявленные исковые требования поддержали. При этом истица указала, что проект отвода спорного земельного участка у нее отсутствует, в соответствующую проектную организацию для этого она не обращалась, поскольку была уверена, что проект разрабатывается земельным отделом Добровского сельского совета, сотрудники которого заверили ее, что земельный участок до сегодняшнего дня числиться за ней. На утверждение Добровского сельского совета Симферопольского района проект землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью до <данные изъяты> га, расположенного по <адрес> в <адрес> и предназначенного для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, ею не предоставлялся.

Представители ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования ФИО2 не признали, указав на их необоснованность. В установленный в решении Добровского сельского совета Симферопольского района шестимесячный срок проект отвода земельного участка ФИО2 разработан не был, границы участка определены не были, отсутствуют и документы, подтверждающие заключение ФИО2 договора с какой-либо землеустроительной организацией об оказании услуг по разработке проекта отвода земельного участка. Спорный земельный участок на момент принятия обжалуемых решений был свободен от обременений и прав третьих лиц. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации про землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Вместе с тем, согласно разъяснений к указанному Порядку, данных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым от 23 сентября 2014 года № 01/149, завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступление Республики Крым в состав Российской Федерации, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении разработки документации по землеустройству, принятых в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (за исключением решений, в которых указан срок действия, истекший до 21 марта 2014 года), в соответствии с законодательством действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона. При этом решение Добровского сельского совета, на которое ссылается ФИО2 принято ДД.ММ.ГГГГ и срок его действия истек ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, у истицы ФИО2 отсутствует право на завершение оформления права на земельный участок в соответствии с Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313. Полагают, что представленный истицей ФИО2 договор от ДД.ММ.ГГГГ, по своей правовой природе не является сервитутом.

Представитель Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и глава Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще, причин неявки суду не сообщили, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствии либо об отложении слушания дела не подавали.

В представленных письменных пояснениях представитель Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым указала на то, что решением Добровского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГФИО2 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью до <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>. При этом в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Украины ей был установлен шестимесячный срок для предоставления на утверждение сессии проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка. Доводы истицы о том, что земельным отделом Добровского сельского совета была разработана документация по отводу в собственность спорного земельного участка, которая была передана на утверждение Добровского сельского совета, не соответствует действительности, поскольку в компетенцию Добровского сельского совета не входило и не входит разработка проектной документации. Проекты по отводу в собственность гражданам земельных участков осуществляется частными организациями и предприятиями. ФИО2, в Добровский сельский совет с заявлением о продлении срока действия решения от ДД.ММ.ГГГГ не обращалась, разработанный проект землеустройства по отводу в собственность спорного земельного участка не предоставляла. На момент принятия Добровским сельским советом решения от ДД.ММ.ГГГГ «О даче разрешения на выполнение проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га ФИО4 для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>» спорный земельный участок находился в муниципальной собственности. В соответствии с регламентом о предоставлении муниципальной услуги «завершение оформления права собственности, аренды и постоянного пользования на земельные участки, начатого до ДД.ММ.ГГГГ», утвержденного постановлением Администрации Добровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Добровского сельского поселения вынесла постановление о передаче бесплатно в собственность земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО4 был передан бесплатно в собственность земельный участок, расположенный по <адрес> в <адрес>.

Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще, предоставил письменные возражения, в которых просит рассматривать дело в его отсутствии, указывая на то, что осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым в соответствии с соглашением между Федеральной службой государственной регистрации, кадастру и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функций государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 года № 2432-р, переданы уполномоченному органу – Госкомрегистру, созданному постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164. Госкомрегистр является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от 13 июля 2016 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация, как формальное условие обеспечения государственной, в том числе, судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, обеспечивает юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Регистрация сама по себе не влечет возникновение прав на недвижимость в отрыве от материального носителя – правоустанавливающего документа, она является лишь доказательством существования зарегистрированного права.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса на основании представленных доказательств.

Проверив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворению в силу следующих оснований.

Так, решением <данные изъяты> сессии <данные изъяты> созыва Добровского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО2 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью до <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в <адрес>, район <адрес> с присвоением адреса: <адрес>. Также были введены ограничения на отводимый земельный участок: запрет на продажу или иное отчуждение (за исключением наследования) земельного участка в течение пяти лет со дня принятия решения; осуществление строительства дорог, электроснабжения, водообеспечения, телефонизации и другие объекты инфраструктуры производить за счет денежных средств ФИО2; завершение строительства индивидуального жилого дома произвести в течение пяти лет со дня принятия данного решения. При этом на ФИО2 была возложена обязанность предоставить в шестимесячный срок на утверждение сельского совета проект землеустройства по отводу в собственность земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ между Добровским сельским советом в лице головы Добровского сельского совета ФИО7 и ФИО2 был заключен договор на ограничение права собственности на земельный участок (сервитут), зарегистрированный в книге записей договоров на ограничение прав собственности на земельные участки за .

Согласно пункта 1.1, 2.1 указанного договора Добровский сельский совет устанавливает собственнику земельного участка ФИО2 ограничения права владения земельным участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, а именно: запрет на продажу или иное отчуждение (за исключением наследования) земельного участка в течение пяти лет (до ДД.ММ.ГГГГ), осуществление строительства дорог, электроснабжения, водообеспечения, телефонизация и другие объекты инфраструктуры производить за счет собственных средств, завершение строительства индивидуального жилого дома произвести в течение пяти лет (до ДД.ММ.ГГГГ) (пункт ДД.ММ.ГГГГ договора)

При этом Добровский сельский совет в силу пунктов <данные изъяты> договора имеет право требовать от собственника земельного участка соблюдение ограничений права собственности земельным участком в соответствии с пунктом <данные изъяты> договора, обязан контролировать использование земельного участка с учетом установленных ограничений, соблюдать права собственника земельного участка<данные изъяты>., как землевладелец, имеет право использовать земельный участок по целевому назначению с учетом установленных ограничений, в соответствии с нормами действующего законодательства, и обязана соблюдать ограничения права собственности на земельный участок в соответствии с пунктом <данные изъяты> настоящего договора (пункт <данные изъяты>

Пунктами 4.1, 4.2 установлено, что указанный договор от ДД.ММ.ГГГГ вступает в силу с момента подписания и действует в течении <данные изъяты> лет. При смене собственника земельного участка заключается новый договор, инициатором заключения договора является новый собственник земельного участка.

Решением <данные изъяты> внеочередной серии <данные изъяты> созыва Добровского сельского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО4 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений ориентировочной площадью <данные изъяты> га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в <адрес>.

Постановлением Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО4 бесплатно в собственность был передан земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

На основании указанного постановления Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГФИО4 было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по <адрес> в <адрес> и предназначенный для индивидуального жилищного строительства.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым ФИО2 было указано на то, что в соответствии с Порядком о переоформлении прав и завершении оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, завершение оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 20154 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Срок действия ее решения по состоянию на 21 марта 2014 года истек, в связи с чем решение утратило юридическую силу, а продление срока его действия на сегодняшний день законом не предусмотрено.

Статьей 12 Конституции Украины, действующей на территории Крыма до 18 марта 2014 года, регламентировано, что право собственности на землю от имени украинского народа осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины.

В силу статей 142, 143 Конституции Украины материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов. Территориальные общины села, поселка, города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности.

Согласно пунктов «а», «б» статьи 12 Земельного кодекса Украины, действующего на территории Крыма на момент вынесения решения Добровского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от 18 июля 2007 года, распоряжение землями территориальных громад, передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с указанным Кодексом входит в полномочия сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов.

В соответствии со статьей 116 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом.

Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.

Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получение земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом.

Бесплатная приватизация земельных участков гражданам осуществляется в порядке, установленном статьи 118 Земельного кодекса Украины, частями 6, 7 которой регламентировано, что граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление о выборе места расположения земельного участка в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка.

Соответствующая местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает заявление, и в случае согласия на передачу земельного участка в собственность предоставляет разрешение на разработку проекта ее отвода.

Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан, организациями, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение данных видов работ. Проект отвода земельного участка согласовывается с органом земельных ресурсов, природоохранными и санитарно-эпидемиологическими органами, органами архитектуры и охраны культурного наследия и подается на рассмотрение соответствующих местной государственной администрации или городского, сельского, поселкового совета. Государственная администрация или городской, сельский, поселковый совет рассматривает проект отвода земельного участка и принимает решение о передаче в собственность земельного участка.

Законом Украины от 16 сентября 2008 года № 509-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно способствования строительству», вступившим в законную силу 14 октября 2008 года (дата опубликования указанного Закона в издании «Голос Украины»), в часть 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины были внесены изменения с указанием на то, что выбор места расположения земельного участка и предоставления разрешения и требований на разработку проекта его отвода осуществляются в порядке, установленном статьей 151 настоящего Кодекса.

Часть 10, 11 статьи 151 Земельного кодекса Украины Законом Украины от 16 сентября 2008 года № 509-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно способствования строительству» была изложена в новой редакции, согласно которой после получения заключений органов, указанных в части седьмой настоящей статьи, о возможности отвода земельного участка для целей, указанных в заявлении (ходатайстве), и решения Верховной Рады Украины (в случае необходимости) соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, согласно своим полномочиями, в двухнедельный срок рассматривает материалы выбора земельного участка и принимает решение об утверждении указанных материалов и предоставляет разрешение и требования на разработку проекта отвода земельного участка или мотивированное решение об отказе.

Срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований по ее отвода составляет один год и может быть продлен однократно в такой же срок. В случае если в течение установленного срока проект отвода земельного участка не представлены на утверждение в соответствующий орган, разрешение на разработку проекта отвода земельного участка и требования по ее отводу считаются аннулированными.

Указанные ограничения по сроку действия разрешения на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков в один год и возможность разового продления на такой же срок, действовали до вступления в силу Закона Украины от 05 ноября 2009 года № 1702-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения порядка приобретения прав на землю», то есть до 10 декабря 2009 года (дата опубликования указанного Закона в издании «Голос Украины»).

Согласно пункта 3 раздела 2 «Заключительные положения» Законом Украины от 16 сентября 2008 года № 509-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсии, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операцией и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организацией), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В силу статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношениях на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона (часть 2 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношениях на территории Республики Крым»).

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями

настоящей статьи определен постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым».

В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Согласно пункта 5 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления о предоставлении земельного участка, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Как следует из разъяснений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 23 сентября 2014 года № 01/194 к Порядку переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона.

Таким образом, принимая во внимание то, что решением Добровского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был установлен шестимесячный срок на составление и предоставление на рассмотрение совета проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью до <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по <адрес> в <адрес>, а также учитывая положения Закона Украины от 16 сентября 2008 года № 509-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно способствования строительству», заявленные ею исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Ссылка истица ФИО2 и ее представителя на договор на ограничение права собственности на земельный участок (сервитут) от 22 июня 2009 года является не состоятельной, поскольку исходя из положений статьи 403 Гражданского кодекса Украины, действующего на территории Крыма до 18 марта 2014 года, а также положений статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, установление сервитута, то есть право пользования чужим имуществом, не порождает права собственности лица, которому передано указанное имущество в пользовании, а также не препятствует непосредственно собственнику распоряжаться имуществом, обремененным сервитутом. Не может также являться основанием приобретения права собственности на земельный участок факт оплаты истицей ФИО2 в Добровский сельский совет земельного налога и внесение неналоговых платежей.

Несостоятельны и доводы истицы и ее представителя о том, что заключенный

между <данные изъяты>. и Добровским сельским советом договор сервитута от <данные изъяты> года автоматически пролонгировал действие решения <данные изъяты> Добровского сельского совета Симферопольского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 55-57, 59-60, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, главе Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, ФИО4, третье лицо Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным решений, свидетельства о государственной регистрации права и отмене регистрации права - полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи через Симферопольский районный суд Республики Крым апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено и подписано <данные изъяты>

Судья М.Р. Пакула