Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 22 марта 2018 года
Ломоносовский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Смирнова А.С.,
при секретаре Мелешковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ленинград-Финляндского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Взлетим.ру» и Некоммерческому партнерству по обеспечению всех видов авиационной деятельности «Невский аэроклуб» о признании деятельности незаконной, её запрете и признании информации, размещенной на сайте в сети Интернет, информацией, распространение которой запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Ленинград-Финляндский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Взлетим.ру» и Некоммерческому партнерству по обеспечению всех видов авиационной деятельности «Невский аэроклуб» (далее – НП «Невский аэроклуб») о признании незаконной деятельности ООО «Взлетим.ру» по организации коммерческих воздушных перевозок пассажиров, деятельности НП «Невский аэроклуб» по осуществлению коммерческих воздушных перевозок пассажиров, запрете НП «Невский аэроклуб» осуществлять названную деятельность до получения сертификата эксплуатанта и лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом, а также страховых полисов ответственности владельца воздушного судна перед пассажирами.
Прокурор также просил признать информацию, размещенную в сети Интернет на страницах сайта https://vzletim.ru, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки выявлено наличие информации на сайте в сети Интернет об оказании ООО «Взлетим.ру» услуг по перевозкам пассажиров по экскурсионным маршрутам, возможности обучения пилотированию на воздушных судах и управления ими, которая фактически является публичной офертой и основанием для заключения договора, в том числе перевозки пассажиров. Реклама услуг на сайте доступна неопределенному кругу лиц, а при их оказании не обеспечиваются требования безопасности полетов. Между ООО «Взлетим.ру» и НП «Невский аэроклуб» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, по которому последний по заданию ООО «Взлетим.ру» оказывает за плату услуги по организации полетов на воздушных судах. На выполнение авиационных работ НП «Невский аэроклуб» выдан сертификат эксплуатанта, дающего право на выполнение авиационно-химических работ, воздушной съемки, лесоавиационных работ. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ с посадочной площадки, расположенной в <адрес> осуществлялись полеты на самолете с пассажирами на борту, при этом отсутствовал сертификат эксплуатанта на выполнение коммерческих воздушных перевозок, лицензия на перевозку пассажиров воздушным транспортом, а также страховые полисы ответственности владельца воздушного судна перед пассажирами. Полет пассажиров осуществлялся по сертификату, приобретенному в офисе ООО «Взлетим.ру», а в ходе полета была предоставлена возможность управления самолетом на месте второго пилота.
Прокурор отмечал, что законодательство не допускает выполнение коммерческих воздушных перевозок лицом, не имеющим сертификат эксплуатанта, лицензии и в отсутствие страхования риска гражданской ответственности перед пассажирами. По мнению прокурора, НП «Невский аэроклуб» фактически осуществляет коммерческую перевозку пассажиров, а также обучение специалистов, при отсутствии сертификата авиационного учебного центра, который ответчикам не выдавался. Поскольку ООО «Взлетим.ру» организует, а НП «Невский аэроклуб» осуществляет коммерческую перевозку пассажиров истец обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела прокурор в порядке положений ст. 39 ГПК РФ изменил предмет заявленных требований и просил (т. 2 л.д.79-80):
- признать незаконной и запретить ООО «Взлетим.ру» деятельность по организации полетов на возмездной основе (за плату) для неопределенного круга лиц и демонстрационных полетов с нахождением на борту воздушного судна лиц, не входящих в состав экипажа;
- признать незаконной и запретить НП «Невский аэроклуб» деятельность по выполнению полетов на возмездной основе (за плату) для неопределенного круга лиц и демонстрационных полетов с нахождением на борту воздушного судна лиц, не входящих в состав экипажа.
- признать информацию, рекламного характера о предоставляемых услугах по организации полетов на возмездной основе (за плату) для неопределенного круга лиц, размещенную в сети Интернет на страницах сайта https://vzletim.ru, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Измененные исковые требования приняты судом к производству.
В судебном заседании помощник Ленинград-Финляндского транспортного прокурора Дворянская О.В. исковые требования поддержала по изложенным доводам.
Представитель ответчика НП «Невский аэроклуб» - директор Артикульный В.И. в судебном заседании возражал против требований прокурора.
Представитель ООО «Взлетим.ру» - адвокат Бородатый А.С., действующий на основании ордера и доверенности (т. 1 л.д. 145, 154), в судебном заседании поддержал представленные письменные возражения (т. 2 л.д. 87-91), из которых следует о несогласии с заявленными требованиями, об изменении прокурором одновременно и предмета и оснований иска, а также о том, что деятельность ответчика законна.
Представители третьих лиц – Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации и Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем суд нашел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
СЗ МТУ Росавиации представило письменный отзыв, в котором поддержало исковые требования прокурора (т. 2 л.д. 71-76).
Из отзыва Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу следует, что информация может быть признана запрещенной к распространению (т.2 л.д. 108-110).
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 20 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Согласно ч. 1 ст. 21 ВК РФ авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения (ч. 3 ст. 21 ВК РФ).
В силу ст. 62 ВК РФ российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в соответствии со ст. 9 Воздушного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Порядок осуществления такой деятельности урегулирован Положением о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение).
В силу п. 3 данного Положения деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.
Согласно п. 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертификата эксплуатанта, полученного в порядке, установленном федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса РФ; наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании воздушных судов с действующим сертификатом летной годности в количестве, достаточном (с учетом резервирования) для выполнения перевозок воздушным транспортом пассажиров в соответствии с формируемыми лицензиатом расписанием регулярных перевозок воздушным транспортом пассажиров и (или) программой выполнения нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров; соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.
Срок доставки пассажира воздушного судна и его багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 ВК РФ к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной (ч. 2 ст. 105 ВК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 29-П указал, что согласно пункту 2 статьи 21 ВК РФ гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации. В силу статьи 789 ГК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 его статьи 426 перевозка пассажиров воздушными судами коммерческой гражданской авиации, поскольку по своему характеру она должна осуществляться по обращению любого лица, признается перевозкой транспортом общего пользования, а договор воздушной перевозки как перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, заключая который авиакомпания-перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Как разновидность публичных договоров, введенных в правовое регулирование в качестве одного из способов ограничения в конституционно значимых целях свободы договора, договор воздушной перевозки пассажиров (учитывая массовый характер перевозок воздушным транспортом) предполагает стандартность его условий для всех потребителей данной транспортной услуги, т.е. влечет для перевозчика определенные изъятия из общих принципов заключения договоров. В частности, как следует из пунктов 2 и 3 статьи 426 ГК РФ применительно к договору воздушной перевозки, цена услуг, а также иные условия такого публичного договора устанавливаются одинаковыми (в пределах выбранного тарифа) для всех потребителей этих услуг, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей; отказ от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается; при необоснованном уклонении организации-перевозчика от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации (ч. 1 ст. 114 ВК РФ).
В соответствии с пп. 38 п. 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных Приказами Министра обороны РФ N 136, Минтранса РФ N 42, Росавиакосмоса N 51 от ДД.ММ.ГГГГ, демонстрационным полетом является полет с целью показа возможностей воздушного судна, летного мастерства (показ авиатехники, авиационный парад и т.п.).
Согласно п. 152 указанных Правил при выполнении демонстрационных полетов запрещается находиться на борту воздушного судна лицам, не являющимся членами экипажа.
Пунктом 2 Правил определено, что они устанавливают общий порядок выполнения полетов пилотируемыми воздушными судами гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве Российской Федерации.
Таким образом, демонстрационные полеты воздушных судов с лицами, не являющимися членами экипажа, законодательством не допускаются, а выполнение коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ гражданской авиацией без получения сертификата эксплуатанта и лицензии является неправомерным.
Судом установлено и подтверждается представленными в дело документами, что ООО «Взлетим.ру» зарегистрировано в ЕГРЮЛ с ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности общества указана – рекламная деятельность; в качестве дополнительных видов деятельности среди прочих указано – производство летательных аппаратов и соответствующего оборудования; торговля автотранспортными средствами; розничная торговля вне магазинов, палаток, рынков; вспомогательная деятельность, связанная с воздушным и космическим транспортом; образование профессиональное дополнительное; деятельность в области отдыха и развлечений (т. 1 л.д. 42-48).
НП «Невский аэроклуб» зарегистрировано в ЕГРЮЛ с ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности общества указана – деятельность грузового воздушного и космического транспорта; в качестве дополнительных видов деятельности среди прочих указано – ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов; вспомогательная деятельность, связанная с воздушным и космическим транспортом, связанная с перевозками; деятельность рекламных агентств; аренда и лизинг воздушных судов и авиационного оборудования; деятельность школ обучения вождению воздушных и плавательных судов, без выдачи коммерческих сертификатов и лицензий; деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (т. 1 л.д. 49-54).
Согласно уставу НП «Невский аэроклуб», партнерство является некоммерческой организацией, без целей извлечения прибыли; основной целью деятельности является содействие членам партнерства в организации воздушного пассажирского и грузового транспорта не подчиняющегося расписанию; организация деятельности по эксплуатации терминалов (аэропортов), управлению воздушным движением; эксплуатации взлетно-посадочных полос, ангаров, наземному обслуживании воздушных судов; организации деятельности школ повышения квалификации для пилотов коммерческих и некоммерческих компаний (т. 1 л.д. 125-127).
Пунктом 2.3 устава НП «Невский аэроклуб» предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности, включая приносящее прибыль производство услуг.
Пунктом 3.2 устава НП «Невский аэроклуб» установлено, что имущество некоммерческого партнерства создается за счет доходов от реализации товаров и услуг.
Согласно уставу ООО «Взлетим.ру», общество создано с целью извлечения прибыли в осуществлении деятельности по транспортным услугам, в том числе пассажирским и грузовым перевозкам всеми видами транспорта, туристического и экскурсионного обслуживания (т. 1 л.д. 101-103).
Для достижения уставной цели ООО «Взлетим.ру» заключен договор на возмездное оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Договор) с НП «Невский аэроклуб» (т. 1 л.д. 121-123).
В соответствии с Договором НП «Невский аэроклуб» по заданию ООО «Взлетим.ру» оказывает услуги по организации учебно-ознакомительных полетов на самолете Цессна, вертолете Robinson или других аналогичных самолетах и вертолетах в районе аэродрома, ознакомительных наземных экскурсий по технике, базирующейся на аэродроме, основным правилам пребывания и технике безопасности во время полетов, при этом ООО «Взлетим.ру» оплачивает эти услуги по ценам, указанным в приложении № к настоящему Договору.
Согласно приложению № к Договору стоимость услуги НП «Невский аэроклуб» по организации учебно-ознакомительного полета на самолете продолжительностью одна минута составляет 265 руб., стоимость указанной услуги для ООО «Взлетим.ру» от НП «Невский аэроклуб» - 200 руб. за одну минуту (т. 1 л.д. 124).
Авиационные работы НП «Невский аэроклуб» выполняется на основании сертификата эксплуатанта, выданного Северо-Западным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, на срок до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого эксплуатант вправе выполнять авиационно-химические работы, воздушные съемки, лесоавиационные работы (т. 1 л.д. 136-137).
Доказательств того, что НП «Невский аэроклуб» и ООО «Взлетим.ру» выдавался сертификат эксплуатанта на право осуществления воздушных перевозок либо позволяющего осуществлять полеты с нахождением на борту воздушного судна лиц, не входящих в состав экипажа, суду ответчиками не представлено.
В ходе выездной прокурорской проверки выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ с посадочной площадки, расположенной в районе <адрес>, осуществлялись полеты на самолете Cessna-182 TAB с государственным регистрационным и опознавательным знаком RA-0377G с пассажирами на борту, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 55-56). Отмечается, что при выполнении полета с пассажирами на воздушном судне Cessna-182 TAB RA-0377G отсутствовали необходимый сертификат эксплуатанта, лицензия на перевозку пассажиров воздушным транспортом, а также страховые полисы ответственности владельца воздушного судна перед пассажирами воздушного судна.
Как указано в свидетельстве № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации гражданского воздушного суда C-182 TAB с государственным регистрационным знаком RA-0377G, серийный номер ЕЭВС.02.0077, собственник - Терентьев А.В., эксплуатант - Артикульный В.И. (директор НП «Невский аэроклуб») и следует из сертификата летной годности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Федеральным агентством воздушного транспорта, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, указанный самолет является единичным экземпляром воздушного судна авиации общего назначения (т. 1 л.д. 62, 65).
В ходе проверки были опрошены ФИО6, ФИО7, ФИО8, совершившие полет в качестве пассажиров на указанном самолете, которые пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ в офисе ООО «Взлетим.ру», расположенном в Санкт-Петербурге был приобретен сертификат на полет общей продолжительностью 30 минут, стоимостью которого составила 8650 руб., после чего ДД.ММ.ГГГГ они прибыли на посадочную площадку, расположенную в районе <адрес>, где их встретил представитель ООО «Взлетим.ру» и предложил заполнить анкеты пассажиров в электронном виде. Затем им предложили совершить экскурсионную прогулку на самолете RA-0377G по маршруту Гостилицы-Ломоносов-дамба-Гостилицы. В процессе полета ФИО8 была представлена возможность управления самолетом за штурвалом на месте второго пилота (т. 1 л.д. 70-72, 73, 74-75, 78, 79-81, 82-84).
Свои объяснения, полученные при проведении проверки прокуратурой, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 подтвердили в ходе судебного разбирательства в ходе их допроса в качестве свидетелей.
Оснований не доверять показаниям свидетелей ФИО6, ФИО7 и ФИО8 суд не усматривает, поскольку они согласуются между собой, подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями, сделанными ими во время выполнения полет на самолете RA-0377G (т. 1 л.д. 85-93), сертификатом № на полет и памяткой к нему (т. 1 л.д. 73-75), списком, находящихся на борту пассажиров (т. 1 л.д. 69) и товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 9000 руб. о приобретении сертификата и подарочной коробки для него (т. 1 л.д. 78).
Из объяснений Корнильева А.С., управлявшего воздушным судном Cessna-182 RA-0377G в качестве командира, полученных в рамках проведения проверки, следует, что он состоит в трудовых отношениях с НП «Невский аэроклуб» на основании трудового договора. ДД.ММ.ГГГГ Корнильев А.С. был ознакомлен с пассажирами от представителя ООО «Взлетим.ру», а в период времени с 16.00 до 16.35 он совершил ознакомительный полет с 3 пассажирами на борту по маршруту Гостилицы-Западная окраина Петродворца-Кронштадт-Ломоносов-Гостилицы (т. 1 л.д. 66-68).
В ходе судебного разбирательства при допросе в качестве свидетеля Корнильев А.С. также подтвердил факт совершения полета на самолете с 3 лицами на борту с возращением на аэродром, откуда был осуществлен взлет. При этом Корнильев А.С. отмечал, что не передавал управление самолетом ФИО8
Показания свидетеля Корнильева А.С. в целом не противоречат показаниям свидетелей ФИО6, ФИО7 и ФИО8 за исключением факта передачи управления самолетом, который не имеет принципиального юридически значимого значения для рассмотрения настоящего дела.
Кроме того, показания свидетелей ФИО6, ФИО7 и ФИО8 подтверждаются показаниями допрошенной в ходе судебного разбирательства свидетеля Сватенковой С.В., подтвердившей факт продажи сертификата на полет ФИО6 (т. 2 л.д. 55).
Из полученных ДД.ММ.ГГГГ прокурором объяснений представителя ООО «Взлетим.ру» - директора по развитию ФИО11 следует, что ООО «Взлетим.ру» длительное время осуществляет деятельность по реализации подарочных сертификатов, в том числе для прогулочных (ознакомительных) полетов на самолете, вертолете, параплане, в аэротрубе, в этих целях с НП «Невский аэроклуб» заключен договор на возмездное оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 95-97, 98, 99, 100).
Таким образом, судом установлено, что на основании договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между исполнителем НП «Невский аэроклуб» и заказчиком ООО «Взлетим.ру», осуществляется регулярное оказание обратившимся потребителям платных услуг по выполнению полетов с нахождением их на борту воздушного судна в качестве лиц, не входящих в состав экипажа, производимых по маршруту с возвращением на аэродром взлета.
В данном случае, выявленном прокурором ДД.ММ.ГГГГ с участием пассажиров ФИО6, ФИО7, ФИО8 и командира воздушного суда Корнильева А.С., платная услуга по выполнению полета была оказана НП «Невский аэроклуб» посредством продажи в офисе ООО «Взлетим.ру» сертификата на полет длительностью 30 минут. Реализуя сертификат от имени ООО «Взлетим.ру», общество фактически осуществляло деятельность по организации полетов на возмездной основе для лиц, не входящих в состав экипажа, а на основании заключенного с НП «Невский аэроклуб» договора об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ последнее осуществляло деятельность по выполнению таких полетов на воздушном судне, поскольку в сертификате и памятке к нему изложена суть предоставляемой услуги в виде полета на самолете, что в итоге и было исполнено. ФИО6, ФИО7, ФИО8 были участниками такого полета, не будучи членами экипажа, на воздушном судне, которым владеет НП «Невский аэроклуб», приобретя сертификат в ООО «Взлетим.ру», у которого в свою очередь имеется договор с НП «Невский аэроклуб», при этом они не могли оказаться на аэродроме, используемом НП «Невский аэроклуб» для полетов на воздушных судах, без участия ответчиков, а также не могли познакомиться с пилотом Корнильевым А.С., фактически осуществившего полет на самолете, эксплуатантом которого является директор НП «Невский аэроклуб» Артикульный В.И.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о признании незаконной деятельности ООО «Взлетим.ру» по организации полетов на возмездной основе (за плату) для неопределенного круга лиц и демонстрационных полетов с нахождением на борту воздушного судна лиц, не входящих в состав экипажа, и деятельности НП «Невский аэроклуб» по выполнению указанных полетов, в связи с чем следует запретить такую деятельность ответчиков.
В исковом заявлении прокурор указал, что при проведении проверки на официальном сайте ООО «Взлетим.ру» в сети Интернет по адресу https://vzletim.ru в открытом доступе размещена информация об оказании услуг по перевозкам пассажиров по экскурсионным маршрутам над Санкт-Петербургом, Петергофом, Ломоносовом, Кронштадтом, на остров Валаам и иным маршрутам в местах расположения культурных и природных достопримечательностей (полеты и экскурсия на вертолете, ознакомительный полет на самолете, иные полеты на самолете, в том числе экскурсионный полет и полет с элементами высшего пилотажа. Также содержится информация о возможности обучения пилотированию на самолете или вертолете, прохождении полного курса летного обучения пилотированию вертолетом и получении удостоверения пилота-любителя гражданской авиации государственного образца, размещена информация о возможности управления самолетом (за штурвалом, на месте второго пилота).
В подтверждение указанных доводов к исковому заявлению приложены распечатки страниц с сайта в сети Интернет по адресу <адрес>т. 1 л.д. 18-41).
Представленные прокурором распечатки страниц, а также акт осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 217-221), в установленном законом порядке, а именно предусмотренном статьями 102-103 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, статьями 55, 57, 64 и 71 ГПК РФ, не заверены, в связи с чем признаются судом надлежащим доказательством содержания интернет-сайта.
В этой связи суд принимает в качестве надлежащего допустимого доказательства представленный ООО «Взлетим.ру» протокол осмотра доказательств от ДД.ММ.ГГГГ, составленный нотариусом Скрынник В.Л. (т. 2 л.д. 8-46).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Из содержание страниц сайта в сети Интернет по адресу <адрес>.ru в протоколе осмотра доказательств от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, что данный сайт является сайтом ответчика ООО «Взлетим.ру», поскольку в нем указано об «аэроклубе Vzletim», который осуществляют обучение полетам за денежное вознаграждение, а не о предоставлении услуг по организации полетов на возмездной основе. Оснований считать, что эта информация относится к категории запрещенной к распространению в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» суд не усматривает, в связи с чем в этой части надлежит отказать в удовлетворении исковых требований о признании информации, размещенной в сети Интернет на страницах сайта <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ленинград-Финляндского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконной и запретить ООО «Взлетим.ру» деятельность по организации полетов на возмездной основе (за плату) для неопределенного круга лиц и демонстрационных полетов с нахождением на борту воздушного судна лиц, не входящих в состав экипажа.
Признать незаконной и запретить Некоммерческому партнерству по обеспечению всех видов авиационной деятельности «Невский аэроклуб» деятельность по выполнению полетов на возмездной основе (за плату) для неопределенного круга лиц и демонстрационных полетов с нахождением на борту воздушного судна лиц, не входящих в состав экипажа.
Отказать в удовлетворении исковых требований о признании информации, размещенной на сайте в сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: А.С. Смирнов