Дело № 2-1687/2023 <№>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мелеуз 15 ноября 2023 года
Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Садыковой Л.А.,
при секретаре Абдульмановой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терешина А.С. к администрации городского поселения <адрес обезличен> муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан, Главному управлению МЧС России по <адрес обезличен> о признании права собственности на моторную лодку в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Терешин А.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать за ним право собственности на маломерное судно – моторную лодку «... заводской номер судна <№>, дата изготовления <дата обезличена> года, грузоподъёмность ... кг, пассажировместимость ... человека. Обязать Главное управление МЧС России по РБ осуществить государственную регистрацию права собственности на маломерное судно – моторную лодку «...», заводской номер судна <№>, дата изготовления <дата обезличена> года, грузоподъёмность ... кг, пассажировместимость 4 человека.
В обоснование исковых требований Терешин А.С. указал, в <дата обезличена> году моторная лодка ... была подарена истцу отцом Терешиным С.И., которому в свое время лодка была подарена его дедом Терешиным И.. При этом документы были утрачены. С этого времени истец открыто и непрерывно владеет лодкой, следит за надлежащим состоянием лодки. В связи с отсутствием документов на лодку Главным управлением МСЧ России по РБ отказано истцу в регистрации права собственности.
В судебном заседании истец Терешин А.С. не участвовал, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представители ответчика Администрации городского поселения <адрес обезличен> муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан, Главное управление МЧС России по <адрес обезличен>, на судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть без их участия, Главное управление МЧС России по РБ представлен письменный отзыв, которым в удовлетворении заявленных Терешиным А.С. исковых требований к Главному управлению МЧС России по РБ просили отказать.
Третье лицо Терешин С.И. на судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть без их участия.
Определением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от <дата обезличена> к делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечена Государственная инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по <адрес обезличен>.
На судебное заседание третье лицо - Государственная инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по <адрес обезличен>, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (ч.2 ст.131 ГК РФ).
В соответствии с ч.2 ст15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ) право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (ч.5 ст.16 КВВТ РФ).
Согласно ч.1 ст.18 КВВТ РФ основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются: акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции; договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии законодательством Российской Федерации; свидетельство о праве на наследство; вступившее в законную силу решение суда; свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Проверка юридической силы представленных для государственной регистрации судна правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию судна (ч.2 ст.18 КВВТ РФ).
В соответствии с ч.2 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.3 ст.35 КВВТ РФ).
Постановлением Правительства РФ от <дата обезличена><№> утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п.3 Положения Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России (далее ГИМС) осуществляет свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - маломерные суда).
Согласно пп. 4 п. 5 Положения ГИМС осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоения им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
Правила классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее Правила), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><№> «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Согласно ч.2 ст. 24 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, издают правила классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов и выдают классификационные свидетельства, подтверждающие соответствие судов этим правилам.
Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают классификационные свидетельства, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими классификационных свидетельств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><№> «Об уполномоченном органе Российской Федерации по осуществлению классификации и технического наблюдения за маломерными судами в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов»», установлено, что Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является уполномоченным органом Российской Федерации по осуществлению классификации и технического наблюдения за маломерными судами в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов».
В соответствии п. 4 ст. 1 технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза маломерные суда, спасательные средства и (или) оборудование для маломерных судов, а также связанные с требованиями к ним процессы проектирования, строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидации и утилизации. Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к маломерным судам, спасательным средствам и (или) оборудованию для маломерных судов в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей).
Эксплуатант - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию маломерных судов и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза (ст.2 технического регламента Таможенного союза).
Классификация и освидетельствование маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в соответствии с Правилами и техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» ТР <№>, принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от <дата обезличена><№>.
Порядок проведения классификации маломерных судов определен Приложением <№> к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности маломерных судов».
Согласно п.1 Приложения <№> к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (далее Приложение <№>) процедура классификации маломерных судов включает следующие стадии:
рассмотрение и согласование технической документации;
техническое наблюдение за постройкой (изготовлением), переоборудованием, ремонтом, модернизацией и утилизацией маломерных судов;
освидетельствования, осуществляемые в течение всего периода эксплуатации каждого маломерного судна до его списания.
оформление документов о соответствии маломерных судов требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза.
В соответствии с п. 2 Приложения <№> техническая документация разрабатывается и представляется на рассмотрение органу классификации маломерных судов до начала постройки (изготовления) маломерного судна.
Согласно п.3 Приложения <№> уполномоченный орган государства - члена Таможенного союза рассматривает и согласовывает техническую документацию: на постройку, переоборудование, модернизацию, изготовление и ремонт изделий и изготовление материалов для установки на маломерных судах (технические проекты, рабочую документацию, технические условия и другие документы).
Согласно п.8 Приложения <№> техническое наблюдение включает в себя регулярные проверки выполнения требований настоящего технического регламента Таможенного союза в процессе постройки, переоборудования, модернизации, ремонта маломерных судов, изготовления и ремонта изделий и изготовления материалов для установки на маломерных судах.
Судом установлено, что в <дата обезличена> году истцу Терешину А.С. была подарена отцом Терешиным С.И., при этом документы были утрачены.
<дата обезличена> Терешин А.С. обратился в Главное управление МЧС России по РБ с заявлением, где было сообщено, что согласно сведениям центра ГИМС Главного управления МЧС России по РБ маломерное судно «...» <№> в реестре маломерных судов не числится.
Согласно ответа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Башкортостан от <дата обезличена>, № <№>, указанная инспекция не ведет государственный регистрационный учет моторных лодок.
Согласно ответа Главного управления МЧС России по РБ от <дата обезличена> № <№>, по сведениям центра ГИМС Главного управления МЧС Росси по РБ в отношении маломерного судна «...», строительный идентификационный номер <№><дата обезличена> года выпуска, регистрационные действия по постановке и исключению из реестра маломерных судом не проводились.
Кроме того, согласно государственного стандарта Союза ССР «Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования» ГОСТ 19105-79 установлены показатели надежности прогулочных судов по типам и материалам корпусных конструкций, для древесных материалов корпусных конструкций установлен срок службы 8 лет. Лодка построена в <дата обезличена> году, установленный ГОСТом 19105-79 восьмилетний срок службы маломерного судна истек.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что требования истца о признании права собственности на маломерное моторное судно (моторную лодку) «...2» <дата обезличена> года постройки, обязании Главного управления МЧС России по <адрес обезличен> осуществить государственную регистрацию права собственности на маломерное судно – моторную лодку «...», заводской номер судна <№>, дата изготовления <дата обезличена> год, и права собственности на него, удовлетворению не подлежат, поскольку в нарушение технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», истцом органу классификации не была предоставлена на рассмотрение и согласование техническая документация соответствия требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза, осуществляемая органом классификации маломерных судов. Порядок проведения классификации не соблюден, в связи с чем, отсутствуют основания для государственной регистрации маломерного судна, используемого в некоммерческих целях.
С учетом фактических обстоятельств дела суд оснований для удовлетворения предъявленных к указанному истцом ответчику требований о государственной регистрации маломерного судна и прав на него, доводы истца признает несостоятельными.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо может предъявить в суд иск в защиту своих нарушенных или оспоренных прав, в том числе о признании права собственности на имущество. Надлежащим ответчиком по такому иску является лицо, которое нарушает или оспаривает вещные права истца на спорное имущество.
Учитывая, что спора между истцом и ответчиком Администрации городского поселения <адрес обезличен> муниципального района <адрес обезличен> Республики Башкортостан по поводу вещных прав на судно, наличия у администрации имущественного интереса в отношении судна не имеется, приходит к выводу о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по требованию о признании права собственности истца на моторную лодку в силу приобретательной давности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Терешина А.С. к Главному управлению МЧС России по <адрес обезличен> о признании права собственности на моторную лодку в силу приобретательной давности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято <дата обезличена>.
Председательствующий Л.А. Садыкова