Дело № 2-1700/2014 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гурьевск 20 ноября 2014 года
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Коноваловой О.Ч.,
при секретаре Рыбачук К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калининградского транспортного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц в сфере безопасности полетов и авиационной безопасности, к администрации Гурьевского городского округа о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства в сфере безопасности полетов и авиационной безопасности в виде обеспечения нанесения дневной маркировки и установления светоограждения на водонапорной башне, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования: закрытого акционерного общества «Аэропорт «Храброво»,
У С Т А Н О В И Л:
Калининградский транспортный прокурор Смирнов Е.Б. обратился в Гурьевский районный суд Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, с последующим его уточнением в порядке, предусмотренном ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) к администрации Гурьевского городского округа о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства в сфере безопасности полетов и авиационной безопасности в виде обеспечения нанесения дневной маркировки и установления светоограждения на водонапорной башне, высотой 43 метра, расположенной в населенном пункте пос. Храброво Гурьевского района Калининградской области в соответствии с требованиями п.п. 4.2.1, 4.2.4, 4.2.5 НГЭА, п. 3.3.5, 3.3.7 РЭГА, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обосновании заявленных исковых требований прокурор ссылается на то, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности, в том числе на приаэродромной территории аэродрома Калининград (Храброво), были изучены акт обследования препятствий в районе аэродрома Калининград (Храброво) от 04.09.2012 года и акт выборочной проверки препятствий на приаэродромной территории аэродрома Калининград (Храброво) от 21.08.2014 года, утвержденные генеральным директором ЗАО «Аэропорт «Храброво».
В перечень установленных препятствий в районе аэродрома, в том числе вошло препятствие № 128, значащееся в акте обследования препятствий в районе аэродрома Калининград (Храброво) от 04.09.2012 года как водонапорная башня, высотой 43 м., расположенная в населенном пункте Храброво Гурьевского района. Актом от 21.08.2014 года установлен факт нарушения п. 4.2.1; 4.2.4; 4.2.5. НГЭА, п. 3.3.5; 3.3.7 РЭГА (маркировка и светоограждение).
Указанная водонапорная башня находится в границах полос воздушных подходов взлетно-посадочной полосы аэродрома Калининград (Храброво). При этом, в нарушение требований законодательства Российской Федерации водонапорная башня не имеет маркировки и не оборудована светоограждением препятствий в виде заградительных огней.
Также проверкой установлено, что водонапорная башня до 01.01.2014 года принадлежала Храбровскому сельскому поселению и использовалась МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» согласно договору на обслуживание № 01-07-10/Х-1 от 01.07.2010 года, который в связи с изменением структуры исполнительной власти с 01.01.2014 года прекратил свое действие. Согласно письму МУП «Гурьевский водоканал» № 26/34 от 22.01.2014 года по состоянию на 22.01.2014 года новый договор на обслуживание муниципального имущества с учреждением не заключен.
Согласно Закону Калининградской области от 29.05.2013 года № 229 «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории», а также решения тридцать шестой сессии Гурьевского районного Совета депутатов четвертого созыва от 15.11.2013 года № 200, администрация Гурьевского городского округа является правопреемником администрации Храбровского сельского поселения. Следовательно, администрация Гурьевского городского округа имеет полномочия по решению вопросов, связанных с надлежащим содержанием муниципального имущества реорганизованного Храбровского сельского поселения.
Таким образом, эксплуатация водонапорной башни, принадлежащей Гурьевскому городскому округу, осуществляется без соблюдения установленных воздушным законодательством Российской Федерации требований, а именно, в отсутствии маркировки и светоограждения на водонапорной башне, угрожает безопасности полетов и авиационной безопасности, а также причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые находятся или могут находиться в районе деятельности аэропорта, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
В связи с изложенным, истец, ссылаясь на положения Конституции Российской Федерации, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), ст.ст. 2, 51 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ВК РФ), приказ Федеральной аэронавигационной службы от 28.11.2007 года N 119 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов», просит разрешить данный вопрос в судебном порядке.
В судебном заседании помощник Калининградского транспортного прокурора Конников А.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив как указано выше, просил их удовлетворить.
Уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства представитель ответчика администрации Гурьевского городского округа в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд заблаговременно в известность не поставил, возражений на иск суду не представил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования: закрытого акционерного общества «Аэропорт «Храброво» (далее по тексту – ЗАО «Аэропорт «Храброво») в судебное заседание также не явился, при этом, в материалах дела имеются письменные пояснения представителя ЗАО «Аэропорт Храброво», согласно которым третье лицо ЗАО «Аэропорт Храброво» считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дело в отсутствие представителя третьего лица.
При таких обстоятельствах, учитывая положения, предусмотренные ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, а также мнение участвующего в судебном заседании представителя истца Конникова А.А., суд, признавая причины неявки в судебное заседание представителя ответчика администрации Гурьевского городского округа не уважительными, полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения помощника Калининградского транспортного прокурора Конников А.А., ознакомившись с материалами гражданского дела № 2-1700/2014 года, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования Калининградского транспортного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном установлено, что в перечень препятствий аэродрома Калининград (Храброво) под № 128 входит водонапорная башня, высотой 43 метра.
В соответствии с актом выборочной проверки препятствий на приаэродромной территории аэродрома Калининград (Храброво), утвержденным генеральным директором ЗАО «Аэропорт «Храброво» 21.08.2014 года, комиссия в составе зам. генерального директора - директора производственного комплекса, начальника комплекса аэродромного обеспечения, начальника аэродромной службы ЗАО «Аэропорт «Храброво», начальника ГСПАНиШОП определила, что препятствие № 128, значащееся в акте обследования препятствий в районе аэропорта Калининград (Храброво) от 04.09.2012 года, водонапорная башня, расположенная в населенном пункте Храброво имеет нарушение п.п. 4.2.1; 4.2.4; 4.2.5. НГЭА, п.п. 3.3.5; 3.3.7 РЭГА (маркировка и светоограждение).
На основании ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приказом Федеральной аэронавигационной службы № 119 от 28.11.2007 года утверждены Федеральные аэронавигационные правила «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов» (далее по тексту - Правила № 119).
Пунктом 2.1. указанных Правил № 119 предусмотрено, что дневная маркировка наносится на все объекты, расположенные в пределах от границы спланированной части до границы летной полосы, а также на препятствия в виде зданий и сооружений, выступающие за установленные переходные поверхности, внутреннюю горизонтальную поверхность, поверхность взлета и захода на посадку в пределах 4000 м. от нижних границ.
В силу п. 3.1 Правил N 119, объекты в виде зданий и сооружений, линий связи и линий электропередач, радиотехнических и других искусственных сооружений, выступающих за внутреннюю горизонтальную, коническую или переходную поверхность, поверхность взлета или поверхность захода на посадку в пределах 6 тыс.м. от их внутренних границ, должны иметь световое ограждение.
Как следует из п.п. 4.2.1; 4.2.4; 4.2.5. Письма Минтранса России от 29.11.1993 N ДВ-156/и «О совершенствовании требований к летным полосам гражданских аэродромов» (вместе с «Нормами годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (НГЭА СССР)» НГЭА-92), дневная маркировка должна быть нанесена на все объекты, указанные в подп. 3.2.2.2, 3.2.2.7 разд. 3.2, а также на все препятствия в виде зданий и сооружений, выступающие за установленные в п. 3.2.2 переходные поверхности, внутреннюю горизонтальную поверхность, поверхности взлета и захода на посадку в пределах 4000 м. от их нижних границ.
Допускается отсутствие маркировки на памятниках, культовых сооружениях, зданиях за пределами ограждения аэродрома. Также допускается отсутствие маркировки на трубах и других сооружениях из красного кирпича и на объектах, «затененных» более высокими маркированными неподвижными объектами.
Объекты, подлежащие маркировке и имеющие практически сплошные поверхности, должны окрашиваться:
- в шахматном порядке прямоугольниками (квадратами) со стороной 1,5 - 3,0 м., если проекции поверхностей объекта на любую вертикальную плоскость составляют или превышают 4,5 м. в обоих измерениях, причем углы окрашиваются в темный цвет;
- чередующимися по цвету полосами шириной 0,5 - 3,0 м. перпендикулярно большему измерению, если одна из сторон объекта в горизонтальном или вертикальном измерении составляет или более 1,5 м., а другая сторона составляет или менее 4,5 м., причем крайние полосы окрашиваются в темный цвет.
Объекты (трубы, теле- и метеомачты, опоры линий электропередачи и др.):
- при высоте до 100 м. должны маркироваться от верхней точки до линии пересечения с поверхностью ограничения препятствий, но не менее чем на 1/3 их высоты чередующимися по цвету горизонтальными полосами шириной 0,5 - 6,0 м. Минимальное число чередующихся полос – три.
Согласно пунктам 3.3.1-3.3.6 «РЭГА РФ-94. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтранса России от 19.09.1994 N ДВ-98, дневная маркировка и светоограждение высотных препятствий предназначены для информации о наличии этих препятствий.
Препятствия подразделяются на препятствия, расположенные на приаэродромной территории и на местности в пределах воздушных трасс.
Высотой любого препятствия следует считать его высоту относительно абсолютной отметки участка местности, на которой оно находится.
Если препятствие стоит на отдельной возвышенности, выделяющейся из общего ровного рельефа, высота препятствия считается от подошвы возвышенности.
Препятствия могут быть постоянными и временными. К постоянным препятствиям относятся стационарные сооружения с постоянным месторасположением, к временным - все временно установленные высотные сооружения (строительные краны и леса, буровые вышки, опоры временных линий электропередач и т.п.).
Дневной маркировке подлежат все неподвижные постоянные и временные препятствия, расположенные на приаэродромной территории и воздушных трассах, возвышающиеся над установленными поверхностями ограничения препятствий, а также объекты, расположенные в зонах движения и маневрирования ВС, наличие которых может нарушить или ухудшить условия безопасности полетов.
Маркировку объектов и сооружений должны выполнять предприятия, а также организации, которые их строят или эксплуатируют.
Согласно ч. 1 ст. 51 ВК РФ собственники зданий и сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнического оборудования и других объектов в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на указанных объектах за свой счет маркировочные знаки и устройства в соответствии с федеральными авиационными правилами.
Согласно справке за исх. № 26/825 от 14.11.2014 года, выданной директором МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» Курносовым Ю.М., и направленной в адрес Калининградского транспортного прокурора, на балансе МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» водонапорная башня пос. Храброво не числится.
Как следует из объяснений заместителя директора МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» Солонченко Г.И., полученных в ходе его беседы с помощником Калининградского транспортного прокурора Конниковым А.А. 17.11.2014 года, на балансе МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» водонапорная башня высотой 43 м., расположенная в пос. Храброво, не числится. Состоит на балансе МО «Гурьевский городской округ». Указанная водонапорная башня находится на обслуживании МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» в составе системы водоснабжения п. Храброво. Договор на обслуживание указанной водонапорной башни по состоянию на 17.11.2014 года не заключен. Распоряжений, постановлений МО «Гурьевский городской округ» по передаче МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» указанной водонапорной башни по состоянию на 17.11.2014 года, не имеется.
В соответствии со ст. 1 закона Калининградской области от 29.05.2013 N 229 «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» (принятого Калининградской областной Думой 23.05.2013) объединены территории Гурьевского городского поселения, Большеисаковского сельского поселения, Добринского сельского поселения, Кутузовского сельского поселения, Луговского сельского поселения, Низовского сельского поселения, Новомосковского сельского поселения, Храбровского сельского поселения без изменения границ общей территории Гурьевского муниципального района.
В результате объединения поселений прекращены полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Поселения утрачивают статус муниципальных образований и в состав территории Гурьевского муниципального района входят один город и территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Гурьевского муниципального района, наделено статусом городского округа.
На основании решения тридцать шестой сессии Гурьевского районного Совета депутатов четвертого созыва № 200 от 15.11.2013 года «О правопреемстве органов местного самоуправления Гурьевского городского округа», Гурьевский окружной Совет депутатов и администрация Гурьевского городского округа являются правопреемниками органов и администраций Гурьевского городского поселения и сельских поселений, в том числе Храбровского, а также Гурьевского районного Совета депутатов и администрации Гурьевского муниципального района.
Так, из сообщения главы администрации Гурьевского городского округа Подольского С.С. № 17/14304 от 08.10.2014 года, направленного в адрес Калининградского транспортного прокурора, следует, что препятствие № 128 – водонапорная башня высотой 43 м., расположенная в населенном пункте Храброво Гурьевского района Калининградской области, является муниципальной собственностью МО «Гурьевский городской округ» и находится на обслуживании МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал».
Вместе с тем, прокурорской проверкой соблюдения требований законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности было установлено, что водонапорная башня, высотой 43 метра, расположенная по адресу: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Храброво (препятствие № 128), эксплуатируется в нарушении требований воздушного законодательства Российской Федерации в районе аэродрома Калининград (Храброво), не имея маркировки и светоограждения, что в свою очередь угрожает безопасности полетов и авиационной безопасности, а также причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые находятся или могут находиться в районе деятельности аэропорта, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
Поскольку из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что собственники данных сооружений в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на указанных объектах за свой счет маркировочные знаки и устройства, такая обязанность должна быть возложена на собственника вышеуказанной водонапорной башни, коим является администрация Гурьевского городского округа.
Совокупность установленных в ходе судебного разбирательства доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что уточненные исковые требования Калининградского транспортного прокурора подлежат удовлетворению и на администрацию Гурьевского городского округа надлежит возложить обязанность по устранению нарушения законодательства в сфере безопасности полетов и авиационной безопасности в виде обеспечения нанесения дневной маркировки и установления светоограждения на водонапорной башне, высотой 43 метра, расположенной в пос. Храброво Гурьевского района Калининградской области в соответствии с требованиями п.п. 4.2.1, 4.2.4, 4.2.5 НГЭА, п. 3.3.5, 3.3.7 РЭГА, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калининградского транспортного прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Гурьевского городского округа о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства в сфере безопасности полетов и авиационной безопасности в виде обеспечения нанесения дневной маркировки и установления светоограждения на водонапорной башне - удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию Гурьевского городского округа обязанность по устранению нарушения законодательства в сфере безопасности полетов и авиационной безопасности путём обеспечения нанесения дневной маркировки и установления светоограждения на водонапорной башне, высотой 43 метра, расположенной в населенном пункте пос. Храброво Гурьевского района Калининградской области в соответствии с требованиями, предусмотренными п.п. 4.2.1, 4.2.4, 4.2.5 НГЭА, п. 3.3.5, 3.3.7 РЭГА, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями, предусмотренными ч. 1 ст. 237 ГПК РФ ответчик вправе подать в Гурьевский районный суд Калининградской области, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение суда изготовлено председательствующим по делу 25 ноября 2014 года.
Председательствующий: О.Ч. Коновалова