ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1744/18 от 05.06.2018 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-1744/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июня 2018 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Шевляковой И.Б.,

при секретаре Авакян А.А.,

с участием представителя истца –

помощника прокурора г. Пятигорска Хачировой Н.В.,

представителя ответчика Донец Д.В.,

представителя третьего лица Пашнина Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Маска» о запрете эксплуатации помещений,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес> края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к ООО «Маска» о запрете эксплуатации помещений в кинотеатре «Родина», расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», возложении обязанности устранить нарушения требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор <адрес> края указал, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, о частной детективной и охранной деятельности в кинотеатре «Родина» ООО «Маска» по адресу: <адрес>. Общество с ограниченной ответственностью «Маска» зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> края за основным государственным регистрационным номером 1062632035157, с присвоением ИНН 3302005748. Юридический адрес: пер. Мартовский, <адрес>.

В соответствии со ст. ст. 1, 3, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ), пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами, которая в том числе обеспечивается органами государственной власти и организациями, принимающими участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица уполномоченные владеть, пользоваться, или распоряжаться имуществом. Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ), объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Пожарная опасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. В соответствии со ст. 5 Закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Исходя из положений ст. 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, в случае если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», - не обеспечено наружное пожаротушение от 2 пожарных гидрантов (отсутствуют пожарные гидранты в пределах до 200 м) (ППР в РФ п. 55; СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности); в центральном холе на путях эвакуации допущена горючая отделка потолков. (ФЗ 123; ст. 134 п. 1, п. 2, п. 3, таб. 27, таб. 28, таб. 29, таб. 3; ППР в РФ п. 33); планы эвакуации людей в случае возникновения пожара не соответствуют нормативным документам в области пожарной безопасности (п. 7 ППР в РФ; п. 6.1.4 ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2001; ФИО11ДД.ММ.ГГГГ-2009; ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ); эвакуационный выход из 3 зала загроможден (п. 36 ППР в РФ); допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (серверная) (п. 42 в ППР в РФ); не произведено испытание наружных пожарных лестниц (п. 24 ППР в РФ); руководитель организации не обеспечил проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год с составлением соответствующих актов (ППР в РФ п. 55); не обеспечено соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, освидетельствования и своевременной замены (ППР в РФ п. 70); в здании отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение (ППР в РФ п. 43); на объекте не соблюдаются проектные решения по наличию систем обеспечения пожарной безопасности, а именно: помещения не дооборудованы автоматической установкой пожарной сигнализацией (1 этаж холл перед 1 залом подсобка, бытовка 1 этаж «бывшая эл. щитовая») (ст. 4-6, 48-96 ФЗ; подп. «д», «о» п. 23, 33,61 ППР в РФ; таблицы А1 п. 4.1.2.1 СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (далее по тексту СП 5.13130.2009); ст. 104 ФЗ-123); отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в помещениях бухгалтерии (СП 3.13130.2009; ст. 4-6, 48-96 ФЗ ; подп. «д», «о» п. 23, 33,61 ППР в РФ); дверь эвакуационного выхода из 2 зала коридора аппаратной открываются не по направлению (эвакуации) выхода из здания (СП 1.13130.2009 п. 4.2.6); эвакуационная лестница из зала не соответствует нормативным документам в области пожарной безопасности (СП 1.13130.2009 п. 4.4.2); зал эвакуационный выход не обозначен (ППР в РФ п. 33). Таким образом, пожарная безопасность объекта защиты не обеспечена, что обуславливает возможность возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности необходимо в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Нарушение требований пожарной безопасности, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности увеличивает возможность возникновения пожаров, затрудняет ограничение их последствий и тушение пожаров; спасение людей и имущества от пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

Эксплуатации здания при наличии указанных нарушений требований пожарной безопасности угрожает вредом и может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц. Так, ДД.ММ.ГГГГ в результате нарушения требований пожарной безопасности в торговом центре «Зимняя вишня» <адрес> погибло 64 человека, в результате нарушений требований пожарной безопасности в торговом центре «Адмирал» <адрес>ДД.ММ.ГГГГ погибло 22 человека.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных конституционных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, в целях предупреждения и профилактики пожаров.

Представитель истца – помощник прокурора <адрес>ФИО4 в судебном заседании заявленные прокурором <адрес> края исковые требования к ООО «Маска» поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в поданном суду исковом заявлении, пояснив в дополнение, что хотя и ответчиком в ходе рассмотрения дела исковые требования прокурора <адрес> были удовлетворены частично в добровольном порядке, в связи с чем обеспечительные меры судом были отменены, истец настаивает на заявленных им исковых требованиях в полном объеме и не намерен отказываться от указанных требований полностью либо частично.

Просила удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> края в полном объеме, запретить ООО «Маска» эксплуатацию помещений в кинотеатре «Родина», расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», обязать ООО «Маска» устранить нарушения требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Полномочный представитель ответчика ООО «Маска» - ФИО9 в судебном заседании заявленные прокурором <адрес> СК исковые требования к ООО «Маска» не признал в полном объеме, пояснив обоснование своих возражений, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в целях устранения нарушений, установленных проверкой от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Маска» выполнены следующие работы: проведена противопожарная обработка потолка в центральном холле здания кинотеатра, эвакуационный выход из зала освобожден от загромождения, исправлено нарушение в части эксплуатации светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (серверная), заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ проведения проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год с составлением соответствующих актов обеспечено соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, освидетельствования и своевременной замены (акт от ДД.ММ.ГГГГ и акт от ДД.ММ.ГГГГ), в здании установлено аварийное (эвакуационное) освещение, обозначен эвакуационный выход зала , переоборудована дверь эвакуационного выхода из зала коридора аппаратной, которая в настоящее время открывается по направлению (эвакуации) выхода из здания, эвакуационная лестница из зала в настоящее время соответствует нормативным документам в области пожарной безопасности, помещения кинотеатра оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (1 этаж холл, перед 1 залом подсобка, бытовка 1 этажа «бывшая электрощитовая»), планы эвакуации в случае пожара соответствуют нормативным документам в области пожарной безопасности. С данными фактами полномочный представитель прокурора <адрес> края – помощник прокурора <адрес>ФИО4 согласилась, поскольку, как следует из представленных прокурору <адрес> и суду протоколов и , состояние пожарных кранов является удовлетворительным, внутренний противопожарный водопровод находится в работоспособном состоянии, измеренное значение расхода воды на внутреннее пожаротушение соответствует требованиям нормативно-технической документации. Проведены испытания системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ). Система автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в исправном и работоспособном состоянии. Данные факты также были подтверждены и представителем третьего лица ГУ МЧС России по <адрес>ФИО10, который сообщил суду при рассмотрении вопроса об отмене обеспечительных мер, что здание кинотеатра «Родина», расположенного по адресу: <адрес>, может безопасно эксплуатироваться, а имеющиеся нарушения не влияют на возможность безопасной эвакуации посетителей помещений кинотеатра.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. В соответствии со ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Из ст. 126 указанного закона следует, что пожарное оборудование, в том числе пожарные гидранты, должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений. Пожарные гидранты согласно ст. 127 этого же закона должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения. Недвижимое имущество по вышеуказанному адресу находится в пользовании ООО «Маска», на основании договора аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ЗАО «Лира». Ранее оно находилось в муниципальной собственности. Здание было построено в 1849 году и является памятником истории и культуры (объект культурного наследия) регионального значения «Первый театр, который в 1853 года посещал ФИО5, 1846-1853 годы, о чем Министерством культуры <адрес> выдано Охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка проходят по периметру здания со стороны <адрес>, наружных сетей в пользовании общества не имеется.

В соответствии со ст. 4 Технического регламента на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются. Истец в своем заявлении ссылается на СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. Данный документ, согласно п. 1.1, разработан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и утвержден Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ. При детальном анализе становится очевидным, что данный Свод правил является нормативным документом добровольного применения и носит рекомендательный характер. Более того, истец ссылается на Свод правил целиком и не указывает конкретные пункты содержащие, по его мнению, положения, нарушенные ООО «Маска». При анализе документа также видно, что в Своде правил отсутствуют пункты, касающиеся обязательного наличия на территории одного предприятия 2 гидрантов, в радиусе 200 метров.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в ст. 19 устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», - первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Согласно Постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа» управлением общественной безопасности администрации <адрес>», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа является Административной процедурой (п. 3.1 Приложения). В данном документе подробно расписывается порядок выполнения данной административной функции администрацией города, а также устанавливаются ответственные, и согласно п. 3.1.2 ответственным за исполнение административного действия является руководитель структурного подразделения Управления общественной безопасности администрации города, в компетенцию которого входит данное действие. Таким образом, считает, что ООО «Маска» не может быть признано надлежащим субъектом ответственности по названной правовой норме, поскольку законодательно данные функции на общество возложены не были.

Однако, несмотря на это, стремясь оказать содействие в организации мер первичной противопожарной защиты района, в котором располагается арендуемое ООО «Маска» здание, обществом были направлены письма в адрес администрации <адрес>, собственнику здания ООО «Лира», а также в Пятигорский филиал ГУП СК «<адрес>водоканал» - «Кавминводоканал» для устранения выявленного нарушения. Из имеющихся у ответчика ответов ГУП СК «<адрес>водоканал» - «Кавминводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что ближайшие от адреса: <адрес><адрес> пожарные гидранты находятся по адресам – Теплосерная, 13 и <адрес>. Специалистами ПТП Пятигорское филиала ГУП СК «<адрес>водоканал» - «Кавминводоканал» произведен замер давления пожарного гидранта по <адрес>, которое соответствует норме.

На основании изложенного просил в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Маска» о запрете эксплуатации помещений в кинотеатре «Родина», расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», возложении обязанности устранить нарушения требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу, отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица – Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> – дознаватель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> (по городам Пятигорск, Железноводск, Лермонтов) ФИО10 в судебном заседании пояснил, что в период рассмотрения дела ответчиком ООО «Маска» действительно были устранены нарушения противопожарной безопасности, угрожающие жизни и здоровью граждан, находящихся в помещении кинотеатра «Родина» в <адрес>, что было отражено в ранее представленных ОНД и ПР по городам Пятигорск, Железноводск и Лермонтов актах. Однако, ООО «Маска» (кинотеатр «Родина»), расположенное по адресу: <адрес>, на сегодняшний день эксплуатируется с нарушением требований пожарной безопасности, а именно не обеспечено наружное пожаротушение от 2 пожарных гидрантов. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 1 п. 2, подп. 1 - Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. На основании вышеизложенного, т.к. в кинотеатре «Родина» была произведена реконструкция в 2013 году, требования указанного закона распространяются на здание кинотеатра «Родина». Статья 32 Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ) предусматривает следующее: Здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе: а) Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; б) Ф 1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов; в) Ф 1.3 - многоквартирные жилые дома; г) Ф 1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные; Ф 2 - здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе: а) Ф 2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях; б) Ф 2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях; в) Ф 2.3 - здания учреждений, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, на открытом воздухе; г) Ф 2.4 - здания учреждений, указанные в подпункте «б» настоящего пункта, на открытом воздухе.

На основании вышеуказанной ст. 32 здание кинотеатра «Родина» относится к классу функциональной опасности Ф 2.1. В ходе совместной проверки с прокуратурой <адрес> установлено, что данное здание имеет строительный объем более 5000 м.

Согласно СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. (таблица 2), - здания класса функциональной опасности Ф 2 и при объеме здания от 5 до 25 тыс. м должны иметь расход воды на нужды пожаротушения 15 л/<адрес> в п. 8.6 абзац 3 данного СП 8.13130.2009 сказано, что вышеуказанное здание должно быть обеспечено не менее чем 2 пожарными гидрантами при расходе воды 15 л/с.

Одновременно пояснил, что на <адрес> проходят наружные сети водоснабжения, принадлежащие ГУП СК «<адрес>водоканал» - «Кавминводоканал». Также ему известно, что вблизи здания кинотеатра «Родина» имеется пожарный гидрант.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает заявленные прокурором <адрес> края исковые требования к ООО «Маска» необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Из представленных суду сторонами достаточных и достоверных доказательств, материалов инвентарного дела Пятигорского филиала ГУП СК «<адрес>имущество» на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>л. Соборная, 2 (здание кинотеатра «Родина»), - ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «ЛИРА» в лице генерального директора ФИО6 (арендодатель) и ООО «Маска» (арендатор) в лице директора ФИО8 заключен договор аренды недвижимого имущества, в соответствии с которым арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование за плату сроком до ДД.ММ.ГГГГ следующее недвижимое имущество:

- нежилые помещения № , 2, 2а, 2б, 3-20, 31-34, расположенные на 1-ом этаже, нежилые помещения , расположенные на 2-ом этаже основного строения лит. «А», общей площадью 1 145,5 кв.м, кадастровые (или условные) номера 26:33:220304:0036:186/94:А/1001,1003-1007,1007,1010,1002а,1002Б,1017-1020,1023-1030; 26:33:220304:0036:07:427:002:000004010:А:20002,20002б,20008,20009,20011-20016,20031-20034, находящегося по адресу: <адрес>,

- нежилое здание, гараж, лит. «К», общей площадью 79,13 кв.м, кадастровый (или условный) /К, находящееся по адресу: <адрес>, стр. 1.

Сдаваемые в аренду помещения № , 3-7, 10, 2а, 17-20, 23-30 принадлежат арендодателю на праве собственности на основании договора о присоединении от ДД.ММ.ГГГГ, решения единственного учредителя ООО «Стройитал КМВ» от ДД.ММ.ГГГГ, решения единственного акционера ЗАО «Стройитал КМВ» от ДД.ММ.ГГГГ, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, решения акционера ЗАО «ЛИРА» от ДД.ММ.ГГГГ, решения акционера ЗАО «Стройитал КМВ» от ДД.ММ.ГГГГ, передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ, решения совместного внеочередного собрания акционеров ЗАО «ЛИРА» и ЗАО «Стройитал КМВ» ДД.ММ.ГГГГ. Сдаваемые в аренду помещения №, 2б, 8, 9, 11-16, 31-34 принадлежат арендодателю на праве собственности на основании договора купли-продажи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Сдаваемое в аренду здание лит. «К» принадлежит арендодателю на праве собственности на основании договора купли-продажи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Срок аренды начинается со дня подписания сторонами акта приема-передачи недвижимого имущества, а именно с ДД.ММ.ГГГГ и заканчивается ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

В соответствии с п. 3.2 указанного договора аренды арендатор обязан: соблюдать требования действующего законодательства в отношении Памятника; содержать Памятник и другое недвижимое имущество, прилегающую территорию в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии; в целях обеспечения сохранности недвижимого имущества/Памятника, иметь в наличии необходимое противопожарное оборудование согласно требованиям органов пожарной охраны; соблюдать в недвижимом имуществе правила пожарной и электробезопасности, требования санитарно-эпидемиологических служб; в течение 5 месяцев с момента подписания договора своими силами и за свой счет произвести установку охранно-пожарной сигнализации недвижимого имущества, которая при истечении срока действия договора, а также при досрочном его расторжении безвозмездно передается арендодателю, стоимость установки арендодателем не возмещается.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Истцом – прокурором <адрес> края заявлены в суд исковые требования к ООО «Маска» о запрете эксплуатации помещений в кинотеатре «Родина», расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», возложении обязанности устранить нарушения требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на те обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, о частной детективной и охранной деятельности в кинотеатре «Родина» ООО «Маска» по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», - не обеспечено наружное пожаротушение от 2 пожарных гидрантов (отсутствуют пожарные гидранты в пределах до 200 м) (ППР в РФ п. 55; СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности); в центральном холе на путях эвакуации допущена горючая отделка потолков. (ФЗ 123; ст. 134 п. 1, п. 2, п. 3, таб. 27, таб. 28, таб. 29, таб. 3; ППР в РФ п. 33); планы эвакуации людей в случае возникновения пожара не соответствуют нормативным документам в области пожарной безопасности (п. 7 ППР в РФ; п. 6.1.4 ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2001; ФИО11ДД.ММ.ГГГГ-2009; ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ); эвакуационный выход из 3 зала загроможден (п. 36 ППР в РФ); допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (серверная) (п. 42 в ППР в РФ); не произведено испытание наружных пожарных лестниц (п. 24 ППР в РФ); руководитель организации не обеспечил проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год с составлением соответствующих актов (ППР в РФ п. 55); не обеспечено соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, освидетельствования и своевременной замены (ППР в РФ п. 70); в здании отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение (ППР в РФ п. 43); на объекте не соблюдаются проектные решения по наличию систем обеспечения пожарной безопасности, а именно: помещения не дооборудованы автоматической установкой пожарной сигнализацией (1 этаж холл перед 1 залом подсобка, бытовка 1 этаж «бывшая эл. щитовая») (ст. 4-6, 48-96 ФЗ ; подп. «д», «о» п. 23, 33,61 ППР в РФ; таблицы А1 п. 4.1.2.1 СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (далее по тексту СП 5.13130.2009); ст. 104 ФЗ-123); отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в помещениях бухгалтерии (СП 3.13130.2009; ст. 4-6, 48-96 ФЗ ; подп. «д», «о» п. 23, 33, 61 ППР в РФ); дверь эвакуационного выхода из 2 зала коридора аппаратной открываются не по направлению (эвакуации) выхода из здания (СП 1.13130.2009 п. 4.2.6); эвакуационная лестница из зала не соответствует нормативным документам в области пожарной безопасности (СП 1.13130.2009 п. 4.4.2); зал эвакуационный выход не обозначен (ППР в РФ п. 33). Таким образом, пожарная безопасность объекта защиты не обеспечена, что обуславливает возможность возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

В соответствии со ст. ст. 1, 3, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами, которая в том числе обеспечивается органами государственной власти и организациями, принимающими участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица уполномоченные владеть, пользоваться, или распоряжаться имуществом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Пожарная опасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Исходя из положений ст. 6 указанного закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, в случае если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, следует из представленных суду: заявления об отмене обеспечительных мер, паспорта объекта с массовым пребыванием людей Кинотеатр «Родина» (ООО «Маска»), утвержденного и согласованного ДД.ММ.ГГГГ, договора от ДД.ММ.ГГГГ проверки пожарного крана на водоотдачу, акта от ДД.ММ.ГГГГ оплаты работ по проверке пожарного крана на водоотдачу в перемоткой пожарного рукава, акта от ДД.ММ.ГГГГ по оплате работ по зарядке и замене колец огнетушителей, протоколов и экспертов ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес>, - в ходе рассмотрения заявленных истцом исковых требований к ООО «Маска» ответчиком были проведены работы по устранению нарушения противопожарной безопасности, а именно: эвакуационный выход из зала освобожден от загромождения, исправлено нарушение в части эксплуатации светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (серверная), заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ проведения проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год с составлением соответствующих актов обеспечено соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, освидетельствования и своевременной замены, что подтверждается актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, в здании установлено аварийное (эвакуационное) освещение, обозначен эвакуационный выход зала , переоборудована дверь эвакуационного выхода из зала коридора аппаратной, которая в настоящее время открывается по направлению (эвакуации) выхода из здания, эвакуационная лестница из зала в настоящее время соответствует нормативным документам в области пожарной безопасности, помещения кинотеатра оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (1 этаж холл, перед 1 залом подсобка, бытовка 1 этажа «бывшая электрощитовая»), планы эвакуации в случае пожара соответствуют нормативным документам в области пожарной безопасности.

Согласно протоколов и экспертов ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по <адрес>, состояние пожарных кранов является удовлетворительным, внутренний противопожарный водопровод находится в работоспособном состоянии, измеренное значение расхода воды на внутреннее пожаротушение соответствует требованиям нормативно-технической документации. Проведены испытания системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ). Система автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в исправном и работоспособном состоянии.

Принимая во внимание те обстоятельства, что в ходе судебного разбирательства ответчиком были представлены достаточные и достоверные доказательства того, что ООО «Маска» были проведены работы по устранению нарушений противопожарной безопасности, указанных в исковом заявлении прокурора <адрес> края и установленные актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: эвакуационный выход из зала освобожден от загромождения, исправлено нарушение в части эксплуатации светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (серверная), заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ проведения проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год с составлением соответствующих актов обеспечено соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, освидетельствования и своевременной замены, что подтверждается актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, в здании установлено аварийное (эвакуационное) освещение, обозначен эвакуационный выход зала , переоборудована дверь эвакуационного выхода из зала коридора аппаратной, которая в настоящее время открывается по направлению (эвакуации) выхода из здания, эвакуационная лестница из зала в настоящее время соответствует нормативным документам в области пожарной безопасности, помещения кинотеатра оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (1 этаж холл, перед 1 залом подсобка, бытовка 1 этажа «бывшая электрощитовая»), планы эвакуации в случае пожара соответствуют нормативным документам в области пожарной безопасности, состояние пожарных кранов является удовлетворительным, внутренний противопожарный водопровод находится в работоспособном состоянии, измеренное значение расхода воды на внутреннее пожаротушение соответствует требованиям нормативно-технической документации, проведены испытания системы автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), система автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в исправном и работоспособном состоянии, а также учитывая объяснения лиц, участвующих в деле, в том числе представителя истца – помощника прокурора <адрес> и представителя третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, данных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении заявления ООО «Маска» об отмене обеспечительных мер, из которых следует, что грубые нарушения противопожарной безопасности ответчиком устранены, здание кинотеатра «Родина», расположенного по адресу: <адрес>, может безопасно эксплуатироваться, а имеющиеся нарушения в виде отсутствия 2 пожарных гидрантов для обеспечения наружного пожаротушения не влияют на возможность безопасной эвакуации посетителей помещений кинотеатра, суд считает заявленные истцом – прокурором <адрес> края исковые требования к ООО «Маска» о запрете эксплуатации помещений в кинотеатре «Родина», расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», возложении обязанности устранить нарушения требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу, в части возложения обязанности устранить следующие нарушения: в центральном холле на путях эвакуации допущена горючая отделка потолков (таб. 27, 28, 29, 3 п.п. 1, 2, 3 ст. 134 ФЗ ; п. 33 ППР в РФ); планы эвакуации людей в случае возникновения пожара не соответствуют нормативным документам в области пожарной безопасности (п. 7 ППР в РФ; п. 6.1.4 ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-2001; ФИО11ДД.ММ.ГГГГ-2009; ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ); эвакуационный выход из 3 зала загроможден (п. 36 ППР в РФ); допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (серверная) (п. 42 в ППР в РФ); не произведено испытание наружных пожарных лестниц (п. 24 ППР в РФ); руководитель организации не обеспечил проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год с составлением соответствующих актов (п. 55 ППР в РФ); не обеспечено соблюдение сроков перезарядки огнетушителей, освидетельствования и своевременной замены (п. 70 ППР в РФ); в здании отсутствует аварийное (эвакуационное) освещение (п. 43 ППР в РФ); на объекте не соблюдаются проектные решения по наличию систем обеспечения пожарной безопасности, а именно: помещения не дооборудованы автоматической установкой пожарной сигнализацией (1 этаж холл перед 1 залом подсобка, бытовка 1 этаж «бывшая эл. щитовая») (ст. ст. 4-6, 48-96 ФЗ ; подп. «д», «о» п.п. 23, 33, 61 ППР в РФ; таблицы А 1 п. 4.1.2.1 СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (далее по тексту СП 5.13130.2009); ст. 104 ФЗ ); отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в помещениях бухгалтерии (СП 3.13130.2009; ст. 4-6, 48-96 ФЗ ; подп. «д», «о» п.п. 23, 33, 61 ППР в РФ); дверь эвакуационного выхода из 2 зала коридора аппаратной открываются не по направлению (эвакуации) выхода из здания (п. 4.2.6 СП 1.13130.2009); эвакуационная лестница из зала не соответствует нормативным документам в области пожарной безопасности (п. 4.4.2 СП 1.13130.2009); зал эвакуационный выход не обозначен (п. 33 ППР в РФ), необоснованными и не подлежащими удовлетворению ввиду устранения указанных нарушений ответчиком в добровольном порядке в ходе судебного разбирательства и отсутствия данных нарушение на день рассмотрения спора по существу.

В отношении исковых требований прокурором <адрес> края к ООО «Маска» о запрете эксплуатации помещений в кинотеатре «Родина», расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», возложении обязанности устранить нарушения требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу, в части устранения нарушений ППР в РФ п. 55, СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (не обеспечено наружное пожаротушение от 2 пожарных гидрантов (отсутствуют пожарные гидранты в пределах до 200 м), суд приходит к следующему.

Пожарные гидранты устанавливают на сетях наружного водопровода для подачи воды в целях пожаротушения (ч. 1 ст. 127 Технического регламента о пожарной безопасности). Расположение гидрантов зависит от того, где находится водопровод (п. 8.7 СП 8.13130.2009): в колодцах - если водопровод проложен в тоннеле; непосредственно на сети в наземных камерах - если водопровод наземный или надземный. Пожарные гидранты располагают вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий (ч. 9 ст. 98 Технического регламента о пожарной безопасности, п. 8.6 СП 8.13130.2009). Расстояние между гидрантами определяется расчетом.

Согласно положений ст. 99 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», - производственные объекты должны обеспечиваться наружным противопожарным водоснабжением (противопожарным водопроводом, природными или искусственными водоемами). Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания или сооружения либо части здания или сооружения. Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 и степеней огнестойкости I и II категории Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров, расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А, Б и В по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 500 кубических метров и категорий Г и Д по пожарной и взрывопожарной опасности объемом не более 1000 кубических метров.

Из представленных суду представителем третьего лица пояснений следует, что объект – здание кинотеатра «Родина» относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 2.

В соответствии с п. 1 ст. 127 вышеуказанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

В силу ст. 126 этого же закона пожарное оборудование, в том числе пожарные гидранты, должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещениях зданий, сооружений и строений.

В соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, городского округа. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в частности и тех мероприятий, на которые указывает прокурор в иске, закреплены и в ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно положений ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;……

Согласно п. 10 ст. 2 Устава муниципального образования города-курорта <адрес> к вопросам местного значения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Исполнение функций по разрешению вопросов местного значения осуществляется непосредственно жителями города, органами местного самоуправления, должностными лицами органов местного самоуправления, иными уполномоченными юридическими лицами. Исполнение отдельных государственных полномочий производится органами местного самоуправления, должностными лицами органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями п. 47 ч. 1 ст. 8.1 Устава <адрес> города обладает следующими полномочиями: обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах городского округа.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что именно к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

Первичные меры пожарной безопасности предусмотрены ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципальных образований. К первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения (п. 2 ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Из ст. 126 указанного закона следует, что пожарное оборудование, в том числе пожарные гидранты, должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений.

Согласно Постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа» Управлением общественной безопасности администрации <адрес>» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа является административной процедурой (п. 3.1 Приложения).

Согласно Своду правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденному Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения. Под гидрантом понимается техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой, под водоисточником - место естественного или искусственного скопления воды, используемой для водоснабжения, под водопроводом - система сооружений и устройств, доставляющая воду по трубам от водоисточника к месту потребления (п.п. 3.1, 3.2, 3.4, 3.5).

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.

Зона действия гарантирующей организации - одна централизованная система холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории поселения, городского округа, в границах которых гарантирующая организация обязана осуществлять холодное водоснабжение и водоотведение любых обратившихся к ней абонентов.

На основании п. 2 ст. 12 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ организация наделяется статусом ГРО, если к ее сетям присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Как следует из Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения города – курорта Пятигорска», на данный момент юридической организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение города-курорта Пятигорска, является ГУП СК «<адрес>водоканал», которое и является гарантирующей на его территории.

Из анализа вышеперечисленных норм действующего законодательства, иных норм и правил достоверно следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа регулируется и контролируется администрацией муниципального образования, под контролем соответствующих органов которой ГУП СК «<адрес>водоканал» – Пятигорский водоканал осуществляет прокладку инженерных сетей водоснабжения - наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципальных образований также законом возложена на муниципальное образование в лице администрации <адрес> края.

Кроме того, как следует из представленного суду представителем ответчика ООО «Маска» ответов на поданные ООО «Маска» заявления в ГУП СК «<адрес>водоканал» - «Кавминводоканал» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что ближайшие от адреса: <адрес><адрес>, пожарные гидранты находятся по адресам – Теплосерная, 13 и <адрес>. Специалистами ПТП Пятигорского филиала ГУП СК «<адрес>водоканал» - «Кавминводоканал» произведен замер давления пожарного гидранта по <адрес>, которое соответствует норме.

Согласно положений п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Поскольку судом достоверно установлено, что: - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа регулируется и контролируется администрацией муниципального образования, под контролем соответствующих органов которой ГУП СК «<адрес>водоканал» – Пятигорский водоканал осуществляет прокладку инженерных сетей водоснабжения - наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары; - решение вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципальных образований также законом возложено на муниципальное образование в лице администрации <адрес> края; - границы земельного участка проходят по периметру здания со стороны <адрес>; - в пределах 200 метров от здания кинотеатра «Родина» имеются два пожарных гидранта (по адресам – Теплосерная, 13 и <адрес>), наличие и работоспособность которых, а также надлежащая интенсивность подачи в них воды, прокурорам <адрес> не проверялась и не оспаривался факт надлежащего содержания указанных пожарных гидрантов организациями, на чьей территории обслуживания находятся данные сети водоснабжения, указанными в п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», а, следовательно, прокурором <адрес> не установлена причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика ООО «Маска» и наличием либо отсутствием в непосредственной близости от здания кинотеатра «Родина» по адресу: <адрес>л. Бернардацци, 4, пожарных гидрантов, факт наличия которых подтвержден ответчиком документально, истцом не подтвержден достаточными и достоверными доказательствами факт нарушения ответчиком ООО «Маска» ППР в РФ п. 55; СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом прокурором <адрес> края исковых требований к ООО «Маска» о запрете эксплуатации помещений в кинотеатре «Родина», расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», возложении обязанности устранить нарушения требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу, в части устранения нарушений ППР в РФ п. 55, СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (не обеспечено наружное пожаротушение от 2 пожарных гидрантов (отсутствуют пожарные гидранты в пределах до 200 м), и полагает необходимым в удовлетворении указанных исковых требований отказать.

Анализ представленных суду доказательств, вышеперечисленных норм действующего законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что на момент рассмотрения спора по существу прокурором <адрес> не представлено достоверных доказательств нарушения ответчиком ООО «Маска» требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в связи с чем суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Маска» о запрете эксплуатации помещений в кинотеатре «Родина», расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», возложении обязанности устранить нарушения требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Маска» о запрете эксплуатации помещений в кинотеатре «Родина», расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», возложении обязанности устранить нарушения требований п.п. 61, 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме», ч. 1 ст. 151, п.п. 1, 2, 3 ст. 134 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд.

Судья И.Б. Шевлякова