Дело №2-1752/2023
77RS0002-02-2023-005575-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2023 года город Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Дубовик О.Н.,
при секретаре судебного заседания Лапшиной В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к -ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения требований законодательства, регламентирующих использование государственного имущества, находящегося в собственности РФ,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в Басманный районный суд г. Москвы с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушение требований законодательства, регламентирующих использование государственного имущества, находящегося в собственности РФ, мотивируя тем, что Ростовской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере использования имущества, находящегося в федеральной собственности, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности Ростовской дистанции пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - Ростовская дистанция пути).
В целях обеспечения надлежащей организации деятельности по передаче в субаренду земельных участков (частей земельных участков), находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды, а также осуществления контроля за использованием земельных участков полосы отвода железных дорог, изданы распоряжение ОАО «РЖД» от 14.04.2005 № 506р «Об утверждении Порядка организации работы по передаче в субаренду земельных участков (частей земельных участков), находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды» (далее - Порядок) и распоряжение ОАО «РЖД» от 04.07.2011 № 1451 р «Об утверждении типового регламента осуществления контроля за использованием земельных участков полосы отвода железных дорог» (далее - Типовой регламент).
Исходя из п. 2.2 названного Порядка, передача в субаренду земельных участков (частей земельных участков), находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды, осуществляется ОАО «РЖД» в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Договор субаренды земельного участка (части земельного участка) заключается ОАО «РЖД» в соответствии с примерной формой договора субаренды согласно приложению № 1 к данному Порядку.
Пункт 3 Типового регламента обязывает работников железнодорожных предприятий осуществлять мониторинг полосы отвода железной дороги в целях обнаружения фактов ее незаконного использования; незамедлительное прекращение доступа посторонних лиц на незаконно используемый земельный участок; информирование правоохранительных органов о факте незаконного использования земельного участка; устранение последствий незаконного использования земельного участка.
В соответствии с п. 7 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 № 26Ц, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, населения, нормальной эксплуатации инженерных и других объектов железнодорожного транспорта, железнодорожные организации обязаны соблюдать установленный порядок использования полосы отвода, а также принимать меры по охране земель от неблагоприятных природных явлений.
Положениями п. 7 «Правил охраны зеленых насаждений в городе Ростове-на-Дону», принятых Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.02.2012 № 239 закреплено при переходе прав на земельный участок, занятый зелеными насаждениями, переходят обязанности по охране и содержанию зеленых насаждений в порядке и на условиях, предусмотренных договором землепользования или иным соглашением (договором).
В ходе надзорных мероприятий обследована территория земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: №кадастровый номер единого землепользования № с видом разрешенного использования для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Установлено, что в границах указанного земельного участка расположены железнодорожные пути общего пользования железнодорожной станции Ростов-Товарный, граница полосы отвода железной дороги, находящейся в зоне обслуживания Ростовской дистанции пути, составляет 76 м.
Проверкой выявлены факты нецелевого использования земельного участка, находящегося в границах полосы отвода железной дороги, а именно вблизи многоквартирного дома, расположенного по адресу: г<адрес>. Так, на указанном участке местности кустарным способом оборудован забор, ограничивающий придомовую территорию, где произрастают овощные культуры и иная кустарная и цветочная растительность. Также на указанном земельном участке расположено сооружение, имеющее признаки капитального строительства, а также оборудована мангальная зона.
Кроме того, в указанных границах полосы отвода железной дороги расположены зеленые насаждения (2 тополя) с наличием структурных изъянов, способных привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба здоровью и имуществу граждан (сухие ветви, продольные и поперечные трещины, дефекты прикорневой системы и ствола).
Выявленные нарушения послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ представления в адрес начальника Ростовской дистанции пути.
По результатам рассмотрения представление удовлетворено, Ростовской дистанцией пути ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений от 29.12.2022 № 60, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Указанные нарушения противоречат целям законодательства, регламентирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, а также создают угрозу для нанесения вреда жизни и здоровью жителям, проживающим в близлежащих многоквартирных домах.
Таким образом, истец полагает, что ОАО «РЖД» нарушаются интересы Российской Федерации, а также права на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Данные обстоятельства в соответствии со ст. 45 ГПК РФ послужили основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец в окончательной их редакции просит суд обязать Ростовскую дистанцию пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести вырубку аварийных деревьев, произрастающих в полосе отвода железной дороги по адресу: <адрес> (кадастровый №).
Определением Басманного районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ дело № по иску Ростовского транспортного прокурора, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия, передано по подсудности на рассмотрение в Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону.
Представитель истца помощник Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Гончарова В.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования, дав пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, просила уточненные исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Сокол К.П., действуя в судебном заседании на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив и исследовав материалы и обстоятельства дела, оценив их, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 №264 «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
Исходя из п. 4 Правил договор аренды земельного участка должен предусматривать право арендатора передавать арендованные земельные участки (их части) в субаренду гражданам и юридическим лицам в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления об этой передаче.
В целях обеспечения надлежащей организации деятельности по передаче в субаренду земельных участков (частей земельных участков), находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды, а также осуществления контроля за использованием земельных участков полосы отвода железных дорог, изданы распоряжение ОАО «РЖД» от 14.04.2005 №506р «Об утверждении Порядка организации работы по передаче в субаренду земельных участков (частей земельных участков), находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды» (далее - Порядок) и распоряжение ОАО «РЖД» от 04.07.2011 № 1451 р «Об утверждении типового регламента осуществления контроля за использованием земельных участков полосы отвода железных дорог» (далее - Типовой регламент).
Исходя из п. 2.2 названного Порядка, передача в субаренду земельных участков (частей земельных участков), находящихся у ОАО «РЖД» на праве аренды, осуществляется ОАО «РЖД» в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Договор субаренды земельного участка (части земельного участка) заключается ОАО «РЖД» в соответствии с примерной формой договора субаренды согласно приложению № 1 к данному Порядку.
Пункт 3 Типового регламента обязывает работников железнодорожных предприятий осуществлять мониторинг полосы отвода железной дороги в целях обнаружения фактов ее незаконного использования; незамедлительное прекращение доступа посторонних лиц на незаконно используемый земельный участок; информирование правоохранительных органов о факте незаконного использования земельного участка; устранение последствий незаконного использования земельного участка.
В соответствии с п. 7 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 № 26Ц, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, населения, нормальной эксплуатации инженерных и других объектов железнодорожного транспорта, железнодорожные организации обязаны соблюдать установленный порядок использования полосы отвода, а также принимать меры по охране земель от неблагоприятных природных явлений.
Положениями п.7 «Правил охраны зеленых насаждений в городе Ростове-на-Дону», принятых Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.02.2012 № 239 закреплено при переходе прав на земельный участок, занятый зелеными насаждениями, переходят обязанности по охране и содержанию зеленых насаждений в порядке и на условиях, предусмотренных договором землепользования или иным соглашением (договором).
Судом установлено, что Ростовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере использования имущества, находящегося в федеральной собственности, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности Ростовской дистанции пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - Ростовская дистанция пути).
Так, проведенными надзорными мероприятиями при обследовании территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером: № (кадастровый номер единого землепользования 61:44:000000000:252) с видом разрешенного использования для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта установлено, что в границах указанного земельного участка расположены железнодорожные пути общего пользования железнодорожной станции Ростов-Товарный, граница полосы отвода железной дороги, находящейся в зоне обслуживания Ростовской дистанции пути, составляет 76 м.
Проверкой выявлены факты нецелевого использования земельного участка, находящегося в границах полосы отвода железной дороги, а именно вблизи многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> указанном участке местности в указанных границах полосы отвода железной дороги расположены зеленые насаждения (2 тополя) с наличием структурных изъянов, способных привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба здоровью и имуществу граждан (сухие ветви, продольные и поперечные трещины, дефекты прикорневой системы и ствола).
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для внесения 13.10.2022 в адрес Ростовской дистанции пути представления об устранении нарушений требований законодательства, регламентирующих использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, по результатам рассмотрения которого нарушения закона в полном объеме не устранены.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из ответа от 11.11.2022 № исх-2515/СКДИ-ПИЗ, поступившего от ответчика, следует, что причинами, способствовавшими нарушению законодательства, регламентирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, явились неисполнение обязательных требований но выявлению несанкционированного использования в личных целях третьими лицами государственного имущества. В ходе рассмотрения вышеуказанного представления и в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, принято решение объявить замечание по итогам работы за октябрь 2022г. начальнику эксплуатационного участка Ростовской дистанции пути ФИО5
Согласно представленному в материалы дела протоколу совещания от 11.11.2022 года, Ростовской дистанцией пути в адрес администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону направлен необходимый пакет разрешительных документов от 03.11.2022г. (вх.№59.626-В/2545 от 08.11.2022 г.) для согласования вырубки аварийных деревьев с органами местного самоуправления, в соответствии с областным законом от 03.08.2007г. № 747-ЗС Ростовской области «Об охране зелёных насаждений в населенных пунктах Ростовской области» и пунктом 2.9 от 30.08.2012г. №819 Постановления Правительства Ростовской области «Об утверждении Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области».
После получения разрешения Ростовской дистанцией пути будет направлено обращение в службу пути о возможности выделения денежных средств, необходимых для осуществления вырубки аварийных деревьев.
Планируемый срок спила вышеуказанных деревьев 1 квартал 2023 г.
В заявлении об уточнении исковых требований истец указал на то, что 08.02.2023 года Ростовской дистанцией пути получено коммерческое предложение № ИП ФИО6 на оказание услуг по спилу аварийных 3 тополей и омолаживающей обрезке 2 деревьев (тополь) с применением автовышки и вывозу порубочных остатков на сумму 90 000 руб. Срок действия предложения до 31.12.2023 включительно.
14.06.2023 года начальнику Службы пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры направлено письмо о выделении Ростовской дистанции пути денежных средств в размере 90 000 руб., для реализации мероприятий по вырубке и омолаживанию вышеуказанных деревьев.
Однако, по состоянию на 21.09.2023 денежные средства не выделены, работы не произведены.
Бездействие ОАО «РЖД» является недопустимым, поскольку выявленные нарушения противоречат целям законодательства, регламентирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, а также создают угрозу для причинения вреда жизни и здоровью жителям, проживающим в близлежащих многоквартирных домах.
Разрешая настоящие требования и принимая во внимание, что принятые меры прокурорского реагирования, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее-Закон о прокуратуре), не привели к устранению нарушений закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Истец просит установить срок устранения выявленных нарушений в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Презумпция исполнимости судебного решения означает и реальное восстановление нарушенных прав в установленный в нем срок.
С учетом характера нарушений, а также объема и характера мероприятий, которые необходимо провести с целью устранения выявленных нарушений законодательства, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен совершить действия по устранению нарушений - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным и целесообразным с целью соблюдения прав неопределенного круга лиц, в интересах которого заявлены требования. Кроме того, суд полагает, что установление данного срока для исполнения решения обеспечит соблюдение принципа исполнимости судебного акта и эффективную судебную защиту.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Ростовскую дистанцию пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести вырубку аварийных деревьев, произрастающих в полосе отвода железной дороги по адресу: <адрес> (кадастровый №).
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Решение суда изготовлено в окончательной форме 12 октября 2023 года.