ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1755/2021 от 01.03.2022 Волховского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-346/2022

УИД 47RS0003-01-2021-002666-62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волхов 01 марта 2022 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Максимовой Т.В.,

при секретаре Гладких Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Волховский городской Дворец культуры», Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и Совету депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании Муниципального бюджетного учреждения культуры «Волховский городской Дворец культуры» установить на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, предупреждающие тактильные напольные указатели, об обязании Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области осуществить необходимое финансирование муниципального бюджетного учреждения культуры «Волховский городской Дворец культуры» в целях исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов,

установил:

Волховский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБУК «Волховский городской Дворец культуры», администрации Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании МБУК «Волховский городской Дворец культуры» установить на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, предупреждающие тактильные напольные указатели в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, об обязании Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области осуществить необходимое финансирование МБУК «Волховский городской Дворец культуры» в целях исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов в течение 3-х месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В иске указано, что в ноябре 2021 Волховской городской прокуратурой проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Волховского муниципального района Ленинградской области. В ходе проведения проверки в деятельности МБУК «Волховский городской Дворец культуры» выявлены нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов. Так, на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами отсутствуют тактильные напольные указатели.

Протокольным определением суда от 20.01.2021 по ходатайству представителя ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Школиной В.В. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Совет депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области.

В судебном заседании процессуальный истец помощник Волховского городского прокурора Супрунов Э.С. заявленные требования поддержал требования по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении.

Ответчик Совет депутатов МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в судебное заседание своего представителя не направил.

Представитель ответчика временно исполняющий обязанности директора МБУК «Волховский городской Дворец культуры» Шарабан С.В. с заявленными исковыми требованиями согласился, в судебном заседании пояснил, что руководство Дворца культуры ежегодно направляет заявку на участие в мероприятиях подпрограммы «Доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения в Ленинградской области государственной программы Ленинградской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области» на приобретение оборудования и проведение работ с целью повышения уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, однако, соответствующее финансирование до настоящего времени не выделено. Представил в материалы дела коммерческое предложение от ООО «Центр общественной экспертизы и сертификации СПБ ГО ООО «ВОИ» которое готово выполнить установку предупреждающих тактильных напольных указателей.

Представитель ответчика Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Школина В.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, в связи с отсутствием необходимых денежных средств ходатайствовала об увеличении срока для необходимого финансирования МБУК «Волховский городской Дворец культуры» до 12-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

После перерыва в судебном заседании, истец, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ просил обязать МБУК «Волховский городской Дворец культуры» установить на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, предупреждающие тактильные напольные указатели в течение 12-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области осуществить необходимое финансирование МБУК «Волховский городской Дворец культуры» в целях исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов в течение 12-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 39 ГПК РФ, протокольным определением суда от 01.03.2022 суд принял к производству уточненное исковое заявление, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ определил возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя Совета депутатов МО город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской, извещенного о времени и месте судебного заседания.

Выслушав истца помощника Волховского городского прокурора Супрунова Э.С., представителя ответчика временно исполняющего обязанности директора МБУК «Волховский городской Дворец культуры» Шарабана С.В., представителя ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Школину В.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Волховской городской прокуратурой в ноябре 2021 года проведена проверка исполнения федерального законодательства в части соблюдения прав и интересов инвалидов и исполнения законодательства, направленного на обеспечение для указанной категории граждан общедоступности социальной инфраструктуры, в отношении МБУК «Волховский городской Дворец культуры». В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов, а именно отсутствие на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, предупреждающих тактильных напольных указателей.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ.

Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, отсутствие на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами т тактильных напольных указателей подтверждается Актом проверки комиссии в составе заместителя Волховского городского прокурора Зорина А.Г., директора МБУК «Волховский городской Дворец культуры» Шарабана С.В. от 26.11.2021.

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

В силу положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», здание МБУК «Волховский городской Дворец культуры», расположенное по адресу: ******, относится к объектам социальной инфраструктуры культурно-зрелищного назначения.

Положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, закреплены в «СП 59.13330.2020, Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр) (далее – Свод правил).

Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной РФ в сентябре 2008 года, среди этих принципов полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Согласно 6.2.3. Свода правил, в общественных местах на этажах с числом посетителей более 50 человек на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами следует предусматривать предупреждающие тактильные напольные указатели по ГОСТ Р 52875. Применение направляющих тактильных напольных указателей на путях движения в зданиях – по 6.5.12.

Применение тактильных напольных указателей в памятниках архитектурного, культурного и исторического наследия, в музеях, театрально-зрелищных и аналогичных зданиях устанавливается заданием на проектирование.

В соответствии с 8.6.9. СП 59.13330.2020 в задании на проектирование должны предусматриваться места для размещения предназначенных для инвалидов по зрению объемных моделей экспонируемых объектов, рельефно- графических изображений, тактильных мнемосхем со звуковой поддержкой, видеогидов для инвалидов по слуху, а также требование к возможности использования аудиогидов.

Исходя из положений законодательства, на основе представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что ответчиками ненадлежащим образом исполняются обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в здание Дворца культуры.

В здании МБУК «Волховский городской Дворец культуры» не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству, для всех категорий инвалидности объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения, отсутствия предупреждения о зонах представляющих потенциальную опасность наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

С учётом изложенного и принимая во внимание, что отсутствие беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в объект социального назначения, является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Сводом правил 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» суд приходит к выводу, что несоблюдение и невыполнение МБУК «Волховский городской Дворец культуры», администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области, требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа и перемещения внутри здания, затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов и иных маломобильных групп населения, чем нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

Согласно п. 2.2 - 2.3 Устава МБУК «Волховский городской Дворец культуры», утвержденного постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области от 10.05.2016 № ******, учреждение является некоммерческой организацией – муниципальным бюджетным учреждением, осуществляющим оказание муниципальных услуг и выполнение муниципальных работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления МО город Волхов в сфере культуры, и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации. Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, открытый в комитете финансов Волховского муниципального района.

В соответствии с п. 1.5 Учредителем и Собственником имущества учреждения является муниципальное образование город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.

Как указано в ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возложения на ответчиков обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов

Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание приведенные выше нормы права, установленные обстоятельства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни, суд полагает законными и обоснованными требования прокурора.

Учитывая мнение сторон, суд находит возможным установить срок исполнения ответчиками МБУК «Волховский городской Дворец культуры», администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области, действий по решению суда – в течение 12-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 23 Устава муниципального образования город Волхов Совет депутатов муниципального образования город Волхов является представительным (законодательным) органом муниципального образования город Волхов. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24 Устава муниципального образования город Волхов в исключительной компетенции Совета депутатов находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнения.

В силу действующего законодательства суд не может подменять собой уполномоченный орган, на который в силу законодательства возложены соответствующие полномочия, обязав его принять положительное или отрицательное решение.

Между тем, суд полагает возможным, возложить на Совет депутатов муниципального образования город Волхов в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о выделении денежных средств МБУК «Волховский городской Дворец культуры» на приобретение указанного оборудования и проведении работ.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также органы местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Волховского городского прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Волховского городского прокурора Ленинградской области – удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Волховский городской Дворец культуры» установить на участках пола на основных путях движения перед дверными проемами в помещения по ходу движения, открытыми входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, предупреждающие тактильные напольные указатели в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области осуществить необходимое финансирование муниципального бюджетного учреждения культуры «Волховский городской Дворец культуры» в целях исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать Совет депутатов муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области при формировании и утверждении местного бюджета на 2023 год рассмотреть вопрос о выделении денежных средств муниципальному бюджетному учреждению культуры «Волховский городской Дворец культуры» в целях исполнения требований законодательства о защите прав инвалидов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Максимова Т.В.

Мотивированное решение составлено 09 марта 2022 года.

Судья: подпись Максимова Т.В.