ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-179/2018 от 21.05.2018 Далматовского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-179/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Далматово Курганской области 21 мая 2018 года

Далматовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Карелина А.В.,

при секретареАлиевой Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Уксянская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кривская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Широковская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Уральцевская основная общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Крутихинская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Песчано-Колединская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Параткульская основная общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Яснополянская основная общеобразовательная школа» об обязании совершить определенные действия,

Установил:

Прокурор Далматовского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерацииобратился в Далматовский районный суд с иском к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Уксянская средняя общеобразовательная школа», с учетом уточненных исковых требований просил возложить на ответчика обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный хозяйствующим субъектом в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды выявлено, что при осуществления деятельности МКОУ «Уксянская средняя общеобразовательная школа» образуются отходы, в том числе I - V классов опасности. Ответчик, являясь объектом, оказывающим негативное влияние на окружающую среду, осуществляет деятельность без оформления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.

Исковые заявления аналогичного содержания, обоснования, требований предъявлены прокурором к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кривская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Широковская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Уральцевская основная общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Крутихинская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Песчано-Колединская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Параткульская основная общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Яснополянская основная общеобразовательная школа».

Определением Далматовского районного суда Курганской области от 26.04.2018 материалы гражданских дел по искам прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Уксянская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кривская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Широковская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Уральцевская основная общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Крутихинская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Песчано-Колединская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Параткульская основная общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Яснополянская основная общеобразовательная школа» об обязании совершить определенные действия объединены в одно производство для более правильного и своевременного разрешения указанных дел, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

В судебном заседании и.о. прокурора Далматовского района Ситдиков Е.М. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковых заявлениях.

Представители ответчиков МКОУ «Уксянская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Широковская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Уральцевская основная общеобразовательная школа», МКОУ «Песчано-Колединская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Параткульская основная общеобразовательная школа», МКОУ «Яснополянская основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.

Представители ответчиков МКОУ «Кривская средняя общеобразовательная школа», МКОУ «Крутихинская средняя общеобразовательная школа», в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве исковые требования поддержал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей ответчиков, третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благополучную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверок, проведенных Далматовской районной прокуратурой по исполнению природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности ответчиков, установлено, что при осуществлении МКДОУ хозяйственной деятельности образуются отходы, в том числе I -V классов опасности (лампы люминесцентные, мусор от офисных и бытовых помещений, мусор от бумаги и картона, изделий из натуральных волокон, отходы от уборки территорий).

Ответчики являются юридическими лицами, осуществляют хозяйственную деятельность, в ходе которой эксплуатируют административные здания, а также деятельность по обращению с отходами, а именно деятельность по накоплению отходов.

Доказательств, подтверждающих отсутствие вреда для окружающей среды от осуществляемой ответчиками хозяйственной деятельности, не представлено.

Согласно ответов Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 21.03.2018 и Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 27.03.2018 ответчики осуществляют деятельность без утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридических лиц, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года № 5-П).

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства понимаются, в частности, вещества, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг; при этом обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Статьей 11 данного Федерального закона на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возлагаются определенные обязанности. К таким обязанностям относится как соблюдение федеральных норм и правил и иных требований в области обращения с отходами, так и разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (абзацы первый - третий пункта 1).

На основании части 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Таким образом, законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (статья 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с частью 1, 3 статьи 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы образования отходов являются одним из видов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, установление лимитов на размещение отходов неразрывно связано с установлением нормативов образования отходов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 50 от 25 февраля 2010 года установлен Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.

В соответствии с пунктом 4 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Как следует из пункта 7 указанного Порядка, нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 349.

Заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение принимаются территориальными органами Росприроднадзора по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (пункт 8 Порядка).

Уполномоченным органом в Курганской области в сфере осуществления регионального государственного экологического надзора согласно Положению, утвержденному постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25.09.2006 №388, является Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

В судебном заседании установлено, что ответчиками не утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, соответствующие заявления ответчиками в уполномоченный орган не поданы.

Деятельность ответчиков оказывает негативное воздействие на окружающую среду, при этом разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке является обязанностью ответчиков, действиями которых нарушаются требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Бездействие ответчиков может привести к негативному воздействию на окружающую среду, и как следствие, нарушению прав неопределённого круга лиц на обеспечение защиты их здоровья на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией РФ, в связи с чем требования прокурора о возложении обязанности устранить нарушения экологического законодательства являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст.206ГПКРФсуд устанавливает в решениисрок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд приходит к выводу, чтосроки, которые просит установить прокурор, являютсядостаточнымии разумными для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Уксянская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кривская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Широковская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Уральцевская основная общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Крутихинская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Песчано-Колединская средняя общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Параткульская основная общеобразовательная школа», Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Яснополянская основная общеобразовательная школа» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уксянская средняя общеобразовательная школа» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кривская средняя общеобразовательная школа» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Широковская средняя общеобразовательная школа» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уральцевская основная общеобразовательная школа» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Крутихинская средняя общеобразовательная школа» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Песчано-Колединская средняя общеобразовательная школа» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Параткульская основная общеобразовательная школа» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Яснополянская основная общеобразовательная школа» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца путем принесения апелляционной жалобы через Далматовский районный суд.

Судья А.В. Карелин