ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1802/20 от 28.07.2020 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2020 года г.Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Шаламовой Л.М.

при секретаре Короткевич Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1802/2020 по иску прокурора Братского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира и среде их обитания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Братского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство», в котором просит взыскать с ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в пользу муниципального образования «Братский район» в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договорам аренды №02-09 от 20.01.2009, №91-84/11 от 10.03.2011, №91-264/10 от 29.10.2010, сумму в размере 776399,55 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира проанализирована хозяйственная деятельность по заготовке древесины, осуществленная лесопользователями в 2019 году на арендуемых ими по договорам аренды лесных участках, являющихся общедоступными: охотничьими угодьями Братского района Иркутской области.

Установлено, что в 2019 году лесозаготовительная деятельность осуществлялась ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» на лесных участках, предоставленных в целях использования лесов для заготовки древесины, на основании следующих договоров аренды:

- № 91-84/11 от 10.03.2001, в соответствии с п.2 которого арендатору (ранее ЗАО «Братский лесхоз», на основании соглашения от 01.11.2013 арендатор лесного участка - ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство») предоставляется лесной участок площадью 48 529 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, в эксплуатационных лесах, Вихоревское участковое лесничество, Вихоревская дача, кварталы №№ 19-31, 35-39, 42, 43, 45, 46, 49-53, 55-92;

- № 02-09 от 20.01.2009, в соответствии с п.2 которого арендатору (ранее ООО «Областной лесхоз», ЗАО «Братский лесхоз», на основании соглашения от 01.11.2013 арендатор лесного участка - ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство») предоставляется лесной участок площадью 47 327 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, защитные лесные полосы, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб: Братское участковое лесничество: Братская дача, защитные леса, кварталы №№ 48, 51, 66, 67, 77-83; Левобережная дача, защитные леса, кварталы №№ 10, 24; Вихоревское участковое лесничество: Вихоревская дача, защитные леса, кварталы №№ 99-101, 111, 112, зеленые зоны: Вихоревское участковое лесничество: Кузнецовская дача, кварталы №№ 1-8, 11-18, 21-28, 31-40, 47-52; Братское участковое лесничество: Братская дача, кварталы №№ 50, 51, 56-66; Левобережная дача, кварталы №№ 4-9, 18-23, эксплуатационные леса: Братское участковое лесничество: Братская дача, кварталы №№ 48,49, 77-80; Вихоревское участковое лесничество: Вихоревская дача, кварталы №№ 96-101, 108-110, 123-125, 136-139, 141, 142, 151-158, 165-171, 177-185;

- № 91-264/10 от 29.10.2010, в соответствии с п.2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 17 655 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, Вихоревское участковое лесничество, Вихоревская дача, кварталы №№ 102-105, 106ч, 115-120, 128ч-131ч, 132, 144ч-148ч, 162, 163, 175, 176.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 09.03.2020 ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого являются лесозаготовки.

Заготовка древесины по обозначенным договорам аренды ведется ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в соответствии с проектами освоения лесов, получившими положительные заключения государственной экспертизы.

Территория, в пределах которой осуществляется заготовка древесины ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира.

В силу пп.1 п.1 ст.34 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится, в том числе утверждение схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

Пунктом 15 ст.1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ под охотничьими угодьями понимаются территории, в границах которых допускается осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ).

В соответствии со ст.39 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство.

Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.

Указом Губернатора Иркутской области от 04.02.2019 № 22-уг утверждена Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Иркутской области, содержащая информацию об общедоступных и закрепленных охотничьих угодьях, в том числе на территории Братского района Иркутской области.

Согласно ч. 1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу п.1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ под охотничьими ресурсами понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с данным федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

Животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) (ст.1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее — Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ).

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Компоненты природной среды - это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты составляют природные ресурсы.

Из приведенных законоположений следует, что охотничьи ресурсы, будучи объектами животного мира, являющегося одним из компонентов природной среды, составляющих природные ресурсы, - неотъемлемый элемент окружающей среды.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира (ст.22 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ).

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу ст.75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии с позицией Пленума Верховного суда РФ, изложенной в п.36 Постановления от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», допускается ответственность за вред, причиненный правомерными действиями (п.3 ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ).

Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (пункт 6).

Согласно п.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ юридические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом (п.2 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или судебном на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов (ст. 5 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ).

Аналогичное положение содержит ч.1 ст.56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ, и п.3 ст.77, п.1 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, устанавливающее, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное направление в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам (далее по тексту - Методика).

Из пункта 1 Методики следует, что она предназначена для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Согласно указанной Методике под ущербом понимается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Прямые потери единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.

Согласно пп. «б» п.2 Методики настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в том числе вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель. сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

Согласно пп. «б» п. 5 Методики при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

В соответствии с п.6 Методики размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия), где:

1 - пересчетный коэффициент для территории необратимой трансформации;

0,75 - пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия;

0,5 - пересчетный коэффициент для территории среднего воздействия;

0,25 - пересчетный коэффициент для территории слабого воздействия.

При этом, территория необратимой трансформации характеризуется снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 75 до 100%; территория сильного воздействия - снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 50 до 74,9%; территория среднего воздействия - снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 25 до 49,9% территория слабого воздействия - снижением численности и годовой продуктивности охотничьих ресурсов от 0 до 24,9%.

Согласно п.6 Методики размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия определяется по формуле N 2: У сумм. 1 виду = У н.т. + У с.в. + У у.в. + У сл.в., где:

У сумм. 1 виду - суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, руб.;

У н.т. - вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации, руб.,

У н.т. = (N факт. + (N факт, х Н доп. х t)) х Т;
У св. - вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на

территории сильного воздействия, руб.,
У св. = (N факт. + (N факт, х Н доп. х t)) х Т х 0,75;

У у.в. - вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на

территории среднего воздействия, руб.,

У у.в. = (N факт. + (N факт, х Н доп. х t)) х Т х 0,5;

У сл.в. - вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории слабого воздействия, руб.,

У сл.в. = (N факт. + (N факт, х Н доп. х t)) х Т х 0,25,

где:

N факт. - фактическая численность охотничьих ресурсов данного вида, обитавших на площади воздействия, особей;

Н доп. - норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в процентах;

Т - такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб.;

t — период воздействия, лет*

* При бессрочном периоде воздействия применяется период воздействия продолжительностью 30 лет.

В соответствии с п.1 Положения о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 № 90-мпр, территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству осуществляет федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; осуществляет охрану и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов.

Согласно пп.4 п.8.3 указанного Положения территориальное управление в соответствии с возложенной на него задачей по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов осуществляет подготовку расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, охотничьим ресурсам, природным комплексам и их компонентам государственных природных заказников регионального значения, исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

По требованию прокуратуры Братского района территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству выполнены расчеты ущерба (вреда), причиненного 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде „. обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по заготовке древесины по следующим договор аренды лесного участка:

- № 02-09 от 20.01.2009 (площадь годовой вырубки древесины – 292,6
га);

№ 91-84/11 от 10.03.2011 (площадь годовой вырубки древесины – 134,1 га);

№ 91-264/10 от 29.10.2010 (площадь годовой вырубки древесины – 90,6 га).

Расчеты ущерба выполнены с применением обозначенной выше Методики.

Основным методом учета объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьих ресурсов) согласно приказу Минприроды России от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению; государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета» является зимний маршрутный учет (ЗМУ).

Числовые и видовые показатели плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Братского района, используемые в расчете, применены на основании отчета министерства лесного комплекса Иркутской области по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Братском районе Иркутской области в 2019 году. Данные, отраженные в отчете, являются официальной информацией о видовом составе и плотности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области.

При выполнении расчета применены средние показатели плотности населения охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Братского района Иркутской области за 2019 год.

Установление общей численности объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, на всей территории охотничьих угодий Братского район: Иркутской области обусловлено тем, что учетные работы ведутся по определенным маршрутам, которые заведомо проходят в удалении от территорий антропогенного воздействия. Как правило, данные маршруты располагаются в местах с оптимальными кормовыми и защитными условиями обитания, с наибольшей плотностью населения объектов животного мира. Данные, полученные на основе проводимых учетных работ, экстраполируются на всю территорию охотничьих угодий Братского района Иркутской области. Хозяйственная деятельность, связанная с рубками лесных насаждений, заставляет диких животных мигрировать с подверженных рубкам территорий. Таким образом, прослеживается тенденция увеличения (сохранения стабильного числа показателей) средней плотности населения охотничьих ресурсов в местах, где антропогенная нагрузка минимальна и существуют оптимальные кормовые и защитные условия обитания.

При рубках леса среда обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (охотничьи ресурсы), со временем восстанавливается. Дикие животные, покинувшие данные участки вследствие антропогенного воздействия на них, постепенно возвращаются в привычные места обитания.

При определении периода воздействия (лаг времени), используемых в расчете, учитывается не только период непосредственного влияния антропогенных факторов на охотничьи ресурсы, но и время, в течение которого происходит восстановление среды их обитания, в связи с чем, дикие животные возвращаются в ранее покинутые места обитания.

Поскольку различные виды диких животных в силу биологических особенностей по-разному реагируют на изменения среды их обитания, особенности восстанавливаемой кормовой базы и защитные функции лесных насаждений, для каждого вида существует свой временной промежуток (лаг времени) возврата в восстанавливаемую среду обитания.

Поэтому в данном случае (рубки леса) период воздействия (лаг времени) для зоны прямого воздействия принят период от 1 до 30 лет в зависимости от вида животного и периода воздействия, в течение которого осуществлялось непосредственное воздействие фактора беспокойства - работы бензопил, автотранспорта и другой техники в целях спиливания деревьев и их трелевки до места складирования и вывозки.

Период рубки (лаг времени) на объекты животного мира (охотничьи ресурсы) составляет 1 год.

Так как при рубках лесных насаждений со временем происходит восстановление среды обитания охотничьих ресурсов, расчет выполнялся только по одной зоне с применением пересчетного коэффициента 0,75 по территории сильного воздействия.

По территории необратимой трансформации расчет не производился.

По зонам среднего и слабого воздействия рассчитать размер ущерба, причиняемого объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам) не представляется возможным по причине наложения площадей радиусов зон косвенного воздействия вырубленных лесных насаждений по отдельным очагам воздействия (по каждой лесосеке в отдельности), и в связи с этим - происходит многократное завышение ъ пересчет площади зон сильного среднего и слабого воздействия рубок на охотничьи ресурсы вокруг отдельных очагов рубки.

Территория, в пределах которой арендатором лесного участка осуществлялась заготовка древесины, является общедоступными охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. При этом общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений.

Информация о месте проведения вырубки и площади вырубленных лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), а также о времени, в течение которого осуществлялось негативное воздействие на объекты животного мира (охотничьи ресурсы) взята из отчетов об использовании лесов, предоставленных арендатором в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству за периоде январь-декабрь 2019 года по форме 1-ИЛ.

В соответствии с расчетом размер ущерба (вреда), причиненный в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по заготовке древесины в общедоступных угодьях лесного фонда Братского района Иркутской области составляет:

- 439 154,28 руб. по договору аренды лесного участка № 02-09 от 20.01.2009 при годовой вырубке древесины на площади 292,6 га (общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений - 292,6 га);

- 201 266,54 руб. по договору аренды лесного участка № 91-84/11 от 10.03.2011 при годовой вырубке древесины на площади 134,1 га (общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений- 134,1 га);

- 135 978,73 руб. по договору аренды лесного участка № 91- 264/10 от 29.10.2010 при годовой вырубке древесины на площади 90,6 га (общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений - 90,6 га).

Общий размер ущерба (вреда), причиненный в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по заготовке древесины в общедоступных угодьях лесного фонда Братского района Иркутской области составил 776 399,55 руб.

Учитывая, что ответчик по вопросу компенсации причиненного ущерба (вреда) объектам животного мира (охотничьим ресурсам) самостоятельно в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области не обращался, прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обращается с указанным заявлением в суд о взыскании с ответчика ущерба, причиненного окружающей среде - животному миру и среде его обитания.

В соответствии с ч.3 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Согласно п. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, которые заключаются в неисполнении требований о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.4, ст. 15, 42 Конституции РФ.

В результате осуществления хозяйственной деятельности ответчиком нарушаются требования действующего законодательства, регламентирующего охрану окружающей среды и животного мира, в частности, ст.ст. 22, 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ, ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

В судебном заседании представитель прокурора Братского района Петакчян А.Г. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме. Суду дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит взыскать с ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в пользу муниципального образования «Братский район» в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договорам аренды №02-09 от 20.01.2009, №91-84/11 от 10.03.2011, №91-264/10 от 29.10.2010, сумму в размере 776399,55 руб., с зачислением денежных средств по следующим реквизитам: банк получателя – Отделение Иркутск г.Иркутск, БИК: 042520001, счет: 40101810900000010001, ОКТМО 25604000, КБК 991 1 16 35030 05 0000 140 «Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащей зачислению в бюджеты муниципальных районов», реквизиты получателя: ИНН 3823028737, КПП 382301001, УФК по Иркутской области (Администрация муниципального образования «Братский район», л/с 04343005950).

Ответчик - представитель ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» Снимщикова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещен о времени месте судебного заседания, просил рассматривать дело в его отсутствие. Представил суду ходатайство о передаче дела по компетенции в арбитражный суд Иркутской области.

Определением суда от 28.07.2020 года в удовлетворении ходатайства представителя ответчика о передаче дела по компетенции в Арбитражный суд Иркутской области было отказано.

Третье лицо представитель министерства лесного комплекса Иркутской области, действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил суд рассматривать дело в отсутствие представителя третьего лица. Представил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что полагает, что исковые требования прокурора Братского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Понятие окружающей среды закреплено в ст. 1 указанного закона, под которой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, в том числе: соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

К компонентам природной среды настоящий закон относит: землю, -недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон «О животном мире») животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Среда обитания животного мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.

Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об охоте») определено, что охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты.

Согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ причиненный ущерб подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вместе с тем, российское природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия.

Частью 1 ст. 56 Федерального закона «О животном мире» установлено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона «Об охоте» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии -исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Согласно ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В п. 6. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ЗОЛ 1.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.

В настоящем случае реальность вреда определяется самим фактом хозяйственной деятельности ответчика, которым осуществляется сплошная рубка лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира. Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания, при этом закон предусматривает расчетный способ определения размера вреда на основании данных государственного мониторинга.

Функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, согласно подпункту 39 пункта 8 постановления Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп, возложены на министерство. Подпунктом 57 пункта 8 названного постановления предусмотрено, что министерство осуществляет также и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания.

Согласно представленному расчету вреда (ущерба) объектам животного мира (объектам охоты) и среде его обитания, причиненного ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» на площади арендованных и подверженных вырубке лесных насаждений на основании следующих договоров аренды лесных участков: № 91-84/11 от 10.03.2011 и соглашения от 01.11.2013; № 02-09 от 20.01.2009 и соглашения от 01.11.2013; № 91-264/10 от 29.10.2010 на территории Братского района Иркутской области в 2019 году суммарный размер ущерба составил 776 399,55 рублей (семьсот семьдесят шесть тысяч триста девяносто девять рублей пятьдесят пять копеек).

Данный расчет произведен с применением методики исчисления размера, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам». Данная методика основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред.

При проведении расчета размера вреда учитываются:

- территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам
вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания;

- численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов
на территории воздействия, которая определяется на основании данных

государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками);

- допустимый объем добычи каждого вида ресурсов;

- период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

Выслушав доводы представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичная норма содержится в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

В силу положений ст. 22 ФЗ «О животном мире», любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Согласно ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

В силу положений ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В силу ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно ст. ст. 9, 26, 29, 88 Лесного Кодекса РФ основанием для использования лесов в целях заготовки древесины являются договор аренды лесного участка, проект освоения лесов, лесная декларация, которую арендатор обязан подавать ежегодно.

Согласно ст. 25, 26 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины, которая осуществляется на основании лесной декларации - заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1, 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ).

Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

5. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются:

1) организация использования лесов;

2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;

4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами; вину причинителя вреда.

Статья 100 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Согласно ст. 75 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды", за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 77 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 78 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды", компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии с позицией, изложенной в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещении ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (статья 126 Конституции РФ, пункт 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ).

Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.

К таким делам относятся дела по искам о возмещении вреда окружающей среде, дела по искам об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности, осуществляемой с нарушениями требований в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности дела по искам о приостановлении размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, дела по заявлениям прокуроров в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и иные гражданские дела (статья 45 ГПК РФ, пункт 2 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

В силу п. 31 указанного Постановления субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66Федерального закона "Об охране окружающей среды").

В соответствии с п. п. 40 - 41 данного Постановления при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий.

Анализируя и оценивая представленные доказательства в их совокупности, которые суд принимает, так как они являются относимыми и допустимыми, и содержат обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного дела, суд установил, что прокуратурой Братского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и объектов животного мира проанализирована хозяйственная деятельность по заготовке древесины, осуществленная лесопользователями в 2019 году на арендуемых ими по договорам аренды лесных участков, являющихся общедоступными: охотничьими угодьями Братского района Иркутской области. Установлено, что в 2019 году лесозаготовительная деятельность осуществлялась ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» на лесных участках, предоставленных в целях использования лесов для заготовки древесины, на основании следующих договоров аренды:

- № 91-84/11 от 10.03.2001, в соответствии с п.2 которого арендатору (ранее ЗАО «Братский лесхоз», на основании соглашения от 01.11.2013 арендатор лесного участка - ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство») предоставляется лесной участок площадью 48 529 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, в эксплуатационных лесах, Вихоревское участковое лесничество, Вихоревская дача, кварталы №№ 19-31, 35-39, 42, 43, 45, 46, 49-53, 55-92;

- № 02-09 от 20.01.2009, в соответствии с п.2 которого арендатору (ранее ООО «Областной лесхоз», ЗАО «Братский лесхоз», на основании соглашения от 01.11.2013 арендатор лесного участка - ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство») предоставляется лесной участок площадью 47 327 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, защитные лесные полосы, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб: Братское участковое лесничество: Братская дача, защитные леса, кварталы №№ 48, 51, 66, 67, 77-83; Левобережная дача, защитные леса, кварталы №№ 10, 24; Вихоревское участковое лесничество: Вихоревская дача, защитные леса, кварталы №№ 99-101, 111, 112, зеленые зоны: Вихоревское участковое лесничество: Кузнецовская дача, кварталы №№ 1-8, 11-18, 21-28, 31-40, 47-52; Братское участковое лесничество: Братская дача, кварталы №№ 50, 51, 56-66; Левобережная дача, кварталы №№ 4-9, 18-23, эксплуатационные леса: Братское участковое лесничество: Братская дача, кварталы №№ 48,49, 77-80; Вихоревское участковое лесничество: Вихоревская дача, кварталы №№ 96-101, 108-110, 123-125, 136-139, 141, 142, 151-158, 165-171, 177-185;

- № 91-264/10 от 29.10.2010, в соответствии с п.2 которого арендатору предоставляется лесной участок площадью 17 655 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, Вихоревское участковое лесничество, Вихоревская дача, кварталы №№ 102-105, 106ч, 115-120, 128ч-131ч, 132, 144ч-148ч, 162, 163, 175, 176.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 09.03.2020 ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого являются лесозаготовки

В материалы дела представлены проекты освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в целях заготовки древесины на территории Братского лесничества МО «Братский район» Иркутской области по договорам аренды лесных участков: от 10.03.2011 №91-84/11, от 20.01.2009 №02-09, от 29.10.2010 №91-264/10, с положительными заключениями экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов, утвержденными распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области.

По требованию прокуратуры Братского района территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству выполнены расчеты ущерба (вреда), причиненного 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по заготовке древесины по следующим договор аренды лесного участка:

- № 02-09 от 20.01.2009 (площадь годовой вырубки древесины – 292,6
га);

№ 91-84/11 от 10.03.2011 (площадь годовой вырубки древесины – 134,1 га);

№ 91-264/10 от 29.10.2010 (площадь годовой вырубки древесины – 90,6 га).

Расчеты ущерба выполнены с применением обозначенной выше Методики.

В соответствии с расчетом размер ущерба (вреда), причиненный в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по заготовке древесины в общедоступных угодьях лесного фонда Братского района Иркутской области составляет:

- 439 154,28 копеек (четыреста тридцать девять тысяч сто пятьдесят четыре рубля двадцать восемь копеек) по договору аренды лесного участка № 02-09 от 20.01.2009 при годовой вырубке древесины на площади 292,6 га (общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений - 292,6 га);

- 201 266,54 копеек (двести одна тысяч двести шестьдесят шесть рублей пятьдесят четыре копеек) по договору аренды лесного участка № 91-84/11 от 10.03.2011 при годовой вырубке древесины на площади 134,1 га (общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений- 134,1 га);

- 135 978,73 копеек (сто тридцать пять тысяч девятьсот семьдесят восемь рублей семьдесят три копеек) по договору аренды лесного участка № 91- 264/10 от 29.10.2010 при годовой вырубке древесины на площади 90,6 га (общая площадь зоны прямого воздействия равна площади вырубленных лесных насаждений - 90,6 га).

Общий размер ущерба (вреда), причиненный в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по заготовке древесины в общедоступных угодьях лесного фонда Братского района Иркутской области составил 776 399,55 рублей (семьсот семьдесят шесть тысяч триста девяносто девять рублей пятьдесят пять копеек).

Исходя из системного анализа вышеприведенных правовых норм законодательства РФ, суд находит, что в основе осуществления хозяйственной деятельности юридического лица ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство», оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды», животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч.1 ст. 22 ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

В подтверждение размера вреда, причиненного ответчиком, истцом в материалы дела представлены расчеты ущерба (вреда), причиненного в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по заготовке древесины по следующим договор аренды лесного участка: № 02-09 от 20.01.2009 - площадь годовой вырубки древесины-292,6 га); № 91-84/11 от 10.03.2011 - площадь годовой вырубки древесины – 134,1 га; № 91-264/10 от 29.10.2010 - площадь годовой вырубки древесины – 90,6 га, с применением «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной Приказом Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948, зарегистрированной в Минюсте РФ 26.01.2012 № 23030, выполненные территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству.

Согласно данному расчету, размер вреда, причиненного объектам животного мира и среде его обитания в результате хозяйственной деятельности ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по заготовке древесины в общедоступных угодьях лесного фонда Братского района Иркутской области составляет: 439 154,28 руб. по договору аренды лесного участка № 02-09 от 20.01.2009 при годовой вырубке древесины на площади 292,6 га; 201 266,54 руб. по договору аренды лесного участка № 91-84/11 от 10.03.2011 при годовой вырубке древесины на площади 134,1 га; 135 978,73 руб. по договору аренды лесного участка № 91- 264/10 от 29.10.2010 при годовой вырубке древесины на площади 90,6 га.

Также, согласно ст. 40 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», косвенные потери не учитываются.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, с хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно-обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Так, статьей 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на юридических и физических лиц возложена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного вследствие нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Содержание обязанности полного возмещения вреда окружающей среде определено статьей 77 названного Федерального закона, согласно части 1 которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Частью 3 той же статьи предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ст. 78 указанного закона, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.

Судом установлено, что ответчик ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» на предоставленном ему по договору аренды участке осуществляет хозяйственную деятельность по заготовке древесины и ее вывозу, деятельность, влекущую за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, оказывает негативное, в том числе и техногенное воздействие на среду обитания животных, то есть является лицом, причиняющим вред объектам животного мира и среде их обитания, что является основанием в силу ст. 1064 ГК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» возложить на него имущественную ответственность по возмещению причиненного вреда в заявленном истцом размере.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав возможна путём возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.

Согласно и. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Согласно п.п. 36 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ в постановлении от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон "Об охране окружающей среды" допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями (пункт 3 статьи 1064 ГК РФ). Так, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (статья 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды"); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Нарушение интересов Российской Федерации заключается в том, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок охраны окружающей среды и животного мира, в частности, а именно ст. 22, 56 ФЗ «О животном мире», ст. 58 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».

При таких установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора Братского района направлены в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о взыскании с ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» в пользу муниципального образования «Братский район» в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договорам аренды №02-09 от 20.01.2009, №91-84/11 от 10.03.2011, №91-264/10 от 29.10.2010, суммы в размере 776399,55 руб., являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Братского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Охотничье и рыболовное хозяйство» в пользу муниципального образования «Братский район» в счет возмещения ущерба (вреда), причиненного в 2019 году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесных участков по договорам аренды №02-09 от 20.01.2009, №91-84/11 от 10.03.2011, №91-264/10 от 29.10.2010, сумму в размере 776399,55 руб., с зачислением взысканной суммы в бюджет муниципального образования «Братский район» (реквизиты: Банк получателя – Отделение Иркутск <адрес>, БИК ***, счет ***, ОКТМО ***, КБК *** «Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов»; реквизиты получателя: ИНН ***, КПП ***, УФК по Иркутской области (Администрация муниципального образования «Братский район», л/с ***).

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Л.М.Шаламова