ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-190/2023 от 05.06.2023 Арзамасского городского суда (Нижегородская область)

КОПИЯ

Дело № 2-190/2023

УИД 52RS0009-01-2022-002330-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Арзамас 05 июня 2023 года

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Магдановой Е.Р.,

при ведении протокола помощником судьи Никитиной О.Н.,

с участием представителя Гуниной Ю.В. по ордеру адвоката Романовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуниной Ю.В. к ООО «Эдвертайзинг Гайд», ООО «Территория Про», ЗАО «Ферреро Руссия» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Гунина Ю.В. обратилась в суд с иском к ООО «Эдвертайзинг Гайд», ООО «Территория Про», ЗАО «Ферреро Руссия» о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, указав в обоснование своих требований на то, что она являлась участником проводимого ЗАО «Ферреро Руссия» рекламного интерактивного мероприятия, организатором проведения рекламного мероприятия являлось ООО «Эдвертайзинг Гайд», 03.02.2020 ООО «Эдвертайзинг Гайд» на ее электронную почту направлен главный приз – подарочный сертификат от 30.01.2020 на путешествие на Мальдивы на 2 персоны от туристического агентства ООО «Территория Про» номиналом 250 000 рублей сроком действия до 31.12.2020, поскольку она была признана победителем акции. Гунина Ю.В. указала, что ею достигнуто соглашение о бронировании тура на Кипр с 02.05.2020 по 10.05.2020, с 27.03.2020 в связи с распространением коронавирусной инфекции авиасообщение с иностранными государствами было прекращено, в ноябре 2020 года она узнала о беременности, попросила ЗАО «Ферреро Руссия» и ООО «Территория Про» продлить срок действия сертификата, данный вопрос был решен положительно, фактически между нею и туристическим агентством на протяжении длительного времени велись переговоры о заключении договора оказания услуг по туристическому обслуживанию, Гунина Ю.В. уведомила ООО «Территория Про» о том, что к решению вопроса о выборе тура она сможет вернуться не ранее конца 2021 года, данное письмо оставлено без ответа. Гунина Ю.В. указала, что 25.06.2021 у нее родился ребенок, и педиатр не рекомендовал брать ребенка в путешествие раньше, чем ему исполнится 9 месяцев; 04.04.2022 она вновь написала на электронную почту ООО «Территория Про» для реализации права на получение приза в виде туристической поездки, но в ответе от 04.04.2022 представитель ответчика отказала, сославшись на истечение срока действия сертификата; при этом ЗАО «Ферреро Руссия» указало на выполнение своих обязательств: выдачу сертификата, оплату налога на выигрыш. Гунина Ю.В. указала, что ее обращения к ответчикам по вопросу выдачи туристической путевки оставлены без удовлетворения, незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред. На этом основании, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), Гунина Ю.В. просит суд (л.д.2-3, 142-144):

1. Обязать ООО «Эдвертайзинг Гайд», ООО «Территория Про», ЗАО «Ферреро Руссия» выдать Гуниной Ю.В. выигрыш – туристическую путевку стоимостью 250 000 рублей.

2. Установить срок для исполнения решения суда в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

3. Взыскать солидарно с ООО «Эдвертайзинг Гайд», ООО «Территория Про», ЗАО «Ферреро Руссия» в пользу Гуниной Ю.В. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

4. Взыскать солидарно с ООО «Эдвертайзинг Гайд», ООО «Территория Про», ЗАО «Ферреро Руссия» в пользу Гуниной Ю.В. штраф за отказ в удовлетворении требований в добровольном порядке.

ООО «Территория Про» представлены возражения на исковые требования, в которых ответчик с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, поскольку обязательства, предусмотренные правилами проведения мероприятия, перед истцом выполнены полностью, истцу предоставлен электронный сертификат, предусмотренный правилами проведения стимулирующего мероприятия, в предоставленном электронном сертификате были указаны все существенные условия его использования, в том числе срок его действия - до 31.12.2020, однако истец по личным причинам, которые не могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, отказалась от предоставленного ей права, не воспользовавшись электронным сертификатом ни в срок до 31.12.2020, ни в срок до 31.12.2021 года (после согласования продления срока его действия); при этом ООО «Территория Про» в указанный период надлежащим образом предпринимало все необходимые и исчерпывающие меры к реализации истцом ее права на осуществление поездки - подбирало варианты поездки, предлагало иные варианты и направления в соответствии с запросами истца, за счет собственных средств бронировало варианты размещения туристов и выплачивало штрафы за отмену бронирования.

ЗАО «Ферреро Руссия» представлены возражения на исковые требования, в которых ответчик с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать, поскольку Гунина Ю.В. как победитель рекламного интерактивного мероприятия не воспользовалась правом на предоставление услуг в установленные сроки по причинам, не зависящим от ответчиков.

В судебном заседании представитель Гуниной Ю.В. адвокат Романова Н.А. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Гунина Ю.В., представители ответчиков ООО «Эдвертайзинг Гайд», ООО «Территория Про», ЗАО «Ферреро Руссия», третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела истец, ответчики и третье лицо извещены надлежащим образом.

В адресованном суду заявлении Гунина Ю.В. просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. В адресованном суду заявлении ЗАО «Ферреро Руссия» просило суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Принимая во внимание, что неявившиеся лица являются надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения гражданского дела, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения представителя истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Гунина Ю.В. являлась участником проводимого ЗАО «Ферреро Руссия» рекламного интерактивного мероприятия «Rafaello Малина».

Организатором проведения рекламного интерактивного мероприятия являлось ООО «Эдвертайзинг Гайд».

Целью указанного мероприятия являлось стимулирование сбыта товаров (кондитерских изделий), а именно: конфеты «Raffaello Малина» со вкусом кокоса и малины, покрытые кокосовой стружкой, с цельным миндальным орехом внутри.

Рекламное интерактивное мероприятие «Raffaello Малина» проводилось в соответствии с Правилами проведения мероприятия от 02.10.2019 (л.д.60-65, 100-110), положения которого обязательны для участников мероприятия (п.3.2.1 Правил проведения мероприятия).

Главным призом мероприятия в соответствии с разделом 4 Правил проведения мероприятия являлся Электронный сертификат на поездку на две персоны на Мальдивы, включая авиаперелет эконом-классом Москва – Мале - Москва, трансфер аэропорт Мале – отель - аэропорт Мале, проживание в отеле 4*, не более 7 ночей с 3-х разовым питанием (завтрак, обед и ужин), общей стоимостью не более 300 000 рублей, включая все применимые налоги.

В соответствии с п.1.5.4 Правил проведения мероприятия время совершения поездки не позднее 31.12.2020.

Гунина Ю.В. была признана победителем рекламного интерактивного мероприятия «Rafaello Малина».

Тем самым Гунина Ю.В. как победитель вышеуказанного рекламного интерактивного мероприятия получила право на предоставление услуг, предусмотренных электронным сертификатом, в указанные в нем сроки.

03.02.2020 ООО «Эдвертайзинг Гайд» на ее электронную почту направлен главный приз – электронный сертификат от 30.01.2020 № SN: SGM-MV-01/2020 на путешествие на Мальдивы на 2 персоны от туристического агентства ООО «Территория Про» номиналом 250 000 рублей сроком действия до 31.12.2020 (л.д.30, 52).

04.02.2020 ООО «Эдвертайзинг Гайд» и Гуниной Ю.В. подписан акт приема-передачи награды № ЭГ000258 (л.д.20).

ЗАО «Ферреро Руссия» осуществило выдачу сертификата, оплату налога на выигрыш.

Как не оспаривается ООО «Территория Про» и Гуниной Ю.В., начиная с 10.02.2020 Гунина Ю.В. вела переписку с использованием электронной почты yuliyagunina777@yandex.ru с представителем ООО «Территория Про» относительно организации поездки на основании электронного сертификата.

Как следует из содержания переписки, в ходе переписки истец неоднократно просила изменить направление поездки, количество туристов, меняла даты планируемого путешествия, ссылалась на личные обстоятельства в качестве причин невозможности использования электронного сертификата.

С 14.02.2020 по просьбе Гуниной Ю.В. ООО «Территория Про» согласовывало смену направления путешествия на Кипр, по запросу Гуниной Ю.В. ООО «Территория Про» осуществлено бронирование поездки на Кипр на даты с 02.05.2020 по 10.05.2020.

Согласно сообщению ООО «Территория Про» на запрос суда на имя Гуниной Ю.В. в феврале 2020 года было совершено предварительное бронирование туристической путевки на 3 лица по направлению Кипр со сроком подтверждения и оплаты до 11.04.2020; в связи с ограничениями, введенными Правительством Российской Федерации 27.03.2020, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции, подтверждение и оплата путевки не состоялись, бронирование было отменено во избежание ситуации, при которой туроператор или перевозчик прекратит свою деятельность; туристский продукт не был реализован Гуниной Ю.В., электронный подарочный сертификат не был использован для оплаты тура, Гунина Ю.В. не была лишена возможности приобретения туристского продукта путем использования сертификата поле отмены ограничений, установленных Правительством Российской Федерации (л.д.161).

Как указало ООО «Территория Про», по согласованию с организатором и оператором акции, в связи с ограничениями в 2020 году, связанными с новой коронавирусной инфекцией, ООО «Территория Про» срок действия электронного сертификата был продлен на 1 год, то есть до 31.12.2021. Данное продление не основано на Правилах проведения мероприятия, в котором участвовала Гунина Ю.В., новый электронный сертификат не оформлялся; срок действия сертификата был продлен путем переговоров на основании доброй воли ООО «Территория Про» на 1 год.

При этом 28.12.2020 ООО «Территория Про» сообщило Гуниной Ю.В. о том, что направление путешествия по сертификату Гуниной Ю.В. открыто.

02.03.2021 представитель ООО «Территория Про» предложила Гуниной Ю.В. направления для поездки: Турция, ОАЭ, Мальдивы.

03.03.2021 Гунина Ю.В. уведомила ООО «Территория Про» о том, что к решению вопроса о выборе тура она сможет вернуться не ранее конца 2021 года (по личным обстоятельствам) (л.д.28, л.д.54-59).

Ответ на данное письмо Гуниной Ю.В. не получен.

25.06.2021 у Гуниной Ю.В. родился ребенок (л.д.21), и, как указывает истец в исковом заявлении, педиатр не рекомендовал брать ребенка в путешествие раньше, чем ему исполнится 9 месяцев.

04.04.2022 Гунина Ю.В. по электронной почте обратилась в ООО «Территория Про» для реализации права на получение приза в виде туристической поездки.

ООО «Территория Про» в ответе от 04.04.2022 отказало в предоставлении туристической путевки, указав на истечение срока действия сертификата (л.д.24).

24.04.2022 Гунина Ю.В. обратилась к ответчикам с претензией по вопросу выдачи туристической путевки, которая оставлена без удовлетворения.

Таким образом, как с достоверностью подтверждается материалами дела, срок действия полученного истцом сертификата установлен не позднее 31.12.2020, установленными Правилами проведения мероприятия не предусмотрено продление срока совершения поездки на период позднее 31.12.2020, ООО «Территория Про» указано, что срок действия сертификата был продлен ООО «Территория Про» до 31.12.2021, каких-либо допустимых, достоверных и достаточных доказательств того, что ООО «Территория Про», ЗАО «Ферреро Руссия», ООО «Эдвертайзинг Гайд» Гуниной Ю.В. был согласован иной срок использования сертификата, включая бессрочный характер сертификата, в материалах дела не представлено.

Истцом не представлены доказательства изменения Правил проведения мероприятия и продления ЗАО «Ферреро Руссия» срок действия сертификата на период после 31.12.2020.

Вопреки доводам истца бессрочное пользование подарочным сертификатом не предусмотрено ни Правилами проведения мероприятия, ни самим подарочным сертификатом. Утверждение истца о том, что срок действия сертификата продлен по соглашению сторон бессрочно, не является обоснованным и доказанным.

Кроме того, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.09.2020 № 2236-р возобновлено на взаимной основе международное авиасообщение со следующими странами: Египет (Каир), 3 рейса в неделю; Объединенные Арабские Эмираты (Дубай), 2 рейса в неделю; Республика Мальдивы (аэропорт Велана), 2 рейса в неделю.

В соответствии со ст.10 Закона Российской Федерации о 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту – Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В силу ч.1 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается недобросовестная или недостоверная реклама.

В соответствии с п.12 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

В силу п.15 ч.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.

Согласно положениям ст.9 указанного Федерального закона в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Учитывая, что участие в маркетинговой акции, проводимой ответчиком, обуславливалось приобретением определенных товаров, данная акция являлась стимулирующим мероприятием для приобретения потребителями товаров. Целью проведения стимулирующего мероприятия является не извлечение прибыли, а формирование и поддержание интереса потенциальных покупателей к товарам (работам, услугам) организатора лотереи.

Таким образом, к правоотношениям сторон по данному делу не подлежат применению положения ст.1063 Гражданского кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».

Исходя из смысла Федерального закона «О рекламе», а также Закона о защите прав потребителей, информация о проведении стимулирующего мероприятия должна быть легко читаемой, расположенной в доступном для обозрения месте, соответствовать действительности.

Вышеуказанные требования к информации о проведении мероприятия ответчиками не нарушены; обязательства, предусмотренные правилами проведения мероприятия, перед истцом выполнены полностью, истцу предоставлен электронный сертификат, предусмотренный правилами проведения стимулирующего мероприятия, предоставляющий истцу право на совершение туристической поездки.

В соответствии с п.1 ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Материалами дела подтверждается, что в предоставленном истцу электронном сертификате были указаны все существенные условия его использования, в том числе срок его действия - до 31.12.2020, однако истец по личным причинам, которые не могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, отказалась от предоставленного ей права, не воспользовавшись электронным сертификатом ни в срок до 31.12.2020, ни в срок до 31.12.2021 (после согласования продления срока его действия).

При этом, как подтверждается материалами дела, ответчик ООО «Территория Про» в указанный период предпринимал необходимые меры к реализации истцом ее права на осуществление поездки: подбирал варианты поездки, предлагал иные варианты и направления в соответствии с запросами истца.

Таким образом, как подтверждается материалами дела, ни в период действия сертификата в 2020 году, ни в 2021 году, в отсутствие каких-либо объективных препятствий, истец не воспользовалась электронным сертификатом, ссылаясь на невозможность поездки по личным причинам (рождение ребенка, его малый возраст и т.п.). При этом документы, подтверждающие невозможность совершения поездки в сроки, предусмотренные электронным сертификатом, по медицинским показаниям истец ответчику не предоставлял, доказательств совершения указанных действий не представлено. Ссылка истца в исковом заявлении на рекомендации педиатра относительно малолетнего ребенка также не может являться безусловным основанием для продления срока действия электронного сертификата, так как указанные истцом обстоятельства не являются обстоятельствами непреодолимой силы.

Таким образом, истец не воспользовалась электронным сертификатом в сроки, предусмотренные Правилами проведения рекламного интерактивного мероприятия, самим электронным сертификатом, и согласованные в ходе переговоров с ответчиками.

Приведенные представителем Гуниной Ю.В. доводы о том, что ООО «Территория Про» было осуществлено бронирование туристической путевки на Кипр и, тем самым оказаны услуги по реализации туристского продукта, в том числе в порядке ст.10.3 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в связи с чем обязательства сторон носили бессрочный характер, а также доводы о том, что Гунина Ю.В. при переписке с ООО «Территория Про» была введена в заблуждение относительно сроков реализации туристической поездки, с учетом установленных судом обстоятельств дела, с учетом того, что материалами дела не подтверждается оплата туристической путевки на Кипр за счет средств сертификата, по приведенным мотивам не могут являться основаниями для удовлетворения исковых требований как основанные на неверном субъективном толковании стороной истца норм права.

В связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения исковых требований Гуниной Ю.В. о выдаче туристической путевки и установленными судом обстоятельствами отсутствия нарушений прав истца как потребителя правовые основания для удовлетворения ее исковых требований о компенсации морального вреда в соответствии со ст.15 Закона о защите прав потребителей, взыскании штрафа в соответствии со ст.13 Закона о защите прав потребителей отсутствуют.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Гуниной Ю.В. (ИНН ) к ООО «Эдвертайзинг Гайд» (ИНН 7704755402), ООО «Территория Про» (ИНН 7733607303), ЗАО «Ферреро Руссия» (ИНН 5044018861) о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, штрафа отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Е.Р. Магданова

***

***

***

***

***