ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1912/2016 от 28.12.2016 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

№ 2-1912/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Орск 28 декабря 2016 года

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:

председательствующего судьи Кравцовой Е.А.,

при секретаре Байгелове В.С.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Орска Нефедова А.Н.,

представителя ответчика Малкина Е.П. – Горшениной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Орска к индивидуальному предпринимателю Малкину Е.П., Алябьеву С.О. о признании незаконной детальности по эксплуатации автозаправочной станции с нарушением требований законодательства, обязании устранить нарушения требований законодательства, приостановлении деятельности автозаправочной станции,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Орска обратился в суд с иском к ИП Малкину Е.П., Алябьеву С.О. в котором просил признать незаконной детальность по эксплуатации автозаправочной станции по адресу: <адрес> в связи с тем, что данная деятельность производится с нарушением требований законодательства, обязать устранить нарушения требований законодательства, приостановить деятельность автозаправочной станции.

В обоснование исковых требований истец указал, что проверкой, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Орска, с привлечением специалиста Отдела надзорной деятельности по г. Орску УНД и ПР ГУ МЧС России по Оренбургской области, выявлены нарушения при эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>.

Земельный участок, расположенный по адресу <адрес> (кадастровый номер: ), на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности Алябьеву С.О.

ИП Малкин Е.П., на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Алябьевым С.О., осуществляет деятельность по эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес> (кадастровый номер: ).

На арендуемом земельном участке расположено здание операторной, топливно-раздаточная колонка, цистерна с нефтепродуктом, использование которых осуществляется предпринимателем.

Предприниматель осуществляет реализацию моторного топлива марки <данные изъяты>. Режим работы АЗС круглосуточно. Поставка нефтепродуктов осуществляется по договору с ОАО «Орскнефтеоргсинтез».

В ходе проверки выявлены нарушения Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (утв. Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 № 229)(ред. от 17.06.2003).

Указанный РД устанавливает требования к эксплуатации автозаправочной станции (далее - АЗС), ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке. Положения и требования настоящего РД распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей. Требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей (в дальнейшем - организации), осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС(пп.1.1- 1.3).

В нарушение пунктов 2.3, 4.1, 8.1, 8.9 РД АЗС эксплуатируется в отсутствие проекта. В ходе проверки проект АЗС не предоставлен.

Сведений о прохождении обучения и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов, медицинских осмотров и необходимых инструктажей, а также о прохождении квалификационной подготовке и аттестации не предоставлено.

В нарушение требований пункта 2.16 РД АЗС не укомплектована материалами и средствами для ликвидации возможных аварийных ситуаций в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий. Данный план отсутствует.

В нарушение пункта 3.1 РД на АЗС отсутствует следующая информация (согласно подпунктам): г) место нахождения (адрес) и контактный телефон организации; ж) фамилии, имена, отчества работающих операторов или смен операторов; з) ответственные за пожарную безопасность, охрану труда; и) указатели организации движения автотранспорта по территории АЗС; к) информация об особенностях работы с отдельными типами ТРК, МРК; л) информация об обязанностях водителей при заправке автотранспорта и правилах поведения при нахождении на территории АЗС; м) порядок очередности при обслуживании автотранспорта.

В нарушение пункта 3.4 РД на АЗС отсутствовала следующая документация (согласно подпунктам): в) паспорт АЗС с технологической и электрической схемами (Приложение 1), схемами молниезащиты и заземления; г) настоящие Правила технической эксплуатации АЗС; е) журналы учета работы ТРК (МРК) (Приложение 3); ж) градуировочные таблицы на резервуары; з) план и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласованный с компетентными организациями в установленном порядке; и) инструкции по - охране труда работников АЗС при выполнении всех технологических операций, при выполнении работ по обслуживанию и ремонту технического и технологического оборудования; - пожарной безопасности; - эксплуатации очистных сооружений; к) паспорта технического и технологического оборудования (кроме вышеуказанного в п. п. "д", "е"): систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.; л) инструкции работников АЗС по исполнению функциональных обязанностей; м) журнал учета поступления нефтепродуктов (Приложение 5); н) журнал учета ремонта технического и технологического оборудования (Приложение 6); о) сменный отчет (в соответствии с действующей документацией); п) график поверки на все средства измерения (СИ) и свидетельства или иные документы, подтверждающие факт выполнения поверки СИ; р) книга жалоб и предложений; с) утвержденный прейскурант цен на товары и услуги; у) документация о выполнении всех видов проверок и испытаний электрического оборудования АЗС; ф) приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение; х) документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.

В нарушение пункта 4.3 РД проезжая часть территории АЗС не имеет твердого покрытия.

В нарушение пункта 4.4 РД территория АЗС не оборудована канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов на территории.

В нарушение пункта 4.5 РД на территории АЗС не предусмотрены и не оборудованы места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов.

Резервуар не имеет обозначение с указанием порядкового номера, марки хранимого нефтепродукта, максимального уровня наполнения и базовой высоты (высотного трафарета), что является нарушением пункта 5.5 РД.

В нарушение пункта 5.14 РД график технического обслуживания и ремонта резервуаров, утвержденный руководителем (техническим руководителем) организации отсутствует.

Акты гидравлических испытаний вновь введенных резервуаров отсутствуют, чем нарушен пункт 5.8 РД.

В соответствии с пунктом 5.10 РД в целях исключения разлива нефтепродуктов вследствие переполнения резервуара максимальный объем заполнения не должен превышать 95% его вместимости. Для этой цели на сливной трубопровод должен устанавливаться отсечной клапан, отрегулированный на 95% заполнения. Однако в нарушение указанных требований такой клапан не установлен.

В нарушение пункта 5.15 РД результаты ремонтов и устраненные неисправности сливного оборудования, технологических колодцев, резервуаров, не отмечены в журнале учета ремонта оборудования и паспортах резервуаров.

В нарушение пункта 6.10 РД журнал учета ремонта оборудования на АЗС отсутствует.

На АЗС отсутствует также схема технологических трубопроводов с обозначением запорной арматуры и другого оборудования, чем нарушен пункт 7.8 РД.

В нарушение пункта 8.2 РД график планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений на АЗС отсутствует.

На АЗС отсутствует электрическая схема электроснабжения с указанием установленной мощности всех потребителей электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные электроприборы и др.), марки и тока расцепителя пускорегулирующей аппаратуры (пускатели, пусковые кнопки, выключатели и др.), протяженности электросетей (кабели, провода), марок и сечения, способов прокладки, исполнительная схема проложенных подземных электросетей, чем нарушен пункт п. 9.3 РД.

АЗС не оборудована производственно-ливневой канализацией для сбора производственных и дождевых стоков, чем нарушен пункт 10.3 РД.

В нарушение пунктов 13.7 и 13.13 РД журнал поступления нефтепродуктов и сменный отчет не ведутся.

Согласно п. 14.6 РД в целях контроля работы ТРК, МРК во время передачи смены проводится контрольная проверка погрешности ТРК, МРК с помощью поверенных мерников II разряда. Перед проведением проверки контрольно-кассовую машину устанавливают в режим «технологические операции» или «отпуск в кредит», чтобы в кассовом чеке и фискальной памяти регистратора значение стоимости отпущенного нефтепродукта через ТРК (МРК) не фиксировалось. После проведения проверки нефтепродукт из мерника сливают в резервуар с составлением акта (приложение 9), который вместе с чеком прилагают к сменному отчету. Однако указанные акты не составляются.

В силу п.п.16.1 и 16.2 РД учет количества нефтепродуктов на АЗС осуществляется в соответствии с действующей нормативной документацией по учету нефтепродуктов на АЗС. Приказом (распоряжением) по организации для обеспечения учета нефтепродуктов на АЗС определяются: порядок (система) организации учета нефтепродуктов; материально ответственные лица из числа персонала АЗС; лица, осуществляющие контроль за организацией, порядком и правильностью осуществления учета нефтепродуктов; состав инвентаризационной комиссии; периодичность проведения инвентаризации и порядок предоставления результатов; порядок учета нефтепродуктов, находящихся в технологических трубопроводах. В нарушение указанных пунктов РД документация по ведению учета нефтепродуктов и приказ по организации для обеспечения учета нефтепродуктов не издан.

В нарушение п. 18.7 РД. площадка АЗС не оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны.

На АЗС отсутствует аварийная емкость, чем нарушен пункт 18.8 РД.

В соответствии с пунктом 18.9 РД для сбора разлитых нефтепродуктов на каждой станции должен быть запас сорбента в количестве, достаточном для ликвидации последствий максимально возможного пролива. В нарушение указанной нормы запас сорбента на территории не предусмотрен.

В нарушение пункта 22.8 РД работники АЗС не обеспечены инструкциями по охране труда, утвержденными в установленном порядке.

На АЗС не разработан и не утвержден План локализации и ликвидации аварий и пожаров на АЗС, чем нарушен пункт 23.4 РД.

В ходе проведенной проверки установлено, что при эксплуатации АЗС допускаются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

расстояние между зданием для персонала АЗС (операторной) и контейнером хранения топлива (резервуар) менее 9 метров (фактически составляет 7,1 м.), чем нарушены требования, содержащиеся в таблице № 3 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25;

расстояние между зданием для персонала АЗС (операторной) и топливораздаточной колонкой менее 9 метров (фактически составляет 2.76 м.), чем нарушены требования, содержащиеся в таблице № 3 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25;

расстояние от края автомобильной дорога до территории АЗС менее 12 метров (фактически составляет 3,6 м.) чем нарушены требования, содержащиеся в таблице № 3 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25;

расстояние между топливораздаточной колонкой и контейнером хранения топлива (резервуар) менее 8 метров (фактически составляет 6.5 м.) (Основание: п. 14* таблица № 3 НПБ 111 -98*), чем нарушены требования, содержащиеся в таблице № 3 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25;

не предусмотрен раздельный въезд и выезд на территории АЗС, чем нарушен п. 17 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, в соответствии с которым движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд.

резервуары для хранения жидкого моторного топлива на АЗС расположены надземно, чем нарушены требования, содержащиеся в приложении № 4 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25; в соответствии с которым применение одностенных резервуаров с надземным расположением допускается только на АЗС, размещаемых вне территорий населенных пунктов и предприятий, при выполнении требований настоящих норм, а также с учетом изложенных ниже положений;

расстояние между АЗС (топливо - раздаточная колонка) до границы земельного участка одноквартирного жилого здания по <адрес> менее 40 метров (фактически составляет 26,5 м.), чем нарушена ст. 71 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (таблица 15), в соответствии с которой Противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 15 приложения к настоящему Федеральному закону.

раздаточная колонка АЗС не защищена от повреждения транспортными средствами, чем нарушен п. 17 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, в соответствии с которым блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных АЗС, ТРК традиционных и модульных АЗС, а также раздаточные колонки АГЗС и АГНКС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами;

трубопровод для топлива (от резервуара к ТРК) выполнен пластмассовым, требуется по нормам из металла, чем нарушен п. 58 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, в соответствии с которым все трубопроводы для топлива и его паров, расположенные над землей или в свободном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, должны быть выполнены из металла;

Нарушение правил технической эксплуатации автозаправочных станций, при эксплуатации ИП Малкиным Е.П. АЗС, создают благоприятные условия для возникновения чрезвычайной ситуации, влияют на антитеррористическую защищенность АЗС и создают угрозу жизни и здоровья похитителей, сотрудников АЗС, а также иных лиц, проживающих в непосредственной близости от АЗС. Просит : признать незаконными действия ИП Малкина Е.П., Алябьева С.О. по эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, с нарушением требований законодательства; обязать ИП Малкина Е.П., Алябьева С.О. в течении 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить вышеуказанные нарушения законодательства, допущенные при эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>; запретить эксплуатацию автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, до устранения нарушений законодательства в сфере эксплуатации АЗС.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В данном случае прокурор обращается в защиту интересов неопределённого круга лиц.

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования (т.2 л.д. 90), просил: 1) признать незаконными действия ИП Малкина Е.П., Алябьева С.О. по эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, с нарушением требований законодательства; 2) обязать ИП Малкина Е.П., Алябьева С.О. в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить следующие нарушения законодательства, допущенные при эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>:

- разработать и утвердить проект АЗС;

- укомплектовать АЗС материалами и средствами для ликвидации возможных аварийных ситуаций в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий;

- разработать и утвердить паспорт АЗС с технологической и электрической схемами молниезащиты и заземления;

- разработать и утвердить документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах;

- обеспечить твердое покрытие территории АЗС;

- оборудовать территорию АЗС канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов на территории АЗС;

- определить и оборудовать на территории АЗС места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов;

- оборудовать резервуар с нефтепродуктами отсечным клапаном, отрегулированным на 95% заполнения, в целях исключения разлива нефтепродуктов вследствие переполнения резервуара;

- разработать и утвердить схему технологических трубопроводов с обозначением запорной арматуры и другого оборудования на АЗС;

- разработать и утвердить график планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений АЗС;

- разработать и утвердить на АЗС электрическую схему электроснабжения с указанием установленной мощности всех потребителей электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные электроприборы и др.), марки и тока расщепителя пускорегулирующей аппаратуры (пускатели, пусковые кнопки, выключатели и др.), протяженности электросетей (кабели, провода), марок и сечения, способов прокладки, исполнительная схема проложенных подземных электросетей;

- обеспечить оснащение АЗС очистными сооружениями в соответствии с требованиями п. 9 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности";

- обеспечить наличие на АЗС аварийной емкости для сбора разлитых нефтепродуктов в соответствии с требованиями п. 35 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности";

- обеспечить размещение резервуара для хранения жидкого моторного топлива на АЗС подземно;

3) запретить эксплуатацию автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, до устранения нарушений законодательства в сфере эксплуатации АЗС.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Орска Нефедов А.Н. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Ответчики ИП Малкин Е.П., Алябьев С.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрении дела, сведения об уважительности причин неявки в суд не представили.

Представитель ответчика ИП Малкина Е.П. – Горшенина Е.В., действующая на основании доверенности, чьи полномочия проверены судом, в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих опасность причинения вреда в будущем. Об отсутствии угрозы свидетельствует тот факт, что по результатам проверки территории АЗС старшим инспектором ОНД и ПР по г. Орску и Новотроицку ФИО1 выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Устранения данных нарушений требует в своем исковом заявлении истец. Вместе с тем, старшим инспектором ОНД и ПР по г. Орску и Новотроицку по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание об устранении нарушений. Срок устранения – ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, должностное лицо посчитало, что реальной угрозы не имеется, предоставлен длительный срок для устранения нарушений. Кроме того, согласно постановлению Ленинского районного суда, г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Малкина Е.П., обвиняемого в совершении правонарушения, предусмотренного ст. <данные изъяты> КоАП РФ, суд не согласился с доводами прокурора Ленинского района, исключил из объема предъявленного Малкину Е.П. обвинения указание на то, что допущенные нарушения при эксплуатации АЗС создают благоприятные условия для возникновения чрезвычайной ситуации, влияют на антитеррористическую защищенность автозаправочной станции и создают угрозу жизни и здоровья «похитителей», сотрудников автозаправочной станции, а также иных лиц, проживающих в непосредственной близости от нее, поскольку данные утверждения документально не подтверждены, доказательств их обоснованности не представлены. При наличии в санкции ст. <данные изъяты> КоАП РФ приостановления деятельности, суд назначил Малкину Е.П. наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Со времени проверки, ИП Малкиным Е.П. произведена полная реконструкция АЗС, объекты были размещены в соответствии с нормативами, практически все требования выполнены. В настоящее время заключен договор на изготовление проекта АЗС. Считает требование прокурора Ленинского района о приостановлении деятельности АЗС не подлежащим удовлетворению.

На основании ч.3,4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, опросив свидетелей и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Алябьев С.О. является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Категория земель – земли населенных пунктов. Разрешенное использование – автозаправочные станции, объекты автосервиса (т.1 л.д.13)

ДД.ММ.ГГГГ между Алябьевым С.О. и Малкиным Е.П. заключен договор аренды, по которому Алябьев С.О. передал в аренду Малкину Е.П. недвижимое имущество и оборудование АЗС, находящееся по адресу: <адрес>. Имущество предоставляется для производственной деятельности. Данное имущество расположено на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с возможной пролонгацией.(т.1 л.д. 16-17).

Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинского района г. Орска при участии старшего инспектора ОНД и ПР по г. Орску проведена проверка функционирования автозаправочной станции (АЗС) по адресу: <адрес>.

По итогам проверки установлено, что вышеуказанная АЗС эксплуатируется ИП Малкиным Е.П. Предприниматель осуществляет реализацию моторного топлива марки <данные изъяты>. Режим работы АЗС круглосуточно. Поставка нефтепродуктов осуществляется по договору с ОАО «Орскнефтеоргсинтез».

При этом, в деятельности АЗС выявлены нарушения законодательства: отсутствует проект АЗС; отсутствуют сведения о прохождении обучения и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов, медицинских осмотров и необходимых инструктажей, а также о прохождении квалификационной подготовки и аттестации; отсутствует план ликвидации аварий, АЗС не укомплектована материалами и средствами для ликвидации возможных аварийных ситуаций в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий; на АЗС отсутствует следующая информация (согласно подпунктам): г) место нахождения (адрес) и контактный телефон организации; ж) фамилии, имена, отчества работающих операторов или смен операторов; з) ответственные за пожарную безопасность, охрану труда; и) указатели организации движения автотранспорта по территории АЗС; к) информация об особенностях работы с отдельными типами ТРК, МРК; л) информация об обязанностях водителей при заправке автотранспорта и правилах поведения при нахождении на территории АЗС; м) порядок очередности при обслуживании автотранспорта; отсутствует следующая документация (согласно подпунктам): в) паспорт АЗС с технологической и электрической схемами (Приложение 1), схемами молниезащиты и заземления; г) настоящие Правила технической эксплуатации АЗС; е) журналы учета работы ТРК (МРК) (Приложение 3); ж) градуировочные таблицы на резервуары; з) план и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласованный с компетентными организациями в установленном порядке; и) инструкции по - охране труда работников АЗС при выполнении всех технологических операций, при выполнении работ по обслуживанию и ремонту технического и технологического оборудования; - пожарной безопасности; - эксплуатации очистных сооружений; к) паспорта технического и технологического оборудования (кроме вышеуказанного в п. п. "д", "е"): систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.; л) инструкции работников АЗС по исполнению функциональных обязанностей; м) журнал учета поступления нефтепродуктов (Приложение 5); н) журнал учета ремонта технического и технологического оборудования (Приложение 6); о) сменный отчет (в соответствии с действующей документацией); п) график поверки на все средства измерения (СИ) и свидетельства или иные документы, подтверждающие факт выполнения поверки СИ; р) книга жалоб и предложений; с) утвержденный прейскурант цен на товары и услуги; у) документация о выполнении всех видов проверок и испытаний электрического оборудования АЗС; ф) приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение; х) документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах; проезжая часть территории АЗС не имеет твердого покрытия; территория АЗС не оборудована канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов на территории; не предусмотрены и не оборудованы места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов; резервуар не имеет обозначение с указанием порядкового номера, марки хранимого нефтепродукта, максимального уровня наполнения и базовой высоты (высотного трафарета), отсутствет график технического обслуживания и ремонта резервуаров, утвержденный руководителем (техническим руководителем) организации; отсутствуют акты гидравлических испытаний вновь введенных резервуаров; отсутствует отсечной клапан, на сливной трубопровод отрегулированный на 95% заполнения резервуара; Результаты ремонтов и устраненные неисправности сливного оборудования, технологических колодцев, резервуаров, не отмечены в журнале учета ремонта оборудования и паспортах резервуаров; журнал учета ремонта оборудования на АЗС отсутствует; на АЗС отсутствуют :схема технологических трубопроводов с обозначением запорной арматуры и другого оборудования, график планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений, электрическая схема электроснабжения с указанием установленной мощности всех потребителей электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные электроприборы и др.), марки и тока расцепителя пускорегулирующей аппаратуры (пускатели, пусковые кнопки, выключатели и др.), протяженности электросетей (кабели, провода), марок и сечения, способов прокладки, исполнительная схема проложенных подземных электросетей.

АЗС не оборудована производственно-ливневой канализацией для сбора производственных и дождевых стоков; не ведутся журнал поступления нефтепродуктов и сменный отчет, документация по ведению учета нефтепродуктов и приказ по организации для обеспечения учета нефтепродуктов не издан. Площадка АЗС не оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости автоцистерны, на АЗС отсутствует аварийная емкость, не предусмотрен запас сорбента на территории. Работники АЗС не обеспечены инструкциями по охране труда, утвержденными в установленном порядке. На АЗС не разработан и не утвержден План локализации и ликвидации аварий и пожаров на АЗС. Кроме того, на АЗС:

расстояние между зданием для персонала АЗС (операторной) и контейнером хранения топлива (резервуар) менее 9 метров (фактически составляет 7,1 м.), чем нарушены требования, содержащиеся в таблице № 3 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25;

расстояние между зданием для персонала АЗС (операторной) и топливораздаточной колонкой менее 9 метров (фактически составляет 2.76 м.), чем нарушены требования, содержащиеся в таблице № 3 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25;

расстояние от края автомобильной дорога до территории АЗС менее 12 метров (фактически составляет 3,6 м.) чем нарушены требования, содержащиеся в таблице № 3 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25;

расстояние между топливораздаточной колонкой и контейнером хранения топлива (резервуар) менее 8 метров (фактически составляет 6.5 м.) (Основание: п. 14* таблица № 3 НПБ 111 -98*), чем нарушены требования, содержащиеся в таблице № 3 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25;

не предусмотрен раздельный въезд и выезд на территории АЗС, чем нарушен п. 17 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, в соответствии с которым движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд.

резервуары для хранения жидкого моторного топлива на АЗС расположены надземно, чем нарушены требования, содержащиеся в приложении № 4 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25; в соответствии с которым применение одностенных резервуаров с надземным расположением допускается только на АЗС, размещаемых вне территорий населенных пунктов и предприятий, при выполнении требований настоящих норм, а также с учетом изложенных ниже положений;

расстояние между АЗС (топливо - раздаточная колонка) до границы земельного участка одноквартирного жилого здания по <адрес> менее 40 метров (фактически составляет 26,5 м.), чем нарушена ст. 71 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (таблица 15), в соответствии с которой Противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 15 приложения к настоящему Федеральному закону.

раздаточная колонка АЗС не защищена от повреждения транспортными средствами, чем нарушен п. 17 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, в соответствии с которым блоки и контейнеры хранения топлива на блочных и контейнерных АЗС, ТРК традиционных и модульных АЗС, а также раздаточные колонки АГЗС и АГНКС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами;

трубопровод для топлива (от резервуара к ТРК) выполнен пластмассовым, требуется по нормам из металла, чем нарушен п. 58 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, в соответствии с которым все трубопроводы для топлива и его паров, расположенные над землей или в свободном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, должны быть выполнены из металла.

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес ИП Малкина Е.П. ст. инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицка выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Установлен срок устранения всех нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

В день выявления нарушений надзорным органом в отношении Малкина Е.П. составлен протокол о привлечении его к административной ответственности за допущенные нарушения по <данные изъяты> КоАП РФ. На ИП Малкина Е.П. наложен штраф.

На момент обращения прокурора Ленинского района с настоящим иском в суд срок, предоставленный надзорным органом для устранения выявленных недостатков требований пожарной безопасности, не наступил.

Доказательств того, что ответчик уклоняется от выполнения предписаний, материалы дела не содержат.

Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Ленинского района г. Орска при участии ст. инспектора ОНД и ПР по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР ГУ МЧС ФИО1 составлен акт осмотра автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>. В ходе повторного осмотра установлено, что выявленные нарушения устранены не в полном объеме:

- не обеспечено твердое покрытие территории АЗС

- территория АЗС не оборудована канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов на территории АЗС

- не определено и не оборудовано на территории АЗС места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов

- не оборудован резервуар с нефтепродуктами отсечным клапаном, отрегулированным на 95% заполнения, в целях исключения разлива нефтепродуктов вследствие переполнения резервуара

- не обеспечено оснащение АЗС очистными сооружениями в соответствии с требованиями п. 9 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности"

- на АЗС отсутствует аварийная емкость для сбора разлитых нефтепродуктов в соответствии с требованиями п. 35 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности";

В ходе осмотра проведены замеры расстояний между объектами, расположенными на АЗС:

- расстояние между зданием персонала АЗС (операторная) и контейнером хранения топлива (резервуар) составляет 12 м.;

- расстояние между зданием для персонала АЗС (операторная) и топливораздаточной колонкой – 11,4 м.;

- расстояние от края автомобильной дороги до территории АЗС – 23м.;

- расстояние между топливораздаточной колонкой и контейнером хранения топлива (резервуар) – 11,5 м.;

- расстояние между АЗС (топливораздаточная колонка) до границы земельного участка, на котором расположен жилой дом по <адрес> - 43,5 м. ( т.2 л.д. 124).

Исходя из предоставленного акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, а также фотоматериалов усматривается, что ИП Малкиным Е.П. фактически произведена реконструкция АЗС. Производственные объекты АЗС : топливораздаточная колонка, резервуар для хранения топлива, здание для персонала были перенесены на новые места. На день вынесения решения нормативы удаленности этих объектов, предусмотренные «Нормами пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» не нарушены.

При этом, исходя из материалов дела, резервуар для моторного топлива вкопан в землю и на момент вынесения решения оборудован отсечным клапаном. Представителем ответчика предоставлены документы, свидетельствующие о выполнении работ по установке и настройке данного клапана. Из пояснений опрошенного в качестве свидетеля ст. инспектора ОНД и ПР по г. Орску и г. Новотроицку УНД и ПР НУ МЧС ФИО1 следует, что указанное нарушение в части отсутствия отсечного клапана можно считать устраненным.

ИП Малкиным Е.П. ведется активная деятельность по устранению нарушений в деятельности АЗС: исходя из акта повторного осмотра из 38 ранее выявленных нарушений - осталось 6.

Для разработки проекта АЗС заключен договор с ООО «Архикада+», от ДД.ММ.ГГГГ. Срок выполнения работы – четыре месяца. (т.1 л.д. 61).

Согласно предоставленного ответчиком заключения ООО «Архикада+» о соответствии размещения АЗС технологическим регламентам, градостроительным регламентам, нормам и правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Орск от ДД.ММ.ГГГГ, возведенная АЗС на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес> соответствует действующим на территории РФ правилам и нормативным документам, регламентирующих требования к автозаправочным станциям при проектировании, строительстве и эксплуатации АЗС, принятые технологические решения отвечают требованиям противопожарной, санитарной, экологической безопасности и охраны труда. Эксплуатация АЗС не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью. Размещенная АЗС соответствует местным нормативам проектирования, правилам землепользования и застройки муниципального образования городского округа г. Орск, не противоречит градостроительным нормативам и регламентам. ( т.2. л.д. 103-113).

Согласно заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области) по определению соответствия требования санитарных норм и правил на границе жилой застройки по адресу: <адрес> установлено:

- общий уровень звука (шума) при работающем оборудовании АЗС на территории жилой застройки по адресу: <адрес> не превышает фоновый уровень звука при неработающем оборудовании.

- содержание загрязняющих веществ ( азота диоксид, углерода оксид, формальдегид) не превышает гигиенических нормативов (ПДК), что соответствует требованиям ГН 2.1.6.ё1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»

Согласно заключению уровень звука (шума), содержание загрязняющих веществ в пробах воздуха соответствует санитарным нормам и правилам. (т.2 л.д. 145-146).

Суд приходит к выводу, что на день вынесения решения суда имеются следующие нарушения требования законодательства в деятельности АЗС:

1. отсутствует проект АЗС;

2. АЗС не укомплектована материалами и средствами для ликвидации возможных аварийных ситуаций в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий;

3. отсутствует утвержденный паспорт АЗС с технологической и электрической схемами молниезащиты и заземления;

4. необходимо разработать и утвердить документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах;

5. Отсутствует твердое покрытие территории АЗС;

6. необходимо оборудовать территорию АЗС канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов на территории АЗС;

7. необходимо определить и оборудовать на территории АЗС места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов;

9. необходимо разработать и утвердить схему технологических трубопроводов с обозначением запорной арматуры и другого оборудования на АЗС;

10. необходимо разработать и утвердить график планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений АЗС;

11. необходимо разработать и утвердить на АЗС электрическую схему электроснабжения с указанием установленной мощности всех потребителей электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные электроприборы и др.), марки и тока расщепителя пускорегулирующей аппаратуры (пускатели, пусковые кнопки, выключатели и др.), протяженности электросетей (кабели, провода), марок и сечения, способов прокладки, исполнительная схема проложенных подземных электросетей;

12. необходимо обеспечить оснащение АЗС очистными сооружениями в соответствии с требованиями п. 9 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности";

13. необходимо обеспечить наличие на АЗС аварийной емкости для сбора разлитых нефтепродуктов в соответствии с требованиями п. 35 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности";

Наличие данных нарушений ответчиками не оспаривалось.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Орска о признании незаконной деятельности ответчиков по эксплуатации автозаправочной станции с нарушением требований законодательства, обязании устранить вышеуказанные нарушения.

При этом, суд, с учетом объема работ полагает необходимым установить ответчикам срок для устранения данных нарушений – три месяца с момента вступления решения в законную силу.

Относительно требования о приостановлении деятельности автозаправочной станции, суд приходит к следующему.

Гражданско-правовая ответственность в виде приостановления деятельности АЗС наступает лишь в случае, прямо предусмотренном ст. 1065 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (ч. 2 ст. 1065 ГК РФ).

Положение п. 1 данной статьи носит превентивный характер и корреспондирует с положением абз. 3 ст. 12 ГК РФ, устанавливающим в качестве способа защиты пресечение действий, создающих угрозу нарушения права.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

При этом, прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные права и обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Таким образом, в силу положений ст. 45 и ст. 56 ГПК РФ, прокурор обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств, того, что деятельностью АЗС причиняется, либо может быть причинен в будущем вред, а также имеется угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, истцом не представлены.

Вина ответчиков в рассматриваемых правоотношениях, в отличие от деликтных не презюмируется. Бремя доказывания возможности причинения вреда и необходимости запретить ту или иную деятельность лежит на лице, обратившемся в суд, т.е. прокуроре. Для доказательства деятельности, создающей повышенную опасность, суду необходимо представить доказательства нарушения норм и правил при эксплуатации АЗС, которое способно повлечь аварию или инцидент с негативными последствиями за пределами санитарно-защитной зоны производственного объекта. Прокурором суду не представлено доказательств, что деятельность АЗС несет опасность причинения вреда в будущем, доказательств причиненного вреда вследствие эксплуатации АЗС в настоящее время, угрозы нового вреда, также не представлено. Из представленных материалов следует, что ответчиками санитарные нормы и правила соблюдаются, большинство нарушений требований противопожарной безопасности устранено, для устранения оставшихся нарушений ответчикам предоставлен срок до ДД.ММ.ГГГГ, который на день вынесения решения суда не истек. На территории АЗС имеются средства пожаротушения, установлена противопожарная сигнализация.

Учитывая вышеизложенное, у суда не имеется правовых оснований для приостановления деятельности автозаправочной станции до устранения имеющихся нарушений.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет.

В данном случае, истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины составляет <данные изъяты> руб., который и подлежит взысканию с ответчиков в равных долях по <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска к индивидуальному предпринимателю Малкину Е.П., Алябьеву С.О. о признании незаконной детальности по эксплуатации автозаправочной станции с нарушением требований законодательства, обязании устранить нарушения требований законодательства, приостановлении деятельности автозаправочной станции- удовлетворить частично.

Признать незаконным деятельность индивидуального предпринимателя Малкина Е.П., Алябьева С.О. по эксплуатации автозаправочной станции с нарушением требований законодательства.

Обязать индивидуального предпринимателя Малкина Е.П., Алябьева С.О. в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить следующие нарушения законодательства, допущенные при эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>:

- разработать и утвердить проект АЗС;

-укомплектовать АЗС материалами и средствами для ликвидации возможных аварийных ситуаций в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий;

-разработать и утвердить паспорт АЗС с технологической и электрической схемами молниезащиты и заземления;

-разработать и утвердить документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах;

-обеспечить твердое покрытие территории АЗС;

-оборудовать территорию АЗС канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов на территории АЗС;

-определить и оборудовать на территории АЗС места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов;

-разработать и утвердить схему технологических трубопроводов с обозначением запорной арматуры и другого оборудования на АЗС;

-разработать и утвердить график планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений АЗС;

-разработать и утвердить на АЗС электрическую схему электроснабжения с указанием установленной мощности всех потребителей электроэнергии (электродвигатели, светильники, нагревательные электроприборы и др.), марки и тока расщепителя пускорегулирующей аппаратуры (пускатели, пусковые кнопки, выключатели и др.), протяженности электросетей (кабели, провода), марок и сечения, способов прокладки, исполнительная схема проложенных подземных электросетей;

-обеспечить оснащение АЗС очистными сооружениями в соответствии с требованиями п. 9 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности";

-обеспечить наличие на АЗС аварийной емкости для сбора разлитых нефтепродуктов в соответствии с требованиями п. 35 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности";

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Орска к индивидуальному предпринимателю Малкину Е.П., Алябьеву С.О. о запрете эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес> – отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Малкина Е.П., Алябьева С.О. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город Орск – по 150 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 09.01.2017 года

Судья Кравцова Е.А.