Дело № 2-19/2020 (2-795/2019)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Омская область р.п. Москаленки 13 февраля 2020 года
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Барабанова А.Н.,
при секретаре Руденко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Омской области о признании действий по осуществлению медицинской деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства противоправными, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, обязании Министерства здравоохранения Омской области осуществить финансирование БУЗОО Омской области «Москаленская центральная районная больница» в объёме, необходимое для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе обратилось в суд исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Омской области о признании действий по осуществлению медицинской деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства противоправными, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, обязании Министерства здравоохранения Омской области осуществить финансирование БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» в объёме, необходимое для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В обоснование исковых требований (с учетом уточнений) указано, что Управлением Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе на основании распоряжения № 454/вп от 15 марта 2019 года проведена внеплановая проверка БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» по исполнению пунктов предписания № 136 от 03 апреля 2018 года со сроком исполнения до 16 апреля 2019 года. По результатам проверки в деятельности БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» выявлены нарушения статьи 11, части 1 статьи 26, частей 1,3 статьи 29, части 3 статьи 39, статьи 27 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.199 № 52-ФЗ, а также главы I пунктов 1.7, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.6, 5.1, 5.4, 5.5, 5,7.5, 7.8, 8.8, 10.17.1, 11.14, 14.1,14.2, главы V пункта 4.4, главы VI пунктов 4.1,4.2,4.3,4.5,5.1,5.2,5.3,5.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача от 18.05.2010 № 58, пунктов 2.3.2, 2.3.11,2.3.13, 2.3.17 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», пункта7.16 СП 3.3.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов», пунктов 5.5, 6.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» и установлено, что требования предписания № не выполнены в полном объёме, а именно:
- клинико-диагностическая лаборатория стационара БУЗОО «Москаленская ЦРБ», расположенная по адресу: №ФИО1<адрес>, р.<адрес> на первом этаже в отдельной секции не изолирована от общего коридора, помещения для забора капиллярной крови не вынесены за пределы блока помещений для исследований;
- внутренняя отделка помещений клинико-диагностических лабораторий лаборатории стационара и поликлиники БУЗОО «Москаленская ЦРБ» не выполнена в соответствии требований пункта 2.3.11. «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», глава I пункта 11.14. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно: в стационаре - в кабинете забора капиллярной крови (щели вокруг дверного проема), в моечной (стена, пол, потолок, щели вокруг дверного проема), в коридоре (пол); в поликлинике - в кабинете приема биологического материала и микроскопии (стены), моечная (радиаторы, стены, потолок, порог, щели вокруг дверного проема), кабинет забора крови (пол, стены, косяки дверей), кабинет серологических исследований (стены);
- не оборудованы в клинико-диагностических лабораториях стационара и поликлиники БУЗОО «Москаленская ЦРБ» расположенные на первом этаже здания на окнах помещений «заразной» зоны металлическими решетками;
- не заменены в клинико-диагностической лаборатории поликлиники БУЗОО «Москаленская ЦРБ», расположенной по адресу: №, ФИО1<адрес>, р.<адрес> лабораторная мебель и оборудование в «заразной» зоне не имеющую гигиенического покрытия: (комнате приема биологического материала и микроскопии: шкаф деревянный, тумбочки 3 ед., в моечной - стол - 2 ед., стул - 1 ед., тумба под раковину и тумба рядом с вытяжным шкафом, тумба под аквадистиллятор, центрифуга - 1 ед.);
- в перевязочной поликлинического отделения не устранены дефекты отделки стены и потолка (следы протечки);
- в перевязочной поликлинического отделения не устранены дефекты отделки линолеумного покрытия пола (истертый, рваный);
- не обеспечены гладкие, без дефектов поверхности стен в детском прививочном кабинете, в том числе в месте установки раковины для мытья рук;
- в детском прививочном кабинете холодильник для хранения иммунобиологических лекарственных препаратов не оборудован двумя автономными электронными термоиндикаторами для контроля температурного режима в системе «холодной цепи»;
- в прививочном кабинете для иммунизации взрослых не устранен дефект линолеума в виде рваных полос на полу возле раковины для мытья рук;
- в прививочном кабинете для иммунизации взрослых холодильник для хранения иммунобиологических лекарственных препаратов не оборудован двумя автономными электронными термоиндикаторами для контроля температурного режима в системе «холодовой цепи»;
- на складе третьего уровня «холодовой цепи» холодильники для хранения иммунобиологических лекарственных препаратов (3 ед.) не оборудованы двумя автономными электронными термоиндикаторами для контроля температурного режима в системе «холодовой цепи» вместо химических термоиндикаторов;
- не приведен в соответствие с требованиями отделки помещений кабинет приема и забора материала КИЗ;
- не оборудован взрослый фтизиатрический кабинет медицинской мебелью, устойчивой к действию моющих и дезинфицирующих средств;
- не установлены водонагревательные устройства в следующие кабинеты: Новоцарицынской амбулатории, Гвоздевском ФАПе, Ивановском ФАПе, Миролюбовском ФАПе, Звездинской амбулатории.
- в процедурных (прививочных) кабинетах Веселовского ФАП, Майского ФАП, Спартаковского ФАП, Ивановском ФАП, Ильичевского ФАП, Шевченковской амбулатории, Инсарского ФАП, Миролюбовского ФАП, Добропольского ФАП, Помуринского ФАП, в процедурном кабинете Звездинской амбулатории, Новоцарицынской амбулатории не установлены умывальники для мытья рук с подводкой горячей, холодной воды, оборудованные смесителями, дозаторами с жидким мылом и растворами антисептиков;
- не устранены дефекты отделки помещений: в Екатериновской амбулатории (в процедурном кабинете, в коридоре, акушерском кабинете, кабинете здорового ребенка имеются следы протечек на потолке); в Тумановской амбулатории (в процедурном, смотровом кабинетах, кабинете здорового ребенка дефекты поверхности стен, потолка (краска отшелушивается, плитка отвалилась); в Миролюбовском ФАПе имеются дефекты поверхности стен: в ожидальной, комнате санитарной обработки, кабинете приема фельдшера, процедурном кабинете, дверной проем в процедурном кабинете имеет дефекты (трещины, отслоение краски); в Майском ФАПе имеются дефекты поверхности потолка; Краснознаменской врачебной амбулатории наблюдаются дефекты пола в процедурном кабинете (пол прогнил и проваливается), в Новоцарицынской врачебной амбулатории имеются дефекты отделки стен в процедурном, прививочном кабинетах, в прачечной, отмечаются следы сырости, протечки кровли, дефекты оштукатуренной поверхности, в Добропольском ФАПе имеются дефекты отделки оштукатуренной поверхности стен в кабинете приема, кабинете здорового ребенка, процедурном, в Северном ФАПе дефекты отделки стен в кабинете приема, ожидальной; В помещениях Северного ФАП, Помуринского ФАП, Спартаковского ФАП, Ивановского ФАП, стены с плесенью, отставшей штукатуркой, полы с трещинами, В Веселовском ФАПе имеются дефекты отделки стен в процедурном кабинете, отвалилась штукатурка на потолке в комнате ожидания, в Звездинской врачебной амбулатории отмечается дефект внутренней отделки в кабинетах процедурного, кабинете приема, прививочном кабинете дефекты оштукатуренной поверхности, наличие плесени, грибка, дефекты пола, отмечается протечка кровли, непропаянные швы примыкающих листов линолеума в хирургическом отделении, в поликлинике - в санузле пациентов отмечаются дефекты внутренней отделки помещений - отслоение окрашенной поверхности стен и потолков, отмечаются дефекты пола частично отбита керамическая плитка, также дефекты поверхности стен коридора на 2 этаже поликлиники, на лестничном переходе с 1-го на 2-й этаж, дефекты оштукатуренной поверхности стен и потолков со следами сырости и плесени отмечаются в 49, 42, 48, 28, 4 кабинетах поликлиники также линолеум местами порван в регистратуре, 28, 46 кабинетах;
- внутренняя отделка помещений не выполнена в соответствии с санитарными требованиями: в Веселовский ФАПе стены и потолок в процедурном (прививочном) кабинете побелены; в Майском ФАПе стены и потолок процедурного (прививочного) кабинета побелены; в Ивановском ФАПе в кабинете приема, в акушерском кабинете стены на высоту 70 см окрашены, стены на остальную высоту и потолок побелены; в Гвоздевском ФАПе в процедурном (прививочном) кабинете потолок побелен; в Инсарском ФАПе в процедурном (прививочном) кабинете стены на высоту 1,5 м отделаны плиткой, стены на остальную высоту и потолок побелены; в Алексеевском ФАПе в процедурном (прививочном) кабинете стены на высоту 2 м окрашены, на остальную высоту стены и потолок побелены; в Ильичевском ФАпе в процедурном кабинете потолок побелен; в Миролюбовском ФАПе в процедурном (прививочном) кабинете стены на высоту 1 м. окрашены, стены на остальную высоту и потолок побелены; в Добропольском ФАПе в кабинете приема фельдшера, в прививочном (процедурном) кабинете стены на высоту 1,5 м. окрашены, стены на остальную высоту и потолок побелены; в Роднодолинской амбулатории в кабинете приема, детском кабинете стены оклеены обоями, в акушерском кабинете стены на высоту 1 м окрашены, стены на остальную высоту и потолок побелены;
- не оборудована система канализации (или использование выгребных септиков) для удаления сточных вод в здании Веселовского ФАП, Майского ФАП, Спартаковского ФАП, Ильичевского ФАП, Шевченковской амбулатории, Инсарского ФАП, Миролюбовского ФАП, Добропольского ФАП, Северного ФАП, Помуринского ФАП, Тумановской амбулатории;
- в производственных помещениях пищеблока, в складских помещениях облицовка стен не приведена в соответствии с требованиями п. 14.1, п. 14.2. раздела I СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, п. 5.5 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;
- не окрашены стеллажи в складском помещении, так как они изготовлены из материалов не позволяющих проводить соответствующую мойку и дезинфекцию (стойки не окрашены, поверхности состыкованы).
По результату выявленных нарушений постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № в Москаленском судебном районе ФИО1<адрес>, мирового судьи судебного участка № в Москаленском судебном районе ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Выявленные нарушения возникли не одновременно, а на протяжении длительного времени перед проведением проверки. По результатам проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по ФИО1<адрес> в <адрес> выдано предписание №/вп от ДД.ММ.ГГГГ для устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований. Однако, выявленные нарушения до настоящего времени БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» не устранены в связи с отсутствием финансирования.
В соответствии с пунктом 1, 2 Устава функции учредителя БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» осуществляет Министерство здравоохранения Омской области.
В соответствии с частями 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Указом Губернатора Омской области от 13.11.2007 № 133 (ред. от 20.10.2015) утверждено положение о Министерстве здравоохранения Омской области, в котором закреплено, что в сфере охраны здоровья населения Омской области Министерство осуществляет следующие полномочия: разработка и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Омской области, профилактики заболеваний (п.31).
Как следует из Устава БУЗОО, формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется отраслевым органом (Министерством здравоохранения Омской области).
Контроль за исполнением по назначению и сохранностью имущества в пределах своей компетенции осуществляет отраслевой орган (Министерство здравоохранения Омской области).
На основании изложенного, Управление Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе было вынуждено обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе участия не принимал, в ходатайстве от 13 февраля 2020 года (т. 2 л.д. 1) просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца, заявленные уточненные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям. По срокам исполнения выявленных нарушений оставил на усмотрение суда.
Главный врач БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» Динкелакер А.В. в судебном заседании участие не принимал, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в заявлении от 13.02.2020 (т. 2 л.д. 3) просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, исковые требования Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе с учетом уточнений признал, последствия признания иска, предусмотренные статьёй 173 ГПК РФ ему разъяснены и понятны (л.д. 4). Просил предоставить срок для устранения выявленных нарушений согласно представленному плану устранения нарушений (л.д. 5-12 т.2).
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Омской области, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в представленном суду отзыве на исковое заявление (т.1 л.д.191-201) и в ходатайстве от 13 февраля 2020 года (т.2 л.д. 2) просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования не признал, и, указал, что Министерство здравоохранения Омской области является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Действующее законодательство устанавливает возможность привлечения главного распорядителя бюджетных средств лишь к субсидиарной ответственности в определенных законом случаях. При этом сведений о недостаточности имущества и доходов у БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» для устранения выявленных нарушений в иске не приводится и в материалах дела такие сведения отсутствуют. Исковые требования не связаны с причинением вреда в связи с чем, оснований для субсидиарной ответственности не имеется. Министерство здравоохранения Омской области как главный распорядитель бюджетных средств уполномочено формировать и утверждать бюджетным учреждениям государственные задания только на государственные услуги, включенные в Региональный перечень и осуществлять за счет средств областного бюджета финансовое обеспечение расходов подведомственных учреждений на оказание только этих услуг в рамках государственного задания путем предоставления субсидий. Указание в исковом заявлении на наличии обязанности Министерства по финансированию учреждения не основано на нормах права. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Омской области просил отказать.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Правовое регулирование в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия в РФ основано на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы санитарной безопасности.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Согласно статье 44 Федерального закона № 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно статье 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьёй 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 30 указанного Закона при обращении за медицинской помощью и её получении пациент имеет право, в том числе и на обследование, лечение и содержание в условиях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.
Статьёй 11 Основ законодательства об охране здоровья граждан предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В силу статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской федерации (далее ГК РФ) муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
В соответствии со статьями 48, 123.22 ГК РФ учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособленно от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Следовательно, при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.
Санитарные правила, устанавливающие соответствующие правила поведения, порядок организации медицинской помощи и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения санитарной безопасности определены в СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 58 (далее СанПиН 2.1.3.2630-10).
Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) её компонентов в медицинских целях.
Согласно Приложению 16 СанПиН 2.1.3.2630-10 лечебно-профилактические организации – все виды организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основным видом деятельности которых является амбулаторно-поликлиническая и/или стационарная медицинская помощь.
Пунктами Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 установлено:
Глава I пунктами 1.7, 4.1 – 4.6, 5.1, 5.4 - 5.6, 7.5, 8.8, 10.17.1, 11.14, 14.1, 14.2 Администрация ООМД обязана организовать производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами.
Для внутренней отделки используются материалы в соответствии с функциональным назначением помещений.
Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.
Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтусы или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны.
В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и другие).
Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть антистатическими.
Полы в вентиляционных камерах должны иметь непылеобразующее покрытие.
В помещениях классов чистоты А и Б покрытия стен на всю высоту помещений и потолка должны быть гладкими, влагостойкими, устойчивыми к применению моющих и дезинфицирующих средств.
В местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину не менее 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны.
Все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил.
При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление лечебным учреждением возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник.
Для вновь строящихся и реконструируемых МО на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено централизованное резервное горячее водоснабжение. Для существующих учреждений в качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства.
Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в точках разбора детских и психиатрических палат, душевых, санузлов для пациентов не должна превышать 37 °C.
В палатах, шлюзах при палатах умывальники устанавливаются в соответствии с заданием на проектирование.
Предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, посты медсестер при палатах новорожденных, посты медсестер (в строящихся и проектируемых МО) и другие помещения, требующие соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, следует оборудовать умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков.
Такие же краны и дозаторы устанавливаются в инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойных, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях, а также в санпропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах и санузлах для персонала.
В медицинских организациях уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным нормам и правилам (приложение5).
В лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Клинико-диагностические, микробиологические и другие диагностические лаборатории должны размещаться в изолированных непроходных отсеках зданий. Помещение для забора материала располагают за пределами блока помещений для исследований. Размещение и состав помещений микробиологической лаборатории (отделения) определяются с учетом требований санитарных правил по безопасности работы с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности (опасности) и возбудителей паразитарных болезней. Доставка материала в лаборатории из сторонних организаций осуществляется через самостоятельный вход.
Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно.
Пищеблок МО следует размещать в отдельно стоящем здании, которое может соединяться транспортными тоннелями с палатными отделениями, кроме инфекционных. Допускается размещение пищеблока в лечебных корпусах при условии соблюдения технологической поточности, включая лифтовое оборудование и оснащение автономной приточно-вытяжной вентиляцией.
14.2. Устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспортировки и хранения пищевых продуктов должны соответствовать санитарным правилам.
Глава V:
4.4. Стоматологические кабинеты оборудуются раздельными или двухсекционными раковинами для мытья рук и обработки инструментов. При наличии стерилизационной и организации в ней централизованной пред стерилизационной обработки инструментария в кабинетах допускается наличие одной раковины. В хирургических кабинетах, стерилизационных, предоперационных устанавливаются локтевые или сенсорные смесители.
Глава VI:
4.1. Для внутренней отделки помещений используются материалы в соответствии с их функциональным назначением и разрешенные для применения МО в установленном порядке.
4.2. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), легко доступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств.
4.3. Стены лечебно-диагностических кабинетов с сухим режимом, вестибюлей и других помещений рекомендуется окрашивать красками или облицовывать панелями, имеющими гладкую поверхность с герметичной заделкой швов. Для окраски потолков может применяться известковая или водоэмульсионная побелка. Полы должны обладать повышенными теплоизоляционными свойствами (деревянные полы, окрашенные влагостойкой краской, линолеум).
4.5. В помещениях с влажным режимом (прививочный, процедурный, санитарный узел и др.) стены отделываются влагостойким материалом на всю высоту помещения. Потолки окрашиваются влагостойкими материалами. Для покрытия пола используются водонепроницаемые материалы и предусматривается гидроизоляция.
5.1. Здание ФАПов, амбулаторий должны быть оборудованы системой централизованного водоснабжения или водопроводом от местных источников. При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление на ФАПах, амбулаториях возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник. В исключительных случаях при невозможности устройства водопровода допускается использование привозной воды в закрытых сменяемых емкостях, ежедневно подвергающихся мойке и дезинфекции. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил.
5.2. Медицинские кабинеты ФАПов, амбулаторий оборудуются горячим водоснабжением от централизованного или местного источника (допускается использование электронагревательных устройств проточного или накопительного действия). На случай отключения централизованного горячего водоснабжения для процедурных, перевязочных и других функциональных помещений, требующих соблюдения особого противоэпидемического режима, предусматривается резервный источник горячего водоснабжения.
5.3. В процедурных, перевязочных кабинетах должны быть установлены умывальники для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями, дозаторами с жидким мылом и растворами антисептиков. В кабинетах в которых проводится обработка инструментов, дополнительно предусматривается специальная раковина (или оборудуется 2-секционная раковина). В кабинетах консультативного приёма при отсутствии в здании водопровода допускается проведение гигиенической обработки рук с помощью кожных антисептиков.
5.4. Для удаления сточных вод предусматривается система канализации (допускается использование выгребных септиков).
9.5. В основных помещениях следует регулярно в плановом порядке проводить текущий ремонт помещений. Устранение возникших дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) должно проводиться незамедлительно.
В соответствии с пунктами Санитарных правил (Далее СП) 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 октября 2008 года № 4:
2.3.2 Производственные лаборатории, проводящие работу с ПБА III группы, должны располагаться в отдельно стоящих зданиях или изолированном блоке здания, имеющем отдельный вход, а производственные лаборатории, работающие с ПБА IV группы, могут располагаться в изолированном блоке производственного корпуса.
2.3.11 Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением и гигиеническими нормативами. Поверхность пола, стен, потолка в лабораторных помещениях «заразной» зоны должна быть гладкой, без щелей, устойчивой к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств. Полы должны быть не скользкими, иметь гидроизоляцию.
В помещении «заразной» зоны не допускается устройство подвесных потолков, не отвечающих указанным требованиям, и подпольных каналов.
2.3.13. Окна и двери помещений «заразной» зоны лаборатории должны быть герметичными. Допускается заполнение оконных проемов стеклоблоками. Окна цокольного и первого этажей независимо от наличия охранной сигнализации должны быть оснащены металлическими решетками, не нарушающими правил пожарной безопасности. Двери должны иметь запирающие устройства.
2.3.17. Лабораторное оборудование и мебель (столы, стеллажи для содержания животных, стулья и т.д.) должны быть гладкими, без острых краёв и шероховатостей и иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность столов не должна иметь швов и трещин. В помещениях «заразной» зоны не допускается использование мебели из древесины и с мягким покрытием.
Пунктами СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов» установлено:
7.16. Для однозначного установления и отображения факта нарушения конкретного температурного интервала в течение определенного времени или факта отсутствия такого нарушения в системе «холодовой цепи» применяются автономные электронные термоиндикаторы, предназначенные для контроля «холодной цепи».
Допускается применение флаконных химических термоиндикаторов (далее ФТИ) в случаях, если они наносятся на этикетку ИЛП производителем при выпуске препарата. Нанесение ФТИ на последующих этапах хранения и транспортирования ИЛП не допускается.
Пунктами СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» установлено:
5.5. Стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м. отделываются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материалов, исключающих скольжение, и имеют уклоны к сливным трапам.
Окраска потолков и стен производственных и вспомогательных помещений кондитерских цехов производится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
6.4. Санитарная обработка технологического оборудования проводится по мере его загрязнения и по окончании работы.
Производственные столы в конце работы тщательно моются с применением моющих и дезинфицирующих средств, промываются горячей водой при температуре 40-50 градусов и насухо вытираются сухой чистой тканью.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании распоряжения № 454/вп от 15 марта 2019 года (л.д. 37-41 т.1) специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе проведена внеплановая проверка деятельности БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» по исполнению пунктов предписания № 136 от 03 апреля 2018 года. По результатам проверки установлено, что требования предписания, а именно пункты 1, 3, 4, 6, 7, 10, 20, 23, 24, 29, 30, 32, 35, 39, 40, 48, 70, 73, 77, 87, 88, 91, 92, 94, 95, 97, 100 не выполнены (акт проверки на л.д. 28-36 т.1).
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № в Москаленском судебном районе ФИО1<адрес>, мирового судьи судебного участка № в Москаленском судебном районе ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 92-101 т. 1).
В соответствии с пунктом 2.10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по результатам проверки специалистом Управления Роспотребнадзора по ФИО1<адрес> в <адрес> выдано предписание №/вп от ДД.ММ.ГГГГ для устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований (л.д. 42-53 т.1).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Управление Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе указало на выявленные многочисленные нарушения БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, меры, к устранению которых ответчиком не приняты.
Представителем БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» указано, что во исполнение предписания об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований бюджетным учреждением утверждён план мероприятий по устранению нарушений с определением лиц ответственных за исполнение каждого пункта плана, с указанием срока, необходимого для устранения выявленных нарушений (л.д.5-12 т.). При этом факт наличия вышеизложенных нарушений ответчик признал, что подтверждается его заявлением на л.д. 8 т.2 и распиской на л.д. 9 т.2.
Материалами дела подтверждено длительное нарушение (с 2018 года) требований санитарного законодательства, оказание неопределенному кругу лиц медицинских услуг осуществляется в нарушение статьи 30 ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», гарантирующей пациентам оказание медицинской помощи, в том числе обследование, лечение в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
Устранение допущенных нарушений санитарного законодательства приведет к восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи в условиях отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе в части признания действий БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» противоправными и возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства с учетом поступивших уточнений, поскольку деятельность БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» не соответствует санитарно-эпидемиологическому законодательству, а права и интересы пациентов подлежат защите. В силу требований закона медицинское учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения правовых обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных обстоятельств дела, отсутствия возражений со стороны представителя истца Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе, а также тех действий, которые ответчик должен произвести для устранения установленных нарушений законодательства, суд считает возможным предоставить сроки для устранения допущенных нарушений с указанием их в резолютивной части решения согласно представленного, ответчиком БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» плана мероприятий по устранению таких нарушений, находя такие сроки разумными, обоснованными и целесообразными.
Вместе с тем, суд полагает возможным отметить, что ответчик не лишен возможности обращения в суд в порядке статей 203, 434 ГПК РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда при наличии к тому уважительных обстоятельств. Применение отсрочки исполнения решения суда допустимо после вступления решения суда в законную силу.
Разрешая требования Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе к Министерству здравоохранения Омской области о возложении обязанности осуществить финансирование БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» в объеме, необходимом для устранения в указанные сроки требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучия населения, суд указывает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Как следует из Устава медицинского учреждения, учредителем медицинского учреждения является Омская область. При этом функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляет Министерство здравоохранения Омской области (как отраслевой орган исполнительной власти Омской области).
Соответственно, объём ответственности Министерства здравоохранения Омской области за выявленные в БУЗОО нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.
Полномочия Министерства здравоохранения Омской области как главного распорядителя бюджетных средств, в том числе осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с законодательством закреплены в пп. 17 п. 8 Положения о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 13 ноября 2007 года № 133. Реализуя предоставленные полномочия, Министерство здравоохранения Омской области, являюсь органом исполнительной власти Омской области, реализует также полномочия собственника и учредителя (Омской области) и обеспечивает проведение государственной политики на территории Омской области в сфере охраны здоровья населения Омской области (в ред. Указа Губернатора Омской области от 25 августа 2009 года № 100).
Статьёй 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
В соответствии со статьёй 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Согласно постановлению Правительства Омской области от 13 мая 2009 года № 85-п «Об установлении подведомственности получателей средств областного бюджета» главным распорядителем средств областного бюджета, являющимся органами исполнительной власти Омской области, подведомственны получатели средств областного бюджета – территориальные органы указанных органов, обладающие правами юридического лица, казенные учреждения Омской области, бюджетные учреждения Омской области (за исключением бюджетных учреждений Омской области, которым предоставляются из областного бюджета субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), и на иные цели), в отношении которых указанные органы осуществляют функции учредителя в качестве отраслевых органов исполнительной власти Омской области.
В силу частей 2,3 статьи 9.2 ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя) в сферах, указанных в пункте 1 данной статьи (в том числе в сфере здравоохранения в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию).
Таким образом, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года прямо закреплены особенности финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения в сфере обязательного социального страхования, к числу которого относится и обязательное медицинское страхование (далее ОМС).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (часть 6 статьи 9.2 ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Соответственно, бюджетное учреждение здравоохранения может осуществлять основную (медицинскую) деятельность по оказанию медицинских услуг: только в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключаемого со страховой медицинской организацией; на основании государственного задания, но только на оказание тех медицинских услуг, которые не являются страховым случаем в системе ОМС и не оплачиваются за счет средств ОМС, а подлежат оплате за счет средств бюджета (например на оказание психиатрической помощи, медицинской помощи при заболевании туберкулезом, высокотехнологичной медицинской помощи отдельных видов и т.д.).
Как следует из Устава БУЗОО «Москаленская центральная районная больница», формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется отраслевым органом – Министерством здравоохранения Омской области.
Недвижимое имущество, находящееся в собственности Омской области и во владении и пользовании БУЗОО, передано учреждению на праве оперативного управления.
Учреждение является унитарным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета. Учреждению предоставляется право осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством, настоящим Уставом.
Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности за исключением особо ценного недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного учреждением за счет выделенных средств, а также недвижимого имущества.
По обязательствам Учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества Учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет Омская область в лице Отраслевого органа.
Контроль за сохранностью и использованием закрепленного за БУЗОО на праве оперативного управления имущества осуществляется Министерством имущественных отношений Омской области и Министерством здравоохранения Омской области (как отраслевым органом исполнительной власти Омской области).
Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (далее ФЗ № 326)» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, в том числе определяет правовое положение субъектов и участников ОМС, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации.
Обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы ОМС (пункт 1 статьи 3 ФЗ № 326).
В силу статьи 8 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере ОМС относятся:
- уплата страховых взносов на ОМС неработающего населения;
- установление в территориальных программах ОМС дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой ОМС, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой ОМС;
- финансовое обеспечение и реализация территориальных программ ОМС в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов;
- утверждение бюджетов территориальных фондов и отчетов об их исполнении.
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В условиях финансирования в сфере ОМС в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования и осуществлять расходы на содержание учреждения из общего объёма средств, поступивших по тарифам на оплату медицинской помощи.
Одной из таких гарантий, обеспечивающих как строго целевое использование средств ОМС, так и учет прав и интересов его участников, выступает установление тарифов на оплату медицинской помощи в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя перечень расходов медицинских организаций, которые они несут в связи с оказаниям медицинской помощи по программам ОМС (часть 7 статьи 30, статья 35 ФЗ № 326).
Расходы на текущий ремонт, на необходимость которого указывают предписания Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе являются текущими ремонтными работами, и подлежат возмещению за счет средств ОМС, получаемых учреждением в рамках договора на оказание и оплату медицинской помощи в системе ОМС со страховой медицинской организации. Данные расходы не относятся к капитальным затратам учреждения. Доказательств иного суду не представлено.
Расходы на текущий ремонт помещений (устранение текущих дефектов отделки в виде ликвидации протечек на потолках и стенах, окрашивание стен в кабинетах, восстановление отслоившейся плитки, внутренняя отделка помещений, восстановление линолеума) относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» статьи 220 «Оплата, работ, услуг» Классификации операций сектора государственного управления, что предусмотрено структурой тарифа и является целевым использованием средств ОМС.
Таким образом, денежные средства, полученные БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. При таких обстоятельствах, БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» имеет возможность привлечения указанных денежных средств в целях исполнения требований законодательства в части установленных нарушений.
Оценив в совокупности все представленные доказательства и установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объёме к Министерству здравоохранения Омской области.
В соответствии со статьёй 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с БУЗОО «Москаленская центральная районная больница» судебные издержки в виде государственной пошлины.
При решении вопроса о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований части 2 статьи 333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины.
Учитывая финансовое положение БУЗОО «Москаленская центральная районная больница», существо иска в интересах граждан, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 150 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Омской области в Исилькульском районе Омской области удовлетворить частично.
Признать противоправными действия Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Москаленская центральная районная больница» по осуществлению медицинской деятельности с нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Москаленская центральная районная больница» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ клинико-диагностическую лабораторию стационара БУЗОО «Москаленская ЦРБ», расположенную по адресу: №, ФИО1<адрес>, р.<адрес> на первом этаже в отдельной секции изолировать от общего коридора, помещения для забора капиллярной крови вынести за пределы блока помещений для исследований;
- обеспечить гладкие, без дефектов поверхности стен в детском прививочном кабинете, в том числе в месте установки раковины для мытья рук;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ внутреннюю отделку помещений клинико-диагностических лабораторий лаборатории стационара и поликлиники БУЗОО «Москаленская ЦРБ» выполнить в соответствии требований пункта ДД.ММ.ГГГГ. «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», глава I пункта 11.14. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно в стационаре - в кабинете забора капиллярной крови (щели вокруг дверного проема), в моечной (стена, пол, потолок, щели вокруг дверного проема), в коридоре (пол); в поликлинике - в кабинете приема биологического материала и микроскопии (стены), моечная (радиаторы, стены, потолок, порог, щели вокруг дверного проема), кабинет забора крови (пол, стены, косяки дверей), кабинет серологических исследований (стены);
- в перевязочной поликлинического отделения устранить дефекты отделки стены и потолка (следы протечки);
- в перевязочной поликлинического отделения устранить дефекты отделки линолеумного покрытия пола (истертый, рваный);
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать в клинико-диагностических лабораториях стационара и поликлиники БУЗОО «Москаленская ЦРБ» расположенных на первом этаже здания на окнах помещений «заразной» зоны металлические решетки;
- заменить в клинико-диагностической лаборатории поликлиники БУЗОО «Москаленская ЦРБ», расположенной по адресу: №ФИО1<адрес>, р.<адрес> лабораторную мебель и оборудование в «заразной» зоне не имеющую гигиенического покрытия: (комнате приема биологического материала и микроскопии: шкаф деревянный, тумбочки 3 штуки, в моечной - стол - 2 штуки, стул - 1 штука, тумба под раковину и тумба рядом с вытяжным шкафом, тумба под аквадистиллятор, центрифуга - 1 штука);
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ в детском прививочном кабинете холодильник для хранения иммунобиологических лекарственных препаратов оборудовать двумя автономными электронными термоиндикаторами для контроля температурного режима в системе «холодной цепи»;
в прививочном кабинете для иммунизации взрослых холодильник для хранения иммунобиологических лекарственных препаратов оборудовать двумя автономными электронными термоиндикаторами для контроля температурного режима в системе «холодовой цепи»;
- на складе третьего уровня «холодовой цепи» холодильники для хранения иммунобиологических лекарственных препаратов (3 ед.) оборудовать двумя автономными электронными термоиндикаторами для контроля температурного режима в системе «холодовой цепи» вместо химических термоиндикаторов;
- привести в соответствии с требованиями отделку помещений кабинета приема и забора материала КИЗ;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ в прививочном кабинете для иммунизации взрослых устранить дефект линолеума в виде рваных полос на полу возле раковины для мытья рук;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать взрослый фтизиатрический кабинет медицинской мебелью, устойчивой к действию моющих и дезинфицирующих средств;
- установить водонагревательные устройства в следующие кабинеты: Новоцарицынской амбулатории, Гвоздевском ФАПе, Ивановском ФАПе, Миролюбовском ФАПе, Звездинской амбулатории;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ в процедурных (прививочных) кабинетах Веселовского ФАП, Майского ФАП, Спартаковского ФАП, Ивановском ФАП, Ильичевского ФАП, Шевченковской амбулатории, Инсарского ФАП, Миролюбовского ФАП, Добропольского ФАП, Помуринского ФАП, в процедурном кабинете Звездинской амбулатории, Новоцарицынской амбулатории установить умывальники для мытья рук с подводкой горячей, холодной воды, оборудованные смесителями, дозаторами с жидким мылом и растворами антисептиков;
- срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить дефекты отделки помещений в Екатериновской амбулатории (в процедурном кабинете, в коридоре, акушерском кабинете, кабинете здорового ребенка имеются следы протечек на потолке); в Тумановской амбулатории (в процедурном, смотровом кабинетах, кабинете здорового ребенка дефекты поверхности стен, потолка (краска отшелушивается, плитка отвалилась); в Миролюбовском ФАПе имеются дефекты поверхности стен: в ожидальней, комнате санитарной обработки, кабинете приема фельдшера, процедурном кабинете, дверной проем в процедурном кабинете имеет дефекты (трещины, отслоение краски); в Майском ФАПе имеются дефекты поверхности потолка; Краснознаменской врачебной амбулатории наблюдаются дефекты пола в процедурном кабинете (пол прогнил и проваливается), в Новоцарицынской врачебной амбулатории имеются дефекты отделки стен в процедурном, прививочном кабинетах, в прачечной, отмечаются следы сырости, протечки кровли, дефекты оштукатуренной поверхности, в Добропольском ФАПе имеются дефекты отделки оштукатуренной поверхности стен в кабинете приема, кабинете здорового ребенка, процедурном, в Северном ФАПе дефекты отделки стен в кабинете приема, ожидальней; В помещениях Северного ФАП, Помуринского ФАП, Спартаковского ФАП, Ивановского ФАП, стены с плесенью, отставшей штукатуркой, полы с трещинами, В Веселовском ФАПе имеются дефекты отделки стен в процедурном кабинете, отвалилась штукатурка на потолке в комнате ожидания, в Звездинской врачебной амбулатории отмечается дефект внутренней отделки в кабинетах процедурного, кабинете приема, прививочном кабинете дефекты оштукатуренной поверхности, наличие плесени, грибка, дефекты пола, отмечается протечка кровли, непропаянные швы примыкающих листов линолеума в хирургическом отделении, в поликлинике - в санузле пациентов отмечаются дефекты внутренней отделки помещений - отслоение окрашенной поверхности стен и потолков, отмечаются дефекты пола частично отбита керамическая плитка, также дефекты поверхности стен коридора на 2 этаже поликлиники, на лестничном переходе с 1-го на 2-й этаж, дефекты оштукатуренной поверхности стен и потолков со следами сырости и плесени отмечаются в 49, 42, 48, 28, 4 кабинетах поликлиники также линолеум местами порван в регистратуре, 28, 46 кабинетах;
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать систему канализации (или использование выгребных септиков) для удаления сточных вод в здании Веселовского ФАП, Майского ФАП, Спартаковского ФАП, Ильичевского ФАП, Шевченковской амбулатории, Инсарского ФАП, Миролюбовского ФАП, Добропольского ФАП, Северного ФАП, Помуринского ФАП, Тумановской амбулатории;
- срок до ДД.ММ.ГГГГ внутреннюю отделку помещений выполнить в соответствии с санитарными требованиями: в Веселовский ФАПе стены и потолок в процедурном (прививочном) кабинете побелены; в Майском ФАПе стены и потолок процедурного (прививочного) кабинета побелены; в Ивановском ФАПе в кабинете приема, в акушерском кабинете стены на высоту 70 см. окрашены, стены на остальную высоту и потолок побелены; в Гвоздевском ФАПе в процедурном (прививочном) кабинете потолок побелен; в Инсарском ФАПе в процедурном (прививочном) кабинете стены на высоту 1,5 м. отделаны плиткой, стены на остальную высоту и потолок побелены; в Алексеевском ФАПе в процедурном (прививочном) кабинете стены на высоту 2 м окрашены, на остальную высоту стены и потолок побелены; в Ильичевском ФаПе в процедурном кабинете потолок побелен; в Миролюбовском ФАПе в процедурном (прививочном) кабинете стены на высоту 1 м. окрашены, стены на остальную высоту и потолок побелены; в Добропольском ФАПе в кабинете приема фельдшера, в прививочном (процедурном) кабинете стены на высоту 1,5 м. окрашены, стены на остальную высоту и потолок побелены; в Роднодолинской амбулатории в кабинете приема, детском кабинете стены оклеены обоями, в акушерском кабинете стены на высоту 1 м. окрашены, стены на остальную высоту и потолок побелены;
- в производственных помещениях пищеблока, в складских помещениях облицовку стен привести в соответствии с требованиями п. 14.1, п. 14.2. раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10, п. 5.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;
- окрасить стеллажи в складском помещении, так как они изготовлены из материалов не позволяющих проводить соответствующую мойку и дезинфекцию (стойки не окрашены, поверхности состыкованы).
В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Омской области отказать.
Взыскать с Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Москаленская центральная районная больница» государственную пошлину в бюджет Москаленского муниципального района Омской области в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Барабанов
УИД 55RS0020-01-2019-001248-79