Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-1/2022
пгт Оричи 6 сентября 2022 года
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Васильева С.В.,
с участием секретаря Александровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского транспортного прокурора к ОМУ АТП «Оричевское» и Муниципальному образованию «Оричевский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Оричевского района о запрете эксплуатации полигона ТБО, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № вблизи деревни Кокорино, Оричевского района Кировской области,
У С Т А Н О В И Л:
Кировский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОМУ АТП «Оричевское» и Муниципальному образованию «Оричевский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Оричевского района с иском о запрете эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, вблизи деревни Кокорино, Оричевского района Кировской области, номер объекта в ГРОРО №270717,.
Свои исковые требования прокурор мотивирует тем, что спорный полигон твердых бытовых отходов (далее – полигон ТБО) был построен по проекту строительства «Полигон твердых бытовых отходов для пгт Оричи Оричевского района Кировской области», выполненному ООО «Кировпромбезопасность» в 2007 году. Площадь, отведенного для размещения полигона участка составляет 6,9 га, площадь участка складирования – 3,36 га. Общая вместимость полигона по объему принимаемых ТБО - 634,4 куб.м.. Объект введен в эксплуатацию в 2013 году на основании разрешения на строительство полигона твердых бытовых отходов от 31.01.2007 года № RU43524000-14, выданного администрацией Оричевского района Кировской области. Хранение отходов на полигоне осуществляется открытым способом.
Полигон ТБО находится в собственности Муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области» на основании распоряжения ТУ Росимущества в Кировской области от 12.05.2016 года № 05-565 «О безвозмездной передаче федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации в собственность муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области». В настоящее время полигон ТБО находится в хозяйственном ведении Оричевского муниципального унитарного автотранспортного предприятия «Оричевское» (далее – ОМУ АТП «Оричевское»).
Полигон ТБО находится в границах шестой подзоны приаэродромной территории аэропорта Киров (Победилово), в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
В период с 2021 года по настоящее время на полигоне ТБО пгт Оричи размещено следующее количество твердых коммунальных отходов: май 2021 года – 3631,675 т.; июнь 2021 года – 8397,83 т.; июль 2021 года – 9397,726 т.; август 2021 года – 1204,96 т.; сентябрь 2021 года – 7522,265 т.; октябрь 2021 года – 5240,247 т.; ноябрь 2021 года – 4538,205 т.; декабрь 2021 года – 7718,975 т.; январь 2022 года – 343,79 т.; февраль 2022 года – 305,75 т.; март 2022 года – 373,94 т.; апрель 2022 года – 425,07 т.; май 2022 года - 458,52 т.
В настоящее время на полигоне проводятся следующие мероприятия по отпугиванию птиц: используются пропановые отпугиватели КВС Е 1, Guardian 2 (площадь воздействия 4 га каждый), звуковой отпугиватель Коршиун-8, пневматическая винтовка Hatsan STRIKER EDGE 4,5, на полигоне расставлены чучела в виде людей, по периметру полигона развешены бликующие диски, для уменьшения привлечения птиц проводятся работы по пересыпке грунтом отходов.
Ссылаясь на заключение повторной эколого-орнитологической экспертизы, и с учетом уточненных исковых требований прокурор просит суд
Обязать ОМУ АТП «Оричевское» и Муниципальное образование «Оричевский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Оричевского района принять дополнительные меры, направленные на отпугивание птиц в границах полигона ТБО пгт. Оричи, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 43:24:330510:755, номер объекта в ГРОРО 43-00072-3-00371-270717:
- обеспечить использование на полигоне звукового отпугивателя, имеющего не менее 4 выносных динамиков, с эффективно охраняемой площадью не менее 15 га;
- расставить по периметру полигона макеты хищных птиц;
- выделить по периметру полигона зону, в которой возможно будет отстреливать птиц, которые представляют опасность для воздушных судов;
- приобрести пусковое устройство «Сигнал охотника» и боекомплект к нему не менее 150 патронов (ракет), предназначенных для подачи сигналов;
- произвести откачку воды из незанятых отходами котлованов, расположенных на участках складирования твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании помощник Кировского транспортного прокурора Бородин М.А., поддерживая уточненные исковые требования, привел в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель ответчика ОМУ АТП «Оричевское» по доверенности Ефремова С.В. в письменном отзыве указала, что ОМУ АТП «Оричевское» считает уточненные исковые требования прокурора фактически исполнимыми. Однако по откачке воды из незанятых отходами котлованов, расположенных на участках складирования твердых коммунальных отходов, указала, что вода на свободной карте является дождевой водой, не имеющей контакта с отходами, которая в засушливый период используется для увлажнения отходов, а также выполняет роль дополнительного пожарного водоема на случай возгорания отходов. Просит рассмотреть дело без участия представителя ОМУ АТП «Оричевский» (т. 7 л.д. 134-135, 136, 137, 141)
Представитель ответчика Муниципального образования «Оричевский муниципальный район Кировской области» по доверенности Зайцева К.А. (т. 7 л.д. 142) в судебном заседании исковые требования признала частично, суду пояснила, что она поддерживает доводы представителя ОМУ АТП «Оричевское», изложенные в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Министерства охраны окружающей среды Кировской области по доверенности Исупов Р.З. (т. 7 л.д. 83) в суде пояснил, что министерство не возражает против удовлетворения уточненных исковых требований Кировского транспортного прокурора. Пояснил, что откачка воды из незанятых отходами котлованов, расположенных на участках складирования твердых коммунальных отходов, возможна, поскольку пожарный водоем на полигоне ТБО существует в виде бетонных колец, закрытых сверху.
Представители третьих лиц: УГАН НОТБ ПФО РОСТРАНСНАДЗОРА, Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, АО «Аэропорт Победилово», ООО «Вяткаавиа» в судебное заседание не явились, письменных возражений на уточненные исковые требования Кировского транспортного прокурора не представили.
Изучив доводы прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, то есть от противоправных действий (бездействие), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.
В соответствии со статьей 46 Воздушного кодекса Российской Федерации (здесь и далее ред. ВК РФ от 06.07.2016) было предусмотрено, что проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах аэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Согласно пункту 2 статьи 47 ВК РФ приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, которая, согласно пункту 1 статьи 47 ВК РФ, устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии ВК РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).
На приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности (пункт 3 статьи 47 ВК РФ), в том числе подпунктом 6 пункта 3 статьи 47 ВК РФ определяется шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1460 утверждено положение о приаэродромной территории, согласно пункту 1(1) которого на приаэродромной территории выделяются подзоны, предусмотренные статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации. В частности, выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.
Как установлено судом и следует из материалов дела полигон твердых бытовых отходов для пгт Оричи Оричевского района Кировской области (диспетчерская контейнерного типа с бытовыми помещениями, участок складирования ТБО (4 котлована), выгреб с деревянным туалетом, блок – контейнер дизельгенераторной, пожарный резервуар V-100 куб.м., дезинфицирующая ванна, эстакада осмотра, навес для бульдозера, сооружение шлагбаум, скважины фоновая (1 шт.) и наблюдательные (2 шт.), наружное освещение (1017 п.м.), наружное ограждение (1094 п.м.)), расположенный по адресу: , , вблизи д. Кокорины (Оричевского с/п), введен в эксплуатацию в 2013 году на основании выданного администрацией Оричевского района Кировской области разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU43524308-1 от 25 января 2013 года (т.1 л.д. 136-137).
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.07.2017 года № 371 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов», полигон твердых бытовых отходов п.г.т. Оричи включен в государственный реестр объектов размещения отходов (№ объекта 43-00072-З-00371-270717). Виды отходов и их коды по Федеральному классификационному каталогу отходов: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) 7 31 110 01 72 4; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (т. 1 л.д. 144-145)
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости подтверждено, что полигон твердых бытовых отходов для пгт Оричи, кадастровый № 43:24:330510:696, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области (дата регистрации - 22.06.2016 года, номер государственной регистрации права - 43-43/001-43/007/116/2016-1594/2), и находится в хозяйственном ведении у ОМУП АТП «Оричевское» (дата регистрации – 05.02.2020 года, номер государственной регистрации права – 43:24:330510:696-43/007/2020-1) (т. 1 л.д. 172оборот-175).
Полигон ТБО для пгт Оричи включен в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области, утвержденной распоряжением Министерства охраны окружающей среды Кировской области№ 31 от 18.12.2020 года (т. 1 л.д. 176, 177-234)
Согласно Уставу Оричевского муниципального унитарного автотранспортного предприятия «Оричевское» учредителем предприятия является муниципальное образование Оричевский муниципальный район в лице управления по экономике, финансам, имуществу и земельным ресурсам Оричевского района (т. 4 л.д. 22-28)
ОМУ АТП «Оричевское» Федеральной службой по надзору в сфере природопользования выдана лицензия 43 №001153/П от 11.09.2018 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности бессрочно (т. 1 л.д. 138-139)
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта № 681-П от 29.08.2019 года принято решение об установлении приаэродромной территории аэродрома Киров (Победилово), согласно которому в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. К таким объектам в первую очередь относятся: места концентрированных выбросов (размещения) отходов (полигоны ТБО, несанкционированные свалки, звероводческие, животноводческие фермы, скотобойни, элеваторы, сельхозугодья (запрет вспашки сельскохозяйственных земель в светлое время суток). При этом полигон твердых бытовых отходов для пгт Оричи, расположенный на земельном участке с кадастровым №, находится в границах шестой подзоны (т. 2 л.д. 1, 2-200, т. 5 л.д. 143)
По заключению повторной судебной эколого-орнитологической экспертизы, проведенной экспертами Института фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального Университета: изучение материалов по нахождению в Оричевском районе полигона ТБО, анализ картографического материала, исследования на местности, осмотр территории полигона и близлежащий окрестностей, а также знакомство с опытом использования на полигоне отпугивающих средств птиц, позволили сделать вывод: полигон ТБО для пгт Оричи не является местом массового скопления птиц. Птиц синантропов, потенциальных потребителей антропогенных кормов на полигоне и формирующих большие скопления, нет. На полигоне ТБО для пгт Оричи проводятся мероприятия по отпугиванию птиц, что положительно отражается на снижении общей численности птиц и отсутствии больших скоплений. Немногочисленная группировка птиц, обитающая в районе полигона ТБО для пгт Оричи, не может представлять опасности для воздушных судов в силу их территориальной привязанности и расположения объекта на значительном расстоянии, разделенных многочисленными объектами, включая лесные массивы, водоемы и населенные пункты. Мероприятия по отпугиванию птиц, используемые на полигоне ТБО для пгт Оричи, не могут создавать опасность и причинить вред окружающим, в силу ограниченного радиуса их воздействия. Использование носит местный характер и не распространяется на многокилометровую зону (т. 7, л.д. 1, 2-26, 109-110)
В статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 22 Федерального закона 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что ОМУ АТП «Оричевский» принимаются меры по обеспечению орнитологической безопасности.
Так согласно акту комиссионного осмотра полигона твердых коммунальных отходов для пгт Оричи от 25.08.2021 года на полигоне установлены следующие средства отпугивания птиц: пропановый отпугиватель птиц КВС Е 1, звуковой отпугиватель «Коршун-8», пропановый отпугиватель Guardian 2, работающие в ежедневном режиме с отметкой в журнале учета проводимых мероприятий по отпугиванию и отстрелу птиц на полигоне ТБО. С 01.12.2020 года на объекте ведется журнал учета проводимых мероприятий по отпугиванию птиц. Для исключения привыкания птиц к работе акустических пропановых отпугивателей производится их регулярная ротация по территории полигона. Для обеспечения бесперебойной работы пропановых отпугивателей создан резерв газовых баллонов емкостью 50л. в количестве 4 шт. Создана внештатная группа охотников из числа работников предприятия для отстрела и отпугивания птиц для с использованием пневматической винтовки Hatsan STRIKER EDGE 4,5. Изготовлены и установлены на карте полигона чучела в виде людей, по периметру карты полигона развешены бликующие диски. Силами и средствами ИП ФИО10 на основании заключенного договора № 12/08-21 от 12.08.2021 года производится пересыпка принятых на полигон отходов (т. 5 л.д. 86).
Из исследовательской части повторной судебной эколого-орнитологической экспертизы следует, что возникающие после таяния снега и дождей водоемы на месте котлованов для последующего приема ТБО используются птицами как место водопоя, а для околоводных птиц и как место поиска корма. К редким посетителям этих водных объектов являются отмеченные: гоголь, серая утка, желтая трясогузка и малая чайка.
Как следует из показаний допрошенного в судебном заседании эксперта ФИО11 основными отходами, поступаемыми на полигон ТБО для пгт Оричи в момент проведения экспертизы, являются твердые бытовые отходы. При изменении качества вывозимых отходов, а именно при поступлении пищевых отходов, возможно увеличение количества птиц. Применяемые ОМУ АТП «Оричевское» меры для отпугивания птиц эффективны, но необходимо их чередование, во избежание привыкания птиц к ним.
При таких данных, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, учитывая позицию представителей ответчиков об исполнимости уточненных прокурором исковых требований, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтвержден факт возможности угрозы безопасности полетов при возможном изменении состава и увеличения скопления птиц массового количества. Поэтому с целью избежания возникновения опасности для полетов суд удовлетворяет уточненные исковые требования прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кировского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОМУ АТП «Оричевское» и Муниципальное образование «Оричевский муниципальный район Кировской области» в лице администрации Оричевского района принять дополнительные меры, направленные на отпугивание птиц в границах полигона ТБО пгт. Оричи, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, номер объекта в ГРОРО №270717:
- обеспечить использование на полигоне звукового отпугивателя, имеющего не менее 4 выносных динамиков, с эффективно охраняемой площадью не менее 15 га;
- расставить по периметру полигона макеты хищных птиц;
- выделить по периметру полигона зону, в которой возможно будет отстреливать птиц, которые представляют опасность для воздушных судов;
- приобрести пусковое устройство «Сигнал охотника» и боекомплект к нему не менее 150 патронов (ракет), предназначенных для подачи сигналов;
- произвести откачку воды из незанятых отходами котлованов, расположенных на участках складирования твердых коммунальных отходов.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Оричевский районный суд.
Судья Васильев С.В.
Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2022 года
Решение29.09.2022