ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2012/2014 от 14.07.2014 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

 Дело № 2-2012/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 14 июля 2014 года                                                            г.Новосибирск

 Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:

 председательствующего судьи                                    Пуляевой О.В.

 при секретаре                                                              Хафизовой С.Д.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новосибирского транспортного прокурора к Жарову С. В., третье лицо Филиал «Аэронавигация Западной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» о запрете деятельности,

 у с т а н о в и л:

                   Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Жарову С.В., в котором просит запретить Жарову С. В. осуществлять полеты на принадлежащих ему воздушных судах, над приаэродромными территориями России, в воздушном пространстве класса «С» до устранения указанных ниже недостатков, без получения разрешения от органа обслуживания воздушного движения;

         осуществлять полеты и управлять принадлежащими ему воздушными судами до устранения нарушений закона:

     -    получения удостоверения пилота сверхлегких воздушных судов;

     -    прохождения процедуры государственной регистрации ВС;

     -    получения соответствующего свидетельства о государственной регистрации летательного аппарата в Федеральном агентстве воздушного транспорта;

     -    получения сертификата летной годности на летательный аппарат;

         Осуществлять полеты и управлять иными воздушными судами свыше 115 кг до получения соответствующего удостоверения пилота.

 В обоснование заявленных исковых требований указано следующее. Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения воздушного законодательства владельцами сверхлегких воздушных судов, в ходе которой выявлены его нарушения.

     в районе Бердского залива НСО, в воздушном пространстве класса «С», ответчик Жаров С.В., на изготовленном кустарным способом летательном аппарате типа «двухместный подкосный высокоплан», не зарегистрированном, без бортовых номеров и сертификата летной годности, без разрешения органа обслуживания воздушного движения, не являясь пилотом, совершил полет. По окончании полета ВС получило повреждения.

 Жаров в ходе его опроса в УФСБ по НСО, прокуратуре факт осуществления полетов отрицает, поясняет, что в октябре 2013 года приобрел ВС в * и до **** хранил его в гараже.

 Вместе с тем, анализ сведений, размещенных в интернете средствами массовой информации (ютуб, одноклассники), показал, что Жаров регулярно осуществляет полеты на территории Новосибирской области, имеет подобный летательный аппарат, размещает сведения о результатах своих полетов на своей на своей странице в социальной сети «одноклассники». Анализ личных фотографий Жарова С.В. свидетельствует об эксплуатации Жаровым двух воздушных судов, которые он именует «мой птенчик» и «мой столик».

 Так, **** им размещена информация о своем полете в районе Бердского залива НСО.

 **** Жаров разместил фотоотчет о совершенном им полете над территорией Новосибирской области и Алтайского края: «трасса Барнаул», «шалим», «пусть видят авиация жива», и т.д.

 Вместе с тем, воздушное судно, эксплуатируемое ответчиком, не имеет сертификата летной годности.

     Исковые требования Новосибирского транспортного прокурора основываются на ст. 45,131 ГПК РФ.

 В судебное заседание представитель истца не явился. Ранее в судебном заседании 11.06.2014 г. (л.д.89) прокурор исковые требования поддержал.

 Ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела неоднократно извещался по адресу места регистрации, установленного судом путем направления запроса в УФМС. Согласно ст.118, 119 ГПК РФ судебная повестка посылается по последнему известному месту жительства адресата. Суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений с последнего известного места жительства. Таким образом, с учетом ст.167 ГПК РФ суд признает ответчика извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела и рассматривает дело в его отсутствие.

 Третье лицо в судебное заседание не явилось, ранее направило отзыв на иск, в соответствии с которым считает иск подлежащим удовлетворению (л.д.86).

 Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Из объяснений ответчика, данных прокурору, в октябре 2013 года приобрел он ВС в * и до 09.02.2014 хранил его в гараже (л.д.54).

 Как указывает прокурор в иске, 09.02.2014 г. в районе Бердского залива НСО, в воздушном пространстве класса «С», ответчик Жаров С.В., на изготовленном кустарным способом летательном аппарате типа «двухместный подкосный высокоплан», не зарегистрированном, без бортовых номеров и сертификата летной годности, без разрешения органа обслуживания воздушного движения, не являясь пилотом, совершил полет. По окончании полета ВС получило повреждения.

 Ответчик в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представил доказательств, опровергающих доводы и доказательства истца.

 Как видно из скриншотов страниц из интернета, ответчик регулярно осуществляет полеты на территории Новосибирской области, имеет летательный аппарат, размещает сведения о результатах своих полетов на своей на своей странице в социальной сети «одноклассники».

 Так, 10.02.2014 им размещена информация о своем полете в районе Бердского залива НСО.

 08.01.2014 Жаров разместил фотоотчет о совершенном им полете над территорией Новосибирской области и Алтайского края: «трасса Барнаул», «шалим», «пусть видят - авиация жива», и т.д.

 В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство состоит из Воздушного кодекса, федеральных авиационных правил РФ, иных, принимаемых в соответствии с ними нормативных актов РФ. Согласно ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации подлежат воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и другие объекты. Обязательной аттестации подлежит авиационный персонал.

 В соответствии со ст. 32 Воздушного кодекса РФ воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

 Сверхлегким воздушным судном признается воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.

 В силу ст. 21 Воздушного законодательства РФ, авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

 Таким образом, воздушное судно Жарова С.В. является гражданским судном авиации общего назначения.

 Следовательно, аппарат относится к сверхлегкому воздушному судну.

 Согласно ч. 6 ст. 34 Воздушного кодекса РФ государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских воздушных судов, а также порядок нанесения этих знаков и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

 В силу изложенного, Приказом Минтранса РФ от **** N 287 разработан «Порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения» (далее - Порядок).

 Согласно п. 2 Порядка сверхлегкие воздушные суда весом более 115 кг подлежат государственной регистрации в Федеральном агентстве воздушного транспорта (далее - орган регистрации) с выдачей свидетельства о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения (далее - свидетельство о регистрации).При государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна ему присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки. Информация о государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна (выдача свидетельства о регистрации, его замена, выдача дубликата свидетельства о регистрации, снятие с государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна) и о его собственнике заносится в базу данных органа регистрации.

 Государственная регистрация сверхлегкого воздушного судна не является актом регистрации прав на сверхлегкое воздушное судно и сделок с ним. База данных о зарегистрированных сверхлегких воздушных судах ведется органом регистрации на электронном и бумажном носителях и содержит следующие данные:

 государственный и регистрационный опознавательные знаки сверхлегкого воздушного судна;

 тип (наименование) сверхлегкого воздушного судна (при наличии); сведения о собственнике сверхлегкого воздушного судна; номер свидетельства о регистрации;

 дата выдачи свидетельства о регистрации, замены свидетельства о регистрации (выдачи дубликата), снятия с государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна.

 Документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна и копия выданного свидетельства о регистрации хранятся в органе регистрации в течение всего срока эксплуатации сверхлегкого воздушного судна и трех лет после снятия его с государственной регистрации.

 В соответствии со ст. 66 Воздушного кодекса Российской Федерации к полету допускаются воздушные суда, имеющие государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющие на борту соответствующую документацию.

 В силу требований ст. 36 Воздушного кодекса РФ и п. 1 Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов -авиации общего назначения» (далее - ФАП-118), утвержденных приказом Минтранса России от **** № 118, единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения (далее - ЕЭВС), не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1-3 экземпляров, допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

 На основании п. 2 ФАП-118, установленные требования к ЕЭВС - требования к летной годности ЕЭВС, определенные специально уполномоченным органом в области гражданской авиации на основе общих технических требований к ЕЭВС; сертификат летной годности ЕЭВС - документ, подтверждающий соответствие ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС.

 Согласно п.п. 5, 6 ФАП-118, содержащиеся в настоящем Положении процедуры и общие технические требования применяются к самолетам с максимальной взлетной массой не более 1800 кг, с количеством людей на борту не более четырех.

 На основании п. 18 ФАП-118, сертификат летной годности ЕЭВС вступает в силу с даты регистрации в Государственном реестре. Допуск к эксплуатации ЕЭВС осуществляется после его регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

 Отсутствие сертификата летной годности ЕЭВС свидетельствует об отсутствии доказательств ненадлежащего технического состояния воздушного судна.

 Приложение № 1 к ФАП-118 предъявляет к сверхлегким летательным аппаратам, в целях обеспечения безопасности полетов, жесткие требования:

     П. 4 пригодность и долговечность материалов, использованных для изготовления деталей, поломка которых может отрицательно повлиять на безопасность, должны определяться с учетом опыта и соответствовать установленным стандартам, гарантирующим прочность и другие свойства, принятые в расчетных данных. Применяемая технология производства должна обеспечивать надежность, качество изготовления конструкции, сохранения первоначальной прочности в реальных условиях эксплуатации.

     П. 5 каждая силовая установка должна быть изготовлена, собрана и

     установлена таким образом, чтобы:    обеспечивалась безопасная

 эксплуатация; имелся доступ для необходимых осмотров и технического обслуживания. Заявитель должен продемонстрировглъ, что каждая комбинация двигателя, выхлопной системы и воздушного винта удовлетворительно функционирует и надежна при эксплуатации в ожидаемых условиях эксплуатации и установленных ограничений.

     П. 8 если двигатель не имеет Сертификата типа, то он должен сертифицироваться в составе ЕЭВС в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Программой.

     П. 9 пригодность и долговечность материалов, использованных для воздушных винтов, должна быть обоснована опытным путем или испытаниями; если воздушный винт не имеет Сертификата типа, то он должен сертифицироваться в составе ЕЭВС в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Программой.

                     Пунктом 1 статьи 67 Воздушного кодекса РФ и п. 2.20 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 31.07.2009    №    128,    установлено,    что    каждое

 гражданское воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию: свидетельство о государственной регистрации; сертификат (свидетельство) эксплуатанта; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации; свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы, подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; список находящихся на борту воздушного судна лиц; в случае если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то КВС должен иметь доверенность в произвольной форме, уполномочивающий его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта - задание на полет, оформленное эксплуатантом.

 В нарушение указанных требований, ответчиком осуществлялись полеты на воздушном судне типа «двухместный подкосный высокоплан», не имеющем сертификата летной годности, в отсутствие судовых документов: свидетельства о государственной регистрации; сертификата (свидетельства) эксплуатанта; сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам); бортового и санитарного журналов; доверенности, уполномочивающей управлять воздушным судном от имени его владельца

 Как показала проверка, Жаров С.В. осуществлял полеты на летательном аппарате, не имея на это прав, так как пилотом он не является в связи со следующим.

 Согласно п. 2.1. Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 12.09.2008 N 147 «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (ФАП), для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции более 115 кг необходимо получить свидетельство пилота.

 В силу п. 2.2. ФАП при выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

 Более того, полеты осуществлялись Жаровым С.В. в нарушение установленного порядка использования воздушного пространства.

 Так, в соответствии со ст. 11 Воздушного кодекса РФ, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещения в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов).

 Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

 На основании п. 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, (далее - Правила), для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома.

 Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

 В силу п. 7 Правил воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.

 Согласно п. 10 Правил, воздушное пространство над территорией Российской Федерации, использованное Жаровым для осуществления полета на летательном аппарате, классифицируется как воздушное пространство класса С, где разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;

             В силу п. 113. Постановления, разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования    воздушного    пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.

                 Согласно п. 114.    Постановления,    разрешение    на    использование

             воздушного пространства в классах А и С не требуется в случае: а) отражения воздушного нападения или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации нарушений государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной полосы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской    Федерации;        пресечения и

 раскрытия преступлений; г) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; д) поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов; е) предотвращения и пресечения нарушений порядка использования воздушного пространства.

 Проверкой, указанных в п. 114 Правил обстоятельств, не установлено. Кроме того, на основании п. 115. Постановления уполномоченные лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства в случаях, указанных в пункте 114 Правил, обязаны немедленно уведомить об этом соответствующие центры Единой системы и органы противовоздушной обороны и принять все необходимые меры для обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Таких сообщений от Жарова не поступало.

 Согласно п. 116. Постановления разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается: для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полетов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков) — во всем воздушном пространстве Российской Федерации; для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве класса С.

 В соответствии с. п.п. 109-112 Постановления, адресование заявок на полеты воздушных судов осуществляют органы ОВД (управления полетами) аэродрома вылета.

 План полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации. План полета воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства класса С. Состав (объем) информации, включаемой в сообщение о плане полета воздушного судна, и правила передачи указанного плана определяются табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации. Сообщение экипажа с борта воздушного судна о плане полета воздушного судна при намерении использования воздушного пространства класса С - не менее чем за 30 минут до входа в воздушное пространство класса С. В районах с высокой плотностью воздушного движения орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) доводит до экипажа воздушного судна условия или ограничения в отношении плана полета воздушного судна, представляемого с его борта. Сообщения о плане полета воздушного судна передачи данных и телеграфных сообщений, с использованием сети Интернет, на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение. Сообщение о представленном плане полета воздушного судна передается не более чем за 5 суток и не менее чем за 1 час до расчетного времени отправления.

 Осуществление незаконных полетов на сверхлегком летательном аппарате заведомо создают опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц в связи с тем, что данный летательный аппарат является источником повышенной опасности.

 Осуществление деятельности по производству полетов лицом, не обладающим необходимыми в сфере гражданской авиации знаниями и навыками, не знакомым с требованиями безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности, требованиями в сфере использования воздушного пространства, на воздушном судне не прошедшем обязательной сертификации, увеличивает эту опасность многократно, в связи с чем с целью исключения нежелательных последствий, требуется применение запретительных мер.

 Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Указанные нормы корреспондируют предусмотренному статьей 12 Гражданского кодекса РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающих угрозу его наступления.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

      Запретить Жарову С. В. осуществлять полеты на принадлежащих ему воздушных судах, над приаэродромными территориями России, в воздушном пространстве класса «С» до устранения указанных ниже недостатков, без получения разрешения от органа обслуживания воздушного движения;

         осуществлять полеты и управлять принадлежащими ему воздушными судами до устранения нарушений закона:

     -    получения удостоверения пилота сверхлегких воздушных судов;

     -    прохождения процедуры государственной регистрации ВС;

     -    получения соответствующего свидетельства о государственной регистрации летательного аппарата в Федеральном агентстве воздушного транспорта;

     -    получения сертификата летной годности на летательный аппарат;

         Осуществлять полеты и управлять иными воздушными судами свыше 115 кг до получения соответствующего удостоверения пилота.

 Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья