ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2021/19 от 04.02.2020 Лесосибирского городского суда (Красноярский край)

24RS0033-01-2019-001920-89

дело №2-40/2020

РЕШЕНИЕ (заочное)

Именем Российской Федерации

04 февраля 2020 года город Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пупковой Е.С.,

при секретаре Шабалиной О.В.,

с участием представителя истца Деревягиной И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-40/2020 по исковому заявлению Администрации города Лесосибирска к Плаксину А.А. о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу в нежилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Лесосибирска обратилась с исковым заявлением о возложении на Плаксина А.А. обязанности в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, препятствующие неограниченному доступу людей в нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый , посредством закрытия наружных дверных и оконных проемов и установлении ограждения земельного участка.

Свои требования мотивирует тем, что в адрес Администрации г. Лесосибирска поступают обращения жителей города, обеспокоенных состоянием нежилого здания с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Плаксину А.А.. Земельный участок с кадастровым , на котором расположено нежилое здание, находится в собственности субъекта РФ – Красноярский край. При визуальном осмотре выявлено, что указанное здание не эксплуатируется, надлежащим образом не огорожено, в связи с чем, имеется беспрепятственный доступ в него посторонних лиц, в том числе, несовершеннолетних детей, использующих здание в качестве мест для игр. Земельный участок захламлен бытовым мусором и другими отходами. Отсутствие эксплуатации и содержания нежилого здания создает опасность причинения вреда в будущем, поскольку является небезопасным для окружающих. Кроме того, здание находится в полуразрушенном состоянии, фасад здания портит внешний облик города, что приводит к нарушению требований, установленных Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Лесосибирска, утвержденными решением Лесосибирского городского Совета депутатов от 24 июля 2012 года №271. Кроме того, отсутствует охрана, ограждение, что создает свободный доступ посторонних лиц к указанному объекту, расположенному в непосредственной близости от жилых домов и социально-значимых объектов: детской игровой площадки, детского сада, школы. Каких-либо документов, заявлений от Плаксина А.А. в адрес истца по вопросам строительства, реконструкции, перепланировки указанного здания не поступало. Собственник здания при прекращении эксплуатации здания, в том числе, в случае утраты (гибели) его как объекта недвижимого имущества, должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Собственник нежилого здания при эксплуатации данного объекта не соблюдает требования норм и правил, чем существенно нарушает законные права и интересы граждан, в том числе, на благополучную среду обитания, санитарно-эпидемиологическое благополучие, обеспечение их безопасности и антитеррористической защищенности. 20 августа 2018 года истцом было направлено обращение в адрес Плаксина А.А. с рекомендациями принять необходимые меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, путем установки ограждений по периметру здания и заколачивания дверных и оконных проемов, либо произвести реконструкцию здания, а также ограничить свободный доступ к территории, прилегающей к зданию. 03 октября 2018 года было направлено обращение в адрес Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края с рекомендациями организовать проверочные мероприятия в целях обеспечения безопасности и оказать содействие в решении данного вопроса. 12 ноября 2018 года получен ответ о принятии решения о проведении внеплановой проверки в отношении сохранности земельного участка с кадастровым , предоставленному ИП ФИО4 по договору аренды. Уведомление о результатах проверки поступило в администрацию г. Лесосибирска 09 января 2019 года. По факту захламления земельного участка краевой собственности Агентством в адрес ИП ФИО4 был направлен акт для исполнения предписания в части соблюдения п.4.2.3 договора аренды (арендатор обязан содержать земельный участок в надлежащем состоянии). 20 мая 2019 года в Агентство было направлено обращение с просьбой сообщить о принятых ФИО4 мерах по приведению земельного участка с кадастровым в надлежащее состояние и сроках исполнения в связи с проведенной внеплановой проверкой, а также о принятых мерах относительно объекта недвижимости с кадастровым , находящегося на указанном земельном участке. 10 июня 2019 года в Администрацию г. Лесосибирска поступил ответ о том, что Плаксин А.А. уведомил Агентство об ограждении земельного участка и частичном вывозе бытового мусора. 20 мая 2018 года в адрес Плаксина А.А. было направлено повторное обращение с требованием принять необходимые меры по ограничению несанкционированного доступа людей в здание через дверные и оконные проемы, либо произвести реконструкцию здания, а также меры по приведению здания в состояние, соответствующее требованиям Правил, в течение двух недель со дня получения письма. Ответа на данное обращение не поступило. Распоряжением Администрации города от 01 августа 2019 года №852-р назначено проведение осмотра объектов недвижимого имущества по адресу: <адрес>. По результатам осмотра был составлен акт осмотра объектов недвижимого имущества от 05 августа 2019 года. При осмотре установлено: здание частично огорожено металлическим и деревянным забором, конструкции забора непрочные, имеется наклон в сторону здания, двери и окна не заколочены, стекла в окнах разбиты, в здание и на земельный участок имеется свободный доступ, земельный участок захламлен строительным мусором. В условиях неограниченного доступа на территорию земельного участка и нежилого здания может быть причинен вред жизни и здоровью граждан.

Представитель истца Администрации города Лесосибирска Деревягина И.И., действующая на основании доверенности №68 от 26 июля 2019 года (сроком действия один год) (л.д.68), на удовлетворении исковых требований настаивала, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что Плаксин А.А. обращался в Администрацию города Лесосибирска о заключении мирового соглашения, однако впоследствии не явился.

Ответчик Плаксин А.А., о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении суду не представил.

В соответствии с положениями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно части 1 статьи 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

В этой связи, полагая, что ответчик, не приняв мер к явке в судебное заседание, определил для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, а также требований статей 167, 233 ГПК РФ, рассмотрел дело в его отсутствие в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица - Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, третье лицо Плаксин А.В., о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении суду не представили.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.

Заслушав представителя истца Деревягину И.И., исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно пунктом 8 части 3 статьи 8 Градостроительского кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (часть 1 статьи 36 указанного ФЗ).

Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно части 1 статьи 55.25 Градостроительского кодекса РФ, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В судебном заседании установлено, что по договору аренды №08-АЗ-1906 находящегося в государственной собственности Красноярского края земельного участка от 17 июля 2018 года, Красноярский край в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края предоставил индивидуальному предпринимателю ФИО4 в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 1731 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: предпринимательство, адрес: <адрес>. На участке расположен объект недвижимости, принадлежащий ИП ФИО4 на праве собственности: нежилое здание (гараж) с кадастровым номером , общей площадью 842,4 кв.м., местоположение: <адрес>. Срок действия договора с 18 декабря 2017 года по 17 декабря 2066 года (л.д.85-87).

Дополнительным соглашением от 08 ноября 2018 года, к договору аренды от 17 июля 2018 года № 08-АЗ-1906, указанный земельный участок предоставлен Плаксину А.А. (л.д.88-89), что также подтверждается выпиской из ЕГРН от 23 августа 2019 года (л.д.46-48).

Согласно выписке из ЕГРН от 23 августа 2019 года нежилое здание с кадастровым номером , площадью 842,4, адрес (местоположение): <адрес>, принадлежит Плаксину А.А. (л.д.49-50).

Жильцы <адрес> обратились с заявлением к главе Администрации г. Лесосибирска с просьбой обезопасить жизнь, сохранить имущества, поскольку нежилое здание находится в разобранном и аварийном состоянии, никем не охраняется (л.д.7-8).

Администрацией города Лесосибирска в адрес прокурора г. Лесосибирска направлено обращение о принятии мер прокурорского реагирования в отношении Плаксина А.А. (л.д.10).

Согласно ответу и.о. прокурора г. Лесосибирска ФИО6 на обращение Администрации города Лесосибирска предложено в рамках имеющихся полномочий организовать проверочные мероприятия (л.д.11).

20 августа 2018 года Администрацией города Лесосибирска в адрес ответчика Плаксина А.А. было направлено обращение о принятии необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здание, путем установки ограждений по периметру здания и заколачивания дверных и оконных проемов, либо произвести реконструкцию здания, а также ограничить доступ к территории, прилегающей к зданию (л.д.12-13).

03 октября 2018 года Администрацией города Лесосибирска в адрес Руководителя Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края было направлено обращение об организации проверочных мероприятий (л.д.14-15, 90).

Согласно ответу руководителя Агентства от 08 ноября 2018 года принято решение о проведении внеплановой проверки в отношении сохранности земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Красноярского края (л.д.16).

Приказом Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края №09-883-п от 15 октября 2018 года, решено провести выездную внеплановую проверку использования по назначению и сохранности земельного участка с кадастровым номером , площадью 1731 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, установлен срок проведения проверки 45 рабочих дней, дата окончания проверки 20 декабря 2018 года (л.д.17-18).

Согласно акту №09-05/119 проверки использования по назначению и сохранности земельного участка с кадастровым номером площадью 1731 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в ходе проверки было установлено, что земельный участок захламлен строительным мусором и другими бытовыми отходами. На момент проверки нежилое здание визуально находится в неудовлетворительном состоянии (отсутствуют оконные проемы, двери, захламлен бытовым мусором), не используется (л.д.91-92).

Согласно ответу руководителя Агентства от 06 декабря 2018 года в ходе внеплановой проверки, установлено, что земельный участок с кадастровым номером предоставлен ИП ФИО4. На момент проверки земельный участок захламлен строительным мусором и другими бытовыми. По факту захламления земельного участка краевой собственности в адрес ИП ФИО4 был направлен акт для исполнения предписания (л.д.19-20).

28 декабря 2018 года Агентством в адрес ФИО4 направлено обращение о принятии мер по приведению земельного участка в надлежащее состояние (л.д.21,93).

20 мая 2019 года Администрацией города Лесосибирска в адрес Плаксина А.А. направлено обращение о принятии необходимых мер по ограничению несанкционированного доступа людей в здание через дверные и оконные проемы, либо произвести реконструкцию здания, а также меры по приведению здания в состояние, соответствующее требованиям (л.д.26).

30 мая 2019 года Агентством в адрес Плаксина А.А. направлено обращение о принятии мер по исполнению предписаний по акту проверки в полном объеме в срок до 01 июля 2019 года (л.д.25,96).

Распоряжением Администрации города Лесосибирска №852-р от 01 августа 2019 года, постановлено провести осмотр объектов недвижимого имущества по адресу: <адрес>, в срок до 07 августа 2019 года (л.д. 30-45).

Согласно акту осмотра объектов недвижимого имущества от 05 августа 2019 года, проведен осмотр объектов недвижимого имущества по адресу: <адрес>. При осмотре установлено: здание частично огорожено металлическим и деревянным забором, конструкции забора непрочные, имеется наклон в сторону здания, двери и окна не заколочены, стекла в окнах разбиты, в здание и на земельный участок имеется свободный доступ, земельный участок захламлен строительным мусором (л.д.34), что подтверждается фототаблицей (л.д.35-45).

Учитывая, что нежилое здание принадлежит на праве собственности ответчику Плаксину А.А. и, исходя из установленных обстоятельств, суд полагает, что заявленные истцом требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу положений части 1 статьи 103 ГПК РФ, статьи 50, п. 2 статьи 61.1 и п. 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ в связи с удовлетворением требования неимущественного характера с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой в силу закона освобожден истец.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации города Лесосибирска к Плаксину А.А. о возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу в нежилое помещение, удовлетворить.

Обязать Плаксина А.А. в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия, препятствующие неограниченному доступу людей в нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый .

Взыскать с Плаксина А.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Е.С. Пупкова