ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-205/18ГОДАИЗГОТОВ от 27.08.2018 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-205/2018 года изготовлено в окончательной форме 27 августа 2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Осташков 20 августа 2018 года

Осташковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,

при секретаре Галаховой Ю.С.,

с участием прокурора Архангельского М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» об обязании устранить нарушения, выразившиеся в безлицензионном осуществлении деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности, путем принятия мер по подготовке материалов для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности, либо прекращения деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» об обязании устранить нарушения, выразившиеся в безлицензионном осуществлении деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности, путем принятия мер по подготовке необходимых материалов для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности и представления данных материалов в Управление Росприроднадзора по Тверской области для рассмотрения, либо прекращения деятельности по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности, ссылаясь на то, что в нарушение ст.ст.2,9,17,18,42,71 Конституции РФ, ст.ст.5, 9 ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.30 ч.1 ст.12 ФЗ от 4.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 3, 5, п.1 ст.11, 30, 56 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ООО УК «ДЕЗ Осташков» осуществляется деятельность по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности с 48 площадок для складирования ТБО по договору управления многоквартирными домами в отсутствие соответствующей лицензии на осуществление данного вида деятельности, при этом денежные средства с населения за оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО взимаются до настоящего времени. Указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию человека, не могут гарантировать безопасность существования и использования объектов размещения отходов.

Определением Осташковского городского суда Тверской области от 8.06.2018 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по делу привлечено ООО «Универсал Н» (том 1 л.д.94-95).

Определением Осташковского городского суда Тверской области от 6.08.2018 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по делу привлечено ООО «Трансснаб» (том 1 л.д.173-174).

В судебном заседании прокурор Архангельский М.В. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в заявлении.

Материальный истец-Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области в установленном порядке извещен о времени и месте рассмотрения дела (том 1 л.д.181,183), в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда (том 1 л.д.175), своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки представителя суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя, либо об обязательном участии представителя в судебном заседании не заявлял, поэтому на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом без участия представителя материального истца.

Ответчик-ООО УК «ДЕЗ Осташков» - в установленном порядке извещен о времени и месте рассмотрения дела (том 1 л.д.180), в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда (том 1 л.д.175), своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки представителя суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя, либо об обязательном участии представителя в судебном заседании не заявлял, поэтому на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом без участия представителя ответчика. В ранее представленном отзыве исковые требования не признал и пояснил, что ООО УК «ДЕЗ Осташков» во исполнение заключенных с собственниками помещений в многоквартирных домах договоров управления и содержания осуществляет деятельность по вывозу бытовых отходов от многоквартирных домов. Для этих целей организацией ООО УК «ДЕЗ Осташков» с компанией ООО «Универсал Н», имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, как того требует п.30 ст.12 ФЗ от 4.05.2011 года №99-ФЗ, были заключены договоры от 1.07.2016 года на размещение бытовых отходов и на транспортировку отходов. В рамках заключенных договоров ООО «Универсал Н» осуществляет работы по сбору (вывозу), транспортированию отходов IV-V классов опасности от многоквартирных домов, находящихся в эксплуатации ООО УК «ДЕЗ Осташков». В соответствии с заключенными договорами и выполняемыми работами ООО «Универсал Н» регулярно выставляются счета, которые оплачивались ответчиком, о чем свидетельствуют платежные поручения. Таким образом, ООО УК «ДЕЗ Осташков» не требуется получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Наличие в штате организации ООО УК «ДЕЗ Осташков» водителей и соответствующего транспорта, что не запрещено законом, на безлицензионное осуществление деятельности по вывозу мусора не указывает. Также указал на неверную оценку Осташковской межрайонной прокуратурой обстоятельств дела и несоответствие действительности заявленных требований.

Третье лицо - ООО «Универсал Н» - в установленном законом порядке извещенное о времени и месте слушания дела ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, возражений против иска не представило. В ранее направленном в суд письменном отзыве указало, что ООО «Универсал Н» на основании лицензии от 5.08.2016 года и договоров с ООО УК «ДЕЗ Осташков» от 1.07.2016 года осуществляет транспортировку и размещение отходов (том 1 л.д.104-105, 186). На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Третье лицо- ООО «Трансснаб» - в установленном порядке извещен о времени и месте рассмотрения дела (том 3 л.д.60), в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда (том 1 л.д.175), своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки представителя суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя, либо об обязательном участии представителя в судебном заседании не заявлял, поэтому на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом без участия представителя третьего лица.

Третье лицо - Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области - поддержало требования прокурора, о чем представило письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое удовлетворено судом на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ ( том 1 л.д.73, том 3 л.д.59).

Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования Осташковского межрайонного прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее ФЗ "Об охране окружающей среды") и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Пунктом 1 ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

При этом, объектом размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления").

В силу ст.30 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Статьями 2, 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

По делу установлено, что в ходе проведения Осташковской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлены нарушения деятельности ООО УК «ДЕЗ Осташков», выразившиеся в безлицензионном осуществлении деятельности по сбору и транспортированию отходов. ООО УК «ДЕЗ Осташков» создано 7.08.2013 года. Основным видом деятельности ответчика является управление и эксплуатация жилого и нежилого фонда, в том числе оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту жилого и нежилого фонда, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей и инженерного оборудования жилого и нежилого фонда, уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории, предоставление коммунальных услуг. П. 2.2 Устава ООО УК «ДЕЗ Осташков» установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). ООО УК «ДЕЗ Осташков» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а именно сбор, транспортирование твердых коммунальных отходов IV-V класса опасности. Согласно заключенным договорам управления многоквартирными домами ООО УК «ДЕЗ Осташков» выполняет работы по обеспечению вывоза бытовых отходов и крупногабаритного мусора, а также уборку контейнерных площадок. По состоянию на 1.01.2018 год ООО УК «ДЕЗ Осташков» определено 48 площадок для складирования ТБО, на которых установлено 115 контейнеров объемом 0,75 м? и 22 контейнера объемом 8 м?. Сведения о наличии у ООО УК «ДЕЗ Осташков» лицензии на сбор и транспортировку отходов IV класса опасности отсутствуют (том 1 л.д.13-14, 15-16, 19-20, 21, 22-31).

Из объяснений генерального директора ООО УК «ДЕЗ Осташков» Ф.И.О.2 от 23.04.2018 года следует, что управляющей компанией осуществляется деятельность по обращению с отходами производства и потребления, а именно сбор, транспортирование твердых коммунальных отходов 4-5 классов опасности. Согласно заключенным договорам управления многоквартирными домами управляющая компания выполняет работы по обеспечению вывоза бытовых отходов и крупногабаритного мусора от многоквартирных домов, а также уборку контейнерных площадок. 01.07.2016 года между ООО УК «ДЕЗ Осташков» и ООО «Универсал Н» заключен договор на размещение твердых бытовых отходов на полигоне ТБО со сроком действия до 1.07.2018 года. Согласно договору ООО УК «ДЕЗ Осташков» сдает и оплачивает, а ООО «Универсал Н» принимает твердые отходы производства и потребления 4-5 класса и размещает их на полигоне ТБО г.Кувшиново, как неуплотненные отходы в лимитированных объемах до 2000 м? в месяц. Отходы доставляются на полигон ТБО автотранспортом, принадлежащим ООО УК «ДЕЗ Осташков» на основании договора аренды. До настоящего времени ООО УК «ДЕЗ Осташков» занимается сбором и транспортировкой отходов, которые вывозятся на полигон ТБО в г.Кувшиново. Лицензия на сбор и транспортировку отходов у ООО УК «ДЕЗ Осташков» отсутствует, меры по получению лицензии не принимаются в связи с отсутствием регионального оператора на территории Тверской области. У водителей, осуществляющих сбор и транспортировку отходов, пройдено соответствующее обучение (том 1 л.д.17-18).

Согласно свидетельствам от 13.04.2018 года водителями ООО УК «ДЕЗ Осташков» пройдена подготовка по программе: «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I-IV класса опасности» (том 1 л.д.43-44)

ООО УК «ДЕЗ Осташков» в адрес ООО «Универсал Н» направлен перечень отходов, подлежащих транспортированию и размещению на полигоне (городской свалке) ТБО, в которые входят отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) – код по ФККО 73111001724, класс опасности IV и отходы крупногабаритные – код по ФККО 73111002215, класс опасности V (том 1 л.д.45)

1.07.2016 года между ООО «Универсал Н» (Исполнитель) и ООО УК «ДЕЗ Осташков» (Заказчик) заключен договор на размещение твердых бытовых отходов по условиям которого Заказчик сдает и оплачивает, а Исполнитель принимает твердые отходы производства и потребления 4-5 класса опасности и размещает их на полигоне ТБО г.Кувшиново, как неуплотненные отходы в лимитированных объемах до 2000 м? в месяц. Согласно п.1.2 договора Заказчик самостоятельно доставляет твердые отходы производства и потребления на городскую свалку ТБО г.Кувшиново. Срок действия договора с 1.07.2016 года по 30.09.2016 года. Дополнительным соглашением от 29.12.2017 года к данному договору срок действия продлен до 1.07.2018 года, при этом условия договора от 1.06.2016 года настоящим дополнительным соглашением не затронуты (том 1 л.д.46-49,50)

Согласно ответу №45 от 13.04.2018 года ООО УК «ДЕЗ Осташков» в адрес ООО «Универсал Н» предоставлена документация, указанная в п.3.1 договора на размещение твердых бытовых отходов за исключением паспорта отходов, который со слов Заказчика находится на оформлении. Отходы ООО УК «ДЕЗ Осташков», размещенные на городской свалке отходов: отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) – код по ФККО 73111001724, класс опасности IV и отходы крупногабаритные – код по ФККО 73111002215, класс опасности V. Автотранспорт используемый для вывоза отходов – мусоровоз МКМ -33007 на шасси МАЗ-63123В3-427-010 г.н. и мусоровоз портальный КО-440А г.н. . Объем вывезенных отходов за 2017-2018 год составляет 13758 м?. Оплата ООО УК «ДЕЗ Осташков» по состоянию на 1.04.2018 год произведена не в полном объеме (том 1 л.д.51-52)

По договору аренды транспортного средства от 1.12.2017 года МУП «АТП» МО «Осташковский район» (Арендодатель) передает, а ООО УК «ДЕЗ Осташков» (Арендатор) принимает в срочное возмездное владение и пользование транспортное средство: мусоровоз КО-440А г.н. на срок с 1.12.2017 года по 30.05.2018 года. Согласно п.3.2.5 договора Арендатор обязуется не сдавать арендованное транспортное средство в субаренду (том 1 л.д.53-56)

2.02.2018 года между Ф.И.О. (Арендодатель) и ООО УК «ДЕЗ Осташков» (Арендатор) заключен договор аренды транспортного средства без экипажа №1 по условиям которого Арендодатель предоставляет Арендатору за плату во временное владение и пользование транспортное средство МКМ-33007 на шасси МАЗ-6312В3-427-010 г.н., а Арендатор обязуется принять транспортное средство и уплачивать Арендодателю арендную плату. Срок действия договора с 2.02.2018 года по 31.01.2019 года. Согласно п.6.4 договора Арендатор не вправе без письменного согласия Арендодателя сдавать автомобиль в субаренду (том 1 л.д.61-65)

Согласно списку в ООО УК «ДЕЗ Осташков» на 1.01.2018 года 48 площадок для складирования ТБО (том 1 л.д.66)

По договору на транспортировку отходов от 1.07.2016 года ООО «Универсал Н» (Исполнитель) принимает на себя обязательства по оказанию услуг по сбору (вывозу), транспортированию отходов 4-5 классов опасности от многоквартирных домов, находящихся в эксплуатации ООО УК «ДЕЗ Осташков» (Заказчика), согласно заявке, в ежемесячном объеме 2000 м?. Транспортировка отходов согласно п.1.2 договора осуществляется по заявке Заказчика оформленной не позднее чем за 1 день до даты предполагаемого вывоза отходов через диспетчера Исполнителя. Дополнительным соглашением от 28.12.2017 года к договору на транспортировку отходов от 1.06.2017 года срок действия продлен до 1.07.2018 года (том 1 л.д.84-89, 90)

1.07.2016 года ООО УК «ДЕЗ Осташков» (Аредодатель) и ООО «Универсал Н» (Арендатор) заключили договор аренды транспортного средства с экипажем №11 МАЗ-6312В3-427-010 г.н. до 30.09.2016 года (том 1 л.д.106-110)

Из лицензии (69) от 5.08.2016 года следует, что ООО «Универсал Н» бессрочно имеет право на осуществление лицензируемой деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности (том 1 л.д.127-132)

1.06.2018 года между ООО «Трансснаб» (Исполнитель) и ООО УК «ДЕЗ Осташков» заключен договор -аб на оказание услуг по сбору, транспортированию к местам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I-IV, V класса опасности по условиям которого Исполнитель обязуется по заявкам Предприятия оказать/выполнить комплекс услуг/работ по приему и вывозу отходов производственной деятельности Заказчика согласно приложению к договору. Срок действия договора до 31.05.2019 года. При этом в приложении к договору отсутствуют отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) – код по ФККО 73111001724, класс опасности IV и отходы крупногабаритные – код по ФККО 73111002215, класс опасности V (том 1 л.д.136-139,140).

19 августа 2016 года ООО «Трансснаб» получена лицензия (69) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов I-IV класса опасности. Приложение к лицензии отсутствует (том 1 л.д.141).

23.04.2018 года постановлением и.о. Осташковского межрайонного прокурора Лебедевым А.Г. возбуждено производств об административном правонарушении в отношении ООО УК «ДЕЗ Осташков» по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, а именно осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна. Замечаний на постановление не поступило. (том 1 л.д.167-170)

23.04.2018 года и.о. Осташковского межрайонного прокурора Лебедевым А.Г. в адрес Арбитражного суда Тверской области направлено заявление о привлечении ООО УК «ДЕЗ Осташков» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (том 1 л.д.162-166)

Решением Арбитражного суда Тверской области от 28.06.2018 года ООО УК «ДЕЗ Осташков» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб. (том 1 л.д.143)

Согласно договору на предоставление медицинских услуг от 1.01.2018 года ООО «ПаркТурСервис» (Исполнитель) принимает на себя обязательство проводить предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей транспортных средств ООО УК «ДЕЗ Осташков», являющегося Заказчиком услуг (том 1 л.д.145-146)

Приказом от 15.05.2018 года о согласовании договоров аренды МУП «Осташковское АТП» Осташковского городского округа разрешено заключить договор аренды транспортного средства мусоровоза КО-440А р.н. с МУП «МКХ» сроком до 15.06.2018 года (том 1 л.д.154)

16.05.2018 года между МУП «Осташковское АТП» Осташковского городского округа и МУП «МКХ» заключен договор аренды транспортного средства мусоровоз КО-440А р.н. до 15.06.2018 года (том 1 л.д.155-157)

Между МУП «МКХ» (Арендодатель) и ООО УК «ДЕЗ Осташков» (Арендатор) дата не указана заключен договор аренды транспортного средства мусоровоза КО-440А р.н. до 15.06.2018 года. Арендатор обязуется не сдавать арендованное транспортное средство в субаренду (том 1 л.д.158-160)

Согласно квитанциям, путевым листам за январь 2017 года (том 1 л.д.193-201, 202-217), за февраль 2017 года (том л.д.221-229, 230-248), за март 2017 года (том 2 л.д.3-11, 12-32), за апрель 2017 года (том 2 л.д.35-37, 38-49), за май 2017 года (том 2 л.д.52-54, 55-66), за июнь 2017 года (том 2 л.д.69-71, 72-83), за июль 2017 года (том 2 л.д.86-88, 89-100), за август 2017 года (том 2 л.д.103-105, 106-117), за сентябрь 2017 года (том 2 л.д.121-122, 123-134), за октябрь 2017 года (том 2 л.д.137-138, 139-150), за ноябрь 2017 года (том 2 л.д.153-154, 155-166), за декабрь 2017 года (том 2 л.д.169-170, 171-182), за январь 2018 года (том 2 л.д.186-191, 192-216), за февраль 2018 года ( том 2 л.д.220-225, 226-248), за март 2018 года (том 3 л.д.3-7, л.д.8-33), за апрель 2018 года (том 3 л.д.35-36, л.д.37-48) водителем мусоровоза МАЗ-6312В3-427-010 МКМ-33007 г.н.з Ф.И.О.1 - работником ООО УК «ДЕЗ Осташков» осуществлялся вывоз ТБО в г.Кувшиново, прием осуществлялся ООО «Универсал Н».

По актам от 31.01.2018 года (том 3 л.д.50), от 28.02.2018 года (том 3 л.д.51), от 30.03.2018 года (том 3 л.д.52) ООО УК «ДЕЗ Осташков» выполнены услуги в полном объеме по предоставлению в аренду ООО «Универсал Н» транспортного средства, а последним данные услуги оплачены в полном объеме.

Из выкопировки журнала учета ООО «ПаркТурСервис» за июль и август 2018 года следует, что водитель мусоровоза МАЗ-6312В3-427-010 МКМ-33007 г.н.з Ф.И.О.1, являющийся работником ООО УК «ДЕЗ Осташков» и осуществляющим вывоз ТБО ежедневно проходил предрейсовый медицинский осмотр (том 3 л.д.54-57).

Таким образом, по делу установлено, что ООО УК «ДЕЗ Осташков» осуществляется деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности. При этом лицензия на осуществление данного вида деятельности у общества отсутствует, что не оспаривалось сторонами.

Возражая против требований прокурора ООО УК «ДЕЗ Осташков» ссылалось на заключение договора с ООО «Универсал Н» и в дальнейшем с ООО «Трансснаб» по сбору и транспортированию отходов, что противоречит имеющимся в деле квитанциям, путевым листам и журналу учета о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителей ООО УК «ДЕЗ Осташков», согласно которым водителем Общества на транспортном средстве последнего осуществлялся сбор, транспортирование и размещение отходов до полигона ТБО в г.Кувшиново. При этом транспортные средства, принадлежащие ООО УК «ДЕЗ Осташков» по договору аренды не могут быть в силу условий данного договора переданы в субаренду иным лицам.

Принимая во внимание, что при отсутствии требуемой в силу закона лицензии, сбор, транспортирование, размещение ответчиком ООО УК «ДЕЗ Осташков» отходов IV класса опасности нарушает интересы неограниченного круга лиц, противоречит закону, суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора об обязании ООО УК «ДЕЗ Осташков» устранить нарушения, выразившиеся в безлицензионном осуществлении деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов IV классов опасности путем принятия мер по получению лицензии на осуществление указанной деятельности.

В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Судом установлено, что деятельность ответчика по сбору, транспортировке и размещению отходов производства и потребления, осуществляемая в отсутствие лицензии, нарушает действующее законодательство и может причинить вред окружающей природной среде.

Однако необходимо учесть положение абз. 2 п. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, согласно которому суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Как следует из разъяснений п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" суд вправе отказать в иске об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (абзац 2 пункта 2 статьи 1065 ГК РФ).

Судом установлено, что прекращение деятельности ООО УК «ДЕЗ Осташков» по сбору, транспортировке отходов производства и потребления недопустимо, так как повлечет нарушение санитарно-эпидемиологической обстановки Осташковского городского округа. Доказательств обратного прокурором суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что прекращение деятельности ООО УК «ДЕЗ Осташков» по сбору и транспортировке отходов в г. Осташкове очевидно будет противоречить общественным интересам, поскольку повлечет существенное нарушение санитарных правил и норм о регулярном вывозе бытовых отходов и уличного мусора, скапливающихся на территории населенного пункта (СанПиН 42-128-4690-88), а следовательно и прав жителей г. Осташкова на благоприятную окружающую среду (ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). В связи с чем требования Осташковского межрайонного прокурора в части прекращения деятельности ООО УК «ДЕЗ Осташков» по сбору и транспортировке отходов удовлетворению не подлежат.

Ч.1 ст.45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию в деле каждого жителя Осташковского городского округа, чьи права нарушены, Осташковский межрайонный природоохранный прокурор правомочен в силу ч.1 ст.45 ГПК РФ обратиться с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со ст.5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека.

В качестве материального истца по данному делу участвует Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области в интересах которого также заявлен прокурором настоящий иск, поскольку в соответствии с п.4.1.6 Положения об Управлении федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 года №490, Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов)

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Осташковского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» устранить нарушения, выразившиеся в безлицензионном осуществлении деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности путем принятия мер по подготовке необходимых материалов для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, размещению отходов IV класса опасности и предоставления указанных материалов в Управление Росприроднадзора по Тверской области в установленном порядке.

В остальной части иск прокурора оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме-27 августа 2018 года.

Федеральный судья: В.Л. Ежелый.