25RS0004-01-2019-004643-28
Дело № 2-2076/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2020 года Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего судьи А.О. Семенцова, при секретаре Ю.А. Зюзь, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Владивостока в защиту интересов неопределенного круга лиц к ПАО «Дальприбор» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Советского района г. Владивостока обратился в суд с иском к ПАО «Дальприбор» о возложении обязанности. В иске указал, что прокуратурой Советского района г. Владивостока по обращению начальника Управления по ДФО Центра охраны объектов промышленности ФГУП «Охрана» Росгвардии проведена проверка соблюдения ПАО «Дальприбор» требований законодательства о противодействии терроризму на объекте (территории) промышленности.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 № 96 и Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 03.07.2015 № 1828 ПАО «Дальприбор» включен в перечень организаций, входящих в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Согласно п. 3.4.1 Устава ПАО «Дальприбор», утвержденного решением годового общего собрания акционеров ОАО «Дальприбор» 28.06.2016, общество осуществляет разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, средств измерения военного назначения. Пунктами 3.4.2, 3.4.13 Устава установлено, что общество проводит работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также разработку и осуществление мероприятий по защите государственной тайны, хранение и транспортирование грузов, в том числе вооружения и военной техники.
Также установлено, что ПАО «Дальприбор» в рамках реализации контрактов государственного оборонного заказа осуществляется изготовление различных изделий, в том числе: буй авиационный радиогидроакустический (РГБ-41) – предназначен для обнаружения движущихся подводных объектов по создаваемым ими акустическим сигналам и ретрансляция этих сигналов на борт носителя приема и ретрансляция сигналов радиолокационной станции носителя; буй авиационный радиотелеметрический (РТБ-93) – предназначен для вертикального измерения скорости звука в морской воде на глубинах от 1 до 400 метров и передачи измеренной информации по радиоканалу на борт воздушного судна.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что деятельность ПАО «Дальприбор» в рамках исполнения государственного оборонного заказа непосредственно связана с изготовлением военной техники и её основных частей промышленного назначения. Таким образом, на ПАО «Дальприбор» распространяются Требования к антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 № 1413, в том числе требования, касающиеся необходимости вооруженной охраны объекта (территории) войсками национальной гвардии РФ и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии РФ с использованием боевого ручного стрелкового оружия.
Между тем, установлено, что функция охраны ПАО «Дальприбор» возложена на отдел режима и охраны ПАО «Дальприбор», осуществляющий свои функции на основании Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме на территории ПАО «Дальприбор», утвержденного приказом генерального директора ПАО «Дальприбор» от 01.12.2016 № 707-П.
Пунктом 1.3 Положения установлено, что требования Положения направлены на предотвращение несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию, в здания и помещения; предотвращения несанкционированного выноса (вноса) и вывоза (ввоза) с территории имущества, оборудования и других материальных ценностей. Пунктами 2.1, 2.2 Положения установлено, что пропуск работников, автотранспорта, грузов и иного имущества на территорию (с территории) объекта осуществляется через контрольно-пропускные пункты. Пропуск на территорию ПАО осуществляется автоматически через турникеты и шлагбаумы контрольно-пропускных пунктов. Из содержания п. 3.1 Положения следует, что все работники ПАО «Дальприбор» обязаны знать и выполнять требования внутриобъектового режима.
Установлено, что 28.04.2017 между ФГКУ «Управление вневедомственной охраны УМВД России по Приморскому краю» и ПАО «Дальприбор» заключен договор № 4167/1, предусматривающий способ охраны – выезд группы задержания по сигналу экстренного вызова. Вместе с тем, заключение указанного договора не может свидетельствовать об обеспечении в достаточной мере надлежащего уровня безопасности деятельности и антитеррористической защищенности предприятия ПАО «Дальприбор», включенного в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, поскольку исполнение обязательств по договору со стороны ФГКУ «Управление вневедомственной охраны УМВД России по Приморскому краю» фактически выражается в направлении на объект группы задержания при срабатывании средств тревожной сигнализации, в связи с невозможностью использования работниками ПАО «Дальприбор» специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемом объекте, а также вне охраняемого объекта при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемом объекте, что ставит под угрозу безопасность на объекте ПАО «Дальприбор», в том числе в части пресечения преступлений и административных правонарушений на охраняемом объекте и как следствие жизнь и здоровье лиц, находящихся на объекте.
В ходе ранее проведенных проверочных мероприятий прокуратурой Советского района г. Владивостока в деятельности ПАО «Дальприбор» выявлены указанные нарушения требований действующего законодательства, в связи с чем прокуратурой района 18.07.2018 генеральному директору ПАО «Дальприбор» внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое до настоящего времени не исполнено.
Охрана ПАО «Дальприбор» в нарушение п.п. 21, 23 Требований к антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 № 1413, войсками национальной гвардии РФ и (или) организациями, находящимися в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, в соответствии с законодательством РФ не организована, что является нарушением антитеррористического законодательства. Кроме того, согласно пп. «б» п. 45 Требований к средствам инженерной защиты объекта относятся противотаранные устройства и устройства ограничения скорости движения транспортных средств.
В соответствии с п. 25 Приложения к Требованиям антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности (Требования к средствам инженерной защиты объектов (территорий) и применяемых на объектах (территориях) техническим средствам охраны контрольно-пропускные пункты (посты охраны) для исключения вероятного прорыва нарушителя с пользованием транспортных средств подъезды (дороги, участки местности) к периметру объекта (территории) и (или) контрольным пропускным пунктам (постам охраны), через которые может быть совершен прорыв транспортных, оборудуются противотаранными и иными заградительными сооружениями. Однако в нарушение приведенных требований законодательства КПП № 2 ПАО «Дальприбор» не оборудован противотаранными и иными заградительными сооружениями, исключающими вероятность прорыва нарушителя с пользованием транспортных средств.
Согласно п. 8 Приложения дополнительное ограждение устанавливается вверху и внизу основного ограждения для затруднения преодоления основного ограждения нарушителем. Верхнее дополнительное ограждение устанавливается на все виды основного ограждения и представляет собой специализированное унифицированное противоперелазное козырьковое заграждение на основе изделий из армированной колючей ленты в виде спирального (или плоского) барьера безопасности. Нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа устанавливается под основным ограждением с заглублением в грунт не менее чем на 0,3 – 0,5 метра и выполняется в виде бетонированного цоколя и сварной решетки, изготовленной из прутков арматурной стали диаметром не менее 16 мм., сваренных в перекрестиях и образующих ячейки размером не более 150 мм. на 150 мм. Однако в нарушение приведенных требований законодательства на всем протяжении основного ограждения ПАО «Дальприбор» отсутствует нижнее дополнительное ограждение из прутков армированной стали.
В соответствии с п. 23 Приложения для осмотра транспорта на контрольно-пропускном пункте оборудуются смотровые площадки, эстакады, а для осмотра железнодорожного и крупногабаритного автотранспорта, вышки с площадками. В нарушение данных требований законодательства на территории ПАО «Дальприбор» отсутствуют смотровые площадки для осмотра транспорта, а также вышки с площадками для осмотра крупногабаритного автотранспорта.
Выявленные нарушения влекут в свою очередь нарушения прав работников ПАО «Дальприбор» на защищенность от террористического акта, а также создают опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо преступления иных тяжких последствий, угрозу дестабилизации деятельности организации оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, отсутствие государственной ведомственной охраны нарушает действующее законодательство в области защиты государственной тайны, результате чего возникает угроза утраты сведений составляющих государственную тайну, что может повлечь значительный ущерб для обороноспособности государства и причинить ущерб продукции, выпускаемой в рамках государственного оборонного заказа.
На основании изложенного и уточнив исковые требования, прокурор Советского района г. Владивостока просит суд обязать ПАО «Дальприбор» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: разработать и согласовать в установленном законом порядке паспорт объекта (территории) предприятия промышленности, подлежащего антитеррористической защите, находящегося в ведении Министерства промышленности и торговли РФ – ПАО «Дальприбор» в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 № 1413; обеспечить установку под основным ограждением ПАО «Дальприбор» <адрес>, расположенным по периметру объекта, нижнего дополнительного ограждения исполненного с заглублением не менее чем на 0,3-0,5 м., выполненного в виде бетонированного цоколя и сварной решетки, изготовленной из продуктов арматурной стали не менее 16 мм., сваренных в перекрестиях и образующих ячейки размером не более 150 х 150 мм.
В судебном заседании прокурор Коваль С.И. поддержал уточненные исковые требования, пояснил, что до настоящего времени выявленные нарушения в полном объеме не устранены. Категорирование предприятия проведено, присвоена низкая категория, в связи с чем ПАО «Дальприбор» не подлежит обязательной охране Росгвардией.
Представитель ответчика Макарова Е.П. возражала против удовлетворения иска, пояснила, что информация о включении ПАО «Дальприбор» в перечень организаций, подлежащих антитеррористической защите не была доведена до предприятия. С того момента, как предприятие узнало об этом, срок исполнения обязанностей по категорированию, паспортизации не истек. ПАО «Дальприбор» приняты меры для исполнения требований к антитеррористической защищенности, категорирование осуществлено, паспорт находится на согласовании, договор на осуществление противоподкопных сооружений заключен.
Представитель третьих лиц Управления Росгвардии по Приморскому краю и ФГКУ «УВО ВНГ по Приморскому краю» Кошман Н.В. оставила решение спора на усмотрение суда.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.п. 4, 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 № 1413 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности. Настоящие требования определяют порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и являющихся критически важными, стратегическими, режимными, опасными производственными объектами (территориями), за исключением объектов (территорий), которые относятся к военным объектам ВС РФ, объектам (территориям) ракетно-космической промышленности и объектам (территориям) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», с учетом важности и значимости этих объектов (территорий) для интересов страны. Перечень объектов (территорий) определяется Министерством промышленности и торговли РФ.
Как указано в пп. «а» п. 45, п. 59 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 № 1413, к средствам инженерной защиты объекта относятся: инженерные средства и сооружения для ограждения периметра, локальных охраняемых зон и отдельных участков объекта (территории) (пп. «а» п. 45 Требований).
Согласно п. 8 Приложения к Требованиям дополнительное ограждение устанавливается вверху и внизу основного ограждения для затруднения преодоления основного ограждения нарушителем. Нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа устанавливается под основным ограждением с заглублением в грунт не менее чем на 0,3 – 0,5 метра и выполняется в виде бетонированного цоколя или сварной решетки, изготовленной из прутков арматурной стали диаметром не менее 16 мм., сваренных в перекрестиях и образующих ячейки размером не более 150 х 150 мм.
В качестве нижнего дополнительного ограждения возможно использование противотаранного (противоподкопного) цоколя и труб большого диаметра. Допускается устраивать нижнее дополнительное ограждение заглублением секций унифицированных стальных сетчатых ограждений с прутками диаметром не менее 5 мм. и антикоррозионной защитной секции.
Дополнительное ограждение устанавливается на крышах и стенах одноэтажных зданий, примыкающих к основному ограждению или являющихся составной частью периметра охраняемой территории.
На каждый объект (территорию) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории), представляющий собой информационно-справочный документ, определяющий состояние антитеррористической защищенности объекта (территории) и рекомендации по её совершенствованию в целях осуществления мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов, направленных против работников объекта (территории) и непосредственно объекта (территории).
Судом установлено, что в соответствии с уставом ПАО «Дальприбор» осуществляет следующие виды деятельности: разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и реализацию вооружения и военной техники, средств измерения военного назначения, продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 03.07.2015 № 1828 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» ПАО «Дальприбор» включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 № 1226-р ПАО «Дальприбор» включено в Перечень стратегических предприятий и организаций.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 13.10.2017 № 3570 ПАО «Дальприбор» включено в Перечень предприятий (объектов) промышленности, подлежащих антитеррористической защите, находящихся в сфере ведения Министерства промышленности и торговли РФ.
Таким образом, на ПАО «Дальприбор» распространяются Требования к антитеррористической защищенности объекта (территории) промышленности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.12.2014 № 1413.
Материалами прокурорской проверки на предмет соблюдения ПАО «Дальприбор» требований законодательства о противодействии терроризму на объекте (территории) промышленности установлено, что в нарушение п.п. 45, 59 вышеназванных Требований на всем протяжении основного ограждения ПАО «Дальприбор» отсутствует нижнее дополнительное ограждение из прутков армированной стали, а также паспорт безопасности объекта (территории) промышленности по утвержденной форме. Указанное подтверждается актами от 01.10.2019, 28.10.2020.
Доказательства устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений в материалах дела не содержатся.
К доводу ПАО «Дальприбор» о том, что оно не извещалось Министерством промышленности и торговли РФ о включении в перечень предприятий, подлежащих антитеррористической защите суд относится критически.
Поскольку ПАО «Дальприбор» находится в зоне риска проведения противоправных действий в отношении персонала, посетителей и имущества, неустранение выявленных нарушений может привести к гибели людей, причинению значительного имущественного ущерба, наступлению иных тяжких последствий, влекущих дестабилизацию деятельности предприятия оборонно-промышленного комплекса. В связи с этим, суд считает исковые требования прокурора Советского района г. Владивостока подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, ст.ст. 50, 61.1. 61.2 БК РФ с ответчика в доход муниципального бюджета Владивостокского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300,00 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Советского района г. Владивостока удовлетворить.
Обязать ПАО «Дальприбор» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- разработать и согласовать в установленном законом порядке паспорт объекта (территории) предприятия промышленности, подлежащего антитеррористической защите, находящегося в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации – ПАО «Дальприбор», в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2014 № 1413;
- обеспечить установку под основным ограждением ПАО «Дальприбор» <адрес>, расположенным по периметру объекта, нижнего дополнительного ограждения исполненного с заглублением не менее чем на 0,3-0,5 м., выполненного в виде бетонированного цоколя и сварной решетки, изготовленной из прутков арматурной стали диаметром не менее 16 мм., сваренных в перекрестиях и образующих ячейки размером не более 150 х 150 мм.
Взыскать с ПАО «Дальприбор» в доход бюджета Владивостокского городского округа государственную пошлину в сумме 300,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Советский районный суд г. Владивостока.
В окончательной форме решение составлено 06.10.2020.
Судья