ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-211/18 от 14.09.2018 Архаринского районного суда (Амурская область)

Дело года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 сентября 2018 года <адрес>

Архаринский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,

секретаря судебного заседания ФИО4,

с участием помощников прокурора <адрес> - ФИО5, ФИО6,

представителя администрации <адрес>ФИО7, представителя ответчика отдела образования администрации <адрес> в лице органа опеки и попечительства ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, отделу образования администрации <адрес> о возложении обязанности признать ФИО1 нуждающимся в обеспечении жилым помещением, как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлении в Министерство социальной защиты населения <адрес> пакета документов для включения ФИО1 в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, отделу образования администрации <адрес> о возложении обязанности признать ФИО1 нуждающимся в обеспечении жилым помещением, как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлении в Министерство социальной защиты населения <адрес> пакета документов для включения ФИО1 в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований помощник прокурора <адрес> пояснил, что в 2018 года прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в части обеспечения жильём детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

В ходе проверки установлено что, в органе опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес>ФИО1 состоял на учете как ребенок-сирота, в связи с тем, что его отец – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать – Моисеева С.А. лишена родительских прав на основании решения Архаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением первого заместителя главы администрации <адрес>-А от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был поставлен на льготную очередь по предоставлению жилья в <адрес> согласно постановлению главы Вольненской администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверкой установлено, что в период с февраля по июнь 2018 года органом опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> проводилась соответствующая работа по сбору всех необходимых документов в отношении ФИО1 и направлению их в Министерство социальной защиты населения <адрес> для включения ФИО1 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> уведомление Министерство социальной защиты населения <адрес> о включении ФИО1 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, так и не поступило.

Таким образом, до настоящего времени ФИО1 не предоставлена дополнительная гарантия по социальной поддержке в виде обеспечения его жилым помещением как лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Просит суд обязать органы местного самоуправления <адрес> в лице администрации <адрес> и органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> признать ФИО1 нуждающимся в обеспечении жилым помещением, как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязать органы местного самоуправления <адрес> в лице администрации <адрес> и органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> подготовить и направить в Министерство социальной защиты населения <адрес> пакет документов для включения ФИО1 в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Обязать органы местного самоуправления в лице администрации <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Представитель ответчика – администрации <адрес> по доверенности ФИО7 исковые требования истца не признала, представив в суд письменный отзыв, в котором указала, в удовлетворения исковых требований возражает, поскольку ФИО1 до 2013 года не состоял в областном реестре Министерства образования и науки <адрес> в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как постановление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отсутствовало.

Согласно постановлению первого заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-А «Об определении несовершеннолетних ФИО8, ФИО9, ФИО1 в детское государственное учреждение» ФИО1 был поставлен на льготную очередь по предоставлению жилья в <адрес>.

В 2011 году от ФИО1 поступило заявление от ДД.ММ.ГГГГ в орган опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес>, в котором он указал, что раннее им было подано заявление о постановке его очередь на предоставление жилого помещения как лица из категории детей оставшихся без попечения родителей (от ДД.ММ.ГГГГ), с просьбой направить ответ по адресу, указному в заявлении.

Рассмотрев заявление, исполняющий обязанности начальника отдела образования администрации <адрес> дал ему ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. , что заявление ФИО1 было рассмотрено и в адрес, указанный в заявлении, были направлены образцы документов, которые необходимо заполнить и прислать в адрес отдела образования администрации <адрес> для формирования пакета документов и отправки его в Министерство образования и науки <адрес>.

В связи с тем, что право данного гражданина на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении возникло до 2013 года, то рассматривать представленные гражданином заявлений, в адрес опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес>, необходимо в рамках законодательства действующего в отношении детей-сирот до 2013 года.

В соответствии с п.3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" (далее - постановление <адрес>) министерство образования и науки <адрес> (далее -министерство) является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью детей-сирот, в пределах средств, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования.

Согласно п.2 постановления <адрес> дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, дети, находящихся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - дети-сироты), после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.

На основании п.4 постановления <адрес> органы местного самоуправления муниципальных районов в интересах детей-сирот, проживающих в административных центрах муниципальных районов, городских и сельских поселениях, территориально входящих в состав данных районов, а также органы местного самоуправления городских округов по месту жительства детей-сирот при наступлении обстоятельств, а именно - после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в целях выделения денежных средств из областного бюджета для предоставления детям-сиротам жилых помещений в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору социального найма направляют в министерство следующие документы:

список детей-сирот, которые состоят на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

документы, подтверждающие отношение данных лиц к категории детей-сирот (п.5 постановления <адрес>):

а) паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;

b)для подтверждения факта окончания образовательного учреждения или учреждения социального обслуживания населения, а также учреждений всех видов профессионального образования - документ об окончании (прекращении) обучения в образовательном учреждении;

с) для подтверждения факта возвращения по окончании военной службы по призыву - военный билет;

d)для подтверждения факта возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - справка об освобождении.

документы, подтверждающие постановку на учет данных лиц, органом местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

документы, подтверждающие право данных лиц состоять на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

документы, подтверждающие отсутствие у лиц жилых помещений на праве собственности.

Исходя из вышеизложенного следует, что ФИО1 не предоставил определённый перечень документов, указанный в ответе отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. , которые были необходимы отделу образования для издания постановления о признании ФИО1 нуждающимся в жилом помещении, а также для дальнейшего направления документов в министерство с целью включения данного гражданина в реестр детей-сирот, нуждающихся в жилом помещения помещении.

А так как документы не были направлены в министерство, то и выделение областной субвенции на приобретение жилого помещения для ФИО10 не было предусмотрено в период подачи им заявления.

С 2013 года детям-сиротам жилые помещения предоставляются по договору специализированного найма, в связи с тем, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены существенные изменения в порядок предоставления жилья лицам указанной категории, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ признан утратившим силу, внесены изменения в ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, глава 9 настоящего кодекса дополнена ст. ст. 98.1 и 109.1, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях реализации данного положения в <адрес> принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Частью 1 ст. 4 данного <адрес> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке.

Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.

Порядок расходования субвенций устанавливается <адрес>. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.2-5 Порядка представления детям-сиротам и детям, оставшимся без помещения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшимся без попечения родителей благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области; для предоставления жилых помещений дети-сироты обращаются в орган местного самоуправления по месту принятия на регистрационный учет (на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до ДД.ММ.ГГГГ) указанных лиц с заявлением о предоставлении жилого помещения по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе, на обеспечение жилой площадью, в соответствии с действующим законодательством распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В свою очередь, в силу норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, право на приобретение жилья сохраняется по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, ранее наступления данного возраста путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы, для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Из материалов дела следует, что с 2013 года и по настоящий момент ФИО1 в ОМСУ не обращался. Так же отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличие объективных и исключительных причин, препятствующих обращению гражданина в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 35, 149 ГПК РФ, просит в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов ФИО1 к администрации <адрес> о возложении обязанности признать его нуждающимся в обеспечении жилым помещением, как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей; о возложении обязанности по включению список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением; о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в рп (пгт) <адрес>, общей площадью не менее 18 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям - отказать в полном объеме.

Представитель ответчика отдела образования администрации <адрес> в лице органа опеки и попечительства ФИО11 исковые требования прокурора <адрес> признала, не возражает против их удовлетворения, пояснив суду, что в органе опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес>ФИО1 состоял на учете как ребенок-сирота, в связи с тем, что его отец – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать – Моисеева С.А. лишена родительских прав на основании решения Архаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением первого заместителя главы администрации <адрес>-А от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был поставлен на льготную очередь по предоставлению жилья в <адрес> согласно постановлению главы Вольненской администрации от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 в возрасте не старше возраста 23 лет неоднократно в письменном виде обращался в Государственное комплексное учреждение <адрес> «Архаринский комплексный центр социального обслуживания населения», а также в отдел опеки и попечительства администрации <адрес> с просьбой поставить его в очередь на получение жилого помещения. На момент обращения ФИО1, лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей было 21 год.

Из информационного письма главы администрации Вольненского сельсовета следует, что квартира, принадлежащая ЗАО «Архаринское» и закрепленная за ФИО1 пришла в негодность и списана по ветхости на дрова. Свободного жилья на территории Вольненского сельсовета не имеется и строительство нового не ведется и не планируется. Администрации Вольненского сельсовета ходатайствовало о постановке на льготную очередь на получение жилья несовершеннолетнему ФИО1

Из информационного письма и.о.начальника отдела образования администрации <адрес> следует, что ФИО1 внесен в список лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилья, а также направлено уведомление о предоставлении необходимых документов, однако сведений о том, что ФИО1 получал данные письма, отсутствуют, так как ФИО1 находился в местах лишения свободы, и не мог в полной мере реализовать свои права.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российское Федераций, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Из материалов дела следует, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как его отец – ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО3 лишена родительских прав на основании решения Архаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением первого заместителя главы администрации <адрес>-А от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был поставлен на льготную очередь по предоставлению жилья в <адрес> согласно постановлению главы Вольненской администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно свидетельству о профессии рабочего от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 освоил программу профессионального обучения «Штукатур», «Маляр», «Облицовщик-плиточник 3-го разряда».

Как следует из материалов дела, на сегодняшний день ФИО1, 1990 года рождения - 28 лет.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в возрасте не старше возраста 23 лет неоднократно в письменном виде обращался в Государственное комплексное учреждение <адрес> «Архаринский комплексный центр социального обслуживания населения», а также в отдел опеки и попечительства администрации <адрес> с просьбой поставить его в очередь на получение жилого помещения. На момент обращения ФИО1, лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей было 21 год.

Из информационного письма главы администрации Вольненского сельсовета следует, что квартира, принадлежащая ЗАО «Архаринское» и закрепленная за ФИО1 пришла в негодность и списана по ветхости на дрова. Свободного жилья на территории Вольненского сельсовета не имеется и строительство нового не ведется и не планируется. Администрации Вольненского сельсовета просит о постановке на льготную очередь на получение жилья несовершеннолетнему ФИО1

Из информационного письма и.о.начальника отдела образования администрации <адрес> следует, что ФИО1 внесен в список лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилья, а также направлено уведомление о предоставлении необходимых документов.

Как следует из материалов дела, а именно справки территориального отделения Управления миграционной службы по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, 1990 года рождения зарегистрированным в <адрес> не значится.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, сведений в Едином государственном реестре недвижимости информация о правах на объекты недвижимости за ФИО1, отсутствует.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ МУП <адрес> «РКЦ», ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по месту жительства: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее ЗАО «Архаринское» и закрепленное за ФИО1 непригодно для проживания и списано по ветхости на дрова. Администрация Вольненского сельсовета ходатайствовала о постановке на льготную очередь на получение жилья несовершеннолетнему ФИО1ФИО1 состоял на учете в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, право на внеочередное предоставление жилого помещения, не реализовано, нуждается в жилом помещении. Благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, истцу как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Актом федерального законодательства, закрепляющим право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).

В силу приведенных выше положений федерального законодательства жилые помещения специализированного жилищного фонда для вышеперечисленной категории граждан должны предоставляться таким гражданам незамедлительно. В законодательстве субъекта Российской Федерации иные условия предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены быть не могут.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом, под реализацией принадлежащего указанным лицам права на обеспечение жилыми помещениями следует понимать фактическое предоставление жилого помещения. Факт обращения такого лица за защитой своего права еще не свидетельствует о его реализации.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно абз.2, 3 п. 1 ст. 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч. 7, 8, 9 ст. 8 указанного закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 2, 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Частью 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят <адрес> Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят <адрес> Советом народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ) органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке. Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается <адрес>. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п.п.2-5 Порядка представления детям-сиротам и детям, оставшимся без помещения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшимся без попечения родителей благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» главный распорядитель средств областного бюджета (далее - главный распорядитель) на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление муниципальным районам и городским округам на балансовый счет Управления Федерального казначейства по <адрес> "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего муниципального образования. Средства, поступающие из областного бюджета на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, отражаются в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией. Органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления определяют уполномоченный орган по расходованию субвенции и представлению отчетности.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени ФИО1 не предоставлена дополнительная гарантия по социальной поддержке в виде обеспечения жилым помещением как лицу, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, суд учитывает, что истец ФИО1 до достижения им 23 - летнего возраста относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на льготную очередь по предоставлению жилья в <адрес>, имел в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на внеочередное предоставление жилого помещения и такое право им не было реализовано, неоднократно в возрасте 21 года обращался в органы опеки и попечительства о предоставлении ему жилого помещения, на момент предъявления иска в суд не предоставлена ФИО1 дополнительная гарантия по социальной поддержке в виде обеспечения жилым помещением как лицу, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, суд считает, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет.

Несвоевременной реализацией данного права, а именно в возрасте 28 лет, суд считает уважительной причиной, поскольку ФИО1, находясь в местах лишения свободы неоднократно направлял письменные запросы о предоставлении ему жилого помещения, как лицу, относящему к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, то есть ФИО1 предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Учитывая, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, суд находит требования ФИО1 к администрации <адрес>, отделу образования администрации <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, отделу образования администрации <адрес>, удовлетворить.

Возложить обязанность на органы местного самоуправления <адрес> в лице администрации <адрес> и органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> признать ФИО1 нуждающимся в обеспечении жилым помещением, как лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Возложить обязанность на органы местного самоуправления <адрес> в лице администрации <адрес> и органа опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> подготовить и направить в Министерство социальной защиты населения <адрес> пакет документов для включения ФИО1 в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Возложить обязанность на органы местного самоуправления в лице администрации <адрес> предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес>, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Н.С. Дьячкова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ