ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-212 от 28.02.2011 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-212/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2011 года г. Омск

Ленинский районный суд г. Омска

В составе председательствующего О. В. Свотиной

При секретаре судебного заседания Е. А. Табаковой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Швецова В.А. к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Омска об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Швецов В.А. обратился в суд с иском к ОАО «Омскводоканал», Администрации г.Омска, ссылаясь на то, что в техническом подвале многоквартирного дома по адресу *** (ЖСК «Октябрьский»), 1963 г. постройки, проходит транзитная трасса холодного водоснабжения, которая была проложена при постройке дома. По данному транзитному трубопроводу подается холодная вода в жилой дом ***. Транзитный трубопровод покрыт коррозией, в отверстие в трубе вбит деревянный кол. Аналогичная картина наблюдается на всем протяжении трубопровода - коррозия и хомуты, установленные в местах свищей. При частых порывах транзитного трубопровода подвал затапливается аварийными водами, в результате чего происходит разрушение строительных конструкций дома. При регулярно возникающих аварийных ситуациях, когда канализационный колодец у стены дома находится на подпоре, фекальные воды из негерметичного канализационного колодца проникают в лоток с трубопроводами холодного и горячего водоснабжения, подающими воду к ***. Это подтверждено актами обследования ЖКХ «Ленинское». К тому же наличие транзитной трассы в подвале дома мешает размещению собственных коммуникаций, обслуживающих дом №***. Из-за нехватки места, при капитальном ремонте теплового узла, трубу дренажа системы отопления вынуждены были вынести за пределы теплового узла. Всеми нормативами на проектирование и эксплуатацию трубопроводов тепло- и водоснабжения регламентированы расстояния минимум 40 см между трубопроводами канализации и водопровода. Канализационный лежак в подвале дома №*** находится прямо на транзитном трубопроводе, для него просто нет другого места. До 2007г. дом обслуживался МУП РЭУ-1, которое отказывалось производить ремонт порывов на транзитном трубопроводе, отказывался делать это и ОАО «Омскводоканал».

После очередного потопа в 2005 г. ЖСК «Октябрьский» обратился в жилищную инспекцию, и жилищная инспекция обязала ЖСК и обслуживающую организацию установить границы балансовой принадлежности на транзитный трубопровод, для чего сделала запрос в ОАО Водоканал. По данным ОАО Водоканала в 1981 г. от ЖСК «Октябрьский» был принят на баланс МУП «Водоканал» наружный водопровод к жилому дому *** в ЛАО г.Омска, протяженностью 5 метров, а именно от точки врезки в городской водопровод до наружной стены здания Водопровод, подающий холодную воду к жилому дому *** на баланс МУП «Водоканал» не передан. Ответственность за эксплуатацию наружных (не переданных в свое время на баланс МУП «Водоканал») и внутренних сетей здания, в том числе и транзитных, несет абонент, водоснабжение которого осуществляется от данного водопровода.

Таким образом, транзитная трасса холодного водоснабжения дома №***, от точки врезки в городской водопровод и до стены здания дома №*** проходящая по подвалу дома №*** по мнению МУП «Водоканал», должна была обслуживаться жильцами дома №***

Мнение руководства «Водоканала» о том, кто обязан обслуживать транзитный трубопровод меняется в соответствии со сменой руководителя этой организации. В ответе на запрос депутата горсовета В.П. Путинцева от 09.11.2009 г. оно однозначно определяет, что эксплуатация и обслуживание сетей водопровода, находящихся в техническом подвале жилого дома по адресу *** находится в ведении балансосодержателя данного здания,ничем не мотивируя свою позицию. По их мнению данную трассу теперь должен обслуживать ЖСК «Октябрьский», хотя деньги за подачу воды к дому №*** получает МУП «Водоканал». Сложилась такая ситуация, что в реальности данный водопровод никому не принадлежит, и его никто не обслуживает. Но беда в том, что 100% этой 80-метровой трубы проходит по подвалу и придомовой территории дома №***

В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Исходя из данного правового акта в 2010 г. уже ЖКХ «Ленинское», заключившее договор управления с многоквартирными домами ***, обратилось в ОАО «ОмскВодоканал» с просьбой об изменении границ балансовой принадлежности между домом №*** и ОАО «ОмскВодоканал», установив эту границу по первому фланцу задвижки в подвале дома №*** а также передать на баланс «ОмскВодоканала» трубопровод от точки врезки в городской водопровод до первого фланца задвижки в подвале дома *** включая весь участок транзитного трубопровода, проходящего по подвалу дома ***

Однако «ОмскВодоканал» вновь отказался, мотивируя свой отказ тем, что данный водопровод не является муниципальной собственностью, а также отсутствием средств у города на вынос транзитных сетей из подвалов домов.

Признание водопровода муниципальной собственностью возможно после признания его бесхозяйной вещью. Исходя из положений ч.3 ст. 225 ГК РФ председатель ЖСК «Октябрьский» обратился за помощью к депутату городского Совета Путинцеву В.П., который сделал запрос в городскую администрацию с просьбой решить данную проблему. В ответе городской администрации от 19.12.2007 г. было указано, что данный трубопровод является бесхозяйным и что дальнейшие действия по транзитному водопроводу должны производиться в соответствии с постановлением Мэра города Омска от 02.12.2004 №548-П «О бесхозяйных недвижимых вещах». В соответствии с этим постановлением председатель ЖСК «Октябрьский» обратился с письмом в администрацию ЛАО г. Омска, с просьбой ходатайствовать перед департаментом имущественных отношений города Омска о взятии бесхозяйного трубопровода под охрану и о выносе транзитной трассы из подвала дома.

Прождав год - время, отведенное законодательством на принятие решений по бесхозяйным вещам - председатель ЖСК «Октябрьский» вновь обратился в городскую администрацию за решением. Однако, вопреки своим же намерениям годичной давности, администрация г. Омска пришла к выводу, что департамент имущественных отношений не имеет оснований для признания права муниципальной собственности на транзитный водопровод, расположенный в подвале жилого дома ***,ссылаясь при этом на ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491.

Системная связь между пунктами постановления №491 и ст.36 Жилищного кодекса РФ не нарушается, если понимать, что речь идет только о сетях, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, но никак не о транзите.

Не признавая фактически бесхозяйный водопровод муниципальной собственностью, городская администрация руководствуется позицией бездействия, создает ситуацию, потенциально опасную для здоровья и благополучия жильцов двух многоквартирных домов, снимает с себя ответственность за жизнь и здоровье людей. При этом она нарушает права собственников жилого дома *** возлагая эксплуатацию бесхозяйного трубопровода на их плечи.

Истец просит суд обязать Администрацию г.Омска признать транзитный трубопровод холодного водоснабжения, расположенный в подвале жилого дома *** муниципальной собственностью. Обязать ОАО «Омскводоканал» установить границу эксплуатационной ответственности трубопровода холодного водоснабжения между домом *** и «Водоканалом» по наружному фланцу задвижки в подвале дома №***». Трубопровод холодного водоснабжения от точки врезки в городской водопровод до дома ***, включая весь участок транзитного водопровода, проходящего по подвалу дома по адресу *** передать на баланс ОАО «Омскводоканал». Взыскать с ответчиков в пользу истца сумму уплаченной госпошлины 200 руб.

В последующем истец обратился с указанными требованиями и к Департаменту имущественных отношений Администрации г.Омска, Администрации ЛАО г.Омска.

В судебном заседании 28 февраля 2011 года Швецов В.А. просил суд обязать Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области заявление о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи - водопровод в подвале дома *** в г.Омске. На остальных требованиях не настаивал.

Представитель ОАО «Омскводоканал» по доверенности Грижневич А.А. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях исковые требования истца к ОАО «Омскводоканал» не признавала.

Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска по доверенности Е.В. Глазкова исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с Постановлением Мэра города Омска от 31.12.2008 г. N 1198-п "Об Администрации административного округа города Омска" п. 18 пп. 17 выявление бесхозяйного имущества, расположенного на территории округа, осуществляют Администрации административных округов города Омска. В соответствии с п.З ст.225 ГК РФ и п.2 ст.290 ГПК РФ правом на обращение в суд с заявлением о рассмотрении дела в порядке особого производства, а именно - дела о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности (пп.6 п.1 ст.262 ГК РФ), наделен орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом. Согласно Положению о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска № 395-п, утвержденному 10.08.2005 г. постановлением Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска, таким органом является Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.

Право на обращение в суд с указанным требованием имеет место при соблюдении следующих условий: соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления; она должна стоять на учете органа, осуществляющего государственную регистрацию недвижимости, причем на учете в качестве бесхозяйной вещи; со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной, должен истечь 1 год.

В связи с чем в данном случае после проведения соответствующих мероприятий по постановке недвижимого имущества - транзитный трубопровод холодного водоснабжения, расположенный в подвале жилого дома *** - на учет в качестве бесхозяйного департамент имущественных отношений Администрации города спустя год обращается в суд с соответствующим заявлении о признании этого имущества объектом муниципальной собственности.

Представитель Администрации Ленинского административного округа города Омска по доверенности Фомина Ю.А. в судебном заседании пояснила, что Администрация ЛАО г.Омска является структурным подразделением Администрации города Омска и в своей деятельности руководствуется Положением об администрации административного округа города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска от 31 декабря 2008 года № 1198-п.

В соответствии с Положением администрация осуществляет выявление бесхозяйного имущества, расположенного на территории округа.

Выполняя свои функции, администрация округа направила запросы в департамент имущественных отношений Администрации города Омска, ОАО «Омскводоканал», Росимущество о принадлежности транзитного водопровода, расположенного в подвале жилого дома ***

После получения ответов, администрация округа направила письмо в департамент имущественных отношений Администрации города Омска для согласования перечня бесхозяйного имущества.

В результате рассмотрения данного обращения письмом от 05.02.2008 г. № 08/3819 департамент имущественных отношений сообщил, что не имеет оснований для признания права муниципальной собственности на водопровод.

Распоряжением Администрации города Омска от 19.08.2010 N 381-р "Об организации технического обслуживания бесхозяйных инженерных сетей и сооружений на территории муниципального образования город Омск, выявленных по состоянию на 1 июня 2010 года" предложено Открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" организовать техническое обслуживание бесхозяйных инженерных сетей и сооружений (входит водопровод по ***) до момента признания их муниципальной собственностью.

Представитель Администрации г.Омска в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствие со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одногопомещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее болееодного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Статьей 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с Постановлением Мэра города Омска от 31.12.2008 г. N 1198-п "Об Администрации административного округа города Омска" п. 18 пп. 17 выявление бесхозяйного имущества, расположенного на территории округа, осуществляют Администрации административных округов города Омска.

Согласно п. 1,2Распоряжения Администрации города Омска от 17 января 2011 г. N 4-р "О взаимодействии структурных подразделений Администрации города Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей"администрациям административных округов города Омска при выявлении бесхозяйных недвижимых вещей на соответствующей территории, в том числе, принимать меры по сбору доказательств, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался; в отношении инженерных коммуникаций и сооружений согласовывать в письменном виде с эксплуатирующими организациями необходимость признания на них права муниципальной собственности города Омска для решения вопросов местного значения; направлять в департамент имущественных отношений Администрации города Омска обращения о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, содержащие информацию об ориентировочных границах пролегания инженерных коммуникаций и их протяженности или почтовом адресе и ориентировочной площади зданий, нежилых помещений и инженерных сооружений, с приложением необходимых документов.

Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска: направлять в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области заявления о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей с предусмотренным законодательством Российской Федерации пакетом документов; по истечении одного года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь при условии необходимости ее использования для решения вопросов местного значения.

В судебном заседании установлено, что истец является собственником квартиры *** в г.Омска, что не оспаривается ответчиком.

В техническом подвале многоквартирного дома по адресу *** (ЖСК «Октябрьский»), 1963 г. постройки, проходит транзитная трасса холодного водоснабжения. По данному транзитному трубопроводу подается холодная вода в жилой дом ***. (л.д.8,16).

По данным ОАО «Омскводоканал» в 1981 г. от ЖСК «Октябрьский» был принят на баланс МУП «Водоканал» наружный водопровод к жилому дому *** в ЛАО г.Омска, протяженностью 5 метров, а именно от точки врезки в городской водопровод до наружной стены здания Водопровод, подающий холодную воду к жилому дому *** на баланс МУП «Водоканал» не передан. (л.д.12)

Из ответа департамента городского хозяйства Администрации г.Омска от 19.12.2007 г. следует. что данный трубопровод является бесхозяйным и что дальнейшие действия по транзитному водопроводу должны производиться в соответствии с постановлением Мэра города Омска от 02.12.2004 №548-П «О бесхозяйных недвижимых вещах». (л.д.16)

Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о трубопроводе холодного водоснабжения, расположенного по адресу г. Омск, *** отсутствуют. (л.д.55)

Судом установлено, что администрацией ЛАО г.Омска приняты меры по сбору доказательств, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен (л.д.62,64,66,67).

21.01.2008 г. главой администрации ЛАО г.Омска направлена первому заместителю директора департамента имущественных отношений Администрации г.Омска информация по инженерным коммуникациям, расположенным в ЛАО г.Омска, имеющими признаки бесхозяйного имущества, в том числе, с указанием на водопровод в подвале дома 4Б по ул. Серова в г.Омске. (л.д.68- 71). Однако, департаментом имущественных отношений Администрации г.Омска не выполнена обязанность возложенная Распоряжением Администрации города Омска от 17 января 2011 г. N 4-р по направлению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области заявления о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в связи с чем, суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность по совершению указанных действий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области заявление о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи - водопровод в подвале дома *** в г.Омске.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г.Омска в течение 10 дней.

Судья. Решение не вступило в законную стлу.