Дело № 2-2149/2023
УИД: 77RS0002-02-2023-000641-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2023 года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Шамановой Е.С.,
при секретаре Близниченко В.С.,
с участием представителя истца – помощника Минераловодского транспортного прокурора Орехова А.С.,
представителя ответчика ОАО «ФИО1 железные дороги» в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ставропольского транспортного прокурора к ОАО «ФИО1 железные дороги» в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Ставропольский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «ФИО1 железные дороги» в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, в обоснование которого указал, что Ставропольской транспортной прокуратурой, в соответствии с планом работы на 2 полугодие 2022 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на поднадзорной железнодорожной станции Элиста. Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от .............. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. В соответствии со ст.ст. 2, 4 Закона № 16-ФЗ с целью устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства, обеспечение транспортной безопасности возложено на субъекты транспортной инфраструктуры. Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 16-ФЗ одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является непрерывность её обеспечения, то есть такая деятельность должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий. Из положений ч. 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ следует, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, в том числе не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры. Во исполнение положений Закона № 16-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от ............................ утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования ..............). Установлено, что железнодорожная станция Элиста относится к структурным подразделениям открытого акционерного общества «ФИО1 железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»), являющегося собственником объекта. В соответствии с пп. «в» п. 5 Требований .............. заместителем начальника Северо-Кавказской дирекцией управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» разработан и в июле 2021 года утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию - железнодорожная станция Элиста (далее - паспорт ОТБ). В связи с тем, что паспорт ОТБ является документом ограниченного доступа с грифом для служебного пользования (ДСП), он истребован, изучен и к исковому заявлению не прилагается. В ходе изучения установлено, что п. 1.1 раздела 1 паспорта ОТБ железнодорожной станции Элиста субъектом транспортной инфраструктуры является ОАО «РЖД», которое в соответствии с пп. «е» п. 5 Требований .............. обязано реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта в речение одного года со дня вступления в силу указанных требований, то есть до ............... Разделом 4 паспорта ОТБ предусмотрены меры по обеспечению ТБ, направленные на неукоснительное исполнение законодательства о транспортной безопасности. Вместе с тем по результатам проведенных проверочных мероприятий на железнодорожной станции Элиста вскрыты многочисленные нарушения законодательства о транспортной безопасности, мероприятия, предусмотренные паспортом ОТБ, в установленный законом срок не реализованы. Так, выездом на железнодорожную станцию Элиста установлено, что в нарушение пп. «г» п. 5 Требований .............. и пп. «г» п. 5 раздела 4 паспорта ОТБ субъектом транспортной инфраструктуры не образовано (сформировано) и не привлечено для защиты объекта в соответствии с паспортом ОТБ подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, проход на территорию станции и в зоны транспортной безопасности является свободным. Не установлены границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (отсутствуют обозначения), что противоречит требованиям пп. «з» п.5 Требований .............. и пп. «з» п. 5 раздела 4 паспорта ОТБ. В нарушение пп. «к» п. 6 Требований .............. и пп. «к» п. 6 раздела 4 паспорта ОТБ на объекте транспортной инфраструктуры не организован пропускной и внутриобъектовый режимы, что подразумевает наличие ограждения (забора), исключающего доступ посторонних лиц на объект повышенной опасности (в зону транспортной безопасности). Помимо этого, на железнодорожной станции Элиста отсутствует информация в наглядной и доступной форме о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и ее части вне установленных мест прохода (перемещения); проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий, что противоречит требованиям пп. «о» п. 5 Требований .............. и пп. «о» п. 5 раздела 4 паспорта ОТБ. В целях устранения названных нарушений федерального законодательства Ставропольским транспортным прокурором .............. заместителю начальника Северо-Кавказской железной дороги по территориальному управлению (Минераловодский регион) - филиала ОАО «РЖД» внесено представление, которое рассмотрено ............... В ходе рассмотрения представления изложенные доводы, нашли свое подтверждение, однако нарушения закона не устранены. Из вышеизложенного следует, что на станции Элиста вопреки положениям пп. «е» п. 5 Требований .............. ОАО «РЖД» в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» до настоящего времени не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом ОТБ, реализация которых согласно постановлению Правительства Российской Федерации должна была быть завершена не позднее ............... Неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры Требований .............. влечет непринятие достаточных и надлежащих мер к защищенности объекта транспортной инфраструктуры, создает угрозы к невозможности предотвращения совершения актов незаконного вмешательства, что в свою очередь создает угрозу неустойчивого функционирования и безопасности объекта в целом, причинение вреда здоровью неопределенного круга лиц, прибывающих и находящихся на станции Элиста, имуществу и интересам государства. Изложенные нарушения федерального законодательства свидетельствуют об уклонении ОАО «РЖД» от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров, посетителей и работников железнодорожной станции. В силу ч.1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Определить точный и исчерпывающий круг лиц, которые пользуются услугами перевозок железнодорожным транспортом, не представляется возможным. Защита прав неопределенного круга лиц в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем принуждения к исполнению обязанности. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ суд передает дело на рассмотрение другого суда общей юрисдикции, если обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств. Установлено, что железнодорожная станция Элиста входит в состав Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», расположенного по адресу: ..............А, .............., 357203, что является юрисдикцией Минераловодского городского суда ............... Просит суд, обязать ответчика ОАО «РЖД» в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в течении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Элиста, путем реализации мероприятий, предусмотренных паспортом ОТБ станции Элиста, а именно: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожной станции Элиста в соответствии с утвержденным паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; установить информационные таблички, обозначающие границы зоны транспортной безопасности; ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры; организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры, а именно установить ограждение, исключающее доступ посторонних лиц на объект повышенной опасности (в зону транспортной безопасности).
Представитель истца – помощник Минераловодского транспортного прокурора ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дал суду аналогичные показания. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, пояснил, что считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в иске. Железнодорожная станция Элиста имеет 1 уровень безопасности. По техническому оснащению просил установить срок до середины 2026 года во исполнение распоряжения правительства. Просил в удовлетворении исковых требований Ставропольского транспортного прокурора отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица - Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Управления транспортной безопасности, также извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, направил в адрес суда заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание сторон.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Часть 1 статьи 80 Федерального закона от .............. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» содержит требование, согласно которому перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечить, в том числе безопасность перевозок пассажиров, качественное их обслуживание на железнодорожных вокзалах и пассажирских платформах.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 17-ФЗ от .............. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон № 17-ФЗ) функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости и безопасности его работы.
По смыслу ст. 2 Закона № 17-ФЗ железнодорожные станции, входящие в состав Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций расположенные на территории Минераловодского транспортного региона, являются объектами транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от .............. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от .............. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п. 1 ст. 1 Закона о транспортной безопасности).
Из содержания п. 5 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ от .............. следует, что объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности (ч. 2 ст. 2 вышеуказанного Закона).
Несоблюдение указанных выше норм создает угрозу жизни здоровью неопределенного круга лиц.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 16-ФЗ одним из основных принципов обеспечения транспортной безопасности является непрерывность ее обеспечения, то есть, такая деятельность должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закона о транспортной безопасности).
Из положений ч. 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ следует, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В силу ч. 3 ст. 12 Закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение положений Закона № 16-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Требования ...............
Данный документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.
Пунктом 5 Требований .............. установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны, в том числе, образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Помимо этого, пп. «е» п. 5 Требований .............. предусмотрено, что субъект обязан реализовать мероприятия, предусмотренные Паспортом ОТБ, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу Требований ...............
В судебном заседании установлено, что Ставропольской транспортной прокуратурой, в соответствии с планом работы на 2 полугодие 2022 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на поднадзорной железнодорожной станции Элиста.
Железнодорожная станция Элиста относится к структурным подразделениям открытого акционерного общества «ФИО1 железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»), являющегося собственником объекта.
В соответствии с пп. «в» п. 5 Требований .............. заместителем начальника Северо-Кавказской дирекцией управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» разработан и в июле 2021 года утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию - железнодорожная станция Элиста (далее - паспорт ОТБ). В связи с тем, что паспорт ОТБ является документом ограниченного доступа с грифом для служебного пользования (ДСП), он истребован, изучен и к исковому заявлению не прилагается.
В ходе изучения установлено, что п. 1.1 раздела 1 паспорта ОТБ железнодорожной станции Элиста субъектом транспортной инфраструктуры является ОАО «РЖД», которое в соответствии с пп. «е» п. 5 Требований .............. обязано реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта в речение одного года со дня вступления в силу указанных требований, то есть до ............... Разделом 4 паспорта ОТБ предусмотрены меры по обеспечению ТБ, направленные на неукоснительное исполнение законодательства о транспортной безопасности.
Вместе с тем по результатам проведенных проверочных мероприятий на железнодорожной станции Элиста вскрыты многочисленные нарушения законодательства о транспортной безопасности, мероприятия, предусмотренные паспортом ОТБ, в установленный законом срок не реализованы.
Так, выездом на железнодорожную станцию Элиста установлено, что в нарушение пп. «г» п. 5 Требований .............. и пп. «г» п. 5 раздела 4 паспорта ОТБ субъектом транспортной инфраструктуры не образовано (сформировано) и не привлечено для защиты объекта в соответствии с паспортом ОТБ подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, проход на территорию станции и в зоны транспортной безопасности является свободным.
Не установлены границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (отсутствуют обозначения), что противоречит требованиям пп. «з» п. 5 Требований .............. и пп. «з» п. 5 раздела 4 паспорта ОТБ.
В нарушение пп. «к» п. 6 Требований .............. и пп. «к» п. 6 раздела 4 паспорта ОТБ на объекте транспортной инфраструктуры не организован пропускной и внутриобъектовый режимы, что подразумевает наличие ограждения (забора), исключающего доступ посторонних лиц на объект повышенной опасности (в зону транспортной безопасности).
Помимо этого, на железнодорожной станции Элиста отсутствует информация в наглядной и доступной форме о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и ее части вне установленных мест прохода (перемещения); проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий, что противоречит требованиям пп. «о» п. 5 Требований .............. и пп. «о» п. 5 раздела 4 паспорта ОТБ.
В целях устранения названных нарушений федерального законодательства Ставропольским транспортным прокурором .............. заместителю начальника Северо-Кавказской железной дороги по территориальному управлению (Минераловодский регион) - филиала ОАО «РЖД» внесено представление, которое рассмотрено ............... В ходе рассмотрения представления изложенные доводы, нашли свое подтверждение, однако нарушения закона не устранены.
Доводы ответчика о том, что обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности .............. и .............. со ссылками на письмо заместителя руководителя Росжелдора от .............. № АИ-30/4454-ис, суд отклоняет, так как в письме непосредственно указано, что данный орган не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию норм законодательства РФ, согласно Положению об агентстве, утвержденному постановлением Правительства РФ от .............................
Более того, пунктами 7, 8, 10, 11 Требований .............. предусмотрены отдельные обязательные для исполнения требования в отношении объектов транспортной инфраструктуры при уровнях безопасности .............. и ...............
Из вышеизложенного следует, что требования п. 5 Требований .............. распространяются на все объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию, за исключением объектов, указанных в абз. 2 п. 2 Требований ...............
Более того, п. 2 Требований .............. предусмотрено, что они применяется в отношении объектов транспортной инфраструктуры, определенных в соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона № 16-ФЗ (за исключением железнодорожных пассажирских остановочных пунктов, в том числе, входящих в состав пассажирских и грузовых железнодорожных станций, находящихся на железнодорожных участках Московской и Октябрьской железных дорог в границах Московских центральных диаметров).
В свою очередь ч. 5 ст. 6 Закона № 16-ФЗ установлено, что объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (Приложение к приказу Минтранса России от ............................).
Из вышеизложенного следует, что невзирая на установленные уровни безопасности, требования, предусмотренные п. 5 Требований .............., обязательны для исполнения субъектом транспортной инфраструктуры.
Однако, на станции Элиста вопреки положениям пп. «е» п. 5 Требований .............. ОАО «РЖД» до настоящего времени не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом ОТБ, реализация которых согласно постановлению Правительства Российской Федерации должна была быть завершена не позднее ...............
Доводы ответчика о возложении на него требований, противоречащих распоряжению Правительства РФ от ............................-р, суд также считает несостоятельными и не подлежащим рассмотрению.
Так, указанным распоряжением утверждены этапы и сроки оснащения объектов транспортной инфраструктуры лишь техническими средствами.
Из положений ч. 8 ст. 12.2 Закона № 16-ФЗ следует, что к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности относятся системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности, которые подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с этим, транспортной прокуратурой при предъявлении искового заявления вопрос об обязании ОАО «РЖД» оснастить станцию Элиста техническими средствами не ставился.
Требование прокурора об установлении ограждений, исключающих доступ посторонних лиц на объект повышенной опасности (в зону транспортной безопасности), не относится к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности и не противоречит требованиям распоряжения Правительства РФ от ............................-р.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что изложенные нарушения федерального законодательства свидетельствуют об уклонении ОАО «РЖД» от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров, посетителей и работников железнодорожной станции.
Помимо этого, на железнодорожной станции Элиста отсутствует информация в наглядной и доступной форме о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры
Таким образом, представленными в судебном заседании письменными документами установлено, что ответчиком на указанном объекте транспортной инфраструктуры исполнение требований законодательства в рассматриваемой сфере не обеспечивается.
В силу положений ст.ст. 6, 7, 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации .............., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры, мест массового пребывания людей.
Подпункт «е» пункта 5 Требований .............. обязывает субъекта транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.
Положениями пп. «з» п. 5 Требований .............. и пп. «з» п. 5 раздела 4 Паспорта предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны установить конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Кроме того, требованиями пп. «о» п. 5 Требований .............. и пп. «о» п. 5 раздела 4 паспорта ОТБ предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся.
Однако в нарушение данных требований на железнодорожной станции Элиста отсутствует информация в наглядной и доступной форме о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и ее части вне установленных мест прохода (перемещения); проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий.
ОАО «ФИО1 железные дороги» является владельцами объектов транспортной инфраструктуры, в том числе, железнодорожной станции Элиста Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций - Северо-Кавказской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО « РЖД».
В соответствии с пп. «в» п. 5 Требований .............. заместителем начальника Северо-Кавказской дирекцией управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» разработан и в июне 2021 года утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию – железнодорожная станция Элиста.
Установлено, что п. 1.1 раздела 1 паспорта ОТБ железнодорожной станции Элиста субъектом транспортной инфраструктуры является ОАО «РЖД», которое в соответствии с пп. «е» п. 5 Требований .............. обязано реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта в течение одного года со дня вступления в силу указанных требований, то есть до ...............
Разделом 4 паспорта ОТБ предусмотрены меры по обеспечению ТБ, направленные на неукоснительное исполнение законодательства о транспортной безопасности.
Вместе с тем по результатам проведенной проверки, выявлены многочисленные нарушения законодательства о транспортной безопасности, в части не реализации мероприятий, предусмотренных паспортом ОТБ станции Элиста, в установленный законом срок.
Так, согласно ответу заместителя начальника Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» от .............. №ИСХ-853/ДЦС-3 в нарушение пп. «г» и. 5 Требований .............. и пп. «г» п. 5 раздела 4 паспорта ОТБ субъектом транспортной инфраструктуры не образовано (сформировано) и не привлечено для защиты объекта в соответствии с паспортом ОТБ подразделение транспортной безопасности, включающее в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, проход на территорию станции и в зоны транспортной безопасности является свободным.
Не установлены границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (отсутствуют обозначения), что противоречит требованиям пп. «з» п. 5 Требований .............. и пп. «з» п. 5 раздела 4 паспорта ОТБ.
В нарушение пп. «к» п. 6 Требований .............. и пп. «к» п. 6 раздела 4 паспорта ОТБ на объекте транспортной инфраструктуры не организован пропускной и внутриобъектовый режимы, что подразумевает наличие ограждения (забора), исключающего доступ посторонних лиц на объект повышенной опасности (в зону транспортной безопасности).
Помимо этого, на станции Элиста отсутствует информация в наглядной и доступной форме о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете:
- прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и ее части вне установленных мест прохода (перемещения);
- проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
- совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий, что противоречит требованиям пп. «о» п. 5 Требований .............. и пп. «о» п. 5 раздела 4 паспорта ОТБ.
Из вышеизложенного следует, что на станции Элиста вопреки положениям пп. «е» п. 5 Требований .............. ОАО «РЖД» в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» до настоящего времени не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом ОТБ, реализация которых согласно постановлению Правительства Российской Федерации должна была быть завершена не позднее ...............
Неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры Требований .............. влечет непринятие достаточных и надлежащих мер к защищенности объекта транспортной инфраструктуры, создает угрозы к невозможности предотвращения совершения актов незаконного вмешательства, что в свою очередь создает угрозу неустойчивого функционирования и безопасности объекта в целом, неопределенного круга граждан, прибывающих и находящихся на станции Элиста.
Непринятие достаточных и необходимых мер к реализации паспорта обеспечения безопасности станции Элиста свидетельствует об уклонении ОАО «РЖД» от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров, посетителей и работников железнодорожной станции.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, которые пользуются услугами перевозок железнодорожным транспортом, не представляется возможным.
Защита прав неопределенного круга лиц в силу ст. 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем принуждения к исполнению обязанности.
На момент рассмотрения спора на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Элиста не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом ОТБ, реализация которых должна была быть завершена не позднее ...............
Неисполнение субъектом транспортной инфраструктуры требований закона в рассматриваемой сфере подрывает основополагающий принцип обеспечения транспортной безопасности - непрерывность, препятствует дальнейшей реализации мер по защите объектов от актов незаконного вмешательства.
Таким образом, требования прокурора являются обоснованными.
Более того, ответчиком ОАО «РЖД» не оспорено, что как на момент предъявления настоящего иска прокурором, так и на момент рассмотрения дела по существу ОАО «РЖД» требования законодательства о транспортной безопасности не выполнены, что бесспорно свидетельствует о допущенных и не устраненных ответчиком нарушениях требований ФЗ «О транспортной безопасности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что на протяжении длительного периода ОАО «РЖД» не исполняются требования законодательства о транспортной безопасности, что приводит к снижению уровня антитеррористической защищенности данного объекта транспортной инфраструктуры, препятствует созданию условий надежного и устойчивого функционирования объектов железнодорожного транспорта и создает реальную угрозу совершения актов незаконного вмешательства, безопасности неопределенного круга лиц, прибывающих на территории объектов транспортной инфраструктуры.
Невыполнение указанных требований по обеспечению транспортной безопасности железнодорожных станций снижает уровень антитеррористической защищенности объекта, приводит к созданию условий их неустойчивого функционирования, реальной угрозы безопасности неопределенного круга лиц, прибывающих на территории объектов.
Учитывая, что судом установлен факт нарушения ОАО «РЖД» требований по обеспечению транспортной безопасности, что может повлечь негативные последствия для неопределённого круга лиц, причинение крупного имущественного ущерба, дестабилизацию работы железнодорожного транспорта в Северо-Кавказском транспортном регионе, заявленные требования транспортного прокурора в данной части подлежат удовлетворению.
Срок исполнения решения необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ............................-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества «ФИО1 железные дороги» или используемых указанным обществом на ином законном основании определены объекты транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» (п. 5), подлежащие оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности с 2025 года.
Обеспечение транспортной безопасности осуществляется в ОАО «РЖД» за счет средств, выделяемых согласно инвестиционным программам, которые носят долгосрочный и планомерный характер, и принимаются с учетом финансовых возможностей компании, а также задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Оснащение железнодорожных станций техническими и инженерными средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется в рамках инвестиционной программы, утверждаемой департаментом безопасности ОАО «РЖД» по программе «Транспортная безопасность инфраструктурных проектов». В целях оснащения указанных железнодорожных станций необходимыми средствами обеспечения транспортной безопасности, Северо-Кавказской дирекцией управления движением в установленном порядке направлено соответствующее предложение в адрес Северо-Кавказского регионального центра безопасности о включении станций в инвестиционную программу (№ ИСХ-4223/СКАВД от ..............).
Таким образом, суд полагает необходимым предоставить ОАО «РЖД» срок для образования (формирования) и (или) привлечения для защиты железнодорожной станции Элиста в соответствии с утвержденным паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В связи с тем, что установление информационных табличек на станции Элиста запланировано на 2 квартал 2023 года, суд полагает разумным предоставить ОАО «РЖД» срок в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для установления информационных табличек, обозначающих границы зоны транспортной безопасности.
Также суд полагает необходимым предоставить ОАО «РЖД» срок до .............. о возложении обязанности ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры, и организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры, а именно установить ограждение, исключающее доступ посторонних лиц на объект повышенной опасности (в зону транспортной безопасности) по следующим основаниям.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ставропольского транспортного прокурора – удовлетворить частично.
Обязать ОАО «РЖД» в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Элиста, а именно:
- в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обязать образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожной станции Элиста в соответствии с утвержденным паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;
- в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обязать установить информационные таблички, обозначающие границы зоны транспортной безопасности;
- в срок до .............. обязать ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры, и организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры, а именно установить ограждение, исключающее доступ посторонних лиц на объект повышенной опасности (в зону транспортной безопасности), отказав в возложении обязанности устранить указанные нарушения в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ..............вой суд через Минераловодский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.С. Шаманова
Мотивированное решение суда составлено ...............