ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2181/13 от 28.10.2013 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2- 2181\13     

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2013 г.     г.Новосибирск

Суд общей юрисдикции Советского района г. Новосибирска в составе председательствующего Цепелёвой О.В.

при секретаре судебного заседания Леганьковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц к Лучкину Владимиру Юрьевичу в защиту неопределенного круга лиц,

    УСТАНОВИЛ:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Лучкину В.Ю., указав при этом следующее.

Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка по факту аварийной посадки на акватории <данные изъяты> залива.

22.06.2013 около 13-30 местного времени, при выполнении полета на самостоятельно изготовленном воздушном судне - гидросамолет типа «<данные изъяты>» без государственного и регистрационного опознавательных знаков, под управлением пилота Лучкина Владимира Юрьевича, над акваторией <данные изъяты> залива  , произошла грубая посадка воздушного судна на воду, вследствие чего воздушное судно получило повреждения и потеряло способность самостоятельно передвигаться. Пилот гидросамолета типа «<данные изъяты>» Лучкин В.Ю. не пострадал, от медицинской помощи отказался.

Статья 2 Конституции Российской Федерации декларирует о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации каждый обязан соблюдать действующее законодательство Российской Федерации.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство состоит из Воздушного кодекса, федеральных авиационных правил РФ, иных, принимаемых в соответствии с ними нормативных актов РФ. Согласно ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации подлежат воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и другие объекты. Обязательной аттестации подлежит авиационный персонал.

Вместе с тем, воздушное судно, эксплуатируемое Лучкиным, не имеет сертификата летной годности.

В соответствии со ст. 32 Воздушного кодекса РФ воздушное судно -летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм.

Согласно пояснениям Лучкина, масса пустого летательного аппарата составляет около 1000 кг.

Следовательно, аппарат относится к легкому воздушному судну. В силу ст. 21 Воздушного законодательства РФ, авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Таким образом, воздушное судно Лучкина является гражданским судном авиации общего назначения.

Согласно ч. 6 ст. 34 Воздушного кодекса РФ государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских воздушных судов, а также порядок нанесения этих знаков и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Приказом Минтранса РФ от 02.07.2007 N 85 (ред. от 17.11.2009) "Об утверждении Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации" (далее - Правила) установлено, что гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре с выдачей свидетельств о регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.

При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр ему присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, которые наносятся на гражданское воздушное судно.

В соответствии со ст. 66 Воздушного кодекса Российской Федерации к полету допускаются воздушные суда, имеющие государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющие на борту соответствующую документацию.

В силу требований ст. 36 Воздушного кодекса РФ и п. 1 Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения» (далее –ФАП -118), утвержденных приказом Минтранса России от 17.04.2003 № 118, единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения (далее -ЕЭВС), не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1-3 экземпляров, допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

На основании п. 2 ФАП-118, установленные требования к ЕЭВС -требования к летной годности ЕЭВС, определенные специально уполномоченным органом в области гражданской авиации на основе общих технических требований к ЕЭВС; сертификат летной годности ЕЭВС -документ, подтверждающий соответствие ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС.

Согласно пп. 5, 6 ФАП-118, содержащиеся в настоящем Положении процедуры и общие технические требования применяются к самолетам с максимальной взлетной массой не более 1800 кг, с количеством людей на борту не более четырех.

На основании п. 18 ФАП-118, сертификат летной годности ЕЭВС вступает в силу с даты регистрации в Государственном реестре. Допуск к эксплуатации ЕЭВС осуществляется после его регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Отсутствие сертификата летной годности ЕЭВС свидетельствует о ненадлежащем техническом состоянии данного воздушного судна.

Вместе с тем, Приложение № к ФАП-118 предъявляет к легким летательным аппаратам, в целях обеспечения безопасности полетов, жесткие требования:

П. 3 требования к прочности определены через эксплуатационные нагрузки (максимальные нагрузки, возможные в эксплуатации) и расчетные нагрузки (эксплуатационные нагрузки, умноженные на предписанные коэффициенты безопасности). При отсутствии специальных оговорок нагрузки, возникающие в воздухе, на земле должны быть уравновешены инерционными силами всех частей ЕЭВС. Распределение этих нагрузок может быть приближенным, взятым с запасом, или должно точно отражать фактические условия. Конструкция должна выдерживать эксплуатационные нагрузки без появления опасных остаточных деформаций. При всех нагрузках, вплоть до эксплуатационных, деформации конструкции не должны влиять на безопасность эксплуатации. В особенности это относится к системе управления.Конструкция должна выдерживать расчетные нагрузки без разрушения в течение не менее трех секунд. Прочность любого элемента конструкции, имеющего важное значение для безопасной эксплуатации, которая не может быть оценена точным расчетом, должна обеспечиваться соответствующими коэффициентами безопасности, методами эксплуатации и ограничениями ожидаемых условий эксплуатации (ОУЭ).

П. 4 пригодность и долговечность материалов, использованных для изготовления деталей, поломка которых может отрицательно повлиять на безопасность, должны определяться с учетом опыта и соответствовать установленным стандартам, гарантирующим прочность и другие свойства, принятые в расчетных данных. Применяемая технология производства должна обеспечивать надежность, качество изготовления конструкции, сохранения первоначальной прочности в реальных условиях эксплуатации.

П. 5 каждая силовая установка должна быть изготовлена, собрана и установлена таким образом, чтобы: обеспечивалась безопасная эксплуатация; имелся доступ для необходимых осмотров и технического обслуживания. Заявитель должен продемонстрировать, что каждая комбинация двигателя, выхлопной системы и воздушного винта удовлетворительно функционирует и надежна при эксплуатации в ожидаемых условиях эксплуатации и установленных ограничений.

П. 8 если двигатель не имеет Сертификата типа, то он должен сертифицироваться в составе ЕЭВС в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Программой.

П. 9 пригодность и долговечность материалов, использованных для воздушных винтов, должна быть обоснована опытным путем или испытаниями; если воздушный винт не имеет Сертификата типа, то он должен сертифицироваться в составе ЕЭВС в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Программой.

Пунктом 1 статьи 67 Воздушного кодекса РФ и п. 2.20 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 31.07.2009 № 128, установлено, что каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию:

свидетельство о государственной регистрации;

сертификат (свидетельство) эксплуатанта;

сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);

бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации;

-    свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы, подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья;

-    список, находящихся на борту воздушного судна лиц;

-    в случае если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то КВС должен иметь доверенность в произвольной форме, уполномочивающий его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта - задание на полет, оформленное эксплуатантом.

Однако в нарушение указанных требований, 22.06.2013 г. на борту воздушного судна типа «гидросамолет <данные изъяты>» при выполнении полетов отсутствовали следующие судовые документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц:

свидетельство о государственной регистрации;

сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); бортовой и санитарный журналы, РЛЭ.

В ходе проверки Лучкиным В.Ю. было предъявлено свидетельство пилота-любителя №, выданное <данные изъяты> межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Росавиации 18.07.2012 г. со сроком действия до 22.12.2013 г. В пункте XII указанного свидетельства внесена квалификационная отметка о виде, типе воздушного судна, обязанностях - «Самолет однодвигательный сухопутный. Командир ВС».

В соответствии со ст. 53 Воздушного кодекса РФ, к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

Командиром воздушного судна, согласно ст. 57 ВК РФ, является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

П. 2.4.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 (далее –АП0128), установлено, что каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 147, и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.

Квалификационная отметка - запись, сделанная в свидетельстве или имеющая к нему отношение и являющаяся его частью, в которой указываются особые условия, права или ограничения, относящиеся к этому свидетельству.

Гидросамолет предназначен для выполнения полетов с водной поверхности. Согласно п. 3.114 ФАП 0128, полеты на гидросамолетах выполняются на акватории, подобранные в соответствии с требованиями Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушного судна, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 882.

Так, для выполнения функций командира воздушного судна -гидросамолет типа «<данные изъяты>», Лучкин В.Ю. должен был иметь подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления гидросамолетом и действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками.

Следовательно, выполнять функции командира воздушного судна типа «гидросамолет» он не имеет права, так как для этого необходимо пройти подготовку для самостоятельного управления гидросамолетом и в свидетельство пилота-любителя Лучкина В.Ю. должна быть внесена квалификационная отметка «С одним двигателем, гидросамолет. Командир ВС».

В силу ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

В силу п. 7 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.

Согласно п. 10 Правил, воздушное пространство над территорией Российской Федерации, использованное для осуществления полета Лучкиным на самостоятельно изготовленном летательном аппарате, классифицируется как воздушное пространство класса G, где разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов.

В силу п. 124 Правил, уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G.

При планировании полетов в воздушном пространстве класса G пользователи воздушного пространства обязаны иметь аэронавигационную и метеорологическую информацию.

Ответственность за предотвращение столкновений с воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, столкновений с препятствиями при выполнении полетов в воздушном пространстве класса G возлагается на командира воздушного судна.

Таким образом, в части использования воздушного пространства, для Лучкина действует уведомительный порядок.

Из пояснений Лучкина от 16.07.2013 в Новосибирской транспортной прокуратуре, следует, что он не согласен с уведомительным порядком полетов, аэронавигационной и метеорологической информации в уполномоченных органах не запрашивал.

В соответствии в вышеизложенным, выполнение полета 22.06.2013 на воздушном судне - гидросамолет типа «<данные изъяты>» под управлением пилота Лучкина В.Ю, над акваторией <данные изъяты> залива   происходило в нарушение требований Правил, без уведомления соответствующих органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в воздушном пространстве класса G, при отсутствии у него аэронавигационной и метеорологической информации для полетов в воздушном пространстве класса G, что представляло опасность для жизни и здоровья граждан.

П. 2.2 ФАП-128 устанавливает, что командир воздушного судна знает и соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила и процедуры тех государств, в воздушном пространстве которых он выполняет полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта.

Вместе с тем, Лучкин В.Ю. совершил полет над акваторией <данные изъяты> залива  , с отсутствием надлежащей квалификационной отметки в свидетельстве пилота-любителя, государственной регистрации, не имевшего государственного и регистрационного опознавательных знаков, сертификата летной годности (удостоверения о готовности к полетам) и судовых документов на борту воздушного судна, чем нарушил правила безопасности эксплуатации юздушных судов.

По результатам проверки Новосибирским транспортным прокурором в ношении Лучкина В.Ю. возбуждено 3 дела об административных правонарушениях: по ч. 2 ст. 11..4 КоАП РФ - нарушение правил использования воздушного пространства; по ч. 4 ст. 11.5 КоАП РФ - управление воздушным дном лицом, не имеющим права управления им; по ч. 5 ч. 6 ст.11.. 5 КоАП РФ управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или летного опознавательного знака, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством РФ.

Постановления Управлением государственного надзора по СФО. 07.2013 рассмотрены, Лучкин В.Ю. признан виновным в совершении административных правонарушений, ему назначено наказание в виде штрафа на общую сумму 4000 рублей.

Тем самым, неправомерность действий Лучкина, в части нарушения Правил использования воздушного пространства, управления воздушным дном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, на котором отсутствует судовая и полетная документация и его виновность в указанных действиях установлены уполномоченным в сфере авиационной безопасности органом.

Осуществление незаконных полетов на легком воздушном судне — гидросамолет типа «<данные изъяты>» заведомо создает опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц в связи с тем, что данный летательный аппарат является источником повышенной опасности.

Осуществление деятельности по производству полетов лицом, не обладающим необходимыми в сфере авиации знаниями и навыками, не знакомым с требованиями безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности, требованиями в сфере использования воздушного пространства, на воздушном судне не прошедшем обязательной сертификации, увеличивает эту опасность многократно, в связи с чем с целью исключения нежелательных последствий, требуется применение запретительных мер судом.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В данном случае пострадать может любой гражданин Российской Федерации, либо иностранные граждане, которые могут оказаться в сфере действия воздушного судна Лучкина В.Ю., в связи с чем индивидуализировать и привлечь в качестве истцов данных лиц невозможно.

Руководствуясь ст. 29, ч. 1 ст. 45, ст. 131 ГПК РФ, ст. 12, 1065 ГК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», просит: запретить Лучкину Владимиру Юрьевичу и любым иным лицам эксплуатацию легкого воздушного судна гидросамолет типа «<данные изъяты>»,
принадлежащего Лучкину, до:

- прохождения процедуры государственной регистрации;

- получения соответствующего свидетельства о государственной регистрации летательного аппарата в Федеральном агентстве воздушного транспорта;

-обеспечения наличия судовых документов (бортовой и санитарный журналы, РЛЭ);

- получения сертификата летной годности на летательный аппарат.

Запретить Лучкину В.Ю. осуществлять полеты на воздушных суднах без получения разрешения от органа обслуживания воздушного движения и уведомления данного органа в соответствующем порядке в зависимости от класса воздушного пространства; пилотировать гидросамолеты и иные ВС без прохождения подготовки для самостоятельного управления ими и получения соответствующего свидетельства.

В судебном заседании представитель Новосибирской транспортной прокуратуры Подхалюзин С.С. доводы, изложенные в иске, поддержал.

Ответчик Лучкин В.Ю. иск не признал, пояснил, что он не летал на гидросамолете «<данные изъяты>», у него нет такого самолета. Не доказан сам факт его полета. Требования о запрете Лучкину В.Ю. осуществлять полеты на воздушных суднах без получения разрешения ставят его в такое положение, что он не может полететь ни на каком самолете, даже в качестве пассажира.

Третье лицо - ФГУП «Госкорпорация о ОрВД (филиал ЗапСибаэронавигация») представили отзыв на иск, приобщенный к материалам гражданского дела, в котором выразили мнение об удовлетворении заявленных исковых требований.( л.д. 80-82)

Третье лицо - Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу направили отзыв на иск, в котором указали, что Лучкин В.Ю. выполнял полет с нарушением требований ФПИВП, без уведомления им соответствующих органов обслуживания воздушного движения о своей деятельности, в целях получения полетно – информационного обслуживания и аварийного оповещения для выполнения полетов в воздушном пространстве класса G при уведомительном порядке использования воздушного пространства Российской Федерации и отсутствия у него аэронавигационной и метеорологической информации. Поддерживают исковое заявление прокурора, основанное на требованиях воздушного законодательства Российской Федерации ( л.д. 110-113).

Выслушав мнения участников процесса, суд приходит к следующему.

Статьёй 12 ГК РФ предусмотрен один из способов защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Судом установлено, что 22.06.2013 г. в 13 час. 08 мин. на акватории <данные изъяты> залива совершил посадку гидросамолет на воду, в 13 010 местного времени на место выехал катер <данные изъяты> ПСО МЧС России, на месте происшествия обнаружили гидросамолет неустановленной марки, неспособный самостоятельно передвигаться в связи с поломкой лыжи. Самолет отбуксировали к берегу. При посадке при выполнении рулевого движения на место стоянки Яхь клуба «А.» волной повредило опору лыжи, самолет не мог самостоятельно двигаться. Пилот Лучкин В.Ю. не пострадал ( л.д. 13, 40).

В материалах дела имеется Договор № от 07 июня 2012 г, заключенный между ООО «Ф.» и Лучкиным В.Ю. предметом которого является покупка бывшего в употреблении номерного агрегата транспортного средства модель Т. двигатель № цена 5 000 руб. ( л.д. 18, 19).

По договору № оказания услуг от 20.01.2012 г. продавец А.П. принял обязательство по желанию заказчика Лучкина В.Ю. изготовить комплект деталей самолета быстрой постройки ( л. д. 20-21).

Согласно свидетельству пилота –любителя, выданному на имя Лучкина В.Ю., последний может управлять самолетом однодвигательным, сухопутным, командир ВС ( л.д. 22-24).

Постановлением Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу серии № Лучкин В.Ю. признан виновным в выполнении полетов 22.06.2013 г. на воздушном судне гидросамолет <данные изъяты> без уведомления соответствующих органов обслуживания воздушного движения ( управления полетами) о своей деятельности в целях получения полетно- информационного обслуживания и аварийного оповещения для выполнения полетов в воздушном пространстве класса G и привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 11.4 КоАП РФ ( л.д. 64-68).

Постановлением Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу серии № Лучкин В.Ю. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 4.5,6 ст. 11.5 КоАП РФ за управление воздушным судном лицом, не имеющим право управления им; управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака; управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации ( л.д. 69-74).

Указанные постановления, согласно пояснениям Лучкина В.Ю. им не обжалованы, вступили в законную силу.

В соответствии со ст. 33 Воздушного кодекса РФ воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:

гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, - в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации;

сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения - в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.

В силу ст. 34 Воздушного кодекса РФ при включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну присваивается государственный и регистрационный и опознавательные знаки, которые наносятся на него.

Согласно ст. 36 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям.

В ходе судебного рассмотрения дела из пояснений ответчика установлено, что принадлежащий ему гидросамолет на момент полета 22.06.2013 г. не проходил процедуру государственной регистрации; соответствующего свидетельства о государственной регистрации летательного аппарата в Федеральном агентстве воздушного транспорта не получал; а также не получал сертификата летной годности на летательный аппарат.

Учитывая изложенное, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению за исключением указания на тип самолета «<данные изъяты>», поскольку доказательств, что самолет является гидросамолетом типа <данные изъяты>» в деле не имеется.

Относительно требований о запрете Лучкину В.Ю. осуществлять полеты на воздушных суднах без получения разрешения от органа обслуживания воздушного движения и уведомления данного органа в соответствующем порядке в зависимости от класса воздушного пространства; пилотировать гидросамолеты и иные воздушные судна без прохождения подготовки для самостоятельного управления ими и получения соответствующего свидетельства, суд приходит к следующему.

Статьёй 16 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Статьёй 10 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 г. № 138 ( ФВ ИВП) определена классификация воздушного пространства. Границы классов воздушного пространства установлены приказом Минтранса России от 22.09.2011 г. № 253.

Пунктом 116 ФП ИВП предусмотрено, что разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса G для полетов беспилотных летательных аппаратов. Разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства ( п. 113 ФП ИВП).

Уведомительный порядок использования, в соответствии с п. 123 ФП ИВП - это предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения.

Согласно п. 124 ФП ИВП установлено, что уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G.

Выполненный Лучкиным В.Ю. 22 июня 2012 г. полет произведен в воздушном пространстве класса G. Следовательно, при выполнении данного полета разрешение органа обслуживания воздушного движения на использование воздушного пространства не требовалось, в части использования воздушного пространства Лучкиным В.Ю. действовал уведомительный порядок.

В соответствии с пунктом 109 ФП ИВП план полета воздушного судна представляется для получения разрешения на использование воздушного пространства классов А иС., а также в целях уведомления органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) для получения полетно-информационного обслуживания при использовании воздушного пространства класса G.

Согласно административному регламенту предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства РФ, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.07.2012 г. № 208 предметом деятельности ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является аэронавигационное обслуживание российских и иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации, включающее в себя: обслуживание ( управление) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства; планирование и координирование использования воздушного пространства в границах ответственности оперативных органов единой системы организации воздушного движения и органов ОВД аэропортов; передачу экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации.

Лучкин В.Ю. 22.06.2013 г. в Новосибирский Зональный центр единой системы организации воздушного движения филиала «<данные изъяты>» соответствующее уведомление на воздушное судно в целях получения полетно- информационного обслуживания и аварийного оповещения не подавал, следовательно, не выполнил требования ФП ИВП, не уведомил орган обслуживания воздушного движения ( управление полетами) о своей деятельности в целях получения полетно- информационного обслуживания и аварийного оповещения для выполнения полетов в воздушном пространстве класса G при уведомительном порядке использования воздушного пространства Российской Федерации, полет выполнял в отсутствие аэронавигационной и метеорологической информации, необходимой для полетов в воздушном пространстве класса G.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора о запрете Лучкину В.Ю. осуществлять полеты на воздушных суднах без уведомления органа обслуживания воздушного движения в соответствующем порядке в зависимости от класса воздушного пространства подлежат удовлетворению, исковые требования в части получения разрешения от органа обслуживания воздушного движения не подлежат удовлетворению, так как при выполнении данного полета, как было сказано выше, разрешение органа обслуживания воздушного движения на использование воздушного пространства не требовалось, в части использования воздушного пространства действовал уведомительный порядок.

Исковые требования о запрете пилотировать гидросамолеты и иные ВС без прохождения подготовки для самостоятельного управления ими и получения соответствующего свидетельства подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 53 Воздушного кодекса РФ к выполнению функций члена экипажа гражданского воздушного судна допускаются лица, из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

Пунктом 2.4.1 Федеральный авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ» утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2009 г. № 128 (ФАП-128) определено, что каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утв. Приказом Минтраса России от 12.09.2008 г. № 147 и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, выданное государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.

Согласно п. 2.6 ФАП -147 для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота на самолете в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота, обладатель свидетельства пилота должен иметь квалификационную отметку о классе: а) с одним двигателем, сухопутный; б) с одним двигателем, гидросамолет; в) многодвигательный, сухопутный; г) многодвигательный, гидросамолет.

Следовательно, Лучкин В.Ю. для выполнения функций командира воздушного судна – гидросамолет должен иметь подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления гидросамолетом и действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками. Лучкиным В.Ю. предъявлено свидетельство пилота – любителя, №, выданное 18.07.2012 г. <данные изъяты> межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Росавиации, со сроком действия до 22.12.2013 г. В пункте 12 указанного свидетельства внесена квалификационная отметка о виде, типе воздушного судна, «самолет однодвигательный, сухопутный. Командир ВС» ( л.д. 22- 23).

Учитывая изложенное, исковые требования о запрете пилотировать гидросамолеты и иные ВС без прохождения подготовки для самостоятельного управления ими и получения соответствующего свидетельства подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ

    РЕШИЛ:

Исковые требования Новосибирского транспортного прокурора удовлетворить частично.

Запретить Лучкину Владимиру Юрьевичу и любым иным лицам эксплуатацию самодельного воздушного судна - легкого гидросамолета, принадлежащего Лучкину В.Ю. до прохождения процедуры государственной регистрации; получения соответствующего свидетельства о государственной регистрации летательного аппарата в Федеральном агентстве воздушного транспорта, получения сертификата летной годности на летательный аппарат.

Запретить Лучкину Владимиру Юрьевичу осуществлять полеты на воздушных суднах без уведомления органа обслуживания воздушного движения в соответствующем порядке в зависимости от класса воздушного пространства; пилотировать гидросамолеты и иные ВС без прохождения подготовки для самостоятельного управления ими и получения соответствующего свидетельства.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления в мотивированной форме.

Председательствующий    подпись     Цепелёва О.В.

Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2013 г.