№ 2-2220/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тобольск 11 декабря 2018 года
Тобольский городской суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи Свистельниковой Н.А.,
при секретаре Мингалевой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Тобольского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Ксениди Нине Сергеевне о признании незаконной деятельности по эксплуатации здания торговли, запрете эксплуатации здания торговли, прекращении деятельности по эксплуатации здания торговли до устранения нарушений законодательства, освобождении помещения здания торговли,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Тобольского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с требованием признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Ксениди Нины Сергеевны по эксплуатации здания торговли, расположенного по адресу: <адрес>, запретить индивидуальному предпринимателю Ксениди Нине Сергеевне эксплуатацию здания торговли, расположенного по адресу: <адрес>, до полного фактического устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязать индивидуального предпринимателя Ксениди Нину Сергеевну прекратить деятельность по эксплуатации здания торговли, расположенного по адресу: <адрес>, до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности. Обязать индивидуального предпринимателя Ксениди Нину Сергеевну освободить помещение здания торговли, расположенного по адресу: <адрес>, от третьих лиц и их имущества, осуществляющих его эксплуатацию на период до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что в рамках проведенной проверки соблюдения ИП Ксениди Н.С. требований противопожарной безопасности, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований противопожарной безопасности, что подтверждается информацией МОНДиПР № 1 УНДиПР МЧС России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ., материалами проверки.
В судебном заседании прокурор требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Суду пояснила, что здание, которое эксплуатируется ИП Ксениди Н.С. является объектом массового пребывания людей, в настоящее время нарушения требований противопожарной безопасности не устранены в полном объеме, являются существенными, при их наличии дальнейшая эксплуатация невозможна, так как она создают угрозу жизни и здоровью граждан, которые пребывают в этом здании.
Ответчик индивидуальный предприниматель Ксениди Н.С. с иском не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 44-46, 61-63).
Представитель третьего лица Межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 1 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Тюменской области Федоров Д.М. считает необходимым иск удовлетворить в полном объеме, поскольку те нарушения которые в настоящее время не устранены, являются существенными, так как создают угрозу жизни и здоровью граждан, которые пребывают в этом здании.
Третье лицо индивидуальный предприниматель Лукъянова И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена в установленном законом порядке.
Изучив доводы иска, возражений, заслушав участников процесса, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" согласно статье 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Указанная норма закрепляет полную имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя и не разграничивает имущество гражданина как физического лица либо как индивидуального предпринимателя.
Как установлено судом, Ксениди Н.С. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством (л.д. 17). Ответчику принадлежит здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, количество этажей № в том числе подземных: 1, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 18).
Между индивидуальным предпринимателем Ксениди Н.С. и Лукьяновой И.В. заключен договор аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>.
В ходе проверки указанного здания выявлены многочисленные нарушения требований противопожарной безопасности, что подтверждается информацией МОНДиПР № 1 УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ., материалами проверки.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества;…лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности…
Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п.3 указанных выше Правил, лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу п.33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Также указанные выше Правила противопожарного режима в Российской Федерации запрещают использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.
Временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
На землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из представленных суду доказательств усматривается, что на момент проверки здания торговли в ДД.ММ.ГГГГ на предмет исполнения требований противопожарной безопасности были выявлены следующие нарушения со стороны ответчика: ИП Ксениди Н.С. не пройдено обучение по пожарно-техническому минимуму, допущены эксплуатация лестничной клетки без дверей, предусмотренных проектной документацией, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, устройство о подсобного помещения под лестничным маршем (лестничная клетка № 1), не предусмотрен эвакуационный выход с цокольного этажа магазина, отвечающий требованиям пожарной безопасности, не оборудованы помещения магазина цокольного этажа системой и средствами противопожарной защиты объекта (автоматическая установка пожаротушения), помещения магазина цокольного этажа, не имеющие естественного освещения не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляцией для удаления продуктов горения при пожаре, не обеспечена ширина двери эвакуационного выхода в свету из цокольного этажа в тамбур не менее 1,20 м. также ИП Ксениди Н.С. применены декоративно-отделочные, облицовочные материалы потолка общего коридора 2-го этажа здания магазина с показателями с более высокой пожарной опасностью чем Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3,Д2,Т2, допускаются загромождение выхода из помещения магазина Урожай в общий коридор на втором этаже здания, эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (торговый зал магазина цокольный этаж), расположение временных строений, расположенных на расстоянии менее 15 метров от других зданий и сооружений.
Специалистами МОНДиПР № 1 УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проведена внеплановая выездная проверка указанного объекта, выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком выполнения ДД.ММ.ГГГГ., ИП Ксениди Н.С. ДД.ММ.ГГГГ. привлечена к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ в виде <данные изъяты>.
По результатам проведенной дополнительной проверки межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном <данные изъяты> КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ИП Ксениди Н.С., указанное дело рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ., ИП Ксениди признана виновной в совершении административного правонарушения, назначен <данные изъяты>.
Также межрайонной прокуратурой в отношении ИП Ксениди Н.С. ДД.ММ.ГГГГ. внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения в полном объеме не устранены.
Из представленных суду доказательств усматривается устранение ответчиком части ранее выявленных нарушений требований противопожарной безопасности.
Между тем, на момент рассмотрения дела, полного устранения нарушений требований противопожарной безопасности ИП Ксениди Н.С. не проведено.
Так, суду представлен акт проверки органом государственного контроля от ДД.ММ.ГГГГ. № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ИП Ксениди Н.С., выявлены следующие нарушения: не предусмотрен эвакуационный выход с цокольного этажа магазина, отвечающий требованиям пожарной безопасности; не оборудованы помещения магазина цокольного этажа системой и средствами противопожарной защиты объект; помещения магазина цокольного этажа, не имеющие естественного освещения не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляцией для удаления продуктов горения при пожаре; не обеспечена ширина двери эвакуационного выхода в свету из цокольного этажа в тамбур не менее 1,20 м; индивидуальным предпринимателей допускается расположение временных строений, расположенных на расстоянии менее 15 метров от других зданий и сооружений (л.д. 56-58).
В силу статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Как пояснил в судебном заседании представитель третьего лица старший инспектор надзорной деятельности Федоров Д.М., устранены выявленные нарушения на 1 и 2 этажах здания, однако, те нарушения требований противопожарной безопасности, а именно: не предусмотрен эвакуационный выход с цокольного этажа магазина, отвечающий требованиям пожарной безопасности; не оборудованы помещения магазина цокольного этажа системой и средствами противопожарной защиты объект; помещения магазина цокольного этажа, не имеющие естественного освещения не оборудованы системой вытяжной противодымной вентиляцией для удаления продуктов горения при пожаре; не обеспечена ширина двери эвакуационного выхода в свету из цокольного этажа в тамбур не менее 1,20 м;, которые не устранены на день рассмотрения дела, являются существенными и создают угрозу жизни и здоровья граждан.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения требований о признании незаконной деятельности индивидуального предпринимателя Ксениди Нины Сергеевны по эксплуатации здания торговли, расположенного по адресу: <адрес>, запрете эксплуатации здания торговли, расположенного по адресу: <адрес>, до полного фактического устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности, прекращении деятельности по эксплуатации здания торговли, расположенного по адресу: <адрес>, до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, освобождении помещения здания торговли, расположенного по адресу: <адрес>, от третьих лиц и их имущества, осуществляющих его эксплуатацию на период до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, поскольку эксплуатация здания при имеющихся не устраненных нарушениях требований противопожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровья граждан.
Согласно ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, поскольку предъявил заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации … государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход местного бюджета.
Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден.
Поскольку прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц (физических лиц) с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений пп. 1 п.1 и п.3 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 300 рублей.
В соответствии со ст. ст. 50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета.
В связи с чем, государственная пошлина в размере 300 рублей, подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
В удовлетворении ходатайства о приведении решения суда к немедленному исполнению следует отказать, так как оснований, предусмотренных ст. 212 ГПК РФ суд не усматривает.
Иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 103, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Ксениди Нины Сергеевны по эксплуатации здания торговли, расположенного по адресу: <адрес>.
Запретить индивидуальному предпринимателю Ксениди Нине Сергеевне эксплуатацию здания торговли, расположенного по адресу: <адрес>, до полного фактического устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обязать индивидуального предпринимателя Ксениди Нину Сергеевну прекратить деятельность по эксплуатации здания торговли, расположенного по адресу: <адрес>, до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обязать индивидуального предпринимателя Ксениди Нину Сергеевну освободить помещение здания торговли, расположенного по адресу: <адрес>, от третьих лиц и их имущества, осуществляющих его эксплуатацию на период до устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ксениди Нины Сергеевны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Свистельникова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.