Чкаловский районный суд Нижегородской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Чкаловский районный суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-226
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 июня 2011 года г. Чкаловск
Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Красненкова Е.А.,
с участием помощника прокурора Чкаловского района Гуренко А.Ю.,
истцов - Р.В.А.., Р.А.Н.., М.Е.А.., И.Н.А.., И.Е.В.., Ж.Н.М..,
представителя ответчика - администрации г. Чкаловска Бутылкина С.А. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре Грязиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Чкаловского района Нижегородской области в интересах Р.В.А., Р.П.А., Р.А.Н., Р.П.А., Ш.А.В., М.Е.А., М.Е.В., М.И.Е., К.Г.И., И.Н.В., И.А.Е., И.А.Е., И.Е.В., Р.Е.В., Р.Е.А., Б.И.М., Б.А.Н., Б.Н.Н., Ж.Н.М. к администрации г. Чкаловска Нижегородской области о признании бездействий по переселению из аварийного жилищного фонда неправомерными и возложении обязанности предоставления благоустроенных жилых помещений вне очереди,
У С Т А Н О В И Л:
обратился в суд с иском в интересах Р.В.А., Р.П.А., Р.А.Н., Р.П.А., Ш.А.В., М.Е.А., М.Е.В., М.И.Е., К.Г.И., И.Н.В., И.А.Е., И.А.Е., И.Е. к администрации г. Чкаловска о признании бездействий по переселению из аварийного жилищного фонда неправомерными, возложении обязанности предоставления благоустроенных жилых помещений вне очереди и в обосновании требований указал, что в прокуратуру поступили обращения истцов на неправомерные действия администрации г. Чкаловска о не включении в программу переселения из аварийного жилищного фонда и невозможности проживания в данном доме. Обследование жилого дома проводилось межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ. Из акта обследования следует, что на момент обследования жилой дом не удовлетворяет комфортным условиям для проживания, износ здания составляет 66%, износ фундамента составляет 80%, износ стен 70%, что требует полной замены фундамента и деревянных конструкций стен. Нарушение требований пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровья людей, проживающих в этом доме. Решением межведомственной комиссии администрации от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу в виду физического износа в процессе эксплуатации и нецелесообразности проведения капитального ремонта. В соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2010 года № 162 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Нижегородской области на 2010-2011 годы», решением городской Думы г. Чкаловска от 19.04.2010 года № 16, утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г. Чкаловска на 2010-2011 годы». В данную адресную программу включено 9 домов, жители которых переселены в жилые помещения, построенные (приобретенные) в рамках программы, однако в программу расселения не был включен. Поскольку данный дом признан аварийным и подлежащим сносу, то дальнейшее проживания истцов в жилых помещениях дома представляет угрозу их жизни и здоровья. Поэтому просит признать бездействие администрации г. Чкаловска по переселению истцов из аварийного жилищного фонда неправомерными, возложить на администрацию г. Чкаловска обязанность предоставить истцам благоустроенные жилые помещения вне очереди.
Определением Чкаловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке ст. 151 ч. 4 ГПК РФ, гражданские дела № (; № ; № .); № (); № (, объединены в одно производство.
Истцы Р.В.А., Р.П.А., Р.А.Н., Р.П.А., Ш.А.В., М.Е.А., М.Е.В., М.И.Е., К.Г.И., И.Н.В., И.А.Е., И.А.Е., И.Е.., в судебное заседание не явились, хотя о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом судебными повестками и обратились в суд с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие, иск прокурора Чкаловского района поддерживают полностью.
Представитель третьего лица А.М.А. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, хотя о дате и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом судебной повесткой.
В судебных заседаниях от 01.06., 15.06., 23.06.2011 года Р.В.А. исковые требования поддержала и пояснила, что она является собственником квартиры, в которой проживает. В доме отсутствуют какие-либо виды благоустройства, кроме электричества, так как печное отопление, вода на колонке, туалет общий. Дом старый, гнилой, покосился, имеются трещины и полностью разрушается, в комнатах холодно и сырость, постоянно держится неприятный запах, поэтому в доме невозможно проживать. Несмотря на их заявления, никаких ремонтных работ в доме не проводится. Другого жилья она не имеет, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, она отказывается от реконструкции и сноса дома за счет средств собственников и от дальнейшего использования земельного участка, согласна на расселение многоквартирного дома и заключения договора мены на другое жилое помещение. Дом в течение двух лет не попадает в программу по переселению из аварийного жилищного фонда, хотя в переселяют дома, которые находятся в более лучшем состоянии.
В судебных заседаниях от 01.06., 23.06.2011 года Р.А.Н. исковые требования и объяснения Р.В.А.. поддержала и дополнительно пояснила, что она проживает в квартире по договору социального найма, другого жилья не имеет, и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В судебном заседании от 01.06.2011 года Р.Г.А. исковые требования и объяснения Р.В.А. поддержала.
В судебных заседаниях от 01.06., 23.06.2011 года М.Е.А. исковые требования и объяснения Р.В.А. поддержала и дополнительно пояснила, что она проживает в квартире по договору социального найма, другого жилья не имеет, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит.
В судебном заседании от 01.06.2011 года М.Е.В. исковые требования и объяснения Р.В.А. поддержал.
В судебных заседаниях от 01.06., 15.06.2011 года К.Г.И. исковые требования и объяснения Р.В.А. поддержала и дополнительно пояснила, что она проживает в квартире по договору социального найма, другого жилья не имеет, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит.
В судебных заседаниях от 01.06., 15.06., 23.06.2011 года И.Н.В. исковые требования и объяснения Р.В.А.. поддержала.
В судебных заседаниях от 01.06., 23.06.2011 года И.Е.В. исковые требования и объяснения Р.В.А. поддержал.
В судебном заседании от 01.06.2011 года Р.Е.В исковые требования и объяснения Р.В.А. поддержала.
В судебных заседаниях от 01.06., 15.06.2011 года Б.И.М. исковые требования и объяснения Р.В.А. поддержала и дополнительно пояснила, что она проживает в квартире по договору социального найма, другого жилья не имеет, и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В судебных заседаниях от 01.06.2011 года Б.А.Н. исковые требования и объяснения Р.В.А. поддержал.
В судебном заседании от 01.06.2011 года Б.Н.Н. исковые требования и объяснения Р.В.А. поддержала.
В судебных заседаниях от 15.06., 23.06.2011 года Ж.Н.М. исковые требования и объяснения Р.В.А. поддержал и дополнительно пояснил, что является собственником квартиры, другого жилья не имеет, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, он отказывается от реконструкции и сноса дома за счет средств собственников и от дальнейшего использования земельного участка, согласен на расселение многоквартирного дома и заключения договора мены на другое жилое помещение.
В судебных заседаниях от 01.06., 15.06.2011 года заместитель прокурора Чкаловского района Огонькова Г.Ю. доводы искового заявления поддержала, считает, что требования являются законными и обоснованными, поэтому просит иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании от 01.06. и от 15.06.2011 года представитель ответчика администрации г. Чкаловска Алексашина Е.С. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) иск не признала, доводы возражений поддержала и дополнительно пояснила, что жилищный фонд был передан администрации в 2008 году и о том, что является аварийным и подлежит сносу, администрация узнали только в 2009 году, когда им были переданы соответствующие акты межведомственной комиссии и распоряжение администрации об этом. Данный дом администрацией был включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории в на 2009-2010 года и на 2010-2011 годы, однако, в том числе как и другие десять домов , был исключен из списка Министерством социальной политики , в связи с недостаточным финансированием. Считает, что администрация не бездействует, принимала и принимает все необходимые меры, с учетом финансирования и бюджетных средств, по расселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В судебном заседании от 01.06. и от 15.06.2011 года представитель третьего лица закрытого акционерного общества А.М.А. (по доверенности) с иском не согласилась и пояснила, что с заключен контракт на обслуживание домов в , в том числе и на , который является аварийным и подлежит сносу. На основании заявления граждан может провести ремонтные работы в доме на сумму, которая имеется на счету дома, в размере , при этом в данном доме имеется долг за населением в сумме .
В судебном заседании помощник прокурора Чкаловского района Гуренко А.Ю. доводы искового заявления поддержал, считает, что требования являются обоснованными, поэтому просит иск удовлетворить полностью.
Представитель ответчика - администрации г. Чкаловска Бутылкин С.А. (по доверенности) иск не признал и пояснил, что администрация г. Чкаловска не бездействует и принимает все необходимые меры для расселения граждан из аварийного жилищного фонда. Гарантировать жильцам, что их дом будет включен в программу по переселению на 2011-2012 года, он не может, так как не знает будет ли включен г. Чкаловск в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2012 год. В случае удовлетворения судом иска прокурора, жильцам дома будут предоставляться жилые помещения на вторичном рынке жилья г. Чкаловска.
Свидетель С.Е.М. показал, что он работает . При включении дома в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, учитывается степень износа дома, условия проживания, дальнейшее развитие территории и другие условия. администрацией имелся в заявке на переселение, но впоследствии был исключен из списка Министерством социальной политики . В связи с отсутствием денежных средств на покупку новых квартир, расселять граждан за счет средств собственного бюджета, они не имеют возможности, поэтому гражданам при расселении могут быть предоставлены только жилые помещение только на вторичном рынке жилья в . Гарантировать, что в 2012 году будет региональная программа по переселению из аварийного жилищного фонда и что будет включен в данную программу, в том числе и , он не может, но для этого будут предприняты все необходимые и зависящие от них меры.
Выслушав объяснения сторон и их представителей, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Р.В.А. является собственником двух комнат в коммунальной квартире, общей площадью кв. м, расположенной по адресу: .
Согласно договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между (Наймодатель) и Р.А.Н.., ее - Р.П.А.., ее - Ш.А.В. (Наниматель), Наймодатель предоставляет Нанимателю и членам его семьи во владение для проживания в нем изолированное жилое помещение, состоящее их одной комнаты в коммунальной квартире общей площадью кв.м, в том числе жилой кв.м, по адресу: .
Согласно договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между (Наймодатель) и М.Е.А.., ее - М.Е.В.., ее - М.И.Е. (Наниматель), Наймодатель предоставляет Нанимателю и членам его семьи во владение для проживания в нем изолированное жилое помещение, состоящее их одной комнаты в коммунальной квартире общей площадью кв.м, в том числе жилой кв.м, по адресу: .
Согласно договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между (Наймодатель) и К.Г.И. (Наниматель), Наймодатель предоставляет Нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее их двух комнат в коммунальной квартире общей площадью кв.м, в том числе жилой кв.м, по адресу: , 16.
Согласно договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между (Наймодатель) и Б.И.М.., ее - Б.А.Н.., ее - Б.Н.Н. (Наниматель), Наймодатель предоставляет Нанимателю и членам его семьи во владение для проживания в нем изолированное жилое помещение, состоящее их одной комнаты в коммунальной квартире общей площадью кв.м, в том числе жилой кв.м, по адресу: .
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Ж.Н.М. является собственником доли в праве общей долевой собственности квартиры, общей площадью кв. м, расположенной по адресу: .
Как видно из справок и копий паспортов истцов в указанных квартирах зарегистрированы и проживают: в - Р.В.А., Р.П.А..; в - Р.А.Н.., Р.П.А.., Ш.А.В.; в - М.И.Е.., М.И.Е.., М.Е.В..; в - К.Г.И.., И.Н.В.., И.А.Е.., И.Е.В.., Р.Е.В.., Р.Е.А.., И.А.Е..; в - Б.И.М.., Б.А.Н., Б.Н.Н.; в - Ж.Н.М.
На основании ч. ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и технически правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Согласно акта обследования и заключения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия по результатам обследования пришла к выводу о том, что жилой признан аварийным и подлежащим сносу по причине физического износа в процессе эксплуатации и нецелесообразности проведения капитального ремонта.
Распоряжением администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирные дома на основании актов обследования и заключений межведомственных комиссий от ДД.ММ.ГГГГ, признаны аварийными и подлежащими сносу с принятием мер по расселению граждан, в том числе и , в котором проживает истцы с семьями.
На основании ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу п. п. 10-12 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.
Таким образом, в силу закона, истцы, в том числе и собственники квартир Р.В.А. и Ж.Н.М.., поскольку согласно решений собственников они отказываются от реконструкции и сноса дома за счет средств собственников и от дальнейшего использования земельного участка, согласны на расселение многоквартирного дома и заключения договора мены на другое жилое помещение, имеют право на переселение в другое благоустроенное жилое помещение.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи со сносом дома.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № установлен уровень благоустроенности жилых помещений по городу Чкаловску (квартира, комната, индивидуальный дом), которые должны быть обеспечены: электроснабжением, отоплением (центральным или индивидуальным), газоснабжением, холодным водоснабжением, канализацией.
Из изложенного следует, что предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, находится в черте и с учетом уровня благоустроенности в .
Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Поскольку проживание истцов в доме, который признан аварийным и подлежит сносу, представляет угрозу их жизни и здоровью, то суд приходит к выводу, что требования прокурора Чкаловского района в части предоставления истцам благоустроенных жилых помещений вне очереди, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования прокурора Чкаловского района о признании бездействий администрации г. Чкаловска по переселению истцов неправомерными, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 1, 6, 8, 9 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Муниципальные квартиры в домен № по были переданы в администрацию распоряжением ДД.ММ.ГГГГ, то есть именно с данного момента на администрацию возложена обязанность по учету муниципального жилищного фонда.
Однако, как следует из объяснений представителя ответчика, информация о том, что является непригодным для проживания и подлежит сносу, стала известна администрации лишь в году, при передаче актов обследования жилых домов, заключений межведомственных комиссий и распоряжений о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Решением Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в на 2010-2011 годы», утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории в на 2010-2011 годы», согласно которой расселены дома в по адресам: , ; ; .
Кроме того, в связи с программой переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории с учетом необходимости стимулирования рынка жилья на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, расселены дома в по адресам: ; ; ; ; .
При этом администрацией г. Чкаловска в указанные программы на переселение в заявку включались все дома на территории , которые были признаны аварийными и подлежащими сносу, в том числе и , однако данный дом (и еще десять домов) был исключен из списка Министерством социальной политики .
Как следует из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий, (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В судебном заседании установлено, что администрацией г. Чкаловска надлежащим образом исполняются требования ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принимались и принимаются все необходимые в целях соблюдения жилищных прав граждан, в том числе и в рамках реализации Программы по переселению из аварийного жилищного фонда, каких-либо нарушений в действиях администрации г. Чкаловска, а также бездействия, не выявлено.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Чкаловского района подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Чкаловского района Нижегородской области удовлетворить частично.
Возложить на администрацию г. Чкаловска Нижегородской области обязанность предоставить Р.В.А., Р.П.А., Р.А.Н., Р.П.А., Ш.А.В., М.Е.А., М.Е.В., М.И.Е., К.Г.И., И.Н.В., И.А.Е., И.А.Е., И.Е.В., Р.Е.В., Р.Е.А., Б.И.М., Б.А.Н., Б.Н.Н., Ж.Н.М. вне очереди благоустроенные жилые помещения применительно к условиям , равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, которые должны отвечать установленным требованиям и находиться в черте .
В остальной части исковых требований прокурора Чкаловского района Нижегородской о признании бездействий по переселению истцов из аварийного жилищного фонда неправомерными - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья: _______________________________________ (Е.А.Красненков)
Мотивированное решение составлено 29 июня 2011 года
Судья: __________________________________________ (Е.А.Красненков)
Решение вступило в законную силу 30.08. 2011 года
Судья: __________________________________________ (Е.А.Красненков)
Мотивированное решение составлено 29 июня 2011 года