ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-229/14 от 06.06.2014 Октябрьского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-229/14

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Октябрьский районный суд Волгоградской области

В составе председательствующего Коноваловой С.А.,

с участием прокурора ФИО6,

представителя ответчика – администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области и отдела по образованию Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области – ФИО7, действующего по доверенностям №1978 от 06.06.2014 г. и №1009 от 06.06.2014 г.,

представителя ответчика отдела по образованию Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области – ФИО2, действующей по доверенности №1017 от 06.06.2014 г.,

представителя муниципального казенного образовательного учреждения «Жутовская СОШ» в лице директора ФИО3,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьском 9 июня 2014 года гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казенному образовательному учреждению «Жутовская СОШ» об оборудовании здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения и тревожной сигнализацией,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Октябрьского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казенному образовательному учреждению «Жутовская СОШ» об оборудовании здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения и тревожной сигнализацией.

В обоснование заявленного требования указывая, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности, в ходе которой было установлено, что в МКОУ ««Жутовская СОШ», расположенном по адресу: ул. им. <адрес> отсутствует система телевизионного (видео-) наблюдения и тревожная сигнализация, тогда как в соответствии с п. 7 части 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.4 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ», п.61 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства от 25 апреля 2012 года №390, ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий сооружений», пункта 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 №635/10, образовательные учреждения должны быть оборудованы системой телевизионного (видео-) наблюдения и тревожной сигнализацией.

Просит обязать администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района обеспечить финансирование в целях приобретения и установки оборудования системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации для здания МКОУ «Жутовская СОШ», оборудования отдельного помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения, пожарной и тревожной сигнализации, а также обслуживания тревожной и пожарной сигнализаций.

Обязать МКОУ «Жутовская СОШ» с момента поступления денежных средств установить в образовательном учреждении систему видеонаблюдения, тревожную сигнализацию, оборудовать отдельное помещение для охраны с установкой системы видеонаблюдения, пожарной и тревожной сигнализации, заключить договоры на обслуживание пожарной сигнализации, кнопки тревожной сигнализации со специализированными организациями.

В судебном заседании прокурор ФИО6 иск уточнил, просит обязать администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района обеспечить финансирование в целях приобретения и установки оборудования системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации для здания МКОУ «Жутовская СОШ», оборудования отдельного помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения, пожарной и тревожной сигнализации, а также обслуживания тревожной и пожарной сигнализаций, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать МКОУ «Жутовская СОШ» с момента поступления денежных средств в течении одного месяца установить в образовательном учреждении систему видеонаблюдения, тревожную сигнализацию, оборудовать отдельное помещение для охраны с установкой системы видеонаблюдения, пожарной и тревожной сигнализации, заключить договоры на обслуживание пожарной сигнализации, кнопки тревожной сигнализации со специализированными организациями.

Представитель ответчика – администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области и отдела по образованию Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области – ФИО7 иск не признал и пояснил, что перечисленные прокурором нормативные акты носят рекомендательный характер и применяются при строительстве зданий сооружений, и ни одно из них не устанавливает обязанность установить систему видеонаблюдения, тревожной сигнализации, о возможности понуждения юридических лиц к заключению договоров на обслуживание пожарной сигнализации, кнопки тревожной сигнализации со специализированными организациями. Кроме того они распространяются на вновь возведенные и реконструированные здания, а здания школ построены в 1950-х, 1960-х годах, реконструкция и капитальный ремонт зданий не проводится. Кроме того, в соответствии с ФЗ-384 меры должны быть направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в учебных учреждениях применяются такие меры, но видеонаблюдение, никак не уменьшает возможность проявления криминальных проявлений, поскольку является лишь средством фиксации. В учреждениях имеются дежурные, которые имеют доступ к телефонной связи и могут по телефону в экстренном порядке сообщить о происшествиях в специализированные учреждения.

Кроме того, администрация Октябрьского муниципального района является главным распорядителем бюджетных средств, а отдел по образованию Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области получателем денежных средств, а бюджет района рассматривает и утверждает Октябрьская районная Дума, то есть администрация не занимается финансированием, а является лишь его распорядителем. Таким образом, администрация не может расходовать утвержденные бюджетные средства на другие цели, а бюджет администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области 70% является дотационным и в первую очередь распределяется на защищенные статьи. В бюджете на 2014 год нет статьи расходов на установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации и перераспределить их с других статей расходов бюджета не представляется возможным, и такое решение принимает Октябрьская районная Дума. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика - отдела по образованию Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области – ФИО2 иск не признала, и пояснила, что прокурором не предоставлено доказательств обоснованности заявленных требований, так на территории района осуществляют свою деятельность два бюджетных образовательных учреждения, а остальные казенные, которые работают по бюджетной смете. МКОУ «Жутовская СОШ» является юридическим лицом, учредителем является отдел по образованию Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области. Финансирование отдела по образованию, администрацией Октябрьского муниципального района Волгоградской области осуществляется на основании бюджета, утвержденного Октябрьской районной Думой. С августа по ноябрь формируется бюджет района. Бюджет на 2014 год был утвержден в ноябре 2013 года, таким образом, ассигнований для удовлетворения указанных исковых требований не имеется. Бюджет Администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области больше 70% является дотационным, распределение денежных средств в первую очередь направлено на социально защищенные статьи. Если сейчас из какой-то статьи снять денежные средства на установку систем видеонаблюдения, тревожной кнопки, то не будет выплачиваться заработная плата, оплачиваться коммунальные услуги, питание детей, подвоз детей и обслуживание транспорта. По видеонаблюдению ни указано, что оно обязательно должно быть, но обслуживание транспорта предназначенного для подвоза детей является обязательным, это технический осмотр и другие требования к его допуску. Ранее в восьми учреждениях были установлены тревожные кнопки, но их отключили без всякого предупреждения, что свидетельствует об неэффективности их использования. Кроме того, на территории района ни имеется ни одной организации занимающейся установкой и обслуживанием данных видов установок, кроме пожарной сигнализации, которая установлена в каждом учреждении и заключены договоры на их обслуживание. В иске звучит требование выделить финансирование, однако финансирование не может быть без ассигнований, поскольку сначала выделяются ассигнования, заключаются договоры, подаются заявки на финансирование и все в обратном порядке, руководитель учреждения несет персональную ответственность, если он заключит договор без ассигнований, по бюджетному законодательству он не имеет право заключать такие договоры, соответственно сначала Районной Думой должны быть внесены изменения в районный бюджет, затем учреждения заключают договоры и только потом это все финансируются определенные расходы.

Кроме того, в учреждениях невозможно выделить отдельную комнату для размещения данного оборудования, так как заведения старой постройки, недавно выделяли помещения для пункта выдачи горячего питания и в некоторых учреждениях не имеется свободных помещений.

Представитель ответчика МКОУ «Жутовская СОШ» - ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что здание 1964 года постройки, поэтому установить систему видеонаблюдения по основаниям указанным прокурором в исковом заявлении ни кто не обязывает. В настоящее время свободного помещения в школе нет, кроме того необходимо разделить начальные классы, а для этого потребуется дополнительное помещение для занятий. Просит в удовлетворении иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что МКОУ «Жутовская СОШ» не оборудовано системами видеонаблюдения и тревожными сигнализациями. В данном образовательном учреждении отсутствуют помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения, пожарной и тревожной сигнализации, договоры на обслуживание пожарной сигнализации, кнопки тревожной сигнализации со специализированными организациями не заключены. Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителями ответчиков.

Между тем Конституцией Российской Федерации гарантированы охрана труда и здоровья людей, каждый имеет право на охрану жизни и здоровья.

В соответствии ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Приоритет мер по предупреждению терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму, закреплены в ст. 2 указанного Федерального закона в качестве основных принципов противодействия терроризму.
Концепцией противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05 сентября 2009 года, в качестве основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынков.

Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.

В Концепции отмечается, что борьба с терроризмом должна осуществляться на основе мероприятий по предупреждению, пресечению преступлений террористического характера.

Согласно п.п. «е» п. 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты), совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Антитеррористическая безопасность образовательного учреждения обеспечивается техническими и организационными мерами, которые включают в себя:

- обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррористической, так и пожарной безопасности);

- оборудование учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения. Указанная норма закона не может существовать в отрыве от иных нормативно-правовых актов направленных на защиту от терроризма и иных преступных посягательств.

Статьей 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 273-ФЗ) определено, что отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 61 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 №390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

В судебном заседании установлено, что МКОУ «Жутовская СОШ» оборудована противопожарной сигнализацией, между тем в соответствии с требованиями части 13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. При этом согласно пункта 6.48 СНиП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 №635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

При этом Приказом Минобрнауки РФ от 28 декабря 2010 года №2106 утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, которые представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.

Из материалов дела, а также показаний представителей ответчиков следует, что указанные комнаты охраны в образовательном учреждении отсутствуют, что не соответствует требованиям законодательства в части безопасности неопределенного круга лиц посещающих данные образовательные учреждения.

Доводы представителей ответчиков о невозможности и не целесообразности установки тревожной сигнализации, опровергнуты в судебном заседании материалами дела, в частности, письмом начальника ПЦО ОВО по Котельниковскому району филиала ФГКУ УВО ГУ МВД России по Волгоградской области из которого следует, возможность заключения договора на прием и передачу тревожных извещений поступающих с образовательных учреждений, расположенных в Октябрьском районе Волгоградской области существует при заключении договорных отношений с ОВО по Котельниковскому району – филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по Волгоградской области. При поступлении сигнала «тревога» с образовательного учреждения на ПЦО ОВО по Котельниковскому району дежурная пульта управления передает данную информацию в дежурную часть ОП дислокации р.п.Октябрьский МО МВД России «Котельниковский» после чего на объект направляется наряд полиции Октябрьского района.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения, а согласно ст. ст. 34, 41 Федерального закона № 273-ФЗ обучающимся предоставляются права, в том числе и на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных организаций.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников организации во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

В соответствии с п. 5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утв. приказом Министерства регионального развития РФ от от 29 декабря 2011 года №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать установку систем видеонаблюдения и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел.

Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Таким образом, проверкой выявлено, что помещение и территория МКОУ «Жутовская СОШ» в полной мере не отвечает требованиям законодательства об антитеррористической безопасности.

Так, здание вышеуказанного образовательного учреждения системой видеонаблюдения и контроля не оборудовано, тревожная кнопка в нем не установлена.
Отсутствие системы видеонаблюдения и контроля, тревожной кнопки не позволяет обеспечить должный уровень антитеррористической безопасности, препятствует созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников, работников учреждения, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора об оборудовании здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения и тревожной сигнализацией.

В части исковых требований прокурора к администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области, отделу по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области суд приходит к следующему выводу.

Согласно п.1.6 Устава образовательного учреждения учредителем МКОУ «Жутовская СОШ» является отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии с решением Октябрьской районной Думы Волгоградской области от 03.06.2008 № 30-3/205 в структуру администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области входит отдел по образованию, как отраслевое структурное подразделение администрации Октябрьского муниципального района.

Аналогичная норма содержится в «Положении о структуре администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области и структуры администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области», утвержденном решением Октябрьской районной Думы Волгоградской области от 03.06.2008 №30-3/205 (далее- Положение).

Пунктом 4.13. Положения предусмотрено, что отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района осуществляет в установленном порядке за счет средств муниципального бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, при этом в силу части 11 настоящей статьи к вопросам местного значения относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основанным общеобразовательным программам, и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, организация предоставления школьного образования относится к вопросам местного значения муниципального образования.

Исходя из изложенного, администрация муниципального образования, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.

Также, согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Исходя из положений Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает правом и обязанностью распределения денежных средств, перераспределением бюджетных средств и другими полномочиями.

На основании п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

Доводы представителя ответчика администрации Октябрьского муниципального района о том, что бюджет Октябрьского муниципального района является на 70% дефицитным и в бюджете на заложено ассигнований на указанные цели, суд принять не может, в связи с тем, что вышеуказанные правовые нормы, устанавливающие обязанность органов местного самоуправления и образовательных учреждений осуществлять весь комплекс мероприятий по противодействию терроризму носят императивный характер, и их соблюдение не ставится в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств или ограничивается какими-либо временным сроком исполнения.

Таким образом, поскольку МКОУ «Жутовская СОШ» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе значительного количества несовершеннолетних, а, значит, является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Осуществление деятельности школы в таких обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической оснащенности и антитеррористической защищенности является обязанностью как образовательных учреждений так и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования следует удовлетворить, при этом обязанность по оборудованию здания школы системой телевизионного (видео-) наблюдения следует возложить и на образовательное учреждение и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.

При проектировании системы видеонаблюдения в здании школы подлежит применению Свод правил СП 11813330.2012 «СНиП 31-06-2009 (раздел 1)», поскольку он направлен на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению и конкретизирует способ исполнения решения суда.

Мнение ответчиков относительно того, что Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и СНиП 31-06-2009 вступили в законную силу после строительства и введения в эксплуатацию образовательного учреждения, а его реконструкция и капитальный ремонт не планируются, не может служить основанием для освобождения ответчиков от возложенной на них судом обязанности.

Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Однако в целях унификации действующего законодательства положения части 2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Наличие в школе пропускного режима, контролируемого входа посетителей, штатных сторожей, пожарный сигнализации, телефонов экстренных служб не является альтернативой системе видеонаблюдения, поскольку указанные меры не носят исчерпывающий характер для обеспечения безопасности, в том числе антитеррористической направленности.

Довод представителя администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о том, что перечисленные прокурором нормативные акты носят рекомендательный характер, и ни одно из них не устанавливает обязанность установить систему видеонаблюдения, не может быть принят во внимание, поскольку согласно ст. 5 Федерального Закона РФ «О противодействии терроризму», в соответствии с которым органы исполнительной власти осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий, в связи с чем, администрация Октябрьского муниципального района Волгоградской области, должна принимать участие в реализации комплекса мероприятий по антитеррористической защите образовательных учреждений в связи с необходимостью бюджетного финансирования, в местных бюджетах должны предусматриваться средства, направляемые на исполнение указанных расходных обязательств.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В части исковых требований прокурора относительно срока исполнения решения суда, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Вместе с тем, с учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, учитывая финансовые возможности ответчиков, принимая во внимание, что отсутствие системы телевизионного (видео-) наблюдения и тревожной сигнализации в МКОУ «Жутовская СОШ» может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью несовершеннолетних и работникам образовательной организации, в связи с чем, суд считает необходимым установить срок для выполнения возложенных обязанностей, связанных с обеспечением финансирования в целях приобретения и установки оборудования системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации для здания, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. МКОУ «Жутовская СОШ» в течении одного месяца с момента поступления денежных средств установить в образовательном учреждении систему видеонаблюдения, тревожную сигнализацию, оборудовать отдельное помещение для охраны с установкой системы видеонаблюдения, пожарной и тревожной сигнализаций, заключить договоры на обслуживание пожарной сигнализации, кнопки тревожной сигнализации со специализированными организациями.

На основании изложенного, п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 4 ст. 3, ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.4, п.1 ч.1 ст.9, ст.ст.34, 41, 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 13 ст.30, ч.ч.1-2 ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.21, 42 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05 сентября 2009 года, письма Министерства образования РФ от 04 июня 2008 года № 03-1423, п. 61 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 №390, СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 635/10, Приказа Рособразования от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», ст. 206 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Октябрьского муниципального района Волгоградской области и отдел по образованию администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование в целях приобретения и установки оборудования системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации для здания МКОУ «Жутовская СОШ», оборудования отдельного помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения, пожарной и тревожной сигнализации, а также обслуживания тревожной и пожарной сигнализаций.

Обязать МКОУ «Жутовская СОШ» в течение одного месяца с момента поступления денежных средств установить в образовательном учреждении систему видеонаблюдения, тревожную сигнализацию, оборудовать отдельное помещение для охраны с установкой системы видеонаблюдения, пожарной и тревожной сигнализаций, заключить договоры на обслуживание пожарной сигнализации, кнопки тревожной сигнализации со специализированными организациями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения в Волгоградский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Волгоградской области.

Мотивированное решение изготовлено с применением технических средств 16 июня 2014 года.

Председательствующий