ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-230/20 от 28.08.2020 Донецкого городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-230/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2020 года Донецкий городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Степанян Ш.У.,

с участием старшего помощника прокурора г. Донецка Ростовской области Власовой Л.А.,

представителя административного ответчика Администрации г. Донецка Ростовской области Двужиловой Е.Г.,

представителя заинтересованного лица ОАО «Исток» Ибрагим Г.Ю.,

при секретаре Кузиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации г. Донецка Ростовской области об обязании Администрации г. Донецка Ростовской области отразить на картах генерального плана границы второго и третьего поясов зон санитарной охраны,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации г. Донецка Ростовской области, в котором просит обязать администрацию г. Донецка отразить на картах генерального плана г. Донецка границы зон с особыми условиями использования территорий второго и третьего поясов зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского, установленные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 15.11.2016 № 149, ссылаясь на следующее.

Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере охраны и использования водных объектов выявлен факт отсутствия в документах территориального планирования – генеральном плане сведений о границах зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в частности, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 105 ЗК РФ). Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 15.11.2016 № 149 установлены границы и режим использования территории «Организация зоны санитарной охраны существующего водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского». Установление зоны санитарной охраны располагаются, в частности, на территории г. Донецка. В нарушение ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 3, 9, 23, 24 Градостроительного кодекса РФ сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий – зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменска-Шахтинского, установленные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 15.11.2016 № 149, не отражены. С целью устранения нарушений законов в адрес органа местного самоуправления внесено представление, вместе с тем, нарушения законов фактически не устранены. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Несвоевременное отражение границ второго и третьего поясов зон санитарной охраны источника водоснабжения в документах территориального планирования влечет нарушение интересов Российской Федерации (собственника водных объектов), определяющей государственную политику в сфере охраны водных объектов, охраны окружающей среды, что также может способствовать незаконному предоставлению земельных участков в границах второго пояса зон санитарной охраны в частную собственность (ограничены в обороте в силу ст. 27 Земельного кодекса РФ), при этом Водным кодексом РФ установлен приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями (ст. 3 Водного кодекса РФ). Таким образом, невыполнение администрацией г. Донецка мероприятий по отражению границ второго и третьего поясов зон санитарной охраны источника водоснабжения в документах территориального планирования нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права на санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления. Поскольку неотражение границ второго и третьего поясов зон санитарной охраны источника водоснабжения с документах территориального планирования нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, понуждение в судебном порядке устранить нарушения законов и восстановить нарушенные права не является вмешательством в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.

Определением Донецкого городского суда Ростовской области от 12.08.2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство ЖКХ Ростовской области, ОАО «Исток», Администрация г. Каменска-Шахтинского Ростовской области, Администрация Каменского района Ростовской области.

От ответчика администрации г. Донецка Ростовской области поступили письменные возражения на исковое заявление (л.д. 21-27, 58-62), в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости сведения о границах зоны с особыми условиями использования территорий, установленной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 15.11.2016 № 149, отсутствуют, что подтверждается кадастровым планом территории кадастрового квартала 61650:0050101, в границах которого протекает река Северский Донец, и граничащего с территорией Каменского района от ДД.ММ.ГГГГ. Проект «Организация зоны санитарной охраны существующего водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского» в Администрацию г. Донецка не поступал и суду не представлен. Получить информацию о границах зоны с особыми условиями использования территорий, установленной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ из Единого государственного реестра недвижимости не представляется возможным, поскольку индивидуальное обозначение зоны с особыми условиями использования территории Администрации г. Донецка невозможно. В связи с тем, что заявителем, в интересах которого Министерством жилищно-коммунального хозяйства РО издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, является ОАО «Исток» г. Каменск-Шахтинского, внесение изменений в указанный приказ с целью уточнения границ и координат зон с особыми условиями использования территории возможно по заявлению ОАО «Исток» г. Каменск-Шахтинского. Администрация г. Донецка не обладает данными с графическим описанием местоположения границ зон с особыми условиями использования территории. Перечнем координат характерных точек границ таких зон, данными об адресе или иных идентифицирующих признаках водозабора, необходимыми для обращения в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области с целью внесения изменений в приказ Министерства ЖКХ РО от 15.11.2016 № 149, не уполномочена на такое обращение заявителем ОАО «Исток» г. Каменск-Шахтинского». В силу ч. 4 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, п. 9.6 приказа Министерства регионального развития РФ от 26.05.2011 № 244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов» данные о зонах с особыми условиями использования территории возможно внести только в материалы по обоснованию генерального плана, за исключением случая, когда установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения поселения, городского округа. Так как отображение на картах утверждаемой части генерального плана зон с особыми условиями использования территории законом не предусмотрено, карты с изображением границ таких зон в составе генерального плана не утверждаются. Следовательно, отражение границ ЗСО водозабора на карте генерального плана муниципального образования «Город Донецк» не повлечет правовых последствий для тех лиц, интересы которых такие зоны могут затрагивать. Согласно действующему законодательству в настоящее время Единый государственный реестр недвижимости является единственным достоверным и законным источником информации о существовании зоны с особыми условиями использования территории, позволяющим определить местоположение земельных участков относительно границ с особыми условиями использования территории. В соответствии с графическим материалом «План второго и третьего поясов ЗСО существующего водозабора ОАО «Исток» (с привязкой к местной системе координат МСК-61) М 1:25000, входящим в состав полученной проектной документации, координатное описание границы второго пояса зоны санитарной охраны включает в себя всего 43 характерных точки, координатное описание границы третьего пояса зоны санитарной охраны – 17 точек. При этом в проектной документации не отражены границы муниципальных образований, в связи с чем невозможно точно определить характерные точки границ ЗСО водозабора, которые попадают на территорию муниципального образования «Город Донецк». Ориентировочно можно предположить, что на территорию муниципального образования «Город Донецк» попадает всего 11 точек второго пояса ЗСО водозабора, 8 точек третьего пояса ЗСО водозабора. Тогда как предполагаемая протяженность границы второго пояса ЗСО водозабора ориентировочно составляет около 14 километров, протяженность третьего пояса ЗСО водозабора – около 14 километров. В большинстве случаев границы второго пояса ЗСО водозабора между точками изображения схематично, в виде кривой, имеющей значительное отклонение от прямой линии, как, например, между точками 24 и 25, 28 и 29, и должна быть обозначена дополнительными поворотными точками, имеющими координатное описание. Учитывая, что приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 в отношении земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов установлена средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек не более 0,10 метра, указанное координатным описанием границ второго и третьего пояса ЗСО водозабора количество характерных точек недостаточно для нанесения границ ЗСО водозабора на карты генерального плана муниципального образования «Город Донецк» с необходимой точностью. Проектная документация ЗСО водозабора прошла необходимые согласования и утверждена приказом Министерства ЖКХ от 15.11.2016 № 149. Самостоятельное изменение координатного описания границ ЗСО водозабора органами местного самоуправления муниципального образования «Город Донецк» незаконно, так как не относятся к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны. Схематичное, не установленное координатным описанием изображение границ ЗСО водозабора на картах генерального плана повлечет ошибки в определении оборотоспособности земельных участков, попадающих в границы ЗСО водозабора, а, следовательно, принятие неправомерных решений о предоставлении или об отказе в предоставлении земельных участков в частную собственность. Необходимость высокой точности определения координат границ территориальных зон, необходимость их описания прямоугольными координатами после завершения процедуры координирования территориальных зон делает невозможным внесение изменений в карты генерального плана в части схематичного нанесения границ ЗСО водозабора по предоставленным проектной документаций координатам.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Донецка Ростовской области Власова Л.А. исковые требования уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации г. Донецка Ростовской области, выразившееся во невнесении границ зон с особыми условиями использования территорий – второго и третьего поясов зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения города Каменск-Шахтинского в карты генерального плана г. Донецка Ростовской области, в соответствии с приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию г. Донецка Ростовской области отразить в картах генерального плана г. Донецка Ростовской области границы зон с особыми условиями использования территорий – второго и третьего поясов зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения города Каменск-Шахтинского, установленные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала уточненные требования по доводам, аналогичным изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Двужилова Е.Г. возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, а также указала, что разработка проекта границ зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменска-Шахтинского, повлечет для Администрации г. Донецка нецелевое использование бюджетных средств. Кроме того, представитель административного истца просила отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, поскольку в декабре 2019 г. административному истцу уже было известно об обжалуемом бездействии.

Представитель ОАО «Исток» Ибрагим Г.Ю. оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Представители заинтересованных лиц Администрации Каменского района Ростовской области, Администрации г. Каменск-Шахтинского, Министерства ЖКХ Ростовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст. 150 КАС РФ.

В судебном заседании в качестве специалиста допрошена Кузнецова О.А. – заместитель главы администрации г. Донецка Ростовской области по территориальному развитию, главный архитектор, которая суду показала, она является председателем постоянной комиссии по подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план муниципального образования г. Донецк. В обязанности Администрации г. Донецка входит отображение сведений о 2 и 3 поясах зон охраны, предполагается корректировка генерального плата в 2021 году. Это финансово затратное мероприятие. Организованы запросы в специализированные организации с целью выяснения того, достаточно ли той информации, которой располагает муниципальное образование. Получены ответы, что информации недостаточно для отображения зон охраны, с отсылкой на ст. 23 ГрК РФ, которая говорит о том, что зоны отображаются в документах территориального планирования на основании сведений, содержащихся в ЕГРН. Иного варианта нет. Только из ЕГРН получив координатное описание зон, имеется возможность их отобразить в документах территориального планирования. В конце 2019 г. была корректировка плана и правил землепользования. В техническое задание для исполнителя не прописывали санитарные зоны, поскольку они выполняются по умолчанию. Из сведений ЕГРН исполнитель берет материалы. Если бы эти сведения в ЕГРН были, они были бы внесены в карты. Карта зон с особыми условиями использования входит в состав обосновывающей части, она рабочим порядком вносится в рамках бюджета. Заключается контракт на выполнение работ, подрядчик берет информацию о зонах в ЕГРН и отображает. В настоящее время в материалах территориального планирования 2 и 3 пояс не отражены. Администрация учитывает наличие проекта установления этих зон и при формировании новых земельных участков не располагает на них объекты, которые могут оказать негативное воздействие на эти зоны. Это учитывается Администрацией г. Донецка для себя с ДД.ММ.ГГГГ г. Эту территорию не предлагают для каких-либо объектов. Ограничения в использовании сейчас не уполномочны устанавливать, так как зоны на картах отсутствуют. Порядок пользования земельными участками может быть ограничен только, когда будут установлены зоны.

Суд, изучив материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, изучив письменные возражения, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 9 ст. 126 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом частью 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Указанный Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Под охраной окружающей среды согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст. 3 данного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Статьей 43 Водного кодекса РФ предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. N 10 введены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Настоящие Правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. п. 1.2, 1.3).

Согласно п. 1.5 Правил, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В силу ст. 18 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2.22 Постановление Правительства РО от 18.11.2011 N 135 "Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области" в полномочия Министерства ЖКХ Ростовской области по состоянию на 2016 год входило утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территории Ростовской области, а также установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства ЖКХ Ростовской области утвержден проект «Организация зоны санитарной охраны существующего водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского», которым установлены границы и режим использования территории «ЗСО водозабора» согласно приложению. (л.д. 6-9)

В соответствии с п. 4 данного Приказа рекомендовано главам муниципальных образований, в том числе г. Донецка Ростовской области, организовать учет «ЗСО водозабор» при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий; обеспечить реализацию водоохранных мероприятий, предусмотренных «ЗСО водозабора» в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В приложении к приказу от ДД.ММ.ГГГГ в текстовом виде отображены границы первого, второго, третьего «ЗСО водозабора».

В судебном заседании установлено и не опровергалось ответчиком, что в картах генерального плана г. Донецка границы зон с особыми условиями использования территорий – второго и третьего поясов зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского, установленные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют.

Согласно частям 1, 2 и 3 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются на: документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В силу ст. 18 Градостроительного кодекса РФ схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с Градостроительным Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Отсутствие на картах Генерального плана г. Донецка второго и третьего поясов зон санитарной охраны водозабора влечет нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц на охрану от загрязнения источников питьевого водоснабжения, а также права и законные интересы землепользователей данной территории в связи с фактическим отсутствием на территории г. Донецка Ростовской области законных механизмов соблюдения особых условий использования земельных участков и специального режима хозяйственной деятельности. Данный вывод суд основан на следующем.

В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (подпункт 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В частности, в силу п. 1 ч. 3 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В силу п. 1.5 Санитарных правил и норм (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", введенных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пунктом 1.6 Санитарных правил и норм (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" предусмотрено, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Согласно подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Совокупностью указанных выше положений действующего законодательства опровергаются доводы Администрации г. Донецка Ростовской области о том, что отображение границ ЗСО водозабора на карте генерального плана муниципального образования «Город Донецк» не повлечет правовых последствий для лиц, интересы которых такие зоны могут затронуть.

Указанные доводы ответчика опровергаются и показаниями специалиста Кузнецовой О.А., которая суду указала, что фактически с ДД.ММ.ГГГГ г. Администрацией г. Донецка ограничивается предоставление земельных участков в спорных зонах для размещения объектов, однако, соблюдение особых условий использования земельных участков на данной территории не осуществляется. Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста заместитель главы Администрации г. Донецка по территориальному развитию - главный архитектор Кузнецова О.А. указала, что в связи с отсутствуем в настоящее время на картах Генерального плана 2 и 3 поясов ЗСО, соблюдать особый режим использования земельных участком, в том числе установленные законом ограничения, невозможно.

Администрация г. Донецка Ростовской области в своих письменных возражениях указывает, что данные о ЗСО возможно внести в материалы по обоснованию генерального плана, которые в соответствии с ч. 6 ст. 23 ГрК РФ прилагаются к генеральному плану в виде карт, данные доводы были подтверждены в судебном заседании и специалистом Кузнецовой О.А. Позиция ответчика в этой части соответствует заявленным исковым требованиям, в которых истец просит отразить именно в картах генерального плана г. Донецка спорные ЗСО.

Доводы истца об отсутствии границ зон санитарной охраны источника водоснабжения на схеме территориального планирования Ростовской области, необеспечении министерством ЖКХ Ростовской области внесения сведений об установлении зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского в ЕГРН судом не принимаются, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанности ответчика принять меры для отражения на картах зон ЗСО санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения, установленные приказом министерства ЖКХ Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно частям 8, 9, 10 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда. В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности. Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.

В силу части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зоны с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.

Как следует из материалов дела (л.д. 8-9, 64-91, 92), границы второго и третьего поясов ЗСО водозабора г. Каменск-Шахтинского Ростовской области описаны в текстовой форме в приложении к приказу от ДД.ММ.ГГГГ, и отображены в графической форме на плане второго и третьего поясов существующего водозабора ОАО «Исток» (л.д. 92), определены данные границы в установленном порядке в соответствии с проектной документацией по объекту: «Организация зоны санитарной охраны существующего водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского».

На основании приказа министерства ЖКХ Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в г. Донецке должен был быть организован учет «ЗСО водозабора» при разработке генеральных планов, обеспечена реализация водоохранных мероприятий в соответствии с требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02.

Указанные рекомендации министерства ЖКХ Ростовской области не выполнены.

Согласно письму заместителя главы Администрации г. Донецка Ростовской области по территориальному развитию – главного архитектора О.А. Кузнецовой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-14) сведения об осуществлении мероприятий по установлению границ ЗСО переданы в постоянную комиссию по подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план муниципального образования «Город Донецк», утвержденную постановлением Администрации г. Донецка от ДД.ММ.ГГГГ, с целью дальнейшего их учета и применения при последующей корректировке генерального плана городского округа муниципального образования «Город Донецк», по факту внесения сведений о границах ЗСО и ЕГРН.

На день рассмотрения дела на картах генерального плана г. Донецка границы ЗСО второго и третьего поясов зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения г. Каменск-Шахтинского отсутствуют, что, как указано выше, согласно вышеприведенным нормам действующего законодательства нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, права на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 29 статьи 3 Устава муниципального образования «Город Донецк» предусмотрено, что к вопросам местного значения г. Донецка Ростовской области относится, в том числе, утверждение генеральных планов города Донецка.

В силу ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктами 3, 4, 13, 28 ст. 39 Устава муниципального образования «Город Донецк» закреплено, что Администрация г. Донецка по руководством главы Администрации г. Донецка осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Донецка; организует в границах города Донецка электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организует мероприятия по охране окружающей среды в границах города Донецка; разрабатывает проекты генеральных планов города Донецка.

Как следует непосредственно из возражений ответчика Администрации г. Донецка, заявленные исковые требования касаются сведений, которые подлежат внесению в неутверждаемую часть генерального плана г. Донецка, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством, суд приходит к выводу, что требования ростовского межрайонного природоохранного прокурора заявлены в пределах полномочий административного ответчика.

Указанное обстоятельство подтверждается и пояснениями допрошенного в качестве специалиста заместителя главы Администрации г. Донецка по территориальному развитию - главного архитектора Кузнецовой О.А., которая также указала, что установленные приказом Министерства ЖКХ Ростовской области ЗСО с 2016 г. учитываются администрацией г. Донецка при разрешении вопросов о выделении земельных участков, и что в связи с обязанностью Администрации г. Донецка внести сведения о ЗСО в карты генерального плана, данные мероприятия запланированы на 2021 год..

Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: обжалуемое постановление не соответствует нормативно-правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом суд не принимает доводы ответчика о невозможности отразить на картах генерального плана границы зон с особыми условиями использования территорий в связи с отсутствием достаточных координатных точек, поскольку данные доводы доказательно не подтверждены, не основаны на законе. Министерством ЖКХ Ростовской области (приказом от ДД.ММ.ГГГГ) установлены границы и режим территории «ЗСО водозабора», и Администрацией г. Донецка должен был быть организован учет «ЗСО водозабора» при разработке карт генеральных планов развития территорий. С ноября 2016 год имелось текстовое описание спорных зон и их схематичное изображение на плане второго и третьего поясов ЗСР существующего водозабора ОАО «Исток» в соответствии с проектной документацией.

Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства в материалах дела не имеется. Администрация г. Донецка не лишена возможности обращения за получением дополнительной информации либо информации разъяснительного характера в компетентные органы и организации в целях исполнения своих обязанностей, использовать иные правовые механизмы для обеспечения выполнения своих обязанностей.

Из представленных ответчиком документов следует, что лишь ДД.ММ.ГГГГ (накануне судебного заседания, в котором рассматривалось настоящее дело) заместитель главы Администрации г. Донецка по территориальному развитию – главный архитектор О.А. Кузнецова направила и.о. министру жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и Генеральному директору ОАО «Исток» письмо об обеспечении внесения сведений о границах зон санитарной охраны водозабора поверхностного источника г. Каменска-Шахтинского Ростовской области, установленных приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, имеет место длительное незаконное бездействие Администрации г. Донецка по невыполнению обязанности по отображению на картах генерального плана г. Донецка Ростовской области границы зон с особыми условиями использования территорий – второго и третьего поясов зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения города Каменск-Шахтинского, установленных приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, влекущее нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану источников питьевого водоснабжения.

Суд не принимает доводы административного ответчика о том, что в удовлетворении искового заявления должно быть отказано в связи с пропуском истцом срока обращения в суд, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Рассматриваемое исковое заявление подано Ростовским межрайонным природоохранным прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Само по себе направление прокурором представления об устранении нарушений законодательства с необходимостью сообщения о результатах рассмотрения в Ростовскую межрайонную природоохранную прокуратуру, равно как и уведомление прокурора о результатах рассмотрения представления не свидетельствует о пропуске прокурором срока обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в интересах неопределенного круга лиц бездействия администрации г. Донецка Ростовской области.

Более того, из сообщения, направленного администрацией г. Донецка Ростовской области в адрес Ростовского межрайонного природоохранного прокурора (л.д. 12-14) в ответ на внесенное представление следует намерение администрации г. Донецка Ростовской области устранить выявленные нарушения, и указаны конкретные действия Администрации г. Донецка, совершенные в целях исполнения возложенных на нее обязанностей.

Соответственно, исчисление трехмесячного процессуального срока оспаривания бездействия администрации г. Донецка Ростовской области с момента рассмотрения представления прокурора либо с момента направления представления прокурора в адрес Администрации г. Донецка Ростовской области не отвечает требованиям Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", учитывая, что бездействие Администрации г. Донецка Ростовской области является длящимся и не связано с моментом принятия мер реагирования со стороны прокуратуры в виде представления, а также ответом, направленным на данное представление. Права и законные интересы неопределенного круга оспариваемым бездействием администрации г. Донецка Ростовской области продолжают нарушаться непрерывно до момента его прекращения и устранения оспариваемого нарушения законодательства.

На основании изложенного суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации г. Донецка Ростовской области об обязании Администрации г. Донецка Ростовской области отразить на картах генерального плана границы второго и третьего поясов зон санитарной охраны – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Донецка Ростовской области, выразившееся во невнесении границ зон с особыми условиями использования территорий – второго и третьего поясов зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения города Каменск-Шахтинского в карты генерального плана г. Донецка Ростовской области, в соответствии с приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать администрацию г. Донецка Ростовской области отразить в картах генерального плана г. Донецка Ростовской области границы зон с особыми условиями использования территорий – второго и третьего поясов зон санитарной охраны водозабора из поверхностного источника водоснабжения города Каменск-Шахтинского, установленные приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 01.09.2020.

Председательствующий: