Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Мороз В.М.
при секретаре ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 к ФИО1 муниципального района <адрес>, Совету депутатов ФИО4 муниципального района о признании незаконными подпунктов 3.3.1. и 3.3.2. пункта 3 Положения «Об общественной жилищной комиссии по рассмотрению вопросов учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в муниципальном жилищном фонде ФИО4 муниципального района, возложении обязанности включить в состав общественной жилищной комиссии ФИО2 военного комиссариата и публикации сведений о персональном составе общественной жилищной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с заявлением к ФИО1 муниципального района <адрес>, Совету депутатов ФИО4 муниципального района о признании незаконными подпунктов 3.3.1. и 3.3.2. пункта 3 Положения «Об общественной жилищной комиссии по рассмотрению вопросов учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в муниципальном жилищном фонде ФИО4 муниципального района, возложении обязанности включить в состав общественной жилищной комиссии ФИО2 военного комиссариата и публикации сведений о персональном составе общественной жилищной комиссии.
В судебном заседании ФИО3 заявление поддержал, в обоснование указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит в списках граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, принятых ФИО2 муниципального района до ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. В пунктах 3 и 4 вышеназванных Правил указано, что учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, распределение жилья осуществляется на основе принципов гласности и коллегиальности, вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания ФИО1 муниципальных образований соответствующих актов. Решением Совета депутатов ФИО4 муниципального района МО от 29.10.2009г. за № утверждено Положение об общественной жилищной комиссии по рассмотрению вопросов учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в муниципальном жилищном фонде ФИО4 муниципального района, которое следовало опубликовать в газете «Красногорские вести», однако указанный документ опубликован не был. Об указанном выше Положении об общественной жилищной комиссии он узнал из правовой системы «КонсультантПлюс». Подпунктами 3.3.1. и 3.3.2. пункта 3 вышеназванного Положения не предусматривается включение в состав комиссии ФИО2 территориального военного комиссариата, что, он считает, противоречит требованиям абз. 2 п. 4 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, касающихся обязательности включения в состав комиссии ФИО2 территориального военного комиссариата. Кроме того, положения п.п. 3.3.2. пункта 3 Положения, предоставляющие ФИО1 муниципального района возможность единолично утверждать персональный состав комиссии без его опубликования, противоречит принципу гласности. Указал, что он обращался в ФИО2 <адрес> с заявлением, в котором просил выдать ему копию персонального состава Общественной жилищной комиссии, однако ему была выдана только копия Положения, персональный состав комиссии ему вручить отказались, сославшись на то, что состав жилищной комиссии является документом для внутреннего пользования. Считает, что указанные выше положения противоречат Правилам, утвержденным постановлением Правительства от 06.09.1998г. за № 1054, и нарушают право на то, чтобы рассмотрение и решение вопросов, связанных с учетом граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установлением очередности на получение жилых помещений, распределением жилья, - осуществлялись общественной жилищной комиссией ФИО4 муниципального района на основе принципов гласности и с участием ФИО2 территориального военного комиссариата. Полагает, что из-за отсутствия в составе общественной жилищной комиссии ФИО2 военного комиссариата решения принимаются не в установленном порядке, а именно лицами, не имеющими знаний о специфике военнослужащих. Просил признать незаконными подпункты 3.3.1. и 3.3.2. пункта 3 Положения «Об общественной жилищной комиссии по рассмотрению вопросов учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в муниципальном жилищном фонде ФИО4 муниципального района, обязать включить в состав общественной жилищной комиссии ФИО2 военного комиссариата и опубликовать сведения о персональном составе общественной жилищной комиссии.
Представитель заинтересованного лица – ФИО2 муниципального района ФИО7, действующая на основании доверенности № 1.2.5/4949 от 02.10.2012г., возражала против удовлетворения заявления, в обоснование указала, что решение Совета депутатов ФИО4 муниципального района МО от 29.10.2009г. за № об утверждении Положения об общественной жилищной комиссии … было принято в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ. В установленном законом порядке вышеназванное решение было опубликовано в газете «Красногорские вести» ДД.ММ.ГГГГ. Персональный состав Общественной жилищной комиссии не публиковался, поскольку данный документ не является нормативным актом, подлежащим обязательной публикации, кроме того, состав комиссии носит открытый характер, в материалы дела ФИО2 представлено ФИО1 <адрес> за № от 30.10.2009г. об утверждении состава общественной жилищной комиссии и персональный состав указанной комиссии. Просила применить к требованиям срок исковой давности, поскольку оспариваемое заявителем Положение было опубликовано в 2009 году, и в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Совета депутатов ФИО4 муниципального района <адрес> ФИО8, действующая на основании доверенности № от 13.05.2013г., возражала против удовлетворения заявления, в обоснование указала, что законом установлен круг лиц, входящих в состав общественной жилищной комиссии, при этом законом не установлена обязательность включения в данную комиссию ФИО2 военного комиссариата. Считает, что нецелесообразно вводить в состав общественной жилищной комиссии представителя территориального военного комиссариата. Просила заявление ФИО3 оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление ФИО3 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В указанных выше Правилах установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Пункт 4 Правил указывает, что вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
Общественную комиссию по жилищным вопросам возглавляет заместитель главы муниципального образования. В состав указанной комиссии включаются в обязательном порядке представители территориальных военных комиссариатов.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона МО от 12.12.2005г. за № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в органах местного самоуправления для рассмотрения вопросов принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и снятия с учета создаются общественные комиссии по жилищным вопросам.
В состав общественных комиссий по жилищным вопросам включаются: должностные лица исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, депутаты представительного органа муниципального образования, представители организаций. Состав, полномочия и порядок работы общественных комиссий определяются органами местного самоуправления.
Решением Совета депутатов Красногорского муниципального района МО от 29.10.2009г. за № утверждено Положение «Об общественной жилищной комиссии по рассмотрению вопросов учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в муниципальном жилищном фонде ФИО4 муниципального района».
Согласно п. 1.1. Положения указанного выше Положения общественная жилищная комиссия создается при ФИО1 муниципального района в целях наиболее объективного рассмотрения вопросов учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в целях предоставления жилых помещений в муниципальном жилищном фонде ФИО4 муниципального района.
В п. 3.3. Положения указано, что комиссия состоит из председателя и восьми членов комиссии. В состав комиссии включаются: представители администрации Красногорского муниципального района - 4 человека; депутаты Совета депутатов ФИО4 муниципального района - 3 человека; ФИО2 общественных организаций ФИО4 муниципального района - 2 человека (п. 3.3.1. Положения)
Персональный состав комиссии утверждает ФИО1 муниципального района после поступления заявления от лиц, указанных в п. 3.3.1., желающих войти в состав комиссии (п. 3.3.2. Положения).
ФИО1 муниципального района МО от 30.10.2009г. за № утвержден состав общественной жилищной комиссии (ФИО1 – л.д. 26, 27, персональный состав комиссии – л.д. 27).
ФИО3 обратился в суд с заявлением, просил признать незаконными подпункты 3.3.1. и 3.3.2. пункта 3 Положения «Об общественной жилищной комиссии …», обязать включить в состав общественной жилищной комиссии представителя военного комиссариата и опубликовать сведения о персональном составе общественной жилищной комиссии, в обоснование указав, что оспариваемые им пункты Положения нарушают его право на то, чтобы рассмотрение и решение вопросов, связанных с учетом граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установлением очередности на получение жилых помещений, распределением жилья, осуществлялись общественной жилищной комиссией ФИО4 муниципального района на основе принципов гласности и с участием представителя территориального военного комиссариата. Полагает, что из-за отсутствия в составе общественной жилищной комиссии представителя военного комиссариата решения принимаются не в установленном порядке, а именно лицами, не имеющими знаний о специфике военнослужащих. Также указывает, что Положение «Об общественной жилищной комиссии» не было опубликовано, об утверждении данного Положения он узнал из системы «КонсультантПлюс».
ФИО2 муниципального района <адрес> и Совета депутатов ФИО4 муниципального района <адрес> возражали против удовлетворения заявления по указанным выше основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как указывалось выше, решение Совета депутатов ФИО4 муниципального района МО от 29.10.2009г. за № об утверждении Положения «Об общественной жилищной комиссии …», отдельные пункты которого заявитель просит признать незаконными, было принято на основании Закона МО от 12.12.2005г. за № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В свою очередь, вышеназванный Закон МО указывает, что в состав общественных комиссий по жилищным вопросам включаются: должностные лица исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, депутаты представительного органа муниципального образования, представители организаций, состав, полномочия и порядок работы общественных комиссий определяются органами местного самоуправления.
Из пояснений заявителя и материалов дела следует, что решением жилищной комиссии от 08.12.1998г., утвержденным постановление ФИО1 <адрес> за № от 09.12.1998г. заявитель ФИО3, являющийся военным пенсионером, уволенным в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены его семьи (он, жена, дочь и мать) были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 11). При этом при решении вопроса о постановке заявителя и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в соответствии с действующим на тот момент законодательством в состав жилищной комиссии включался представитель военного комиссариата и, соответственно, представитель военного принимал участие в решении вопроса о постановке на учет заявителя в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При рассмотрении настоящего спора заявителем не указано, какие субъективные права нарушены оспариваемыми им пунктами Положения «Об общественной жилищной комиссии …».
Доводы заявителя о том, что оспариваемое им Положение не было опубликовано являются не состоятельными, поскольку из материалов дела следует, что решение Совета депутатов ФИО4 муниципального района МО от 29.10.2009г. за № об утверждении Положения «Об общественной жилищной комиссии …» было в установленном законом порядке опубликовано в газете «Красногорские вести» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией газеты (л.д. 16).
Довод заявителя о том, что сведения о персональном составе Общественной жилищной комиссии не были опубликованы, чем был нарушен принцип гласности, суд считает необоснованным, поскольку указанные сведения носят открытый характер, однако в силу того, что состав комиссии нормативным актом не является, данный документ не подлежит обязательной публикации. В материалы дела ФИО2 <адрес> представлено ФИО1 <адрес> за № от 30.10.2009г. об утверждении состава общественной жилищной комиссии и персональный состав указанной комиссии.
В судебном заседании представителем ФИО9 муниципального района <адрес> было заявлено о применении к требованиям заявителя срока исковой давности.
Суд считает, что оснований для применения к требованиям заявителя срока исковой давности не имеется, поскольку они не основаны на законе.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО3 о признании незаконными подпунктов 3.3.1. и 3.3.2. пункта 3 Положения «Об общественной жилищной комиссии по рассмотрению вопросов учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в муниципальном жилищном фонде ФИО4 муниципального района, возложении обязанности включить в состав общественной жилищной комиссии представителя военного комиссариата и публикации сведений о персональном составе общественной жилищной комиссии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд в месячный срок.
Судья ФИО4
городского суда
<адрес> В.М. Мороз