ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-235/20 от 25.11.2020 Целинного районного суда (Алтайский край)

УИД 22RS0061-01-2020-000344-04

Гр. дело № 2-235/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Целинное 25 ноября 2020 года

Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Сидоровой Н.А.

при секретаре Куликовой С.А.

с участием истцов Золотухина С.Ф., Золотухиной З.И.

ответчика Кулагина А.В.

третьего лица Кулагиной С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотухина С.Ф., Золотухиной З.И. к Кулагину А.А. о возложении обязанности привести количество пчелосемей на пасеке в соответствие с установленными требованиями,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просили признать содержание Кулагиным А.А. пасеки по адресу: <адрес>, противоречащим надлежащему порядку ведения пчеловодства, в результате чего нарушаются их права, а также возложить на него обязанность вывезти пчёл с <адрес> по причине отсутствия паспорта пасеки на земельном участке по указанному адресу и отсутствия документов на миролюбивость пчелы. В ходе судебного разбирательства истцы заявленные требования изменили и просили обязать ответчика сократить количество пчелосемей, которые он содержит на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствие с установленными требованиями из расчета 2 пчелосемьи на 100 квадратных метров земельного участка.

В обоснование искового заявления истцы сослались на то, что их сосед Кулагин А.А. на своем участке по <адрес>, площадью 20 соток, самовольно построил омшаник, не имея ветеринарно-санитарного паспорта пасеки (паспорт выдан по <адрес>), и 5 лет содержит 240 пчелосемей (паспорт на породу пчел отсутствует), что является нарушением не только федерального закона и закона Алтайского края «О пчеловодстве», где установлена норма - 2 пчелосемьи на сотку и пчелы должны быть миролюбивые, но и Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах РФ, где предписано устанавливать специальные поилки для пчел, количество которых должно в полном объеме удовлетворять потребности пчёл, чтобы они не летали на другие участки за водой.

С момента размещения пасеки, все принадлежащие Золотухиным постройки: крыши, окна дома, теплицы, заборы и другая их собственность испачканы пчелиными экскрементами. Пчелы летают в воздухе, ползают по земле, пройти по принадлежащему им участку невозможно, гул пчел стоит весь день. Постиранное белье приходится сушить в доме, поливать огород в темное время суток. На неоднократные просьбы вести пчеловодство на своем подсобном участке, не нарушая прав истцов, ответчик не реагирует. Золотухины лишены возможности свободно пользоваться своим огородом, не могут выходить из дома в дневное время суток, выполнять текущие работы, поскольку постоянно подвергаются нападению пчел, что может нанести вред их здоровью.

Определениями Целинного районного суда от <дата> и от <дата> судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и республике Алтай, Управление ветеринарии Алтайского края, а также Кулагина С.В..

Истцы Золотухин С.Ф. и Золотухина З.И. в судебном заседании на уточненных требованиях настаивали, просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Пояснили, что действиями ответчика нарушается их право свободно пользоваться принадлежащим им земельным участком, а также ухудшается состояние их здоровья. Полагают, что для выполнения мероприятий по приведению количества пчел на земельном участке в соответствие с установленными нормами ответчику будет достаточно срока до 05 апреля следующего года.

Ответчик Кулагин А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что в целях исключения причинения вреда соседям имеет возможность вывозить принадлежащую ему пасеку, которая является кочевой, за пределы села в срок до 01-10 мая, и осуществлять возврат пчелосемей в сентябре с тем, чтобы определять их в омшаник, построенный на его земельном участке, сократив, тем самым, до минимума, период времени нахождения пчел на его участке в период, когда пчелы являются активными. Также указал, что в настоящее время все его пчелосемьи находятся в омшанике, где должны содержаться в течение холодного времени года. В случае удовлетворения требований истца, выполнение в начале апреля необходимых для исполнения решения суда мероприятий, связанных с определением нового места расположения пасеки, большим количеством пчелосемей, которые он должен будет вывезти, а также с учетом того, что в начале апреля осуществлять вывоз пчел не представляется возможным по причине низких температур и наличия значительного снежного покрова, не представляется возможным, указанный срок, полагает, должен быть установлен с учетом всех этих факторов в конце апреля следующего года.

Третье лицо Кулагина С.В. в судебном заседании против исковых требований возражала, пояснила, что пасеку Кулагин А.А. постарается вывозить весной до начала посадки огорода.

Представитель третьего лица – Управления Ветеринарии Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежаще и своевременно, согласно отзыву на исковое заявление Управление ветеринарии Алтайского края с <дата> в силу ст. 2 Федерального закона от <дата> № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора» не наделено полномочиями по осуществлению государственного ветеринарного надзора, указанные полномочия на территории Алтайского края осуществляет Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай. При осуществлении соответствующих полномочий в 2019 году главным государственным ветеринарным инспектором г. Бийска, Бийского, Ельцовского, Зонального, Солтонского, Целинного района ФИО9 в адрес Кулагина А.М. выдавались требования (предписания) от <дата> и от <дата> о необходимости ограничения количества пчелосемей на принадлежащем ему земельном участке, а также об оборудовании глухого забора не менее двух метров высотой. Согласно информации КГБУ «Управление ветеринарии по Целинному району» от <дата> и от <дата> вышеуказанные предписания были исполнены. На пасеку Кулагина А.А. заведен ветеринарно-санитарный паспорт от <дата><номер>. В судебном заседании, состоявшемся <дата>, представитель третьего лица ФИО9 с исковыми требованиями согласилась в части, указав, что требование о количестве пчелосемей на земельном участке Кулагина А.А. не соблюдается, при этом, указанное требование Правил должно быть соблюдено в населенных пунктах, независимо от вида пасеки - стационарной либо кочевой.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежаще и своевременно, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» от <дата><номер> ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства. Ветеринарные правила содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденные приказом Минсельхоза РФ от 19.05.2016 года № 194 (далее – Правила № 194), устанавливают требования к условиям содержания гражданами, в том числе, в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах и юридическими лицами (далее соответственно – хозяйства, пчеловоды) медоносных пчел (далее – пчелы) в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтофомильных растений и получения продукции пчеловодства, а также требования к осуществлению мероприятий по карантированию пчел, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям пчел. Кулагин А.А., как владелец животных, осуществляющий содержание пчел, обязан выполнять требования Закона РФ № 4979-1 «О ветеринарии» и Правила № 194. В Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай <дата> поступило обращение Золотухина С.Ф. о нарушении правил содержания пчел Кулагиным А.А. Государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора ФИО8<дата> были выявлены нарушения правил содержания пчел Кулагиным А.А., что отражено в Акте по результатам мероприятий по государственному ветеринарному надзору (контролю) <номер>: на участке, площадью 2000 кв.м., расположена пасека в количестве 231 пчелосемья, что является нарушением п. 17 Правил № 194; улья не пронумерованы, что является нарушением п. 7 Правил <номер>. Кулагину А.А. было выдано требование <номер> от <дата> об устранении выявленных нарушений до <дата> и возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановлением <номер> и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Алтайском краю и Республике Алтай ФИО7 от <дата> Кулагин А.А. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 рублей. <дата> государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора ФИО8 установлено выполнение требования об устранении нарушений.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, суд приходит к следующему.

Исходя из требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Способы защиты прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Исходя из общих положений Гражданского кодекса РФ, собственник может требовать не только пресечения действий, нарушающих его право, и восстановления положения, существовавшего до такого нарушения, но и обращать свои притязания к лицам, создающим реальную угрозу нарушения его права, однако, при этом лицо, желающее защитить свои права, обязано доказать факт их нарушения другими лицами.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 209, ст. 264 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129) осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Исходя из изложенного, закон разрешает гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, содержать на принадлежащем им земельном участке пчел, и запрет на их содержание возможен только в том случае, если характеристики данного земельного участка этого не позволяют.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Вопросы содержания пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах ранее были регламентированы Инструкцией по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках, утвержденной 17.06.2002 года ФГУ "Инспекция по пчеловодству" (Пчелопром) Департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства РФ (далее по тексту - Инструкция).

Названной Инструкцией было установлено, что пасека - это пчелиные семьи с необходимым имуществом для занятия пчеловодством (п. 1).

Каждый гражданин и юридическое лицо вправе иметь пасеку при соблюдении законодательства РФ, ветеринарно-санитарных правил и данной Инструкции (п. 2).

Жилища пчел с находящимися в них пчелосемьями располагают на расстоянии не ближе 3 - 5 метров от границы земельного участка и отделяют сплошным забором по периметру высотой не менее двух метров. В противном случае они должны быть отделены от соседних землевладений зданием, строением, сооружением, а летки направлены к середине участка пчеловода (п. 4).

При содержании пасек в населенных пунктах и садоводческих товариществах запрещено использование пчел злобливых пород и их помесей (п. 8).

На каждой пасеке должен быть ветеринарно-санитарный паспорт с соответствующими записями ветеринарной службы, на основании которых разрешается перевозка (кочевка) пчелиных семей, продажа пчел и пчелопродуктов (п. 11).

При содержании пчелосемей в населенных пунктах и садоводческих товариществах их количество не должно превышать двух пчелосемей на 100 кв. м участка пчеловода (п. 17 Инструкции).

Согласно Ветеринарно-санитарным правилам содержания пчел от 15.12.1976 года, утвержденным Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР, территория стационарной пасеки огораживается, обсаживается плодовыми деревьями и ягодными кустарниками, на одной пасеке должно быть не более 150 пчелиных семей, расстояние между ульями должно быть не менее 3 - 3,5 метра, а между рядами ульев - не менее 10 метров, жилища пчел с находящимися в них пчелосемьями располагают на расстоянии не ближе 3 - 5 метров от границы земельного участка и отделяют сплошным забором по периметру высотой не менее двух метров. В противном случае они должны быть отделены от соседних землевладений зданием, строением, сооружением, а летки направлены к середине участка пчеловода (п. 1.2).

На каждой пасеке должен быть ветеринарно-санитарный паспорт с соответствующими записями ветеринарной службы, на основании которых выдается разрешение на перевозку (кочевку), пересылку, продажу пчел и пчелопродуктов (п. 1.10).

Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел, утвержденной Минсельхозпродом РФ 17 августа 1998 года N 13-4-2/1362.

В настоящее время действуют Ветеринарные правила содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использовании для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденные приказом № 194 Министерства сельского хозяйства РФ от 19.05.2016 года.

В названных правилах предусмотрено, что они, в том числе, устанавливают требования к условиям содержания гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, и юридическими лицами (далее соответственно - хозяйства, пчеловоды) медоносных пчел (далее - пчелы) в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства.

Согласно положениям п.п. 11, 13-17 Ветеринарных правил ульи с пчелами подлежат размещению на расстоянии не менее 3 метров от границ соседних земельных участков с направлением летков к середине участка пчеловода, или без ограничений по расстояниям, при условии отделения их от соседнего земельного участка глухим забором (или густым кустарником, или строением) высотой не менее двух метров. При осмотре пчел, отборе меда, формировании отводков, пересадке пчелосемей не допускается совершение действий, нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц. Осмотр пчел следует проводить при благоприятных погодных условиях (тихие, теплые и солнечные дни) и с учетом наименьшего беспокойства для пчел, используя пчелоудалители. В населенных пунктах осуществляется содержание миролюбивых пород пчел (башкирская, карпатская, серая горная кавказская, среднерусская и их породные типы). В населенных пунктах запрещается применение технологических приемов и методов работы, вызывающих агрессивное поведение пчел. Все работы с пчелами необходимо проводить с применением дымаря. При содержании пчел в населенных пунктах их количество не должно превышать двух пчелосемей на 100 квадратных метров участка.

Закон РФ "О ветеринарии" от 14.05.1993 года N 4979-1 обязывает, в том числе, и владельцев пчел, соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования, Инструкцию о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел.

В соответствии с положениями ст. 7 Закона Алтайского края № 110-ЗС от 06.12.2010 года «О пчеловодстве» граждане и юридические лица, занимающиеся разведением, содержанием и использованием пчел для производства продуктов пчеловодства и опыления энтомофильных культур, и общественные объединения пчеловодов вправе осуществлять деятельность в области пчеловодства для удовлетворения собственных потребностей, а также потребностей других лиц в продуктах пчеловодства. Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, осуществляют деятельность в области пчеловодства для удовлетворения личных нужд и реализуют излишки продуктов пчеловодства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям п. 1 ст. 8 названного закона Алтайского края граждане и юридические лица размещают ульи с пчелиными семьями без ограничения их количества на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности или на ином праве в соответствии с законодательством РФ, при соблюдении ветеринарно-санитарных требований, установленных законодательством РФ. Исходя из содержания п.п. 4, 5 ст. 8 указанного закона ульи с пчелиными семьями размещаются на расстоянии не менее трех метров от границ соседних земельных участков с направлением летков к середине участка пчеловода, или без ограничений по расстояниям, при условии отделения их от соседнего земельного участка глухим забором (или густым кустарником, или строением) высотой не менее двух метров. Пасеки, а также ульи с пчелами, вывезенными на медосбор, размещаются на расстоянии не менее 100 метров от медицинских и образовательных организаций, детских учреждений, учреждений культуры, границ полосы отвода автомобильных дорог федерального значения, железных дорог, а также не менее 500 метров от предприятий кондитерской и химической промышленности.

В соответствии с требованиями ст. 9 закона Алтайского края № 110-ЗС учет пчелиных семей, находящихся в собственности у граждан, осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Владельцы пасек должны иметь в наличии на каждую пасеку ветеринарно-санитарный паспорт, удостоверяющий ее ветеринарно-санитарное состояние, выданный уполномоченными учреждениями государственной ветеринарной службы Алтайского края по месту нахождения пасек. Владельцы пасек обязаны не реже одного раза в год представлять ветеринарно-санитарные паспорта пасек в учреждения государственной ветеринарной службы Алтайского края по месту нахождения пасек для внесения результатов обследования пасеки.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Кулагину А.А. и его супруге Кулагиной С.В. на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>.

Собственником соседнего земельного участка, расположенного по <адрес> согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> является Золотухина З.И.

В соответствии с информацией главы администрации Целинного сельсовета от <дата> в похозяйственной книге по <адрес> домовладении Кулагина А.А. числится пасека в количестве 250 пчелосемей.

Согласно ветеринарно-санитарному паспорту пасеки <номер>, выданному Кулагину А.А. <дата> главным ветеринарным врачом района ФИО6, принадлежащая ответчику пасека в количестве 250 пчелосемей является кочевой и расположена на границе Троицкого и Целинного районов.

Из информации начальника КГБУ «Управление ветеринарии по Целинному району» ФИО5 следует, что предыдущий ветеринарно-санитарный паспорт пасеки Кулагина А.А. <номер> от <дата> был выдан на 30 пчелосемей. Пасека Кулагина А.А. является кочевой и располагалась в период медосбора в Тогульском районе, где и была зарегистрирована. Ежегодно проводятся лабораторные и ветеринарно-санитарные исследования пасеки, последние исследования проводились <дата>.

В то же время, из объяснений сторон по делу следует, что в осенний и весенний период времени пасека Кулагина А.А. находится по месту расположения его домовладения по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

<дата> КГБУ «Управление ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по Кытмановскому району» проведены исследования пчел пасеки ответчика на предмет наличия бактериальных, микозных и паразитарных болезней. В результате исследований названных болезней в представленных образцах выявлено не было.

Из информации Управления ветеринарии Алтайского края следует, что Кулагину А.А. по результатам рассмотрения жалоб Золотухина С.Ф. <дата> было вынесено требование (предписание) в срок до <дата> установить глухой забор высотой не менее двух метров на границе с соседним участком, <дата> вынесено предписание в срок до <дата> сократить количество пчелосемей на его земельном участке в соответствии с требованиями п. 17 Ветеринарных правил. Согласно сведениям, представленным начальником КГБУ «Управление ветеринарии по Целинному району» ФИО5 от <дата> и от <дата>, соответственно, предписания Кулагиным А.А. были исполнены.

<дата> Золотухин С.Ф. обратился в Управление Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай с заявлением на ненадлежащее содержание Кулагиным А.А. принадлежащей ему пасеки. С целью проверки изложенных в заявлении фактов Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай была осуществлена проверка частного подворья ответчика. На момент проверки <дата> частного подворья Кулагина А.А. на его участке 20 соток содержалась 231 пчелосемья, что не соответствует п. 17 Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использовании для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденных приказом <номер> Министерства сельского хозяйства РФ от <дата>, согласно которым в населенных пунктах количество пчелосемей на земельных участках не должно превышать двух пчелосемей на 100 квадратных метров участка. За нарушение ветеринарных правил содержания пчел в отношении Кулагина А.А. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановлением <номер> по делу об административном правонарушении от <дата> Кулагин А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 рублей. <дата> Кулагину А.А. выдано требование <номер> об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до <дата>. <дата> государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора ФИО8 установлено выполнение требования об устранении нарушений.

Таким образом, несмотря на то, что в летний период времени ответчик вывозит пасеку на медосбор, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы стороны истца о том, что ежегодно в осенний период времени до переноса пчелосемей в омшаник и в весенний период времени (апрель-май) до вывоза пчел, Кулагин А.А. размешает свою пасеку в количестве, не менее 250 пчелосемей, на принадлежащем ему земельном участке. При этом, ответчиком нарушаются требования п. 17 Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использовании для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденных приказом <номер> Министерства сельского хозяйства РФ от <дата>, о размещении на участках в населенных пунктах не более 2 пчелосемей на 100 квадратных метров участка. Указанное нарушение подтверждается, в том числе, фактом привлечения его к административной ответственности <дата> по ч. 1 ст. 10.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Суд принимает во внимание, что после устранения нарушения по размещению пасеки весной 2020 года Кулагин А.Н. вновь по окончании летнего сезона осенью 2020 года разместил пасеку на земельном участке по адресу: <адрес>. Названное обстоятельство ответчик в ходе рассмотрения дела подтвердил.

В связи с изложенным, показания свидетелей ФИО4, ФИО3, ФИО2, Свидетель №1 о том, что на пасеке Кулагина А.А. содержатся миролюбивые породы пчел, а также о том, что на <адрес> также имеются другие домовладения, в которых содержатся пасеки, факта нарушения требования Ветеринарных правил со стороны ответчика не опровергают.

Суду представлены справки КГБУЗ «Целинная ЦРБ» о том, что Золотухин С.Ф. и Золотухина З.И. состоят на учете в КГБУЗ «Целинная ЦРБ». В частности, Золотухину С.Ф. установлен диагноз: Гипертензивная (гипертоническая) болезнь III степени, с преимущественным поражением сердца, цефалгия, вестибулопатия. Золотухина З.И. является инвалидом 3 группы, ей, в том числе, установлены диагнозы: <данные изъяты>. В связи с наличием вышеуказанных заболеваний Золотухина З.И. нуждается в психоэмоциональном покое, несоблюдение которого может вызвать ухудшение ее состояния.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что допускаемые ответчиком нарушения установленных правил привели к тому, что истцы не имеют возможности пользоваться своим земельным участком в полной мере, в том числе, указанное пользование создает опасность причинения вреда их здоровью, поскольку длительное время Золотухины находятся в психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением их права на благоприятную среду обитания. В связи с этим, уточненные исковые требования о понуждении ответчика сократить количество пчелосемей, которые он содержит на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> до 40 пчелосемей, что соответствует 2 пчелосемьям на 2000 кв.м. площади участка, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Также суд полагает возможным установить срок выполнения указанных требований – до <дата>, признавая его разумным и позволяющим выполнить конкретные действия по исполнению решения суда. Устанавливая указанный срок, суд принимает во внимание, что в настоящее время все пчелосемьи ответчика находятся в омшанике. В соответствии с положениями п.п. 2.1, 2.4 Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел, утвержденной Минсельхозпродом РФ 17.08.1998 года N 13-4-2/1362 семьи пчел выносят из зимовника при наружной температуре воздуха не ниже 12 °С, при стойком повышении температуры в помещении до 6 °С или беспокойстве пчел при более низкой температуре. При устойчивой теплой погоде (не ниже 12 °С) тщательно осматривают (весенняя ревизия) пчелосемьи, определяют их силу в улочках, наличие и количество расплода. Учитывая названные требования, а также значительное количество пчелосемей, которые Кулагин А.А. должен будет вывезти с территории своего домовладения и возможность перевозки в места расположения кочевой пасеки после таяния снега, суд приходит к выводу, что установленный срок будет соответствовать объективным условиям, а также интересам сторон, принимая во внимание, что согласно объяснениям Золотухина С.Ф. и Золотухиной З.И. основной урон их домовладению пчелы соседа наносят после наступления тепла, ближе к началу мая. Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, доказательств своих доводов о необходимости установления иного срока исполнения решения суда, сторонами не представлено.

С ответчика Кулагина А.А. подлежит взысканию в пользу истца Золотухиной З.И. государственная пошлина, уплаченная ею при подаче искового заявления, что подтверждается чеком-ордером от <дата>, в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Золотухина С.Ф., Золотухиной З.И. к Кулагину А.А. удовлетворить.

Обязать Кулагина А.А. в срок до <дата> сократить количество пчелосемей, которые он содержит на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, до 40 пчелосемей.

Взыскать с Кулагина А.А. в пользу Золотухиной З.И. понесенные судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 02.12.2020 года.

Судья подпись