К делу № 2 –2386/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ейск 04 октября 2016 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Безроднева Г.Ю.
при секретаре Пидченко О.С.
помощника Ейского межрайонного прокурора Лобашевой Е.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Ейского межрайонного прокурора к администрации Ейского городского поселения Ейского района, ИП Олейник Юрию Николаевичу об устранении нарушений,-
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд и просит обязать индивидуального предпринимателя Олейник Юрия Николаевича устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, обеспечить доступность инвалидов к акватории Таганрогского залива в створе базы отдыха «Песчаная коса», установив пандусы для спуска в воду инвалидов колясочников и лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в соответствии п.4.1.14, п.4.1.15 СП. 5913330.2012.
Обязать индивидуального предпринимателя Олейник Ю.Н. устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, обеспечить доступность инвалидов к акватории Таганрогского залива в створе базы ул. Шевченко г.Ейска, установив пандусы для спуска в воду инвалидов колясочников и лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в соответствии п.4.1.14, п.4.1.15 СП. 5913330.2012.
Обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, обеспечить доступность инвалидов: на территории пляжа в акватории Таганрогского залива в створе базы отдыха «Песчаная коса» установить раздевалки для всех категорий инвалидов, санузел и душевые кабины для маломобильных групп населения в соответствии с п. 5.3.2 СП. 5913330.2012 (санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов со знаком доступности размером кабины не менее 1,65 х 1,8 м., шириной двери не менее 0,9м, пространством для разворота кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,75м., пространством для разворота кресла - коляски диаметром не менее 1,4 м., с откидными поручнями, штангами, системой тревожной сигнализации, обеспечивающая связь с персоналом); привести в соответствие с п.4.1.10, 4.1.15 СП. 5913330.2012 покрытие для передвижения, без выступов и перепадов высот, с тактильными средствами на покрытии тротуара, выполняющие предупредительную функцию, шириной 0,5-0,6 м. не менее чем за 0,8м. до препятствия, с плавным переходом между поверхностями на пути движения.
Обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, обеспечить доступность инвалидов, на территории пляжа в акватории Таганрогского залива в створе базы ул. Шевченко г.Ейска: установить раздевалки для всех категорий инвалидов, санузел и душевые кабины для маломобильных групп населения в соответствии с п. 5.3.2 СП. 5913330.2012 (санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов со знаком доступности размером кабины не менее 1,65 х 1,8 м., шириной двери не менее 0,9м, пространством для разворота кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,75м., пространством для разворота кресла - коляски диаметром не менее 1,4 м., с откидными поручнями, штангами, системой тревожной сигнализации, обеспечивающая связь с персоналом); привести в соответствие с п.4.1.10, 4.1.15 СП. 5913330.2012 покрытие для передвижения, без выступов и перепадов высот, с тактильными средствами на покрытии тротуара, выполняющие предупредительную функцию, шириной 0,5-0,6 м. не менее чем за 0,8м. до препятствия, с плавным переходом между поверхностями на пути движения.
Представитель ответчика ИП Олейник Ю.Н. в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении исковых требований. представитель пояснил, что в настоящее время купальный сезон завершен. Ответчик ИП Олейник Ю.Н. не планирует на следующий год использовать отведенную ему по договору водопользования часть акватории Таганрогского залива под пляж. Фактически эта территория используется им для стоянки и проката маломерного флота. Никаких сооружений капитального типа где бы было возможным установить раздевалки для всех категорий инвалидов, санузел и душевые кабины для маломобильных групп населения у него не имеется.
Представитель администрации Ейского городского поселения Ейского района в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель УСЗН в Ейском районе решение по делу оставляет на усмотрение суда.
Помощник прокурора поддержала свои требования.
Изучив материалы дела, суд считает, исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено основанием для предъявления в суд настоящего иска послужила проверка проведенная специалистом 1 разряда УСЗН в Ейском районе Чирковым А.В. по заданию Ейской межрайонной прокуратуры с целью установить, как исполняется законодательства о социальной защите инвалидов, в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к пляжам общего пользования и сопутствующим объектам пляжной инфраструктуры на территории города Ейска и Ейского района, по результатам которой установлено, что на основании договора водопользования от 11.02.2015 № 00- 001 -М-ДРБВ-Т-2015-02407/00 индивидуальному предпринимателю Олейник Ю.Н. предоставлен в пользование участок акватории Таганрогского залива в створе ул.Шевченко г.Ейска.
В соответствии с договором водопользования от 27.04.2015 № 00-001-М-ДРБВ-Т-2015-02545/00 индивидуальному предпринимателю Олейник Юрию Николаевичу предоставлен в пользование участок акватории Таганрогского залива в створе базы отдыха «Песчаная коса».
Пунктом 2 указанных договоров определено, что целью водопользование является использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
Ейской межрайонной прокуратурой в рамках проведения проверки установлено, что в нарушение законодательства о социальной защите инвалидов пляжи, расположенные: в акватории Таганрогского залива в створе базы отдыха «Песчаная коса» и в акватории Таганрогского залива в створе ул.Шевченко г.Ейска признаны не доступными для инвалидов, так как: - на территории указанных пляжей в нарушение п.4.1.14, п.4.1.15 СП. 5913330.2012 отсутствуют пандусы для спуска в воду инвалидов колясочников и лиц с поражением опорно-двигательного аппарата; п. 5.3.2 СП. 5913330.2012 отсутствуют коляски для купания и спуска по пандусу, раздевалки для всех категорий инвалидов, санузел и душевые кабины для маломобильных групп населения; отсутствует санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов со знаком доступности размером кабины не менее 1,65 х 1,8 м., шириной двери не менее 0,9м, пространством для разворота кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,75м., пространством для разворота кресла - коляски диаметром не менее 1,4 м., с откидными поручнями, штангами, системой тревожной сигнализации, обеспечивающая связь с персоналом; п.4.1.10, 4.1.15 СП. 5913330.2012 покрытие для передвижения имеют выступы и перепады высот, отсутствует тактильные средства на покрытии тротуара, выполняющие предупредительную функцию, шириной 0,5-0,6 м. не менее чем за 0,8м. до препятствия, отсутствует плавный переход между поверхностями на пути движения.
Допущенные нарушения, по мнению истца препятствуют реализации гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и реализации гражданских прав, число которых постоянно меняется, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц. Ейской межрайонной прокуратурой в рамках проведения проверки установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства условия для беспрепятственного доступа инвалидов на объекты сопутствующие пляжной инфраструктуре не созданы.
Действительно Постановлением администрации муниципального образования Ейский район от 18 апреля 2016 года № 154 «Об утверждении дислокации мест, планируемых для использования в целях массового отдыха на водных объектах на побережье Азовского моря, Таганрогского залива и Ейского лимана в границах муниципального образования Ейский район на купальный сезон 2016 года» определена дислокация мест, планируемых для использования в целях массового отдыха населения на водных объектах в границах города Ейска. Приложением № 1 к указанному постановлению определены объекты рекреации, их географические координаты и хозяйствующие субъекты, ответственные за эксплуатацию в границах города Ейска.
Однако, доказательств предоставления юридическому лицу- ответчику земельного участка для оборудования и эксплуатации пляжа истцом не приводится.
Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 года № 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам (далее - ГИМС) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение). Пунктом 5 Положения предусмотрены основные функции ГИМС, а именно: осуществление учета, ежегодного освидетельствования баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 утверждено Положение (далее-Положение) о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее- Роспотребнадзор). Пунктом 5 Положения определены полномочия Роспотребнадзора по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства.
Таким образом, к числу пляжей на территории Ейского городского поселения могут быть отнесены места для массового отдыха населения, не только согласованные с ГИМС, но и получившие санитарно-эпидемиологические заключения Роспотребнадзора.
Согласно информации, предоставленной Роспотребнадзором (справка от 18 августа 2016 года № 19/972-16-24) указанные заключения, по состоянию на 18 августа 2016 года, выданы лишь 4-м лицам: ЗАО «Санаторий Ейск», МУП «ККБУ», УП «ДОЛСТ», ИП Деренченко В.В. Остальные юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в постановлении главы муниципального образования Ейский район от 18 апреля 2016 года № 154, заключения Роспотребнадзора не получили.
Данное обстоятельство указывает на необоснованность применения постановления от 18 апреля 2016 года № 154 в целях определения количества пляжей на территории города.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм по обеспечению инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Истец не поясняет, почему именно администрация ЕГП Ейского района, помимо муниципального пляжа,(который и принадлежит ей и который оборудован для пользования инвалидов и других мало мобильных граждан всеми необходимыми устройствами) должна оборудовать соответствующими сооружениями и частные пляжи. Более того, вся береговая линия, где прокурор предлагает Администрации оборудовать соответствующие условия для пользования инвалидов и других мало мобильных граждан является федеральной собственностью и в пользование администрации не передавалась.
Каким образом администрация на чужом земельном участке сможет произвести строительные работы, связанные с возведением сооружений и прокладкой к ним коммуникаций.
За счет каких средств должны производиться последующие ремонт, обслуживание и охрана возведенных конструкций.
Данные мероприятия истцом даже не рассматриваются. Согласно ГОСТу 17.1.5.02-80 «Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов» (пункт 1.6) оборудование зоны рекреации и обеспечение безопасности использования водоема и пляжа осуществляются организациями и предприятиями, в ведении которых находится или будет находиться зона рекреации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
На основании подпункта 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения Ейского района относится обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Истцом не рассматривается вопрос о создании препятствий для свободного доступа граждан к водным объектам в результате строительства в береговой полосе сооружений социальной инфраструктуры.
Указывая на обязанность администрации установить раздевалки для всех категорий инвалидов, санузел и душевые кабины для маломобильных групп населения заявитель, ссылаясь на пункт 5.3.2 СП 5913330.2012, упускает из виду, что пунктом 5.3.1 раздела 5 указанного Свода Правил предусмотрена установка раздевалок, санузлов и душевых кабинок для маломобильных групп граждан во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения.
Размещение данных конструкций на таких объектах социальной инфраструктуры как пляжи, СП 5913330.2012 не предусматривает.
Разделом 1 СП 5913330.2012 (пункты 1.1 - 1.2) установлено, что Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).
Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Таким образом, обязательным условием для оборудования раздевалки для всех категорий инвалидов, санузла и душевой кабины для маломобильных групп населения является наличие здания, в* котором имеются санитарно бытовые помещения.
Кроме того, согласно постановления Администрации ЕГП Ейского района от 5.04.2016 г. купальный сезон определен на территории г. Ейска с 1 июня по 31 августа 2016 г.
Иск прокурором заявлен 2.08.2016 г. в настоящее время купальный сезон завершен. Ответчик ИП Олейник Ю.Н. не планирует на следующий год использовать отведенную ему по договору водопользования часть акватории Таганрогского залива под пляж.
На основании вышеизложенного, суд, с учетом материалов дела, считает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
В иске Ейскому межрайонному прокурору в интересах неопределённого круга лиц к администрации Ейского городского поселения Ейского района, ИП Олейник Юрию Николаевичу об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,- отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ейский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме 10.10.2016 г.
Председательствующий