ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2396/2016 от 28.10.2016 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-2396/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2016г. Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Яковенко М.Ю.

при секретаре Горбатенко Е.С.

с участием представителя истца Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей Степанель И.О., представителя ответчика ООО «НИКА Авто Транс» Тальницкого В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей к ООО «НИКА Авто Транс» о признании действий по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам городского сообщения г.Невинномысска без заключения договора с органом местного самоуправления противоправными и возложении обязанности прекратить противоправные действия,

у с т а н о в и л :

Ставропольская краевая общественная организация защиты прав граждан и потребителей обратилась в суд с иском к ООО «НИКА Авто Транс» о возложении обязанности прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам городского сообщения в г.Невинномысске без заключения договора с органом местного самоуправления, ссылаясь на то, что в адрес истца поступили жалобы граждан ФИО1 от 21.04.2016г., ФИО2 от 19.05.2016г., указывающих на то, что в г.Невинномысске движение по маршрутам городского сообщения №№ 2, 4, 5, 6, 7, 10, 19 осуществляют автобусы, которые должны следовать только по межмуниципальным маршрутам, в результате чего, они затрудняют движение автобусов городского сообщения, следующих по графику, мешают посадке и высадке пассажиров на остановках, создают угрозу безопасности пассажиров. На основании поступивших жалоб граждан истцом в соответствии с ч.2 ст.45 Закона о защите прав потребителей 17.05.2016., 18.06.2016, 19.06.2016г. проведены мероприятия общественного контроля за соблюдением прав потребителей, в ходе которых производилась фотофиксация выявленных нарушений. В результате проведения мероприятий общественного контроля выявлены следующие факты нарушения ответчиком прав потребителей. Установлено, что автобусы, осуществляющие движение по межмуниципальному маршруту № 102Е (гос.номера А 746 КК, В 286 АХ, В 044 АВ) совершают остановки в г.Невинномысске на улице Матросова (Птицефабрика), на ул.Менделеева (школа №10), которые не предусмотрены паспортами указанных межмуниципальных маршрутов, на ул.Гагарина (Центральный рынок), в местах, где остановка запрещена. Автобусы, осуществляющие движение по межмуниципальному маршруту № 120Д (гос.номера А 416 0С, А 687 КМ, К 463 ТЕ, К 796 ТВ, К 312 ХН, К 487 ТЕ, В 285 АХ), совершают остановки в г.Невинномысске на ул.Гагарина (Центральный рынок), на ул.Матросова (Птицефабрика), на ул.Менделеева (школа №10), на ул.Линейная (возле маг. «Магнит»), которые не предусмотрены паспортами указанных межмуниципальных маршрутов, в том числе, в местах, где остановка запрещена. Автобусы, осуществляющие движение по межмуниципальному маршруту № 129 (гос.номера В 038 АВ, К 542 ХК) совершают остановки в г.Невинномысске на улице на ул.Гагарина (Центральный рынок), на ул.Матросова (Птицефабрика), на ул.Павлова, на ул.Линейная (ост. возле маг. «Магнит», Пенсионный фонд), на ул.Менделеева (школа №10), на ул.Суворова и др., в том числе, в местах, где отсутствуют установленные остановочные пункты, и где остановка запрещена, которые также не предусмотрены паспортами указанных межмуниципальных маршрутов. Указанные остановочные пункты предназначены для остановки автобусов, двигающихся по маршрутам городского сообщения в г.Невинномысске.

Как следует из Реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по состоянию на 03.06.2016г., опубликованного на сайте Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам №№ 102Е, 120Д, 129, осуществляет ООО «НИКА Авто Транс» на основании договоров, заключенных с министерством. Однако в нарушение условий договоров, вместо осуществления перевозки пассажиров по межмуниципальным автобусным маршрутам, водители транспортных средств ответчика следуют по маршрутам городского сообщения, делают остановки на остановочных пунктах маршрутов городского сообщения, а также в местах, где отсутствуют установленные остановочные пункты, и где остановка запрещена, и осуществляют посадку пассажиров и перевозку пассажиров в черте города Невинномысска. В связи тем, что на маршрутах городского сообщения осуществляют движение транспортные средства в количестве, значительно превышающем необходимое, существует угроза транспортной безопасности и нарушения правил безопасности дорожного движения. До потребителей не доводится информация об установленном расписании, о схеме маршрутов, о стоимости проезда. Такие действия ответчика являются противоправными, поскольку нарушают требования действующего законодательства в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, требования безопасности дорожного движения, создают опасность причинения вреда для неопределенного круга потребителей.

Исходя из сведений Реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок:

- по маршруту 102 Е «Новая Деревня-Невинномысск» - движение между указанными остановочными пунктами в г.Невинномысске осуществляется по улицам Матросова, Линейная, Гагарина, бульвар Мира;

- по маршруту 120 Д «Прогресс-Невинномысск, АВ» - движение между указанными остановочными пунктами в г.Невинномысске осуществляется по улицам Мельничная, Матросова, Линейная, Гагарина, бульвар Мира;

- по маршруту 129 «Веселое, АП-Невинномысск, АП» - движение между указанными остановочными пунктами в г.Невинномысске осуществляется по улицам Матросова, Линейная, Гагарина, пер.Крымский, ФД «Кавказ», ул.Бульвар Мира.

Реестром предусмотрено, что посадка пассажиров осуществляется только в установленных для соответствующего маршрута начальном, промежуточном и конечном остановочных пунктах. Для указанных маршрутов промежуточные остановочные пункты в черте г.Невинномысска по названным улицам не предусмотрены, за исключением остановки на ул.Гагарина (Ц.рынок) по маршруту 102Е.

Согласно реестру маршрутов городского сообщения г.Невинномысска ООО «НИКА АвтоТранс» предоставлено право осуществлять перевозку пассажиров транспортными средствами категории М2 и М3 по маршрутам городского сообщения в г.Невинномысске № 12, № 12-а, № 15. Таким образом, ответчик вправе осуществлять регулярные перевозки только по указанным маршрутам городского сообщения транспортными средствами вид, класс, категория и количество которых соответствует условиям договора на право перевозки пассажиров по маршруту городского сообщения и установлены Реестром маршрутов городского сообщения г.Невинномысска. Ответчик не вправе осуществлять регулярные перевозки пассажиров по маршрутам городского сообщения с использованием автобусов, которыми он обязан осуществлять перевозки по межмуниципальным маршрутам. В целях обеспечения безопасности дорожного движения по маршрутам городского сообщения в г.Невинномысске предусмотрено, что транспортные средства, осуществляющие перевозки по маршрутам межмуниципального сообщения фактически не должны проезжать центр г.Невинномысска. В соответствии со ст.ст.1 и 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов, а в числе основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения указаны: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.

Нормы федерального законодательства не содержат положения, допускающие к регулярным перевозкам пассажиров, как в междугородном сообщении, так и в городском и пригородном сообщениях, всех субъектов предпринимательской деятельности, имеющих соответствующие лицензии на перевозку пассажиров, без организации и контроля транспортного обслуживания. В противном случае не будет обеспечиваться ни режим, ни маршрут регулярных пассажирских перевозок, ни безопасные условия перевозки пассажиров. Осуществляя деятельность по перевозке пассажиров по маршрутам городского сообщения без заключения договора с органом местного самоуправления и по маршрутам, не входящим в маршрутную сеть, ООО «НИКА Авто Транс» создает препятствия в сфере организации транспортного обслуживания населения, создании безопасных условий перевозки пассажиров и оптимизации движения маршрутной сети, способствует повышению аварийности на пассажирском транспорте.

Деятельность ООО «НИКА Авто Транс», которое в нарушение условий договоров, заключенных с Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, осуществляет перевозки не по маршрутам межмуниципального сообщения, а по маршрутам городского сообщения в г.Невинномысске, не обеспечивает безопасные условия перевозок пассажиров, создает реальную опасность причинения вреда в будущем, ставя под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга потребителей - жителей и гостей города Невинномысска, что в силу п.1 ст.1065 ГК РФ является основанием к запрещению деятельности, создающей такую опасность.

В силу требований ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (абзац 1 пункта 2).

Правило, установленное данной нормой, выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав. В соответствии со ст. 7 Закон РФ "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

Поскольку осуществление пассажирских перевозок с нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, может привести к причинению вреда, вышеперечисленные обстоятельства создают опасность причинения вреда в будущем, запрещение деятельности ООО «НИКА Авто Транс» по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам городского сообщения в г.Невинномысске без заключения договора с органом местного самоуправления, является соразмерным допущенным нарушениям.

Впоследствии Ставропольская краевая общественная организация защиты прав граждан и потребителей по тем же основаниям обратилась в суд с уточненным иском к ООО «НИКА Авто Транс» о признании действий по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам городского сообщения г.Невинномысска без заключения договора с органом местного самоуправления противоправными и возложении обязанности прекратить противоправные действия.

В судебном заседании представитель истца Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей Степанель И.О. заявленные исковые требования поддержала, просит признать действия ООО «НИКА Авто Транс» по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам городского сообщения в г.Невинномысске без заключения договора с органом местного самоуправления противоправными и обязать ООО «НИКА Авто Транс» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам городского сообщения в г.Невинномысске без заключения договора с органом местного самоуправления.

Представитель ответчика ООО «НИКА Авто Транс» Тальницкий В.В. в судебном заседании исковые требования не признал и просит отказать в их удовлетворении в полном объеме. Согласно письменным возражениям ответчика п.4 ст.30 Федерального закона № 220-ФЗ содержит запрет на посадку/высадку пассажиров вне мест, предусмотренных расписанием только на маршрутах межрегионального сообщения. Запрета на посадку/высадку пассажиров по маршрутам межмуниципального сообщения вне мест, предусмотренных паспортом маршрута или расписанием действующее законодательство не содержит. При этом, п.143.5 Правил дорожного движения остановка транспортных средств запрещена на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств и ближе 15 метров от них, кроме случаев остановки для посадки (высадки) пассажиров, если это не создает препятствий для движения маршрутных транспортных средств. ООО «НИКА Авто Транс» является юридическим лицом, созданным в установленном законом порядке, обладающим полной правоспособностью и дееспособностью, осуществляющим свою уставную деятельность в области пассажирских перевозок, имеет лицензию на данный вид деятельности, наличие которой обязывает ответчика соблюдать требования, установленные Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом « Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Более того, ООО «НИКА Авто Транс» в установленном законом порядке получило право работы на конкретных маршрутах межмуниципального сообщения. То обстоятельство, что путь следования автобуса по межмуниципальному маршруту на одном из его участков частично совпадает с движением автобусов по городскому маршруту, не означает, что межмуниципальный маршрут автоматически становится городским маршрутом, а высадка/посадка пассажиров является противоправной. Пассажиры, пользуясь услугами межмуниципальных перевозок, вправе просить водителя произвести остановку для высадки пассажира на остановочном пункте. Запрет распространяется только на посадку или высадку пассажиров в неустановленных местах. Следует учитывать, что для неопределенного круга потребителей, который представлен пассажирами, пользующимися услугами перевозчика, действия ответчика в действительности направлены на улучшение транспортного обслуживания населения. На протяжении многих лет автобусы межмуниципального назначения высаживали пассажиров на остановках г.Невинномысска, расположенных на пути следования межмуниципального маршрута. Люди выходили на тех остановках, которые являлись близлежащими к месту назначения пассажира: к школе, больнице, училищу, институту, месту работы, поликлинике, пенсионному фонду. Истец же пытается создать ситуацию, при которой пассажир, пользующийся межмуниципальным маршрутом, должен проехать нужную ему остановку, не имея права выйти на ней, чтобы потом, потратив дополнительно время и деньги, вернуться на ту же самую остановку, но уже автобусом городского маршрута, оплатив за «вынужденный» проезд. В части требований иска «прекратить осуществлять регулярные пассажирские перевозки по маршрутам городского сообщения г.Невинномысска» следует заметить, что прекратить можно только те перевозки, которые осуществляются. Ответчик, работая на маршрутах №№ 102Е, 120Д, 129 осуществляет межмуниципальные перевозки, следовательно, к нему не применимо требование о прекращении перевозок пассажиров по маршрутам городского сообщения. Несостоятельным является и требования истца в части обязанности заключить договор с органами местного самоуправления на осуществление пассажирских перевозок. Истец не привел норму права, согласно которой обслуживание межмуниципального маршрута сопряжено с обязанностью перевозчика заключать договор с органами местного самоуправления. В свою очередь разрешительная документация, которая выдается региональным органом исполнительной власти для работы на межмуниципальном маршруте, в данном случае – Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, у ответчика имеется, что истцом не оспаривается.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Невинномысска, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей Степанель И.О., представителя ответчика ООО «НИКА Авто Транс» Тальницкого В.В., допросив свидетелей, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:

Согласно п. «и» ст.71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон (пункт "б" статьи 72), административное, административно-процессуальное законодательство (пункт "к" статьи 72).

В соответствии с п.п.12 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения. При этом согласно п.1 этой же статьи данные полномочия осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Из приведенных положений федерального законодательства следует, что организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Составляя предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вопросы организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности регулируются Федеральным законом от 13.07.2015г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом от 8 ноября 2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. № 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009г. № 112.

В соответствии с п.24.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемому виду деятельности относится деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012г. № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Согласно данному положению в состав лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Федеральный закон от 8 ноября 2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в качестве самостоятельного вида перевозок пассажиров и багажа предусматривает регулярные перевозки (статья 5). Правоотношениям из регулярных перевозок пассажиров и багажа посвящена глава 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования с соблюдением графиков, общедоступного расписания по маршруту регулярных перевозок.

Также п.9 ст.2 указанного Федерального закона введено понятие «маршрут регулярных перевозок» как предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Федеральный закон от 13.07.2015г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Исходя из п.п.12 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении это полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13 июля 2010г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 6 и 7 Закона Краснодарского края "Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае" в связи с жалобой граждан Б.В., Д. и других» указывал, что по предметам совместного ведения применительно к сфере транспортного обслуживания населения субъекты Российской Федерации принимают соответствующие нормативные акты административно-правового характера, а также осуществляют исполнительно-распорядительные и контрольные функции.

Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Ставропольском крае» № 23-кз от 9марта2016г. регулирует отношения в области организации транспортного обслуживания населения Ставропольского края при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее соответственно - организация транспортного обслуживания, регулярные перевозки).

В силу ст.3 ч.3 п.1, 4 указанного выше Закона Ставропольского края к полномочиям органа исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченного в области транспорта (далее - уполномоченный орган), в сфере организации транспортного обслуживания относятся, в том числе, установление, изменение, отмена межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах Ставропольского края; ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.

В соответствии со ст.19 ч.3 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; 2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

В соответствии со ст.14 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно ст.17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» наряду с указанными в ч.1 ст.14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.

В соответствии со ст.25 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты, а в силу ст.26 указанного выше Федерального закона в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в частности, наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты; порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок); вид регулярных перевозок.

Таким образом, нормы федерального законодательства не содержат положений, допускающих к регулярным перевозкам пассажиров всех субъектов предпринимательской деятельности. В противном случае не будет обеспечиваться ни режим, ни маршрут регулярных пассажирских перевозок, ни безопасные условия перевозки пассажиров. Соответственно, федеральным законодательством предусмотрено, что осуществление регулярных перевозок требует организации транспортного обслуживания.

В соответствии со ст.3 ч.1 п. 6 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» межмуниципальный маршрут регулярных перевозок – это маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Порядка ведения реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Ставропольском крае, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края № 199-п от 20.05.2016г., ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в сфере транспорта (далее - уполномоченный орган), в электронной форме.

Как следует из реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Ставропольском крае, опубликованного на сайте Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, ООО «НИКА Авто Транс» включено в указанный реестр по межмуниципальным маршрутам № 102Е, № 120Д, № 129.

При этом, согласно реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Ставропольском крае:

1) по маршруту № 102Е: наименование маршрута – Новая деревня-Невинномысск; наименование промежуточных остановочных пунктов – Ц.Рынок, Ивановское, Харьковский; наименование улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок – с.Новая деревня (пер.Школьный), п.Харьковский, ФАД «Кавказ», с.Ивановское (ул.Мельничная), г.Невинномысск (ул.Матросова, ул.Линейная, ул.Гагарина, Бульвар Мира); вид регулярных перевозок – регулируемые перевозки по нерегулируемым тарифам; порядок посадки и высадки пассажиров – в установленных остановочных пунктах,

2) по маршруту № 120Д: наименование маршрута – Прогресс-Невинномысск АВ; наименование промежуточных остановочных пунктов – с.Ивановское; наименование улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок - п.Пргоресс (ул.Шоссейная), а/д подъезд к г.Черкесску от ФАД «Кавказ», с.Ивановское (ул.Калинина, ул.Чапаева), г.Невинномысск (ул.Мельничная, ул.Матросова, ул.Линейная, ул.Гагарина, Бульвар Мира); вид регулярных перевозок – регулируемые перевозки по нерегулируемым тарифам; порядок посадки и высадки пассажиров – в установленных остановочных пунктах,

3) по маршруту № 129: наименование маршрута – Веселое АП-Невинномысск АП; наименование промежуточных остановочных пунктов – Воронежский, Ивановское; наименование улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок - с.Веселое (ул.Победы), а/д Веселое-Ивановское, с.Ивановское (ул.Мельничная), Невинномысск ( ул.Матросова, ул.Линейная, ул.Гагарина, пер.Крымский, ФД «Кавказ», Бульвар Мира); вид регулярных перевозок – регулируемые перевозки по нерегулируемым тарифам; порядок посадки и высадки пассажиров – в установленных остановочных пунктах.

Таким образом, по всем трем межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, осуществляемым ответчиком, ООО «НИКА Авто Транс» разрешена перевозка с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок (ст.19 ч.3 п.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»). Перевозка с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок (ст.19 ч.3 п.2 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») для данных межмуниципальных маршрутов реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Ставропольском крае не предусмотрена.

Тогда как в судебном заседании было установлено, что микроавтобусы ООО «НИКА Авто Транс», осуществляющие движение по межмуниципальным маршрутам № 102Е, № 120Д, № 129, в нарушение требований действующего законодательства осуществляют посадку и высадку пассажиров на территории г.Невинномысска на остановках общественного транспорта по маршрутам муниципальных регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров вне остановок.

Данные факты подтверждаются как письменными материалами дела, так и показаниями свидетелей ФИО3 и ФИО4, не доверять которым у суда оснований не имеется, и не опровергаются ответчиком.

Таким образом, ООО «НИКА Авто Транс» осуществляет перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок № 102Е, № 120Д, № 129 с нарушением условий, определенных органом исполнительной власти субъекта РФ и отраженных в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Ставропольском крае, тем самым не обеспечивает безопасные условия перевозок пассажиров и создает реальную опасность причинения вреда в будущем, ставя под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга потребителей - жителей г.Невинномысска и Кочубеевского района Ставропольского края.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст.12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу абз.3 ст.12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Учитывая, что в силу ст.3Федерального закона «О безопасности дорожного движения» одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, поскольку перечисленные выше нарушения, допущенные ООО «НИКА Авто Транс» при осуществлении межмуниципальных регулярных перевозок, создают опасность причинения вреда в будущем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания противоправными действий ООО «НИКА Авто Транс» по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам городского сообщения в г.Невинномысске в нарушение требований Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 220-ФЗ от 13.07.2016г. и возложении обязанности устранить допущенные противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей.

В то же время в удовлетворении исковых требований в части признания противоправными указанных выше действий без заключения договора с органом местного самоуправления следует отказать, поскольку, исходя из указанных выше норм действующего законодательства ( ст.14, ст.17 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), допускается осуществление регулярных перевозок, в том числе по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, как путем заключения контракта для осуществления перевозок по регулируемым тарифам, так и без заключения контракта путем включения сведений в реестр маршрутов регулярных перевозок для осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам.

При вынесении решения в соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать в доход муниципального образования городского округа города Невинномысска руб. государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей удовлетворить частично.

Признать действия ООО «НИКА Авто Транс» по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам городского сообщения в г.Невинномысске в нарушение требований Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 220-ФЗ от 13.07.2016г. противоправными и обязать устранить допущенные противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с ООО «НИКА Авто Транс» в доход муниципального образования городского округа города Невинномысска руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 02.11.2016г.

Судья Яковенко М.Ю.