ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-245/2016 от 29.03.2016 Фокинского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2-245/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2016 года

Решение принято в окончательной форме 4 апреля 2016 года

29 марта 2016 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Перминова П.В.,

при секретаре Козейкиной Т.Л.,

с участием представителя истца - помощника Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Галицкой Е.А., представителей ответчика ОАО «Стройсервис» Баранова А.В. и Елисеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Стройсервис» о признании незаконными действий по эксплуатации тепловоза и возложении обязанности не производить эксплуатацию тепловоза,

установил:

Брянский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Стройсервис» о признании незаконными действий по эксплуатации тепловоза и возложении обязанности не производить эксплуатацию тепловоза, с учетом уточнения требований сослался на то, что Брянской транспортной прокуратурой на основании ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», совместно с представителями Государственной инспекции Росжелдорнадзора была проведена проверка исполнения ОАО «Стройсервис» требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте и охране труда, в результате которой было установлено, что ОАО «Стройсервис» является собственником тепловоза ТГМ4А<дата> выпуска, изготовленного Людиновским тепловозостроительным заводом (в настоящее время - ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод»). Данный тепловоз, согласно формуляру 4.00.00.000-02Ф0, был введен в эксплуатацию <дата> и имеет следующие технические характеристики: двигатель - 4-х тактный дизель с газотурбонаддувом мощностью 750 л.с., тип передачи - гидравлическая с двумя гидротрансформаторами. Тепловоз не является технологическим железнодорожным транспортом, предназначенным для перемещения товаров на территории организации для собственных нужд, поскольку используется ответчиком на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования и предназначенных для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. По договору, заключенному между ОАО «Стройсервис» и ОАО «РЖД» на обслуживание пути необщего пользования, движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог РФ. Согласно информации, предоставленной ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод», нормативный срок службы тепловозов с гидравлической передачей мощностью 750 л.с. и выше составляет 20 лет. В настоящее время ОАО «Стройсервис» осуществляет эксплуатацию указанного тепловоза за пределами установленного срока его службы. Просил суд признать незаконными действия ОАО «Стройсервис» по эксплуатации тепловоза ТГМ4А - <дата> выпуска, и обязать ОАО «Стройсервис» не производить эксплуатацию тепловоза ТГМ4А - <дата> выпуска до продления срока его службы в установленном законом порядке.

В судебном заседании помощник Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Галицкая Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика ОАО «Стройсервис» Баранов А.В. и Елисеева О.В. исковые требования не признали свои возражения мотивировали тем, что ответчик является собственником железнодорожного пути необщего пользования, по которому перемещается технологический железнодорожный транспорт - тепловоз ТГМ 4А , который закреплен за транспортным цехом предприятия и используется исключительно в целях выполнения задач транспортного цеха - доставки и перевозки сырья и материалов для основного производства. Ссылка истца на информацию ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод» о нормативном сроке службы тепловозов, равного 20 годам, является необоснованной, поскольку не относится конкретно к тепловозу ответчика, без учета условий его эксплуатации, технического состояния. При этом в формуляре 4.00.00.000-02Ф0 тепловоза ТГМ4А срок его службы не указан. Истцом не представлено доказательств реальной опасности для неопределенного круга лиц при эксплуатации тепловоза. Прокурор не представил каких-либо доказательств того, что эксплуатация тепловоза создает реальную опасность и может причинить вред жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Просили в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

На основании п. 4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона № 2202 - 1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», право прокурора на обращение с заявлением в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ не ставит в зависимость от использования им иных мер прокурорского реагирования, не установлена и какая - либо последовательность в применении данных мер.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования, не регулируемая настоящим Федеральным законом, регламентируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 17-ФЗ железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.

Согласно статье 2 Технического регламента ТС "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" ТР ТС 003/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 (далее - Технический регламент) технологический железнодорожный транспорт - это железнодорожный транспорт, предназначенный для перемещения товаров на территории организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом, не имеющим право выхода на железнодорожные пути общего и необщего пользования, для собственных нужд указанных организаций.

Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Материалами дела установлено, и подтверждается ответчиком, что ОАО «Стройсервис» имеет путь необщего пользования, который примыкает к путям общего пользования.

Таким образом, с учетом формулировки, данной в абзаце 2 части 1 статьи 2 Федерального закона N 17-ФЗ, спорный тепловоз относится к железнодорожному транспорту необщего пользования, но не технологическим железнодорожным транспортом.

Из инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Стройсервис» примыкающего к железнодорожной станции Брянск - Льговский, утвержденной генеральным директором ОАО «Стройсервис» от <дата> усматривается, что железнодорожный путь необщего пользования предприятия ОАО «Стройсервис» находится на балансе предприятия и является его собственностью (л.д. 112).

В пункте 1.2 данной инструкции указано, что подача и уборка железнодорожного подвижного состава со станции Брянск - Льговский на путь необщего пользования ОАО «Стройсервис» и обратно осуществляется локомотивом ОАО «РЖД» серия ЧМЭ, ТЭМ, а маневровая работа на пути необщего пользования ОАО «Стройсервис» локомотивом предприятия серии ТГМ - 4А (л.д. 113).

Согласно изменений в инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Стройсервис» примыкающего к железнодорожной станции Брянск - Льговский от <дата>, все работники ОАО «РЖД», железнодорожного пути необщего пользования предприятия при нахождении на железнодорожных путях обязаны знать и соблюдать требования правил по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО «РЖД», «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и приложений к ним: «Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ» (л.д. 194).

Частью 2 статьи 20 Федерального закона N 17-ФЗ предусмотрено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Вопросы технической эксплуатации железнодорожного подвижного состава регламентированы Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - Правила), утверждены приказом Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 № 286.

На основании пункта 3 главы I Правил, настоящие Правила обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками.

В соответствии с п. п. 1, 2 Приложения N 5 к данным Правилам, железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.

Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.

ОАО «Стройсервис» является собственником тепловоза ТГМ4А<дата> выпуска, изготовленного Людиновским тепловозостроительным заводом (в настоящее время - ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод»).

Согласно формуляру 4.00.00.000-02Ф0, данный тепловоз был введен в эксплуатацию <дата> и имеет следующие технические характеристики: двигатель - 4-х тактный дизель с газотурбонаддувом мощностью 750 л.с., тип передачи - гидравлическая с двумя гидротрансформаторами (л.д. 19, 131). Срок гарантии 24 месяца со дня пуска тепловоза в эксплуатацию, но не более 30 месяцев со дня отправки тепловоза с завода, при соблюдении потребителем правил эксплуатации, обслуживания и ремонта. Срок службы тепловоза до первого капитального ремонта 6 лет. Срок его эксплуатации заводом - изготовителем не установлен.

Из акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от <дата> Центрального Управления государственного железнодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта видно, что ОАО «Стройсервис» осуществляет эксплуатацию тепловоза ТГМ4А<дата> выпуска за пределами установленного срока его службы (л.д.11).

Свидетель ФИО1, суду показал, что он участвовал при проведении проверки исполнения ОАО «Стройсервис» требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте и охране труда <дата>. Тепловоз ТГМ4А , используемый на предприятии ОАО «Стройсервис», является железнодорожным подвижным составом, к которому относятся локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав. Данный тепловоз может выходить на пути общего пользования, например - перемещение для производства ремонта в депо. Необщие пути ОАО «Стройсервис» имеют выход к путям общего пользования ОАО «РЖД», в то время, как технологический транспорт не имеет выхода на пути общего пользования. Поэтому, локомотив не является технологическим транспортом. Кроме того у данного локомотива нет статуса технологического транспорта на основании договора с ОАО «РЖД». Тепловоз, принадлежащий ОАО «Стройсервис», не может эксплуатироваться, так как у него закончился срок эксплуатации, предусмотренный ГОСТом от 1989 года, согласно которому локомотив с тягловой силой свыше 550 лошадиных сил имеет срок эксплуатации 20 лет. Срок службы локомотива может быть продлен после обращения владельца тепловоза в ФАЖТ РФ на основании технического решения после проведенного исследования, как это предусмотрено приказом Минтранса № 170. Информация, которая содержится в письме ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод», относится ко всем тепловозам данного завода мощностью от 550 до 1000 лошадиных сил, по всем модификациям. В зависимости от пробега локомотива срок его эксплуатации не увеличивается, он может от величины пробега только сокращаться. Данные о пробеге локомотива, от условий его эксплуатации могут сокращать установленный срок эксплуатации локомотива.

Согласно информации, предоставленной ОАО «Людиновский тепловозостроительный завод», нормативный срок службы тепловозов с гидравлической передачей мощностью 750 л.с. и выше составляет 20 лет (л.д. 18).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что спорный тепловоз выработал нормативный срок службы.

Доказательств соблюдения ОАО «Стройсервис» правил эксплуатации, обслуживания и ремонта, надлежащего технического состояния тепловоза а так же того, что тепловоз отвечает требованиям безопасности, по делу не имеется.

Эксплуатация спорного тепловоза, не отвечающего требованиям безопасности, создает реальную угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, а также нанести ущерб имуществу неопределенного круга лиц.

Давая анализ представленным доказательствам в их совокупности, руководствуясь положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в части признания незаконными действия ОАО «Стройсервис» по эксплуатации тепловоза ТГМ4А , <дата> выпуска являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. N 358 утвержден Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта по предоставлению государственной услуги по организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности работы по продлению сроков службы железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.

Поскольку ОАО «Стройсервис» не лишено права при соблюдении соответствующей процедуры продлить срок службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, суд находит требование в части запрета ОАО «Стройсервис» эксплуатацию тепловоза ТГМ4А , <дата> выпуска, до продления срока его службы в установленном порядке так же подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования «город Брянск», от уплаты которой был освобожден истец, в размере <...>

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

решил:

Иск Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными действия ОАО «Стройсервис» по эксплуатации тепловоза ТГМ4А , <дата> выпуска.

Запретить ОАО «Стройсервис» эксплуатацию тепловоза ТГМ4А , <дата> выпуска, до продления срока его службы в установленном порядке.

Взыскать с ОАО «Стройсервис» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «город Брянск» в размере <...>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья П.В.Перминов