ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2460/2016 от 12.12.2016 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

КОПИЯ

Дело № 2-2460/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2016 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ходус Ю.А.

при секретаре Чепурненко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Томского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» о запрете эксплуатации теплохода «252» и несамоходного парома «ПР-60-93»,

установил:

Томский транспортный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно- строительное управлении» (далее ГУП ТО «Областное ДРСУ»), в обоснование заявленных требований указывает, что Томской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о внутреннем водном транспорте в деятельности ГУП ТО «Областное ДРСУ» по результатам которой выявлены нарушения закона. ГУП ТО «Областное ДРСУ» в навигацию 2016 года осуществляло деятельность по перевозке внутренним водным транспортом грузов и пассажиров с использованием теплохода «252» с составом несамоходного парома «ПР-60-93». Теплоход «252» с несамоходным паромом «ПР-60-93» осуществлял перевозку грузов и пассажиров с левого на правый берег 579 км.р. Чулым автодороги «Берегаевский сверток-Красная горка с подъездом к переправе» в Тегульдетском районе Томской области., согласно графика движения под управлением капитанов ФИО3 и ФИО1 с нарушением лицензионных требований, Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Указанные перевозки грузов и пассажиров данными судами в 2016 году осуществлялись также по договору с организациями Тегульдетского района (Почта России, ПАО «Томсэнер7госбыт», ОМВД по Тегульдетьскому району, УРБ и т.д.). В ходе проведения проверки установлено, что ГУП ТО «Областное ДРСУ» осуществляет указанную деятельность на основании лицензии (серия МР -2 от 28.06.2016 года). В нарушение указанных требований ГУП ТО «Областное ДРСУ» осуществляло эксплуатацию в навигацию 2016 года судов «252» и ПР-60-93» для перевозки грузов и пассажиров на 579 км. р. Чулым автодороги «Берегаевский сверток-Красная горка с подъездом к переправе» без их освидетельствования Речным Регистром в установленные сроки по теплоходу до 01.04.2016 и по парому до 15.06.2016, а также с нарушением требований к имеющейся лицензии на осуществлением деятельности по перевозкам водным транспортом пассажиров, в части допуска к эксплуатации указанных судов, не включенных в перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности и не прошедших освидетельствование. В связи с чем, ГУП ТО « Областное ДРСУ» нарушило соблюдение лицензиатом требований по судам, предназначенным для перевозки пассажиров, а также нарушило требования технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. В связи с выявленными нарушениями в деятельности должностных лиц ГУП ТО «Областное ДРСУ» :ответственного за безопасную эксплуатацию судов предприятия ФИО2 и капитанов ФИО3, ФИО1, Томским транспортным прокурором возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 1 ст. 11.13 КоАП РФ - выпуск (направление) в плавание судна лицом, ответственным за его эксплуатацию, без документов, удостоверяющих годность его к плаванию и ч. 1 ст. 11.8 КоАП РФ - управление судном не прошедшем технического осмотра (освидетельствования). Истец просит запретить Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» эксплуатировать теплоход «252» и несамоходный паром с момента вступления решения суда в законную силу до признания данных судов годными к плаванию по результатам освидетельствования филиалом Российского Речного Регистра. Запретить Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» эксплуатировать теплоход «252» и несамоходный паром «ПР-60-93» для перевозки пассажиров с момента вступления решения суда в законную силу до включения указанных судов в перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, согласно приложения к лицензии серии от 28.05.2012 года. Взыскать с ответчика государственную пошлину.

Помощник Томского транспортного прокурора Цыганков Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Галимова А.Ю., действующая на основании доверенности № 87 от 13.10.2016 сроком по 15.01.2017 исковые требования признала, с обстоятельствами, изложенными Томским транспортным прокурором согласилась, представила отзыв на исковое заявление, согласно которого 27.09.2016 в адрес ГУП ТО «Областное ДРСУ» выдано Представление Томской транспортной прокуратуры № 2-419в-2016 от 27.09.2016 «Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего вопросы безопасности плавания на внутреннем водном транспорте, в том числе соблюдения прав пассажиров». В данном Представлении истец требовал безотлагательно рассмотреть представление с участием Томской транспортной прокуратуры, принять исчерпывающие меры к устранению указанных нарушений, их причин и условий, привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц допустивших нарушения законодательства и о результатах рассмотрения и принятых мерах письменно сообщить в месячный срок. На представление Томской транспортной прокуратуры № 2-419в-2016 от 27.09.2016 ответчик направил ответ № 1400 от 26.10.2016 «Об устранении нарушений» в том числе по вопросу освидетельствования Речным Регистром указанных судов. Требования Регистра, предоставить суда и поднять их на клети, в тот момент, оказалось невыполнимым, в связи с плохими дорогами и невозможностью организовать подъем судов на клетки. Так как подъем судов подразумевает проверку на дефекты в корпусе, то в случае их выявления должен быть осуществлен ремонт, что грозило бы остановкой паромной переправы на неопределенное время. Ответчик обращался к органу, осуществляющему регистрацию водного транспорта, о переносе сроков освидетельствования данных судов, на что был получен отказ. Также планировались подготовительные работы, в том числе расчистка мест для вытаскивания судов на сушу, после чего планировалось поднять суда на клетки и предоставить их Речному Регистру. При выявлении дефектов панировалось проведение ремонтных работ, и по их окончании суда будут проходить освидетельствование по признанию их годными к плаванию Речным Регистром. На сегодняшний день идет подготовка на «клетки», согласно требованиям Речного Регистра, после этого суда будут предъявлены Речному регистру для дефектации корпусов и двигателей. По результатам дефекации будут определены объемы работ. Судебном заседании представитель пояснила, что в настоящее время предпринимаются меры по устранению выявленных недостатков, полагает, что к лету требования прокуратуры будут исполнены.

Выслушав истца, представителя ответчика ГУП ТО «Областное ДРСУ» Галимовой А.Ю., изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с ч.2 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) от 07.03.2001 № 24-ФЗ, Положения настоящего Кодекса распространяются на суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации.

Согласно ст.2 КВВТ РФ законодательство в области внутреннего водного транспорта РФ состоит из Конституции РФ, ГК РФ, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте РФ, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Статьей 3 КВВТ Российской Федерации определено, что судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе, судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; судовладелец (далее также - владелец судна) - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

В соответствии с Правилами государственной регистрации судов, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.09.2001 № 144 судно, определение которому дано ст. 3 КВВТ Российской Федерации, подлежит государственной регистрации, которая производится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящими Правилами системе записей о судне и правах на него в Государственном судовом реестре Российской Федерации, который ведется в органах государственной регистрации.

Согласно ч.2 ст. 34 КВВТ РФ предусматривает, что подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если оно удовлетворяет требования обеспечения безопасности судоходства, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ.

Согласно пп. 20 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по перевозкам внутренним водным транспортным пассажиров.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. а,г п. 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 193 от 06.03.2012 «О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем и морском водном транспорте», лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозке пассажиров судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623.

Пункт 2 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта предусматривает, что действие настоящего технического регламента распространяется на объекты регулирования и связанные с требованиями к безопасности объектов регулирования процессы эксплуатации.

В соответствии с п. 5 Технического регламента, к объектам регулирования относятся : объекты внутреннего водного транспорта, включающие суда, подлежащие государственной регистрации, паромные переправы на внутренних водных путях.

Согласно п. 516 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, для оценки соответствия объектов регулирования (суда, паромные переправы на внутренних водных путях) на стадии эксплуатации органом классификации судов проводятся освидетельствования объектов регулирования.

В соответствии с п. 517 Технического регламента, судовладелец (эксплуатант) обязан предъявлять объекты регулирования к классификационному освидетельствованию органом классификации судов через 5 лет от даты проведения первоначального или последнего классификационного освидетельствования.

Согласно п.30 Положения судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете организации по классификации, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно организацией по классификации.

Согласно п.п. 51,52 Положения присвоение, подтверждение, возобновление или восстановление класса или категории, установление годности судна к плаванию, а также назначение объема необходимого ремонта осуществляется в порядке, установленном Правилами, в соответствии с техническим состоянием элементов судна и судовых технических средств, которое определяется по результатам осмотров, измерений, испытаний, проверок в действии и на основании документов, предъявляемых судовладельцем, с учетом норм допускаемых дефектов, установленных Правилами.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм законодательства, пригодность судна к эксплуатации должна подтверждаться соответствующими документами, выданными Российским Речным Регистром по итогам освидетельствования.

Как следует из справки № 2 от 15.08.2016 помощником Томского транспортного прокурора проведена проверка исполнения законодательства о внутреннем водном транспорте в деятельности ГУП ТО «Областное ДРСУ», в ходе проверки установлено, что управление составов судов, состоящих из теплохода «252» и аппарельной баржи «ПР 060-93» не прошли техническое освидетельствование.

Их представленной лицензии на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров №002151 от 28.06.2016 следует, что лицензия предоставлена Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» бессрочно. Район плавания, установленный в представленных судовых документах для судов, указанных в приложении к лицензии.

Согласно приложении к лицензии от 28.06.2016 предоставленной Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно - строительное управление» перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности : буксирный теплоход 203, идентификационный № судна О-3-18903, осуществляющий перевозку внутренним водным транспортом пассажиров, несамоходный паром, перевозка автотракторной техники и людей, ПР -61, идентификационный № судна) О -3-00111, осуществляющий перевозки внутренним водным транспортом пассажиров.

Свидетельством о праве собственности от 21.10.2010 на судно подтверждается, что на праве хозяйственного ведения Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» принадлежит судно О-3-00904, название судна ПР -60-93, тип и назначение: несамоходный паром, перевозка техники и людей.

Свидетельством о праве собственности от 21.10.2010 на судно подтверждается, что на праве хозяйственного ведения Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» принадлежит судно О-3-00804, название судна 252, тип и назначение: буксирный теплоход.

Из постановления по делу об административном правонарушении от 11.10.2016 следует, что ФИО1 осуществлял управление составом судов, состоящем из т/х «252» и аппарельной баржи «ПР-60-93» не прошедшими технического освидетельствования. На правонарушителя ФИО1 налагается административное наказание в виде административного штрафа в размере 500,00 руб.

Из постановления по делу об административном правонарушении от 11.10.2016 следует, что ФИО2 осуществил выпуск судов : т/х «252» и аппарельной баржи «ПР-60-93» в эксплуатацию, не прошедшими технического освидетельствования. На правонарушителя ФИО2 налагается административное наказание в виде административного штрафа в 1000,00 руб.

Из постановления по делу об административном правонарушении от 11.10.2016 следует, что ФИО3 осуществлял управление составов судов, состоящем из т/х «252» и аппарельной баржи «ПР-60-93» в эксплуатацию, не прошедшими технического освидетельствования. На правонарушителя ФИО3 налагается административное наказание в виде административного штрафа в 500,00 руб.

Постановлением об административном правонарушении и назначении административного наказания мирового судьи судебного участка Тегульдетского судебного района Томской области от 13.10.2016 ГУП ТО «Областное ДРСУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица назначено наказание в виде предупреждения.

Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения спора, теплоход «252» и несамоходный паром «ПР-60-93» не отвечает требованиям безопасности, не пригодно для эксплуатации, эксплуатируется без признания судна годным к плаванию Российским Речным Регистром, что является нарушением цели предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением отдельных видов деятельности.

Учитывая положения ч. 2 ст. 34 КВВТ РФ, согласно которому подготовка судна является обязанностью судовладельца, суд полагает, что собственник несет обязанность по подготовке судна к эксплуатации, в связи с чем, полагает необходимым запретить эксплуатацию теплохода «252» и несамоходного парома «ПР-60-93» до признания судов годными к плаванию по результатам освидетельствований филиалом Российского Речного Регистра.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является требование о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Правило, содержащееся в п. 1 ст. 1065 ГК РФ, выполняет предупредительную функцию, обеспечивая охрану прав и интересов граждан и организаций.

Выявленные нарушения требований безопасности на внутреннем водном транспорте при наступлении тяжких последствий создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

Возможность же наступления в будущем вредоносного результата является достаточным основанием в данном случае для удовлетворения иска.

При таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.

Поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то на основании ст.103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчиков в доход муниципального образования «город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000,00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Томского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» удовлетворить.

Запретить Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» (ОГРН 1097014001886, ИНН 7017253147) эксплуатировать теплоход «252» (идентификационный номер О-3-00804, регистрационный номер 222435) и несамоходный паром «ПР-60-93» (идентификационный номер О-3-00904, регистровый номер 219958) с момента вступления решения суда в законную силу до признания данных судов годными к плаванию по результатам освидетельствований филиалом Российского Речного Регистра.

Запретить Государственному унитарному предприятию Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» (ОГРН 1097014001886, ИНН 7017253147) эксплуатировать теплоход «252» (идентификационный номер О-3-00804, регистровый номер 222435) и несамоходный паром «ПР-60-93» (идентификационный номер О-3-00904, регистровый номер 219958) для перевозки пассажиров с момента вступления решения суда в законную силу до включения указанных судов в перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, согласно приложения к лицензии серии МР-1 от 28.05.2012 года.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Томской области «Областное дорожное ремонтно-строительное управление» (идентификационный номер , регистровый номер ) в доход муниципального образования «Город Томск» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья (подпись) Ю.А. Ходус

Копия верна:

Судья Ю.А.Ходус

Секретарь И.В. Чепурненко