ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2472/2021 от 27.09.2021 Братского городского суда (Иркутская область)

RS0003-01-2021-002997-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Братск 27 сентября 2021 года

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Щербаковой А.В.,

при секретаре Усейновой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2472/2021 по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Группа Илим» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец - Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику – АО «Группа ИЛИМ» в лице филиала «Группа Илим» в Братском районе, в котором с учетом уточнений исковых требований просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на площади 0,27 га в квартале 18 выделе 8 Сурупцевской дачи Боровского участкового лесничества Падунского лесничества в географических координатах N56026’43.6” E102009’13.3”; N560 29’45.6” E102009’10.8” в срок до 01.07.2022.

В обоснование иска Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что в порядке анализа состояния законности в сфере охраны лесов природоохранной прокуратурой установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на лесном участке, переданном в аренду АО «Группа Илим». Так, в ходе рейдового мероприятия, проведенного 27.05.2021 должностными лицами Боровского участкового лесничества территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству в квартале 18 выделе 8 Сурупцевской дачи Боровского участкового лесничества Падунского лесничества в географических координатах 560 29’45.7”- E102009’10.7” выявлена несанкционированная свалка промышленных отходов на площади 0,27 га в виде опилок, дробленых остатков пиломатериалов, обрезок досок, автомобильных покрышек. Лицо, допустившее образование несанкционированной свалки не установлено. Данные обстоятельства подтверждаются актом о проведении мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах от 27.05.2021 №1-13-3/21, письмом территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству от 24.06.2021 №1780. В свою очередь, указанный лесной участок находится на праве аренды у АО «Группа Илим» на основании договора аренды лесного участка №16 от 23.12.2008 с целью заготовки древесины, сроком действия до 31.12.2057 года. Согласно проекту освоения лесов к договору аренды лесного участка №16 от 23.12.2008, получившему положительное заключение Министерства лесного комплекса Иркутской области №4041-мр от 27.11.2018, настоящий проект освоения лесов предназначен для арендатора АО «Группа Илим» с целью организации рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов данной организацией, с учетом ее основной цели аренды земельного участка – заготовки древесины. В перечень саниатрно-оздоровительных мероприятий включено обеспечение санитарной безопасности на арендуемом участке и очистка лесов от захламления. В целях ликвидации выявленной несанкционированной свалки отходов производства и потребления Управлением в адрес АО «Группа Илим» 27.05.2021 направлено требование об устранении выявленных нарушений лесного законодательства в срок до 27.06.2021, по результатам рассмотрения которого письмом от 16.06.2021 арендатором отказано в его удовлетворении, полагая, что данная обязанность в силу закона возложена на министерство лесного комплекса Иркутской области в лице Управления. Учитывая отсутствие у Управления полномочий по предъявлению исков данной категории, орган лесного хозяйства 24.06.2021 обратился в Братскую межрайонную природоохранную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования в целях защиты прав Российской Федерации, как собственника лесов. По данному факту в адрес директора филиала АО «Группа Илим» в Братском районе природоохранной прокуратурой 28.06.2021 направлен запрос о наличии несанкционированной свалки на указанном выше лесном участке, ответом на который от 30.06.2021 №ФБР 65000/179 ее наличие подтверждено. Не исполнение ответчиком мероприятий по санитарной и пожарной безопасности в лесах на арендованных лесных участках свидетельствует о нарушении АО «Группа Илим» природоохранного законодательства, и как следствие, нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку загрязнение лесов нарушает принципы лесного законодательства такие как обеспечение охраны и защиты лесов, негативно сказывается на экосистеме, влияет на здоровье граждан. Кроме того, в результате непринятия ответчиком мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника государственного лесного фонда.

В судебном заседании заместитель Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Кулешова Н.С. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему.

Представитель ответчика – АО «Группа Илим» - Суздалев В.В., действующий на основании доверенности от 19.04.2021, в письменном отзыве на исковое заявление и в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что проведение мероприятий по очистке лесов от захламления в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий охватывается полномочиями министерства лесного комплекса Иркутской области по охране и защите лесов. В соответствии с п.18 Постановления Правительства №1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 №641» собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. АО «Группа Илим» не является собственником лесного участка, на котором обнаружено несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов. Как следует из материалов дела, уполномоченным органом – территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству произведена подмена планового (рейдового) осмотра на патрулирование в лесах. Как следует из отчета о выполнении задания по проведению мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда, 27.05.2021 сотрудниками Боровского участкового лесничества при проведении патрулирования по маршруту №36 обнаружили на площади 0,27 га кучи бытового мусора на лесном участке, находящемся в аренде у АО «Группа Илим». Отчет не содержит сведений о том, что в результате патрулирования были проверены какие-либо еще объекты или граждане по пути следования организованной группы. Фактически такое патрулирование было организовано с одной лишь целью – выявить несанкционированную свалку бытового мусора, однако для такого вида мероприятий должно было быть проведено в соответствии с порядком оформления и проведения плановых (рейдовых) осмотров лесных участков – то есть проведение контроля на территории юридического лица без прямого воздействия. В свою очередь результаты такого осмотра и должны были послужить основанием для принятия каких-либо мер реагирования со стороны уполномоченного органа. Таким образом, доказательства размещения несанкционированной свалки получены с нарушением требований федерального законодательства и не могут служить основаниями для вынесения решения по делу в силу ч.2 ст.55 ГПК РФ. Считает, что в материалах дела имеются существенные противоречия относительно квалификации места несанкционированного складирования отходов. Как указано в тексте искового заявления, в выделе 8 квартала 18 Сурупцевской дачи Боровского участкового лесничества Падунского лесничества выявлена свалка именно промышленных отходов в виде опилок, дробленых остатков пиломатериала, обрезок досок, автомобильных покрышек. Тогда как в материалах о патрулировании лесов указано, что свалка содержит в себе именно бытовой мусор. АО «Группа Илим» произведен выезд на место несанкционированной свалки. Как следует из представленных фотографий, свалка состоит преимущественно из стеклянных, пластиковых и железных бутылок и банок, мебели, бумаги. То есть мусор явно и однозначно относится к твердым коммунальным отходам, образованным в процессе потребления физическими лицами. Поселок Боровское Братского района Иркутской области находится на удалении менее одного километра от несанкционированной свалки. Таким образом, учитывая требования Постановления Правительства №1156 от 12.11.2016, ликвидация рассматриваемой несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов должна осуществляться силами регионального оператора. Многочисленная судебная практика по данной категории дел складывается в ключе возложения обязанности о ликвидации мест несанкционированных свалок мусора на собственника лесного участка, а именно на уполномоченный орган, которому переданы полномочия по охране, воспроизводству и защите лесов – то есть на рассматриваемой территории такие функции выполняет министерство лесного комплекса Иркутской области. Истцом и ответчиком 17.09.2021 был осуществлен совместный выезд на место несанкционированного размещения отходов. При осмотре участка было однозначно установлено о наличии именно твердых коммунальных отходов, не связанных с производственной деятельностью АО «Группа Илим». Истцом в представленном в суд исковом заявлении сделана ссылка на проект освоения лесов по договору аренды земельного участка №16, получивший положительное заключение государственной экспертизы. В проекте указано, что «Правилами санитарной безопасности в лесах предписывается осуществление следующих мер:…очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия». Указанная позиция оформлена ссылкой на ранее действующие правила санитарной безопасности в лесах, непосредственно проект освоение какое-либо конкретные указания об очистке лесов от захламления не содержит.

В судебное заседание представитель третьего лица – Министерства лесного комплекса Иркутской области не явился, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте.

В судебное заседание представитель третьего лица – Администрации МО «Братский район» не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации МО «Братский район».

Изучив доводы искового заявления с учетом уточненных требований, письменных отзывов на иск, выслушав заместителя Братского межрайонного природоохранного прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно положениям ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, обращаясь в суд с иском в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации Братский межрайонный природоохранный прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

В соответствии с ч. 1. ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Частью 2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочего размещение отходов производства и потребления.

Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Пункт 1 ст. 3.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ «Об отходах производства и потребления») допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. К твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст (далее ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

Несанкционированная свалка подлежит ликвидации.

Лесное законодательство согласно п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в связи с чем, управление и охрана названных участков относятся к ведению РФ. В рамках дискреционных полномочий федерального законодателя органам государственной власти субъектов Федерации передано осуществление отдельных полномочий РФ.

В соответствии с пп. 7 п. 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп (далее по тексту Положение) к функциям министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны и защиты лесов.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения (управления) министерства, обладающими правами юридического лица (п. 6 Положения, утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп).

В соответствии с п.1 Положения о территориальном управлении Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 № 90-мпр, территориальное управление является территориальным подразделением по управлению в сфере использования, охраны, защиты лесов.

Реализация переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, определенных статьей 83 Лесного кодекса РФ, в проверяемом периоде на территории Братского лесничества осуществлялась Министерством лесного комплекса Иркутской области в лице территориального подразделения - территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Из письменных материалов гражданского дела судом установлено, что согласно акту №1-13-3/21 проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, 27.05.2021 Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству было проведено мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах на месте: Сурупцевская дача, квартала 52, 51, 58, 49, 53, 42, 33 (п.Пашенный), 32, 20, 19, 18, 10 (п.Боровское), 2 Боровского участкового лесничества, Падунского лесничества (маршрут №36). В ходе патрулирования в лесах выявлено нарушение Правил санитарной безопасности в лесах в квартале №18 выдел 8 Сурупцевской дачи Боровского участкового лесничества. В ходе патрулирования выявлено нарушение пункта 20 «правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением РФ от 09.12.2020 №2047, - в квартале №18, выделе №8, Сурупцевской дачи, Боровского участкового лесничества, географические координаты №560 29’45.7”- E102009’10.7”. На площади 0,27 гектара находятся кучи бытового мусора, также мусор разбросан по всей площади. Мусор в виде бытовых отходов, автомобильных шин, старых досок, и др. Данная территория находится в арендной базе АО «Группа Илим» по договору аренды №16. К акту приложена фото-таблица с выявленными лесонарушениями на указанном участке.

Данное мероприятие по патрулированию в лесах на указанном участке было проведено на основании служебного задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда, расположенных на территории Иркутской области №30 от 27.05.2021, выданное начальником ТУ МЛК Иркутской области по Падунскому лесничеству Лазаревым А.В. на основании распоряжения министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству №5 от 30.04.2021.

Согласно отчету о выполнении задания по проведению мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда, расположенных на территориях Иркутской области, 27.05.2021 начальником отдела Боровского участкового лесничества Юдинцевым Э.А. и заместителем начальника Боровского участкового лесничества Жездрисом А.И. было произведено патрулирование в лесах по маршруту №36. В ходе патрулирования было выявлено нарушение «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 №2047, в квартале №18, выделе №8, Сурупцевской дачи, Боровского участкового лесничества, географические координаты №560 29’45.7”- E102009’10.7”. На площади 0,27 га находятся кучи бытового мусора, также мусор разбросан по всей площади. Мусор в виде бытовых отходов, автомобильных шин, старых досок и др. Данная территория находится в арендной базе АО «Группа Илим» по договору аренды №16.

Согласно Положению о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Падунскому лесничеству, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 №90-мнр, задачей территориального управления является обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в пределах земель лесного фонда Падунского лесничества.

27.05.2021 Министерством лесного комплекса Иркутской области в АО «Группа Илим» было направлено требование об устранении выявленных в результате проверки соблюдения лесного законодательства нарушений, а именно: произвести ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления на арендуемом лесном участке в квартале №18, выделе №8, Сурупцевской дачи Боровского участкового лесничества в срок до 27.06.2021.

Ответом № ФБР 65700/510 от 16.06.2021 направленным на имя начальника Падунского лесничества АО «Группа Илим» отказалось произвести ликвидацию указанного в обращении несанкционированного места размещения складирования твердых коммунальных отходов за счет собственных сил, указав, что организация такой деятельности входит в полномочия министерства лесного комплекса Иркутской области по средствам исполнения государственного задания подведомственными учреждениями. АО «Группа Илим» не является собственником лесного участка, на котором обнаружено несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов.

24.06.2021 начальником ТУ МЛК Иркутской области по Падунскому лесничеству в адрес Братского межрайонного природоохранного прокурора направлено письмо о том, что в ходе рейдового мероприятия, проведенного должностными лицами Боровского участкового лесничества ТУ МЛК ИО по Падунскому лесничеству, в квартале №18, выделе №8 Сурупцевской дачи Боровского участкового лесничества в географических координатах №560 29’45.7”- E102009’10.7” выявлена несанкционированная свалка промышленных отходов на площади 0,27 га в виде опилок, дробленных остатков пиломатериала, обрезок досок, автомобильных покрышек. Указанная территория находится в арендной базе АО «Группа Илим» по договору №16. АО «Группа Илим» было выставлено требование об устранении выявленных в результате проверки соблюдения лесного законодательства нарушений и ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления в срок до 27.06.2021. Ответом №ФБР 65700/510 от 16.06.2021 АО «Группа Илим» отказалось производить ликвидацию несанкционированной свалки.

27.06.2021 заместителем межрайонного природоохранного прокурора было направлено письмо на имя директора филиала АО «Группа Илим» в Братском районе с просьбой в срок до 30.06.2021 сообщить о наличии или отсутствии свалки промышленных отходов на площади 0,27 га в виде опилок, дробленых остатков пиломатериала, обрезок досок, автомобильных покрышек в квартале 18 выделе 8 Сурупцевской дачи Боровского участкового лесничества Падунского лесничества в географических координатах №560 29’45.7”- E102009’10.7”, а также указать на правовую позицию лесопользователя по вопросу ее ликвидации.

В Братскую межрайонную природоохранную прокуратуру 30.06.2021 поступил ответ № ФБР 65000/179 от директора филиала АО «Группа «Илим» в Братском районе о том, что действительно на указанном участке имеется несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов на территории Падунского лесничества, Боровского участкового лесничества, Сурупцевской дачи, квартале 18, выделе 8. Проведение мероприятий по очистке лесов от захламления в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий охватывается полномочиями министерства лесного комплекса Иркутской области по охране и защите лесов. АО «Группа Илим» полагает невозможным ликвидацию указанного в обращении несанкционированного места размещения складирования твердых коммунальных отходов за счет собственных сил в виде законодательно установленных требований. Организация такой деятельности входит в полномочия министерства лесного комплекса Иркутской области по средствам исполнения государственного задания подведомственными учреждениями.

23.12.2008 руководителем агентства Лесного хозяйства Иркутской области подписан приказ №1359-апр о предоставлении в аренду ОАО «Группа Илим» лесного участка для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, в том числе Боровское участковое лесничество: «Сурупцевская дача» (ранее Сурупцевское лесничество) кварталы №№2-8, 10-52, 54-57, 66, 68-72, 78-82, 91, 92.

Согласно договору аренды земельного участка №16, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 23.12.2008, заключенного между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству в лице начальника Данишек В.Н. (арендодатель) и ОАО «Группа Илим» в лице директора филиала ОАО «Группа Илим» в г.Братске Соколовского В.А. (арендатор), арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации. Лесной участок в границах, определенных планом лесного участка, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 509-2008-11, площадью 161 323 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Иркутская область, Братский район, Падунское лесничество, эксплуатационные леса: Боровское участковое лесничество: в том числе - «Сурупцевская дача» (ранее Сурупцевское лесничество) кварталы №№2-8, 10-52, 54-57, 66, 68-72, 78-82, 91, 92.

Согласно п.4 указанного Договора арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины, в том числе при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 349 тыс.куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 218 тыс.куб.м.

Срок действия настоящего договора установлен с 01.01.2009 по 31.12.2057 (п.19).

Актом приема передачи лесного участка в аренду (Приложение №5 к Договору аренды лесного участка №16 от 23.12.2008) подтверждается передача арендодателем арендатору лесного участка для заготовки древесины в составе кварталов: в том числе Боровское участковое лесничество: «Сурупцевская дача» (ранее Сурупцевское лесничество) кварталы №№2-8, 10-52, 54-57, 66, 68-72, 78-82, 91, 92.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Также обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание арендованного имущества также предусмотрена статьей 61 ГК РФ.

Указанные выше нормы возлагают обязанность следить за состоянием земельных участков и принимать меры по недопущению захламления отходами производства и потребления, независимо от того, кому принадлежат данные отходы и результатом чьей деятельности они являются. Отсутствие доказательств принадлежности отходов не освобождает землепользователей от обязанности по содержанию участка в надлежащем состоянии.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельных участках лесного фонда, находящихся в пользовании у АО «Группа Илим» на основании договора аренды лесного участка №16 от 23.12.2008, организация мероприятий по ликвидации свалки должна быть возложена на указанное предприятие.

В связи с вышеизложенным, доводы ответчика, что проведение мероприятий по очистке лесов от захламления в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий охватывается полномочиями министерства лесного комплекса Иркутской области по охране и защите лесов, не состоятельны.

При изложенных обстоятельствах, исковые требования обоснованно предъявлены к АО «Группа Илим».

Представителем АО «Группа Илим» и заместителем Братского межрайонного природоохранного прокурора был осуществлен совместный выезд на место несанкционированного размещения отходов. При осмотре участка установлено, что на данном участке размещены твердые коммунальные отходы, отходы производства, потребления, состоящие преимущественно из остатков веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства (пластик, стекло бой, коробки, макулатура, автомобильные покрышки, бутылки, предметы мебели и бытовой техники, коро-древесные отходы). Данная несанкционированная свалка находится в границах лесного участка, предоставленного в аренду АО «Группа Илим» по договору аренды №16 от 23.12.2008 с целью заготовки древесины, сроком действия до 31.12.2057, о чем составлен акт осмотра места несанкционированного размещения отходов от 17.09.2021, акт подписан сторонами. К акту приложены фотографии.

Обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание арендованного имущества предусмотрена действующим законодательством, указанные выше нормы возлагают обязанность на землепользователя следить за состоянием земельных участков и принимать меры по недопущению захламления отходами производства и потребления, независимо от того, кому принадлежат данные отходы и результатом чьей деятельности они являются. Отсутствие доказательств принадлежности отходов не освобождает землепользователей от обязанности по содержанию участка в надлежащем состоянии.

В материалы дела представлен действующий проект освоения лесов лесного участка, переданного в аренду АО «Группа Илим» для заготовки древесины, расположенного на территории Падунского лесничества министерства лесного комплекса Иркутской области, в котором подробно изложены мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, а также проектом предусмотрено, что согласно Лесному кодексу санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что установленные в действиях ответчика нарушения природоохранного законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 52 Конституцией РФ. Также неисполнение ответчиком мероприятий по санитарной безопасности в лесах на арендованных лесных участках свидетельствует о нарушении АО «Группа Илим» природоохранного законодательства, и как следствие, нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку загрязнение лесов нарушает принципы лесного законодательства такие как обеспечение охраны и защиты лесов. Кроме того. В результате непринятия ответчиком мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника государственного лесного фонда.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, с учетом их уточнения, по мнению суда, подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом, с учетом особенностей и условий выполнения возложенных настоящим решением суда на ответчика обязанностей и действий, суд, с учетом мнения сторон, считает разумным установить предложенные представителем истца сроки для устранения допущенных ответчиком нарушений.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Группа «Илим» в лице Филиала акционерного общества «Группа Илим» в Братском районе ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на площади 0,27 га в квартале 18 выделе 8 Сурупцевской дачи Боровского участкового лесничества Падунского лесничества в географических координатах 56о26’43.6”Е 102 о 09’13.3”; 56о29’45.6”Е 102 о 09’10.8” в срок до 01.07.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.В. Щербакова