ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2488/2016 от 01.08.2016 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-2488/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2016 года город Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего судьи – Костевской И.Д.,

при секретаре Забарацкой А.П.,

с участием: истца Федосеевой Л.А., представителя истца Бабенко Р.В., действующего по доверенности от 6.06.2016 г., представителя ответчика Платонычевой О.В., действующей по доверенности от 28.12.2015 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федосеевой ФИО10 к Военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконным приказ о прекращении выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы, возложении обязанности отменить данный приказ, установить с 1.04.2016 г. выплату ежемесячной надбавки за сложности, напряженность и специальный режим работы в размере 100%,

установил:

Федосеева Л.А. обратилась в суд с данным иском, в обоснование которого указала, что с 19.01.1988г. по настоящее время работает в военном комиссариате Хабаровского края. 28.04.2009г. переведена на должность <данные изъяты> этого же комиссариата. За весь период работы к ней никогда не применялись дисциплинарные взыскания, многократно поощрялась за труд. В соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и приказа Министра обороны РФ от 23.04.2014г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583» военный комиссар Хабаровского края своим приказом от 18.01.2016г. № установил ей на первый квартал 2016г. ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы до 100% должностного оклада. Приказом военного комиссара Хабаровского края от 09.03.2016г. № ей с 01.03.2016г. была прекращена (задним числом) выплата указанной выше ежемесячной надбавки в полном размере. Основанием этому явилась служебная характеристика, подготовленная в отношении нее начальником центра социального обеспечения комиссариата края. На II квартал 2016г. без указания причин данная надбавка ей вообще не устанавливалась и не выплачивалась. С подобного рода действиями (бездействием) со стороны работодателя не согласна, считает их незаконными и необоснованными. Согласно ст.135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые включают размеры окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, и устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Пунктом 34 приказа МО РФ 2014г. № 255 установлено, что гражданскому персоналу при выполнении показателей и критериев оценки эффективности деятельности устанавливается ежемесячная стимулирующая выплата за сложность, напряженность и специальный режим работы до 100% по приказу руководителя (п.33 приказа). При установлении ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы основанием являются соответствующие указания руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю» на каждый квартал. До 29.02.2016г. названная надбавка ей устанавливалась и выплачивалась в предельном размере, а именно – 100%. С ее стороны каких-либо упущений, проступков или снижения показателей в работе, которые могли объективно повлиять на изменение размера или прекращения этой стимулирующей надбавки не допускалось. Дисциплинарные взыскания к ней не применялись, аттестаций не проводилось. Служебная характеристика, послужившая основанием прекращения ей с 01.03.2016г. и не установлением с 01.04.2016г. ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы надлежащим образом, под роспись не доводилась и на руки не выдана до настоящего времени. С 01.03.2016г. приказом от 09.03.2016г. № ей была прекращена в полном объеме надбавка. Между тем, приказом военного комиссара Хабаровского края от 01.03.2016г. № за образцовое выполнение трудовых обязанностей, трудолюбие и безупречную работу она награждена премией в размере 4000 руб. 00 коп. Следовательно, у ответчика не имелось оснований для прекращения с 01.03.2016г. и не установлении с 01.04.2016г. ей этой надбавки. В виду изложенного, просит признать незаконными: приказ военного комиссариата Хабаровского края от 09.03.2016г. № о прекращении ей с 01.03.2016г. выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы; действия военного комиссариата Хабаровского края, обусловленные не установлением и не выплатой ей с 01.04.2016г. ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы; возложить на военный комиссариат Хабаровского края: отменить приказ от 09.03.2016г. № в части ее касающейся; установить ей с 01.04.2016г. выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100%.

Ответчиком представлены возражения на иск, в которых он, ссылаясь на ст.ст.135, 349 Трудового кодекса РФ, приказ Министра обороны РФ от 23.04.2014г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583», Положение «О системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ», Коллективный договор между командованием и гражданским персоналом военного комиссариата Хабаровского края на период с 26.11.2013г. по 25.11.2016г., указал, что ссылка Федосеевой Л.А. на то, что основанием установления ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы являются соответствующие указания руководителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» не состоятельна и не подлежит удовлетворению. Доводы Федосеевой Л.А. о том, что лишение надбавки стимулирующего характера военным комиссаром произведено незаконно, что она «работает без проступков и упущений с ее стороны», это только личное мнение и самооценка и не могут быть признаны состоятельными, поскольку в последнее время они имели место. Федосеева Л.А., являясь <данные изъяты>, к исполнению своих обязанностей относилась халатно, выполняла их не в полной мере и ненадлежащим образом. На проведенном с ней собеседовании, в присутствии начальника строевого отделения военного комиссариата Хабаровского каря ФИО11, начальника отделения по работе с гражданами ФИО12 и начальника Центра социального обеспечения ФИО13 в ноябре 2014 года военным комиссаром Хабаровского края ФИО14 было обращено внимание на ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В марте 2016г. на очередном собеседовании в присутствии тех же лиц, военным комиссаром Хабаровского края ФИО15, учитывая, что после собеседования проведенного в ноябре 2014 года должных выводов ею не сделано, вновь было указано на недопустимость такого отношения к исполнению своих должностных обязанностей, и с учетом приведенных положений локальных нормативных актов и за указанные выше упущения в работе, военный комиссар приказом от 09 марта 2016 года № лишил заявителя надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы. Заявления истца о прежних заслугах и поощрениях к лишению её в настоящий момент надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы, отношения не имеют. В период становления в должности <данные изъяты>, 2010-2013гг. ей давалась возможность освоить эту работу, как начинающему специалисту в этом ранге. Не имея достаточного опыта руководящей и организаторской деятельности на протяжении всего времени исполнения обязанностей <данные изъяты>, особенно в период, когда в течение 2013 года должность была вакантной, функции <данные изъяты> в полном объеме по выше названной причине не исполняла, работа центра социального обеспечения в этот период была пущена на самотек. Начиная с 2015 года заявитель не имеет ни одного поощрения, даже по результатам проведенной ревизии пенсионной работы за 2015 год (приказ Военного комиссара Хабаровского края от 23 марта 2016 года №), в честь Дня образования военных комиссариатов в апреле 2016 года (приказ Военного комиссара Хабаровского края от 6 апреля 2016 года №), в честь профессионального праздника Дня социального работника (приказ Военного комиссара Хабаровского края от 06 июня 2016 года №). А поощрение приказом военного комиссара Хабаровского края от 01 марта 2016 года № произведено не за профессионализм и высокое качество работы, а как женщине, в честь Международного женского дня 8 марта. В настоящее время, с учетом проведенных бесед, лишения надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы, Федосеевой Л.А. не сделано должных выводов. С учетом изложенного, принимая во внимание содержание локальных нормативных актов военного комиссариата Хабаровского края и ведомственных приказов, а также требования ст.ст.129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, считает, что выплата, которую просит взыскать истец, является выплатой стимулирующего характера, не относящейся к обязательной выплате. Выплата указанной стимулирующей надбавки, а также установление ее размера является правом, а не обязанностью работодателя, и определяется по его усмотрению с учетом закрепленных критериев оценки трудовой деятельности работника. В виду изложенного, просит в удовлетворении требований заявителя Федосеевой Л.А. отказать в полном объеме.

В судебном заседании истец Федосеева Л.А., ее представитель Бабенко Р.В. заявленные требования поддержали, просят удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнили, что для прекращения либо снижения выплаты указанной надбавки ответчики должен был указать и доказать конкретные критерии снижения показателей в работе, чего сделано не было. Вместе с тем, Федосеева Л.А. неоднократно поощрялась за добросовестный труд, что указывает на безосновательность действий ответчика по лишению ее указанной надбавки на основании служебной характеристики начальника ЦСО ФИО16., которая также не основана на конкретных фактах снижения эффективности работы. К дисциплинарной ответственности истец также не привлекалась. Напротив, в настоящее время на нее возложено временное исполнение обязанностей начальника ЦСО.

В судебном заседании представитель ответчика Платонычева О.В. поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, дополнила, что установление указанной надбавки является правом, а не обязанностью работодателя, при решении вопроса об установлении либо прекращении выплаты являются критерии служебной деятельности сотрудника, которые рассматриваются руководителем на основании предоставленных ему руководителя служб служебных характеристик, докладных записок ежеквартально. Конкретные критерии эффективности работы не разработаны, вместе с тем, показатели работы сотрудника учитываются при решении данного вопроса. На 3 квартал 2016 г. истцу установлена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 30%. С марта и во 2 квартале 2016 г. данная надбавка истцу не выплачивалась в связи со снижением показателей работы, что было отражено в служебной характеристики непосредственного руководителя ЦСО ФИО17, с которой согласился военный комиссар Хабаровского края, указав начальнику кадров, истцу указанную надбавку не выплачивать, возобновить выплату после доклада руководителя ЦСО. Решение о выплате либо невыплате надбавки принимает Военный комиссар Хабаровского края, поэтому доводы истца о том, что возражений управления финансового обеспечения относительно выплаты указанной надбавки не имеется, никак не влияет на прекращении данной выплаты.

Выслушав пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из трудовой книжки, Федосеева Л.А. 09.01.1988г. принята на работу в Военный комиссариат Хабаровского края на должность <данные изъяты> на время декретного отпуска основного работника (приказ № от 19.01.1988г.) и переведена на должность <данные изъяты>.

18.05.1993г. переведена на должность <данные изъяты> (приказ ВВК № от 17.05.1993г.).

01.05.1997г. переведена на должность <данные изъяты> военнослужащим и членам их семей, перерасчета и продления пенсий по 12 т.р. (приказ № от 25.04.1997г.).

31.12.2003г. <данные изъяты> переименован в центр социального обеспечения военного комиссариата Хабаровского края.

23.04.2007г. переведена на должность <данные изъяты> военнослужащим и членам их семей, перерасчета и продления центра социального обеспечения (приказ № от 24.04.2007г.).

28.04.2009г. переведена на должность <данные изъяты> (приказ № от 28.04.2009г.).

Согласно должностной инструкции, утвержденной 21.01.2015г. военным комиссаром Хабаровского края ФИО18, <данные изъяты> относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется <данные изъяты> военного комиссариата, назначается на должность приказом военного комиссара Хабаровского края по согласованию с руководителем ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю».

<данные изъяты> должен иметь профессиональное образование и стаж работы на руководящих и финансово-экономических должностях (по организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания) не менее 5 лет.

Является непосредственным начальником для личного состава центра.

Должен обладать, наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом, высокими моральными качествами, чувством ответственности, умением работать с людьми, тактичностью, дисциплинированностью, исполнительностью и внимательно относиться к обслуживаемым пенсионерам.

<данные изъяты> в пределах действующего военного пенсионного законодательства должен знать: Конституцию РФ; законы и иные нормативные правовые акты РФ в сфере пенсионного обеспечения и социального обслуживания уволенных военнослужащих и членов их семей; постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные и другие руководящие материалы по социальному обслуживанию уволенных военнослужащих и членов их семей; специфику работы в различной социальной среде; нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану пенсионеров, в пределах закона о пенсионном обеспечении уволенных военнослужащих и членов их семей; основы гражданского права; организацию работы медико-социальной экспертизы; национальные особенности быта, народные традиции региона; порядок ведения первичной учетно-отчетной документации, в том числе и в электронной форме; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка.

<данные изъяты> отвечает за своевременную и правильную работу по назначению (перерасчету) и прекращению выплаты пенсий, пособий и компенсаций в условиях непрерывного роста численности военных пенсионеров и постоянного совершенствования законодательной базы по социальной защите и пенсионному обеспечению. За организацию пенсионного обеспечения в мобилизационный период и организацию эвакуации членов семей.

<данные изъяты> обязан: принимать участие в разработке планов по мобилизационной и специальной подготовке по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию пенсионеров МО; в совершенстве знать законодательные акты, приказы МО РФ, директивы по вопросам пенсионного и социального обеспечения; оказывать содействие начальникам отделов военного комиссариата края, работникам отделений (СПО) отделов комиссариатов в практической помощи в организации социального обеспечения пенсионеров, правильного применения законов, постановлений Правительства РФ, приказов и Директив по вопросам пенсионного и социального обеспечения; знать морально-деловые качества подчиненного личного состава, участвовать в подборе и расстановке кадров социально-пенсионных работников; совместно с начальником ЦСО проводить учебно-методические сборы социально-пенсионных работников в соответствии с планом учебных мероприятий, вести журнал учета, документацию по специальной подготовке и подводить ее итоги; осуществлять контроль за работой подчиненных; следить за соблюдением сохранности архива пенсионных дел, бланков строгого учета и пенсионных документов; участвовать в разработке проектов планов КРР и проверок с учетом времени проведения и результатов и сроков проведения последней ревизии, уровня подготовки и продолжительности пребывания в должностях социальных работников отделов военного комиссариата края; осуществлять все необходимые мероприятия по подготовке к проведению ревизий в соответствии с программой ее проведения; осуществлять контрольно-ревизионную работу, проводить документальные ревизии и нести учет из результатов в книге учета КРР; на основе выявленных недостатков и нарушений, принимать меры к их устранению и предупреждению, представлять начальнику Центра проекты приказов, информационных и обзорных писем; представлять письменные доклады начальнику Центра (не реже одного раза в квартал) о состоянии пенсионной работы и социального обеспечения в крае; производить проверку правильности и законности назначения пенсий, пособий и компенсаций лиц, уволенных с военной службы и их семей, а также по законному их прекращению или в отказе на законных основаниях; при массовых перерасчетах, а также по завершению бюджетного года с получением из учреждения банка выписок из лицевых счетов пенсионеров, организовать сверку полноты выплаты пенсий; по указанию начальника Центра представлять интересы военного комиссариата Хабаровского края на заседаниях судов по исковым заявлениям и жалобам пенсионеров МО РФ; проводить разъяснительную работу с личным составом по вопросу пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного государственного страхования военнослужащих; контролировать организацию приема посетителей Центра по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания пенсионеров и других граждан, оказывать помощь дежурным сотрудникам в приеме посетителей Центра по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания пенсионеров и других граждан, лично участвовать в приеме посетителей, по заявлениям пенсионеров производить оформление запрашиваемых ими справок, копии архивных документов, необходимых для решения вопросов, касающихся интересов пенсионеров МО РФ; осуществлять мероприятия, предусмотренные календарным планом основных работ на особый период; своевременно рассматривать и правильно разрешать поступившие в Центр социального обеспечения предложения, заявления и жалобы; разрабатывать план по специальной подготовке, вести журнал учета, подводить итоги и вести учет по специальной подготовке; осуществлять контроль за ведением карточек учета переплат, незаконно полученных сумм пенсий, пособий и компенсаций, ведение книги учета переплат, осуществление контроля, за мерами, предпринимаемыми для их погашения; вести учет поступивших руководящих документов, производить их кодификацию, контролировать их доведение до отделов военного комиссариата края и подчиненных должностных лиц; принимать участие в мобилизационных тренировках (учениях) проводимых в военном комиссариате края; выполнять обязанности на мирное время; контролировать работу секции эвакуации членов семей военнослужащих и гражданского персонала военного комиссариата Хабаровского края и осуществлять контроль за ходом эвакуации; осуществлять связь с муниципальными отделами военного комиссариата края; своевременно доводить до них оперативную информацию; принять доклады от начальников секций погрузки и эвакуации и доложить начальнику Центра; осуществлять контроль за обеспечением членов семей военнослужащих и гражданского персонала военного комиссариата Хабаровского края эвакопособиями; проверка и уточнение данных о пенсионерах МО РФ, призываемых в кадры ВС на предмет прекращения выплаты им пенсий.

<данные изъяты> несет ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством РФ; за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ; за причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

18.01.2016г. руководителем ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» в соответствии с требованиями п.34 Положения о системе оплаты труда (приложение № 2 к приказу Минобороны России 2014г. № 255) разрешено установить надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100% должностного оклада работникам военных комиссариатов Дальневосточного федерального округа, в том числе Федосеевой Л.А.

На основании указанного разрешения и коллективного договора, в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и приказа Минобороны РФ 2014г. № 255, приказом военного комиссара Хабаровского края № от 18.01.2016г. <данные изъяты> военного комиссариата Хабаровского края Федосеевой Л.А. на 1 квартал 2016г. установлена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере до 100% должностного оклада.

Приказом военного комиссара Хабаровского края от 09.03.2016г. № <данные изъяты> военного комиссариата Хабаровского края Федосеевой Л.А. с 01.03.2016г. прекращена выплата за сложность, напряженность и специальный режим работы.

Основанием издания названного приказа послужила служебная характеристика <данные изъяты>ФИО19 от 4 марта 2016 г.

В обоснование довода о незаконности прекращения выплаты ей указанной надбавки Федосеева Л.А. ссылается на отсутствие у нее дисциплинарных взысканий, проступков, снижения показателей эффективности работы.

Вместе с тем, в данной характеристике указано следующее: «Федосеева Л.А. в должности <данные изъяты> военного комиссариата Хабаровского края с апреля 2009г., назначена на нее в период мероприятий с должности <данные изъяты>. К исполнению своих обязанностей относится без должной отдачи и инициативы, выполняет их не в полной мере или не хочет их исполнять надлежащим образом. Безинициативна. По характеру резкая. В коллективе особым уважением и авторитетом не пользуется, за исключением узкого круга лиц. Отдельные сотрудники ее боятся и считают ее отношение к ним предвзятым. Являясь <данные изъяты>, должной помощи в организации работы <данные изъяты> не оказывает, вместо поддержки в выполнении принимаемых им решений и отданных указаний, понимания не находит. Хочет показать при этом свое превосходство и значимость. Должностные обязанности по должности <данные изъяты> выполняет не в полной мере. При выполнении возложенных на нее должностной инструкцией обязанностей, требует контроля. (В вопросах оргработы, специальной подготовки, контрольно-ревизионной работы, при принятии решений по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания). Выполнение некоторых обязанностей перепоручает другим сотрудникам <данные изъяты>. Не имея достаточного опыта руководящей и организаторской деятельности на протяжении всего временит исполнения обязанностей <данные изъяты>, особенно в период, когда в течение 2013г. должность была вакантной, функции <данные изъяты> в полном объеме по вышеназванной причине не исполняла, работа <данные изъяты> в этот период была пущена на самотек, что развратило коллектив <данные изъяты>. Повышением организаторских и руководящих функций не занималась. Несколько изменила в положительную сторону свое отношение к исполнению служебных обязанностей после проведенной с ней военным комиссаром Хабаровского края беседы в ноябре 2014г. С учетом изложенного, лишить Федосееву Л.А. надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы на 100% на II квартал 2016г.».

Военным комиссаром Хабаровского края на характеристике наложена резолюция: «В приказ: за сложность, напряженность и специальный режим работы с 01.03.2016г. надбавку не выплачивать. Возобновить выплату после доклада <данные изъяты>».

Согласно данной резолюции, которая по сути является решением руководителя работодателя, в представлении на выплату ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы гражданскому персоналу военного комиссариата Хабаровского края в 2 квартале 2016г. и в приказе военного комиссара Хабаровского края № 139 от 30.03.2016г. в числе работников военного комиссариата Хабаровского края, которым определена выплата названной надбавки, Федосеева Л.А. не указана.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1); системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).

В соответствии со ст.349 Трудового кодекса на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Оплата труда гражданского персонала воинских частей и организаций регулируется приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008г. № 583».

В соответствии с пунктом 2 главы 1 Положения «О системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (приложение № 2 к названному приказу) включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.

В соответствии с пунктом 31 Положения гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера: за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.

Пунктом 33 Положения предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Пунктом 34 Положения предусмотрено, что гражданскому персоналу (за исключением руководителей воинских частей и организаций) воинских частей и организаций при выполнении показателей и критериев оценки эффективности деятельности устанавливается ежемесячная стимулирующая выплата за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере до 100 процентов должностного оклада, в том числе заместителям начальников центров (отделов, отделений) социального обеспечения военных комиссариатов (абзац 17).

В военном комиссариате Хабаровского края 26.11.2013г. заключен коллективный договор между командованием и гражданским персоналом военного комиссариата Хабаровского края на период с 26 ноября 2013 г. по 25 ноября 2016 г. которым утверждены, в частности, Положение об оплате труда гражданского персонала военного комиссариата Хабаровского края (Приложение №2), Положение о выплате надбавки за сложность, напряженность и особый режем работы гражданскому персоналу военного комиссариата Хабаровского края (Приложение №9), Критерии и показатели, достижение которых служит основанием для начисления выплат стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы (Приложение №10).

В связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014г. №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008г. №583, в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации в Коллективный договор ВК ХК внесены изменения.

Приложением №2 к коллективному договору ВК ХК утверждено Положение об оплате труда гражданского персонала военного комиссариата Хабаровского края, подп.2.3.3 п.2.3 раздела 2 которого установлен порядок и условия выплат стимулирующего характера, в частности надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере до 100% должностного оклада, которые производятся по решению военного комиссара Хабаровского края за счет средств фонда заработной платы.

Пунктом 2.1 раздела 2 Положения о выплате надбавки за сложность, напряженность и особый режем работы гражданскому персоналу военного комиссариата Хабаровского края (Приложение №9) установлено, что стимулирующая надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере до 100% должностного оклада устанавливается приказом военного комиссара Хабаровского края при условии выполнения установленных показателей и критериев оценки эффективности деятельности.

Согласно приложению № 10 к коллективному договору к Положению об оплате труда гражданского персонала военного комиссариата Хабаровского края к коллективному договору, к критериям и показателям, достижение которых служит основанием для начисления <данные изъяты> выплат стимулирующего характера за сложность, напряженность и специальный режим работы, относятся: высокое качество и своевременность представленной отчетности (на основании заключения вышестоящего распорядителя бюджетных средств), оценка работы центра на «хорошо» и «отлично» по результатам ревизий и проверок вышестоящих органов военного управления, наличие действительного экономического эффекта в результате проводимых мероприятий по экономному и рациональному использованию денежных и материальных средств; эффективное применение средств автоматизации в работе центра; отсутствие обоснованных жалоб на работу центра в истекшем периоде; прочие показатели, указанные в п.5.

Таким образом, как следует из приведенных положений нормативно-правовых актов, локальных нормативных актов и ведомственных приказов, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере до 100% должностного оклада является выплатой стимулирующего характера, которая производится на основании решения работодателя при условии выполнения установленных показателей и критериев оценки эффективности деятельности работника. Данная выплата не носит обязательного характера.

Как следует из приказа военного комиссара Хабаровского края № 43 от 23.03.2016г. «О результатах ревизии военного комиссариата Хабаровского края по социальному обеспечению уволенных военнослужащих и членов их семей, обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, проведенной ревизионной группой ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» в период с 18 января по 04 марта 2016г.», по результатам ревизии были выявлены недостатки и нарушения в работе социальных органов,, в связи с чем, <данные изъяты> было приказано результаты ревизии с глубоким анализом работы, подведением итогов довести до отделов, наряду с начальниками других отделов, проанализировать результаты работы по вопросам пенсионного обеспечения и социального обслуживания, принять необходимые меры по устранению имеющихся недостатков и нарушений в работе, повышению исполнительской дисциплины. Пунктом 4 этого же приказа было принято решение о поощрении ряда сотрудников, в число лиц, поощренных за успешное выполнение задач по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию пенсионеров МО РФ, проявленную инициативу и усердие в работе, не была включена <данные изъяты> военного комиссариата Хабаровского края Федосеева Л.А.

Кроме того, в опровержение пояснений истца об отсутствии у нее упущений или снижения показателей в работе, ответчиком представлены докладная от 28.10.2014г. и объяснительная от 14.11.2014г. <данные изъяты> военного комиссариата Хабаровского края Тищук В., из которых усматривается, что Федосеева Л.А. исполняет свои должностные обязанности ненадлежащим образом, относясь к работе недобросовестно, в результате чего в работе были выявлены недостатки и нарушения. Из пояснений представителя ответчика следует, что по фактам, изложенным в докладной и объяснительной, с Федосеевой Л.А. была проведена беседа.

Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, касающиеся показателей труда Федосеевой Л.А., отраженных в служебной характеристике от 4.03.2016 г., вышеприведенном приказе по результатам ревизии, суд приходит к выводу о том, что, реализуя свое право на установление, снижение либо прекращение выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы сотрудникам, которая относится к выплатам стимулирующего характера и не является обязательной выплатой, военный комиссар Хабаровского края, на основании данных, указанных в служебной характеристике на Федосееву Л.А., составленную ее непосредственным руководителем – <данные изъяты>ФИО20., в силу имеющихся у него полномочий правомерно принял решение о прекращении истцу выплаты указанной надбавки с марта 2016 г. и во 2 квартале 2016 г. до изменения эффективности и качества показателей в работе Федосеевой Л.А, которые должны были быть ему представлены руководителем <данные изъяты>

Следовательно, приказ военного комиссара Хабаровского края от 09.03.2016г. № о прекращении с 01.03.2016г. Федосеевой Л.А. выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере до 100% должностного оклада является законным и обоснованным.

Суд отклоняет возражения истца и ее представителя, приведенные в обоснование заявленных исковых требований, в том числе и в части прекращения выплаты указанной надбавки задним числом, а также ссылку на меры поощрения, которые были применены в отношении истца, поскольку указанные меры поощрения применялись за прежний период ее трудовой деятельности, в связи с чем, не являются обстоятельством, препятствующим работодателю прекратить выплату указанной надбавки, снизить ее размер впоследствии. Выплата надбавки истцу была прекращена с марта 2016 г., что также не является нарушением, поскольку по состоянию на март 2016 г. у истца было установлено снижение показателей эффективности и качества работы, отраженные в характеристике от 4.03.2016 г., прекращение выплаты не относится к мерам дисциплинарного взыскания, в связи с чем, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, регламентированный нормами трудового законодательства РФ, к данным правоотношениям не применяется.

Кроме того, поскольку решение о выплате материального стимулирования и его конкретный размер определяются работодателем в пределах его компетенции, исходя из объемов выделенных на эти цели бюджетных ассигнований и конкретных результатов исполнения работником его должностных обязанностей, суд не вправе вмешиваться в компетенцию работодателя, определяя конкретный размер материального стимулирования.

Таким образом, требования истца о возложении на ответчика обязанности отменить приказ № от 9.03.2016 г., установить с 1.04.2016 г. выплату ежемесячной надбавки за сложности, напряженность и специальный режим работы в размере 100%, не подлежат удовлетворению, поскольку вытекают из основного требования о признании незаконным прекращение выплаты указанной надбавки, которое судом признается несостоятельным в силу вышеприведенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Федосеевой ФИО22 к Военному комиссариату Хабаровского края о признании незаконным приказ о прекращении выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы от 9.03.2016 г. № , возложении обязанности отменить данный приказ, установить с 1.04.2016 г. выплату ежемесячной надбавки за сложности, напряженность и специальный режим работы в размере 100% - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01 августа 2016г.

Судья И.Д.Костевская