Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ейск "25" февраля 2021 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
Судьи Сухановой А.В.
при секретаре Пидченко О.С.
с участием помощника прокурора Лобашовой Е.А.
при участии ответчика ФИО\2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО\3, ФИО\2 о запрете выполнения авиационных химических работ,-
У С Т А Н О В И Л:
Лиховской транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и просит суд запретить Индивидуальному предпринимателю ФИО\3 (ИНН:№, ОГРНИП: №), зарегистрированному по адресу <адрес>ФИО\2, паспорт №, выданный отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> 12.09.2011 г., зарегистрированному по адресу: <адрес> выполнить авиационные химические работы в отсутствие сертификата (свидетельства) эксплуатанта.
В судебном заседании пом. Ейского межрайонного прокурора ФИО\5, принимающая участие в деле на основании поручения Лиховского транспортного прокурора пояснила, что в ходе проверки проведенной Лиховской транспортной прокуратурой по поручению Южной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, установлено что в мае 2020 г. на территории <адрес> на самолете Чибис № принадлежащем на праве собственности ФИО\3, гражданин ФИО\12., во исполнение возмездного договора, в интересах ИП ФИО\3 осуществлял авиационные химические работы для нужд <данные изъяты>, в нарушения требований установленных действующим законодательством в отсутствие сертификата (свидетельства) эксплуатанта, чем создали угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц. В связи с чем, прокурор обратился в суд с указанным иском, просит уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик - ИП ФИО\3 (ИНН:№, ОГРНИП: №), в судебное заседание не явился, уведомлен. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Направил в суд заявление в котором указал, что пытался получить необходимы документы, но ему было отказано в выдаче сертификата (свидетельства) эксплуатанта, в виду чего был вынужден осуществлять деятельность без него. Ответчик ФИО\2 не является надлежащим ответчиком, поскольку полеты на указанном воздушном судне не совершал. Исковые требования транспортной прокуратуры не признает.
Ответчик - ФИО\2 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований транспортной прокуратуры. Пояснил, что полеты он не осуществлял, как пилот прошел комиссию, имеет допуск к работам с химикатами. Самолета в собственности не имеет, поэтому сертификата (свидетельства) эксплуатанта не получал. В удовлетворении требований прокуратуры просил отказать.
Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Лиховской транспортной прокуратурой по поручению Южной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности полетов в отношении ИП ФИО\3 (ИНН:№, ОГРНИП: №).
В ходе проверки проводимой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>» заключило договор с ИП ФИО\3 на оказание услуг по проведению авиационных химических работ на земельных участках общества, с использованием воздушного судна СЛА «Чибис» с идентификационным номером №, регистрационным номером № (л.д. 6-16).
Собственником самолета является ФИО\3, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
Для целей выполнения договорных обязательств перед ООО «Светлый», ИП ФИО\3ДД.ММ.ГГГГ передал воздушное судно по договору аренды гр. ФИО\2 на срок до ДД.ММ.ГГГГ для производства авиационных химических работ, данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела договором аренды воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО\3 и ФИО\2, а так же ответом ИП ФИО\3, адресованного транспортному прокурору, согласно которому авиационные химические работы по обработке полей <данные изъяты> выполнялись воздушным судном – Чибис, принадлежащим ему как физическому лицу, работы выполнял пилот ФИО\2, на основании договора аренды воздушного судна (л.д. 16-18).
В силу п. 1 ст. 2 Воздушный кодекс Российской Федерации (далее – ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 8 ВК РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат гражданские воздушные суда. Индивидуальные предприниматели, выполняющие авиационные работы, осуществляют свою деятельность при наличии выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), документа, подтверждающего соответствие указанных индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил.
Согласно с п. 3 ст. 61 ВК ФР эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Нормы п. 2 и 3 ст. 32 ВК устанавливают особые категории воздушных судов. Такая классификация необходима для регулирования в дальнейшем некоторых видов деятельности в области гражданской авиации. Вводится классификация воздушных судов в зависимости от максимального взлетного веса. К основной категории отнесены самолеты, максимальный взлетный вес которых составляет не менее 5700 кг, и вертолеты с максимальным взлетным весом 3100 кг и более. К легким отнесены воздушные суда, максимальный взлетный вес которых более 495 кг, но менее 5700 кг (для вертолетов более 495 кг, но менее 3100 кг). К сверхлегким отнесены воздушные суда, максимальный взлетный вес которых 495 кг и менее, без учета авиационных средств спасания, так как в соответствии с п. 4 ст. 88 ВК полеты воздушных судов, не обеспеченных поисковыми и аварийно-спасательными средствами, запрещаются.
Статья 21 ВК РФ предусматривает, что авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения. Используемая для предоставления услуг и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации.
В соответствии со ст. 114 ВК РФ к авиационным работам отнесены работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов, в том числе в сельском хозяйстве.
Согласно ч. 4 ст. 61 ВК РФ использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа. Указанной нормой права законодатель снял обязанность получать сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный ему документ только с владельцев гражданского воздушного судна авиации общего назначения.
В соответствии со ст. 36 ВК РФ гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Порядок выдачи сертификата летной годности устанавливается федеральными авиационными правилами
Федеральные авиационные правила "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации", действовавшие на момент проведения проверки, устанавливают сертификационные требования к физическим, юридическим лицам, выполняющим авиационные работы, порядок проведения сертификации физических, юридических лиц, намеревающихся получить сертификат эксплуатанта или внести в него изменения, порядок выдачи указанным лицам сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи его дубликата. При положительных результатах рассмотрения заявления территориальный орган оформляет сертификат эксплуатанта, который подтверждает соответствие эксплутанта сертификационным требованиям.
Согласно ст.ст. 66, 67 ВК РФ к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшее необходимую подготовку и имеющее на борту соответствующую документацию: сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), сертификат летной годности, разрешение на бортовую радиостанцию, если воздушное судно оборудовано радиоаппаратурой, иные документы, предусмотренные уполномоченным органом.
В силу требований п. 2.20. Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказ Минтранса России от 31.07.2009 г. № 128, при полете в целях выполнения авиационных работ на борту воздушных судов должен находиться помимо прочих обязательных документов сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия).
Согласно ст. 11 ВК РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов). Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Статьи 16, 19 ВК РФ, п. 124 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138, обязывают пользователей воздушного пространства, планирующих выполнение полетов в воздушном пространстве класса G, уведомить соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетов) о своей деятельности в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации.
Согласно п. 3.1. командир воздушного судна и, в случае использования воздушных судов, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, эксплуатант воздушного судна обеспечивают использование воздушного пространства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138.
Воздушное судно Чибис № относится к гражданскому воздушному судну сверхлегкой авиации, однако с учетом характера выполненных работ с их использованием авиационных химических материалов, т.е. авиационных химических работ по обработке полей по возмездным договорам оказания услуг, ФИО\2 и ИП ФИО\3, обязаны использовать воздушное пространство при наличии сертификата (свидетельства) эксплуантанта.
ФИО\7ФИО\10. и ИП ФИО\3 в перечне эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления авиационных работ (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), размещенном на официальном сайте Росавиации (http://www.favt.ru) отсутствуют. Данный факт подтверждается письмами из Южного межрегионального территориального управления Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-28). Обстоятельства отсутствие вышеуказанного документа ответчиками не оспаривается.
Из выше перечисленного следует, что в мае 2020 г. на территории <адрес> на самолете Чибис №, принадлежащем на праве собственности ФИО\3, во исполнение возмездного договора ФИО\2, в интересах ИП ФИО\3, осуществлялись авиационно-химические работы для нужд <данные изъяты>, в нарушение перечисленных требований закона в отсутствие сертификата (свидетельства) эксплуатанта.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, если прекращение или приостановление такой деятельности не противоречит общественным интересам.
Частью 2 ст. 1065 ГК РФ определено, что в случае если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
ИП ФИО\3 как собственник воздушного судна и ФИО\7 как арендатор судна (эксплуатнат), имеют возможность использовать их по назначению, в том числе для выполнения авиационно-химических работ по возмездным договорам, что подтверждается материалами проверки, что при отсутствии сертификата эксплуатанта, подтверждающего соответствие эксплуатанта требованиям федеральных авиационных правил, создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Суд соглашается с доводами истца, что невыполнение ответчиками требований воздушного законодательства и обязанностей по получению в установленном порядке сертификата эксплуатанта, влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов в области гражданской коммерческой авиации, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного крага лиц вследствие авиационного происшествия при эксплуатации указанных судов.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО\3, ФИО\2 о запрете выполнения авиационных химических работ – удовлетворить.
Запретить Индивидуальному предпринимателю ФИО\3 (ИНН:№, ОГРНИП: №), зарегистрированному по адресу <адрес>, выполнять авиационные химические работы в отсутствие сертификата (свидетельства) эксплуатанта.
Запретить ФИО\2, паспорт №, выданный отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному по адресу: <адрес>, выполнять авиационные химические работы в отсутствие сертификата (свидетельства) эксплуатанта.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца путем подачи жалобы через Ейский городской суд.
Судья Ейского городского суда А.В. Суханова