Тюкалинский городской суд Омской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Тюкалинский городской суд Омской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-252/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04.08.2011г. г.Тюкалинск
Тюкалинский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Люличкиной Т.В.,
при участии помощника прокурора Пузина А.А.,
с участием представителя Администрации Тюкалинского МР Киреевой Ю.Ф.,
представителя Администрации Тюкалинского ГП Равдиной О.И.,
представителя Администрации Тюкалинского ГП Чернова В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тюкалинской межрайонной прокуратуры Омской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, Администрации Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области о признании незаконным их бездействия в части не принятия мер по постановке на учет газопровода; возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества: газопровода,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тюкалинской межрайонной прокуратуры Омской области, обратился с иском о признании незаконным бездействия Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по постановке на учет газопровода () с линиями низкого и высокого давления и об обязании принять меры по постановки на учет бесхозяйной вещи (л.д.3-5).
Позднее изменил заявленные требования, обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований: Тюкалинского муниципального района Омской области и Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области, выразившегося в уклонении от постановки на учет как бесхозяйного имущества газотехнического сооружения (газопровод), являющегося производственно-опасным объектом, с линиями высокого давления 6 кг/см.кв. протяженностью 14 м. и низкого давления, протяженностью 2 км. 455 м., проложенного вдоль улиц: , находящегося на территории муниципального образования - Тюкалинского городского поселения (л.д.130-131).
В обоснование своих требований прокурор указал, что на территории муниципального образования - Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области проложен указанный выше газопровод. Названое опасное газотехническое сооружение является бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие собственника газопровода влечет неисполнение обязанностей по обеспечению безопасности такого рода сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Из нормы ст. 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на газопровод права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения его безопасности.
Просил признать незаконным бездействие Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, Администрации Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области в части не принятия мер по постановке на учет указанного газопровода; возложить обязанность на ответчиков обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества: газопровода.
В судебном заседании помощник прокурора Пузин А.А. заявленные прокурором исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исках, просил суд учесть, что не принятие указанных мер ведет к разрушению названного газопровода и как следствие создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, что нарушает права граждан. Полагал возможным разграничить ответственность Администрации Тюкалинского муниципального района и Тюкалинского городского поселения, возложив на первую обязанность по постановке на учет линии высокого давления спорного газопровода а на вторую - линии низкого давления спорного объекта.
Представители администрации Тюкалинского городского поселения, действующие на основании доверенностей (л.д.196-197) - Равдина О.И. и Чернов В.Б., заявленные прокурором исковые требования признали частично, представили отзыв на иск (л.д.147), указав, что, поскольку, в период осуществления строительства спорного объекта недвижимости администрация Тюкалинского городского поселения не была создана и не осуществляла функция органа местного самоуправления, кроме того, заказчиком строительства являлась Администрация Тюкалинского муниципального района, она же принимала объект после завершения строительства. Кроме того, после образования администрации ТГП, как органа местного самоуправления Администрация ТМР не предавала, в установленном законом порядке объекты недвижимости Администрации ТГП, и последняя не имела реальной возможности знать о том, что на территории Тюкалинского городского поселения имеется бесхозяйный опасный объект недвижимости - спорный газопровод. Просили в иске к Администрации Тюкалинского городского поселения о признании их бездействия по постановке спорного объекта на регистрационный учет виновным - отказать. Разрешая требования в части возложения обязанности обратиться с заявлением в соответствующие регистрирующие органы о постановке спорного объекта на учет, как бесхозяйного, просили учесть, что проектно-сметная и иная техническая документация у администрации ТГП отсутствует.
Представитель администрации Тюкалинского муниципального района Омской области, действующая на основании доверенности (л.д.119) - Киреева Ю.Ф., заявленные прокурором исковые требования не признала, полагала необходимым разграничить ответственность Администрации Тюкалинского муниципального района и Тюкалинского городского поселения, при этом, подтвердила, что Администрация ТМР являлась заказчиком и оплачивала изготовление проектно-сметной документации, а также монтаж и установку части спорного объекта - ГРПШ и линий высокого давления. Полагала, что на администрацию ТГП следует возложить обязанность по постановке на учет спорного объекта недвижимости, поскольку именно на территории Тюкалинского городского поселения расположен спорный газопровод. Кроме того, просила, в случае удовлетворения заявленных требований, учесть тяжелое материальное положения администрации ТМР и снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в разумных пределах.
Представитель ОАО «Омскоблгаз» участия в судебном заседании не принимал, извещены надлежащим образом (л.д.127), возражений относительно заявленных требований не представил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обозрев проект строительства спорного объекта недвижимости, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
При изучении доводов иска судом установлено, прокурор Тюкалинской межрайонной прокуратуры Омской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований: Тюкалинского муниципального района Омской области и Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области, выразившегося в уклонении от постановки на учет как бесхозяйного имущества газотехнического сооружения (газопровод), являющегося производственно-опасным объектом, с линиями высокого давления 6 кг/см.кв. протяженностью 14 м. и низкого давления, протяженностью 2 км. 455 м., проложенного вдоль улиц: Титова (шифр проекта №) в г. Тюкалинске Омской области, находящегося на территории муниципального образования - Тюкалинского городского поселения.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Исследуемый газопровод относится к газораспределительной системе и обслуживает дома, расположенные по Титова, Октябрьская, Первомайская, 30 Лет Победы, Марацевича в г. Тюкалинске Омской области. Техническое обслуживание названного объекта недвижимости осуществляет ОАО «Омскоблгаз». Договор на обслуживание не заключен, ввиду отсутствия собственника спорного объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 31.03.1999г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью.
Поскольку в отношении иного имущества, не являющегося муниципальной собственностью, органы местного самоуправления не имеют прав владения, пользования и распоряжения, то на них не может быть возложена обязанность по обращению этого имущества в свою собственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; 4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) даны значения основных терминов и понятий. Так, к вопросам местного значения отнесены - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Их решение должно соответствовать управленческим и материально-финансовым возможностям муниципального образования.
На основании п. 3. ст. 15 Закона № 131-ФЗ, определившего, что "органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы:", субъект Федерации своим законом может оставить решение вопросов по организации "в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом" (ст. 14.) за муниципальным районом как на срок до 1 января 2009 г., так и без ограничения срока.
Если субъект РФ своим законом возлагает решение вопросов местного значения поселений на муниципальный район, то "организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом" (п. 4 ст. 14) состоит в заключении соглашения на предоставление услуг и выполнение работ.
Данный механизм определен в п. 4 ст. 15 Закона № 131-ФЗ: "Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района: Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений".
Как установлено в судебном заседании до 2006г. вопросы местного значения Тюкалинского городского поселения осуществлялись Администрацией Тюкалинского муниципального образования Омской области, с 15.12.2005г. вопросы местного значения Тюкалинского городского поселения осуществляются Администрацией Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального образования Омской области (л.д.148-195 - Устав Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области).
Каких - либо доказательств того, что между администрацией Тюкалинского городского поселения и Администрацией Тюкалинского муниципального района Омской области было заключено соглашение о передаче осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет муниципального района, в частности, в отношении спорного газопровода, суду не представлено.
Между тем, из положений Устава Тюкалинского муниципального района Омской области (л.д.31-118), следует, что органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Омской области, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и областного бюджета). Органы местного самоуправления муниципального района и органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в его состав, вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из соответствующих бюджетов. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями в соответствии с Федеральным законом (статья 4 Устава).
Следовательно, суд приходит к выводу, что до создания Администрации Тюкалинского городского поселения, вопросы местного значения, в том числе, касающиеся территории г. Тюкалинска в силу положений ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", осуществляла Администрация Тюкалинского муниципального района Омской области.
Далее. По правилам п. 3 ст. 225 ГК РФ, орган местного самоуправления самостоятельно решает вопрос об обращении в соответствующий регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и также самостоятельно обращается в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на такое имущество.
В значении норм, закрепленных в Гражданском кодексе РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права на которую собственник отказался. Отказ от вещи не влечет прекращения прав и обязанностей собственника до тех пор, пока право собственности не приобретено другим лицом.
Судебный порядок возложения на муниципальное образование обязанности по обращению в регистрационный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, а затем в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество, законом не предусмотрен. Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации 17.09.2003г. №580, где судебный порядок урегулирования спора также не предусмотрен.
Суд полагает необходимым, в этой связи, указать следующее, что согласно пунктов 4 и 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 50 названного закона, в собственности поселений могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
Пунктами 3, 4, 7 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования (принят решением Совета депутатов Тюкалинского муниципального района Омской области 23.06.2005г. №38) к вопросам местного значения Тюкалинского района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охране их жизни и здоровья.
В соответствии со ст. 32 ФЗ от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством РФ в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения выполнение комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Сеть газоснабжения - опасный производственный объект, который состоит из подземных газопроводов высокого и низкого давления, наземных газопроводов, газорегуляторного пункта (ГРП), газовых колодцев с установленными в них отключающими устройствами.
Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 20.11.2000г. № 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" закреплено в частности, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Работы по периодическому обходу газопровода, диагностике его технического состояния, текущему и капитальному ремонту, являются газоопасными работами (п. 10.1 Правил).
Согласно ОСТ 153-39.3-051-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем", утвержденного Минэнерго и согласованного Госгортехнадзором России, под эксплуатацией понимается комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту опасных производственных объектов, то есть выполнение газоопасных работ (работы, связанные с возможным выходом газа в воздух рабочей зоны).
Под обеспечением безопасности системы газоснабжения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий системы газоснабжения.
Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности газотехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит названое сооружение.
В этой связи отсутствие собственника газотехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности такого сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают, что исследуемый объект недвижимости является бесхозяйной вещью (л.д.6, 26, 27, 33, 97).
Частью 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования Тюкалинское городское поселение Тюкалинского муниципального района Омской области, уклонение от обращения администрации Тюкалинского городского поселения в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о принятии газотехнического сооружения (газопровода) на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Между тем, судом установлено, что заказчиком строительства являлась Администрация Тюкалинского муниципального района, инвестором строительства линии высокого давления и ГРПШ являлась также Администрация ТМР, инвестором строительства линии низкого давления являлись физические лица. В том и другом случае, целью строительства было газоснабжение жителей г. Тюкалинска. Подрядчиком при строительстве указанного объекта недвижимости являлось ОАО «Омскоблгаз». После завершения строительства прием объекта производился представителем Администрации ТМР в числе членов комиссии по приемке объекта завершенного строительством, как председателем комиссии, поскольку в указанный период (19.12.2002г.) администрации городского поселения создано не было.
Оформление спорного объекта в собственность не производилось, однако спорный объект был поставлен на учет опасных объектов в Ростехнадзор представителем ОАО «Омскоблгаз» (л.д.136-146), как эксплуатирующей организацией, в связи с тем, что до марта 2009г. положения постановления Правительства Российской Федерации 17.09.2003г. №580, ФЗ от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по государственной регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра производственных объектов (утв. Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007г. №606), допускали постановку на учет таких объектов без правоустанавливающих документов.
В указанной связи, суд полагает, что, поскольку, спорный объект расположен и в административных границах муниципального образования Тюкалинский муниципальный район Омской области, строительство спорного объекта осуществлялось по заказу администрации именно Тюкалинского муниципального района Омской области в период осуществления полномочий до создания администрации Тюкалинского городского поселения, в соответствии с действующими в период возникновения спорных правоотношений положений ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава Администрации ТМР, то уклонение от обращения именно администрации Тюкалинского муниципального района в регистрирующий орган о принятии газотехнического сооружения (газопровода) на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении названным органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Согласно ст. 30.2 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и положениям постановления Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580 об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, бесхозяйный объект недвижимости принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. По истечении года со дня постановки такого объекта на учет орган, уполномоченный управлять недвижимым имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект. До признания права муниципальной собственности прежний собственник должен продолжать выполнять обязанности, вытекающие из права собственности на спорный объект недвижимости: нести бремя содержания, поддерживать его в надлежащем состоянии, осуществлять мероприятия по охране, не допускать загрязнения и иные.
Установив, что спорный газопровод был построен по заказу администрации Тюкалинского муниципального района Омской области в период осуществления полномочий до создания администрации Тюкалинского городского поселения (2002г.), суд приходит к выводу, что виновным бездействием является уклонение от обращения в регистрирующий орган о принятии газотехнического сооружения (газопровода) на учет как бесхозяйного имущества именно администрации Тюкалинского муниципального района Омской области.
По мнению суда, поскольку, федеральным законодательством разработан механизм принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества с возможностью его последующей передачи в муниципальную собственность, органы местного самоуправления в случаях обнаружения подобного имущества, должны незамедлительно обращаться в территориальные органы федеральной регистрационной службы с заявлениями о принятии данных объектов на учет, а по истечении установленного ч. 3 ст. 225 ГК РФ, годичного срока со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, обращаться в суд с требованием о признании на нее права муниципальной собственности. Иное положение дел существенным образом нарушает права и интересы граждан.
Таким образом, разрешая вопрос о бездействии администрации г. Тюкалинска, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйной газовой сети, суд находит, что доказательства виновного бездействия со стороны администрации г.Тюкалинска в материалах дела отсутствуют. Поскольку, в период осуществления строительства спорного объекта недвижимости (2002г.), заказчиком на строительство являлась администрация Тюкалинского муниципального района Омской области, согласно представленных уставных документов, администрация Тюкалинского городского поселения была создана и приступила к осуществлению функций, закрепленных законодательством только с 15.12.2005г., таким образом, в период с 19.12.2002г., администрацией Тюкалинского муниципального образования допущено виновное бездействие по оформлению в собственность спорного объекта недвижимости с последующей передачей его в установленном законом порядке в собственность той администрации, на территории которой он находится.
Непринятие мер по постановке на учет бесхозяйной газовой сети существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории г. Тюкалинска, умоляет предоставленные Конституцией РФ гарантированные права. Указанные обстоятельства заслуживают особого внимания суда, поскольку положениями ст. 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы, является высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
При таких обстоятельствах, изучив доказательства в их совокупности, суд полагает требования истца, в части признания незаконным бездействия администрации Тюкалинского муниципального района Омской области в течение длительного времени по уклонению от подачи заявления в регистрирующий орган о постановке на учет спорного объекта недвижимости как бесхозяйной вещи, подлежащими удовлетворению.
Далее. Разрешая заявленный спор в части возложения обязанности на ответчиков обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества: газопровода, суд отмечает, что исковые требования прокурора обоснованны, однако прокурор не разграничил ответственность субъектов местного самоуправления: Администрации г. Тюкалинска и Администрации Тюкалинского района, в соответствии с требованиями ГК РФ и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Суд учитывает, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района (до образования самостоятельного субъекта местного самоуправления), является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, к тому же, организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Следовательно, обязанность по постановке на учет спорного объекта недвижимости, а именно: линии газопровода высокого давления 6 кг/кв.см. протяженностью14 м., включая газорегуляторный пункт (ГРП) отводящий линию газопровода низкого давления, вдоль улиц: в г. Тюкалинске Омской области, относится, в соответствии с ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к обязанности Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области; обязанность по постановке на учет спорного объекта недвижимости, а именно: линии газопровода низкого давления от газорегуляторного пункта (ГРП), протяженностью 2 км. 455 м., протяженностью линии вдоль улиц: в г. Тюкалинске Омской области, относится, в соответствии с ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" к обязанности Администрации Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области. Доказательств, опровергающих это, суду не представлено.
В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Дело рассмотрено с учетом положений ст. 195 ГПК РФ.
В соответствии с п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ и ст. 103 ГПК РФ, прокурор, как истец по настоящему иску освобожден от уплаты государственной пошлины. Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований ч.2 ст.333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины. Учитывая финансовое положение ответчиков, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до рублей, взыскав с Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области и Администрации Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области по рублей с каждого ответчика в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Требования прокурора Тюкалинской межрайонной прокуратуры Омской области - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по непринятию мер по постановке на учет объекта недвижимости: газопровода состоящего из двух линий: высокого давления и низкого давления, протяженностью вдоль улиц: , расположенных в городе Тюкалинске Тюкалинского района Омской области.
Обязать Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области принять меры к постановке на учет объекта недвижимости: газопровода состоящего из линии высокого давления 6 кг/кв.см. протяженностью 14 м., включая газорегуляторный пункт (ГРП) отводящий линию газопровода низкого давления, вдоль улиц: Титова, расположенных в городе Тюкалинске Тюкалинского района Омской области, путем обращения с заявлением в регистрирующий орган в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области принять меры к постановке на учет объекта недвижимости: газопровода состоящего из линии низкого давления от газорегуляторного пункта (ГРП), протяженностью 2 км. 455 м., протяженностью линии вдоль улиц: Титова, расположенных в городе Тюкалинске Тюкалинского района Омской области, путем обращения с заявлением в регистрирующий орган в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере рублей в доход местного бюджета.
Взыскать с Администрации Тюкалинского городского поселения Тюкалинского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере ) рублей в доход местного бюджета.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований прокурору Тюкалинской межрайонной прокуратуры Омской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд Омской области в течение 10 дней с момента изготовления решения в мотивированной форме, путем подачи кассационной жалобы.
Судья Тюкалинского городского суда
Омской области (подпись) Верно. Судья: Т.А.Васильева