ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2539/16 от 28.06.2016 Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-2539/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2016 года

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе:

председательствующего судьи Мельситовой И.Н.

при секретаре Руфуллаевой А.В.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Лиховского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании ОАО «РЖД» провести капитальный ремонт железнодорожных путей,

УСТАНОВИЛ:

Истец, Лиховской транспортный прокурор, обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «РЖД» об обязании провести в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу капитальный ремонт железнодорожных путей, состоящих на балансе Лиховской дистанции пути, Миллеровской дистанции пути, Белокалитвенской дистанции пути- структурных подразделений Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры- структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО «РЖД».

В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что Лиховской транспортной прокуратурой по поручению Южной транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения Лиховской дистанции пути, Миллеровской дистанции пути, Белокалитвенской дистанции пути- структурных подразделений Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры- структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО «РЖД» законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Проверкой выявлены нарушения положений законодательства о безопасности дорожного движения нарушение сроков проведения капитального ремонта путей и стрелочных переводов норм транспортного законодательства, предусматривающие правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в исправном техническом состоянии, что в конечном итоге приводит к недопустимому риску возникновения транспортных происшествий и их последствий, а именно: причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц.

В результате проведенной прокуратурой проверки в дистанциях пути были установлены многочисленные нарушения, где сроки проведения капитального ремонта путей истекли от 10 до 20 лет, а поэтому прокурор и обратился в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с настоящим иском, в котором просит

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать, поскольку ремонт производится по мере выделения финансирования, иск прокурора является вмешательством в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», прокурор не наделен полномочиями по контролю за соблюдением норм по ремонту на железнодорожном транспорте, предъявление настоящего иска находится вне компетенции прокуратуры.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Материалами дела, полученными прокурором в ходе проверки, а именно, ведомостями участков пути, просроченных капитальным ремонтом, по Лиховской, Миллеровской и Белокалитвенской дистанциям пути, установлено, а также Иниными письменными доказательствами, представленными сторонами подтверждено, что

-по Лиховской дистанции пути имеются следующие нарушения:

1.Станция Лихая, нечетный путь от 1059 км ПК2 до 1059 км ПКЗ, 2 класс, группа В, категории 3 (год капитального ремонта 1991, фактическая наработка млн. тонн брутто), четный путь от км ПК1 до км ПК1 до км ПКЗ, 2 класс, группа Б, категория 3 (год капитального ремонта 1990, фактическая наработка .тонн брутто). В связи с маленькой протяженностью участка (менее 100м) капитальный ремонт не планируется. Работа капитального характера будет произведена при смене примыкающих к данному участку стрелочных переводов.

2.Перегон <адрес>, четный путь от 1063 км ПК4 до 1071 км ПК6 1 класс, группа А, категория 2 (год капитального ремонта 2005, фактическая наработка млн.тонн брутто). Ремонт по технологии среднего ремонта со сплошной сменой рельсов новыми включен в титульный план работ 2016г. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фронт работ не развернут.

3.Станция Замчалово, четный путь от 1071 км Пк10 до 1073 км ПК1, 1 класс, группа А, категория 2 (год капитального ремонта 2005, фактическая наработка млн. тонн брутто). Ремонт по технологии среднего ремонта со сплошной сменой рельсов новыми включен в план капитальных работ 2016 года, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фронт работ не развернут.

4. Перегон <адрес>, четный путь от 1 км ПК1 до 2 км ПК1, 3 класс, группа Г, категория 3 (год капитального ремонта 1993, фактическая наработка 22 года); нечетный путь от 5 км ПК9 до 8 км ПК2, 2 класс, группа В, категория 3 (год капитального ремонта 1995, фактическая наработка 8 млн. тонн брутто). Участок четного пути перегона <адрес> от 1 км. ПК1 до 2 км. ПК1, будет включен в план реконструкции на 2020 года. Участок нечетного пути перегона <адрес> от 5 км ПК9 до 8 км ПК2, включен в титул плана реконструкции на 2018 год.

-по Белокалитвенской дистанции пути:

1.Станция Морозовская, четный путь 899 км ПК9 до 901 км ПК3, класс 1, группа Г, категория 2 (год капитального ремонта 1999, фактическая наработка млн. тонн брутто). Участок включен в титул плана капитального ремонта на новых материалах на 2018 год.

-по Миллеровской дистанции пути:

1. Станция Чертково, четный путь ПК9 до км ПК3, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 1999, фактическая наработка млн.тонн брутто)

2.Станция Шептуховка, четный путь км ПК6 до км ПК9, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2001, фактическая наработка млн. тонн брутто). Ремонт не планируется, в связи со строительством участка Журавка-Миллерово.

3.Станция Шептуховка, четный путь 922 км ПК9 до 923 км ПК1, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта фактическая наработка млн. тонн брутто). Ремонт не планируется, в связи со строительством участка Журавка-Милерово.

4.Станция Шептуховка, четный путь 923 км ПК2 до 923 км ПК8, класс 1, группа Б категория2 (год капитального ремонта 2006, фактическая наработка млн. тонн брутто). Ремонт не планируется, в связи со строительством участка Журавка-Милерово.

5.Станция Миллерово, четный путь 964 км ПК10 до 965км ПК8, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2005, фактическая наработка млн. тонн брутто). Ремонт не планируется, в связи с отсутствием нормативного срока наработки тоннажа млн.тонн брутто.

6. Станция Миллерово, четный путь 966 км ПК5 до 966 км ПК8, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2005, фактическая наработка млн. тонн брутто). Ремонт не планируется, в связи с отсутствием нормативного срока наработки тоннажа млн.тонн брутто.

7.Перегон <адрес>, 968 км ПК4 до 969 км Пк2, класс 1, группа Б, категория2 (год капитального ремонта 2002, фактическая наработка млн. тонн брутто). Участок включен в титул плана реконструкции пути на 2018 год.

8.перегон <адрес>, км ПК2 до 988 км ПК4, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2002, фактическая наработка млн. тонн брутто). Участок включен в титул плана реконструкции пути на 2018 год.

9.Перегон <адрес> (мост), км ПК4 до 988 км ПК6, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2002, фактическая наработка млн. тонн брутто).

10.Станция Тарасовка, 989 км ПК9 до км ПК5, класс 1, группа Б, категория2 (год капитального ремонта 2001, фактическая наработка млн. тонн брутто). Участок включен в титул плана реконструкции пути на 2018 год.

11.Станция Тарасовка, 990 км ПК6 до 990 км ПК7, класс 1, группа Б, категория 2, (год капитального ремонта 2002, фактическая наработка млн.тонн брутто). Участок включен в титул плана реконструкции пути на 2018 год.

12. Перегон <адрес>, 990 км Пк7 до 1012 км ПК8, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2000, фактическяанаработка 730,21 млн. тонн брутто). Ремонт по технологии среднего ремонта со сплошной сменой рельсов новыми включен в титульный план работ 2016 года, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фронт работ не развернут.

13.Станция Глубокая, 1013 км ПК4 до 1014 км. ПК4, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2000, фактическая наработка 730,21 млн. тонн брутто). Будет включен в план реконструкции на 2020 год.

14.Станция Погорелово, 1024 км ПК6 до 1025 км ПК5, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 1997, фактическая наработка 807,71 млн. тонн брутто). Участок включен в титульный план работ 2016 года, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ работа выполнена в полном объеме.

15.Перегон ст Погорелово-<адрес>, 1025 км ПК8 до 1036 км ПК2, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2002, фактическая наработка 656,83 млн. тонн брутто). Участок включен в титульный план работ 2016 года, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ работа выполнена в полном объеме.

16.Перегон ст Погорелово-<адрес> (мост), 1035 км ПК6 до 1035 км ПК10, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2002, фактическая наработка 656,83 млн. тонн брутто). Участок включен в титульный план работ 2016 год. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ работа выполнена в полном объеме, скорость установленная, документы готовятся на сдачу километров.

17.Станция Каменская, 1036 км ПК2 до 1036 ПК6, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2000, фактическая наработка 727,23 млн. тонн брутто). Участок включен в титул плана реконструкции пути на 2017 год.

Ответчик указанные данные ничем не опроверг, не предоставил титульных планов работ капитального ремонта, даже по тем участкам пути, где по их сообщению работы выполнены.

В настоящее время как пояснили стороны, в эксплуатацию отремонтированные перегоны не сданы, что свидетельствует, что работы по их ремонту не окончены.

На основании ст. 1 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе исходя из принципов устойчивости работы железнодорожного транспорта, доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Статьей 15 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» подчеркнуто, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам. Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, которые утверждены приказом Министра транспорта РФ, регламентированы нормы, которые необходимо соблюдать при эксплуатации железнодорожных путей.

В п.13 Приложения Правил технической эксплуатации железных дорог РФ указано, что рельсы и стрелочные переводы на железнодорожных путях общего пользования и железнодорожных путях необщего пользования по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, осевым нагрузкам и скоростям движения поездов). Нормы износа рельсов и стрелочных переводов устанавливаются нормами и правилами.

И непосредственно Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД», Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути и Техническими условиями на работы по реконструкции и ремонту железнодорожному пути установлены нормы периодичности капитальных ремонтов пути. По мере наработки тоннажа в процессе эксплуатации в рельсах накапливаются различные повреждения, деформации, дефекты, вследствие чего снижается надежность рельсов, что приводит к уменьшению скоростей или прекращению движения поездов.

Судом достоверно установлено, что на Лиховской, Миллеровской и Белокалитвенской дистанциях пути эти нормы не соблюдаются, там эксплуатируются пути с просроченным сроком капитального ремонта, с наработкой предельных норм тоннажа и сроков эксплуатации, что нарушает безопасность движения поездов, может повлечь тяжкие последствия, а поэтому суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, в силу ст. 1065 ГК РФ.

Доводы ответчика о том, что прокурор вмешивается в хозяйственную деятельность и не вправе предъявлять такой иск, поскольку не наделен полномочиями по контролю за соблюдением норм по ремонту не могут служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку в силу ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти.

Надлежащих доказательств, что все установленные нарушения были устранены. Отсутствие финансирование само по себе не может являться основанием для отказа в иске.

В силу ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда.

При определении срока, суд учитывая разъяснения, содержащиеся в
Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" исходит из возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе сроки необходимые для проведения таких работ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОАО «Российские железные дороги» провести капитальный ремонт железнодорожных путей, состоящих на балансе Лиховской дистанции пути, Миллеровской дистанции пути, Белокалитвенской дистанции пути- структурных подразделений Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры- структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО «РЖД»

-по Лиховской дистанции пути:

1.Станция Лихая, нечетный путь от 1059 км ПК2 до 1059 км ПКЗ, 2 класс, группа В, категории 3 (год капитального ремонта 1991, фактическая наработка 841,98 млн. тонн брутто), четный путь от 1061 км ПК1 до 1061 км ПК1 до 1061 км ПКЗ, 2 класс, группа Б, категория 3 (год капитального ремонта 1990, фактическая наработка 1372,1 млн.тонн брутто) в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.

2.Перегон <адрес>, четный путь от 1063 км ПК4 до 1071 км ПК6 1 класс, группа А, категория 2 (год капитального ремонта 2005, фактическая наработка 905,8 млн.тонн брутто). в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.

3.Станция Замчалово, четный путь от 1071 км Пк10 до 1073 км ПК1, 1 класс, группа А, категория 2 (год капитального ремонта 2005, фактическая наработка 905,8 млн. тонн брутто) в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.

4. Перегон <адрес>, четный путь от 1 км ПК1 до 2 км ПК1, 3 класс, группа Г, категория 3 (год капитального ремонта 1993, фактическая наработка 22 года); нечетный путь от 5 км ПК9 до 8 км ПК2, 2 класс, группа В, категория 3 (год капитального ремонта 1995, фактическая наработка 686,8 млн. тонн брутто). Участок четного пути перегона <адрес> от 1 км. ПК1 до 2 км. ПК1, будет включен в план реконструкции на 2020 года. Участок нечетного пути перегона <адрес> от 5 км ПК9 до 8 км ПК2, в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

-по Белокалитвенской дистанции пути:

  1. Станция Морозовская, четный путь 899 км ПК9 до 901 км ПК3, класс 1,

группа Г, категория 2 (год капитального ремонта 1999, фактическая наработка 764,61 млн. тонн брутто) в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

-по Миллеровской дистанции пути:

1. Станция Чертково, четный путь 899км ПК9 до 901 км ПК3, класс 1, группа

Б, категория 2 (год капитального ремонта 1999, фактическая наработка 764,61 млн.тонн брутто) в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

2.Станция Шептуховка, четный путь 921 км ПК6 до 922 км ПК9, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2001, фактическая наработка 695,01 млн. тонн брутто) в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

3. Станция Шептуховка, четный путь 922 км ПК9 до 923 км ПК1, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2001, фактическая наработка 695,01 млн. тонн брутто) в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

4.Станция Шептуховка, четный путь 923 км ПК2 до 923 км ПК8, класс 1, группа Б категория2 (год капитального ремонта 2006, фактическая наработка 656,83 млн. тонн брутто) в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

5.Станция Миллерово, четный путь 964 км ПК10 до 965км ПК8, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2005, фактическая наработка 627,61 млн. тонн брутто) в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

6. Станция Миллерово, четный путь 966 км ПК5 до 966 км ПК8, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2005, фактическая наработка 683,6 млн. тонн брутто) в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

7. Перегон <адрес>, 968 км ПК4 до 969 км Пк2, класс 1, группа Б, категория2 (год капитального ремонта 2002, фактическая наработка 660,25 млн. тонн брутто) в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

8. перегон <адрес>, 969 км ПК2 до 988 км ПК4, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2002, фактическая наработка 624,93 млн. тонн брутто) в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

9. Перегон <адрес> (мост), 988 км ПК4 до 988 км ПК6, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2002, фактическая наработка 660,25 млн. тонн брутто) в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

10. Станция Тарасовка, 989 км ПК9 до 990 км ПК5, класс 1, группа Б, категория2 (год капитального ремонта 2001, фактическая наработка 695,01 млн. тонн брутто). в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

  1. Станция Тарасовка, 990 км ПК6 до 990 км ПК7, класс 1, группа Б,

категория 2, (год капитального ремонта 2002, фактическая наработка 660,23 млн.тонн брутто). в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

  1. Перегон <адрес>, 990 км Пк7 до 1012 км ПК8, класс 1,

группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2000, фактическяанаработка 730,21 млн. тонн брутто) в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.

13.Станция Глубокая, 1013 км ПК4 до 1014 км. ПК4, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2000, фактическая наработка 730,21 млн. тонн брутто). в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

14.Станция Погорелово, 1024 км ПК6 до 1025 км ПК5, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 1997, фактическая наработка 807,71 млн. тонн брутто) в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.

15. Перегон ст Погорелово-<адрес>, 1025 км ПК8 до 1036 км ПК2, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2002, фактическая наработка 656,83 млн. тонн брутто) в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.

16.Перегон ст Погорелово-<адрес> (мост), 1035 км ПК6 до 1035 км ПК10, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2002, фактическая наработка 656,83 млн. тонн брутто). Участок включен в титульный план работ 2016 год. в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.

17. Станция Каменская, 1036 км ПК2 до 1036 ПК6, класс 1, группа Б, категория 2 (год капитального ремонта 2000, фактическая наработка 727,23 млн. тонн брутто). в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения - 4 июля 2016 года.

Судья: