ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2550 от 07.12.2016 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Дело № 2-2550РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 декабря 2016 г.

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области

в составе:

председательствующего судьи Захаревской М.Г.

при секретаре Зориной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца – помощника прокурора Куйбышевской транспортной прокуратуры Ворошилова М.Ю.

гражданское дело по иску Куйбышевской транспортной прокуратуры, действующей в интересах неопределенного круга лиц, к Брилеву Ю.А., Брилевой Д.А. о запрете эксплуатации судна,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевской транспортной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Брилеву Ю.А., Брилевой Д.А. о запрете эксплуатации судна, указав в обоснование иска следующее:

... Брилевой Д.А. на основании договора купли-продажи, заключенного с ООО «АкваТур», приобретен служебно-разъездной теплоход ... Оплата судна осуществляется в рассрочку.

Из объяснений Брилева Ю.А. от 14.09.2016 г. следует, что после приобретения теплохода обслуживанием судна и сбором необходимых документов занимался он – Брилев Ю.А. Отстой судна осуществляется в г. Тольятти. Эксплуатировал судно Брилев Ю.А., имеющий соответствующий диплом.

Согласно сведениям, представленным Самарским районом гидротехнических сооружений и судоходства ФБУ «Волжское ГБУ» от 29.08.2016 г., теплоход ... проходил шлюзы Самарского РГСиС 25.04.2016 г. с 6 пассажирами на борту, 09.08.2016 г. – с 5 членами экипажа, 10.08.2016 г. – порожнем.

Согласно сведениям, представленным Средне-Волжским филиалом Российского Речного Регистра от 29.08.2016 г., судно ... не стояло и не состоит на классификационном учете в Средне-Волжском филиале.

С 29.10.2014 г. судно снято с классификационного учета в Московском филиале РРР в связи с длительным не предъявлением к освидетельствованию.

Таким образом, в нарушение требований ст. ст. 14, 30, 34 КВВТ РФ, требований Положения о классификации и об освидетельствовании судов, утвержденного приказом Минтранса России от 14.04.2016 г. № 102, эксплуатация судна ... осуществляется ответчиками в отсутствие регистровых документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ РФ.

Кроме того, в нарушение ст. 17 КВВТ РФ, судно «Лель» в ФБУ «Администрация водных бассейнов» не зарегистрировано, классификацию и освидетельствование в Российском Речном Регистре не проходило.

Таким образом, эксплуатация судна ..., незарегистрированного в ФБУ «Администрация водных бассейнов», и не прошедшего освидетельствование в Российском Речном Регистре, является не безопасной и может привести к транспортным происшествиям.

Несоблюдение требований действующего законодательства влечет нарушение государственных интересов РФ и неопределенного круга лиц.

Кроме того, несоблюдение требований названного законодательства при эксплуатации судна ... создает угрозу безопасности и причинения вреда неопределенному кругу лиц –граждан и юридических лиц.

Статьей 1065 ГК РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В данном случае подлежит запрету эксплуатация судна «Лель», эксплуатируемого Брилевым Ю.А., создающая угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушения государственных интересов РФ, с возложением на Брилева Ю.А. обязанности исполнить в натуре вытекающую из приведенных положений федерального законодательства обязанность исполнить требования законодательства.

Факт незаконной эксплуатации судна ... подтверждается предписаниями от 30.07.2016 г. и 10.08.2016 г., выданными Брилеву Ю.А. инспекторами портконтроля Самарского района водных путей и судоходства – филиал Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей».

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Куйбышевской транспортной прокуратуры Ворошилов М.Ю. поддержал заявленные исковые требования, дополнив, что ответчиками до настоящего времени регистрация судна ... в установленном законом порядке не произведена.

Ответчики Брилев Ю.А., Брилева Д.А. в судебное заседание не явились, представили в суд заявления о согласии с иском Куйбышевской транспортной прокуратуры, просили рассмотреть дело по существу без их участия (л.д. ...).

Суд принимает признание иска ответчиками, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает чьих-либо интересов и охраняемых законом прав.

Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Третье лицо – представитель Средне-Волжского филиала Российского Речного Регистра в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело по существу без его участия, а также представил отзыв на исковое заявление Куйбышевской транспортной прокуратуры, в котором указал, что в соответствии с п. 1 ст. 35 ФЗ от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. «Положение о классификации и освидетельствовании судов» (далее – Положение), утвержденное Приказом Минтранса России от 14.04.2016 г. № 102, определяет порядок осуществления классификации и освидетельствования судов уполномоченными организациями на классификацию и освидетельствование. Приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2012 г. № 355 Российский Речной Регистр наделен полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Таким образом, действие КВВТ РФ, в том числе, ст. 35, а также Положения в полной мере распространяется на теплоход ..., независимо от формы собственности и цели его использования (коммерческой или некоммерческой цели), так как теплоход по техническим характеристикам имеет длину 29,54 метра, по назначению разъездной. Филиал согласен с исковыми требованиями Куйбышевской транспортной прокуратуры о запрете эксплуатации теплохода ..., до осуществления регистрации в Государственном судовом реестре Федерального бюджетного учреждения «Администрация водного бассейна внутренних водных путей» и классификации и освидетельствования в Федеральном автономном учреждении «Российский Речной Регистр».

Третье лицо – представитель Самарского района водных путей и судоходства филиала Волжского ГБУ ВПиС в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в котором также указал, что заявленные Куйбышевской транспортной прокуратурой требования поддерживает.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, считает иск Куйбышевской транспортной прокуратуры обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 17 КВВТ РФ, государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

На основании ст. 14 КВВТ РФ, на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации, и осуществляющем судоходство по внутренним водным путям, должны находиться следующие документы: 1) свидетельство о праве собственности на судно: свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством: список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна: судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей); судовое санитарное свидетельство: единая книга осмотра судна; 8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором; 9) разрешение на судовую радиостанцию; 10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.
На судне должны находиться оригиналы указанных в пункте 1 настоящей статьи документов, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, копия которого должна быть заверена органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом.

Согласно ст. 34 КВВТ РФ судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства.

Судовладелец обязан, в том числе, обеспечить безопасную практику эксплуатации судов.

Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.

Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 КВВТ РФ на капитана судна возлагается управление судном, в том числе, судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Согласно п. 46 Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденного приказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.1982 г., – капитан обязан обеспечивать соблюдение правил, инструкций, приказов, наставлений и других нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, производственной деятельности и техники эксплуатации судна и судовой техники.

В соответствии с п.п. 2, 3 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 26 сентября 2001 г. № 144 (далее – Правила), под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно.

На основании ст. 22 КВВТ РФ, лицо, использующее незарегистрированное судно либо зарегистрировавшее его в одном из реестров судов с нарушением установленного порядка или нарушившее обязанность информировать об изменении сведений, вносимых в Государственный судовой реестр и реестр арендованных иностранных судов, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 23 Положения о классификации и об освидетельствовании судов, приказом Минтранса России от 14.04.2016 г. № 102 (далее – Положение), освидетельствование судов в процессе их эксплуатации осуществляется в соответствии с Правилами и включает в себя: проверку наличия согласованной технической документации, предусмотренных Правилами сертификатов (актов о соответствии) на материалы и комплектующие изделия, использованные или установленные на судне за время, прошедшее с предыдущего освидетельствования, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований; наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания судна и его элементов; оформление и выдачу организацией по классификации документов, предусмотренных Правилами.

Организация по классификации в случае несоответствия судна, которому присвоен ее класс, требованиям Правил не выдает документы или аннулирует ранее выданные документы, предусмотренные Правилами.

В соответствии п. 24 Положения в целях освидетельствования суда, указанные в пункте 1 настоящего Положения, ставятся на классификационный учет организации по классификации в следующих случаях: после постройки судна; при переходе на классификационный учет организации по классификации с классификационного учета другой организации по классификации; если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете в этой организации по классификации; при смене судовладельца.

На основании п. 30 Положения, судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете организации по классификации, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно организацией по классификации.

Согласно п. 54 Положения, если техническое состояние элемента или нескольких элементов судна или судовых технических средств признано негодным, дальнейшая эксплуатация судна несет непосредственную угрозу жизни людей, окружающей среде или самому судну, класс или категория плавания судну не присваивается (не подтверждается, не возобновляется, не восстанавливается) и оно не признается годным к плаванию.

В соответствии с п. 71 Положения, судовыми документами, подтверждающими выполнение требований, являются: свидетельство о классификации; свидетельство о годности судна к плаванию; мерительное свидетельство; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки судна «Лель» установлено, что ... Брилевой Д.А. на основании договора купли-продажи, заключенного с ООО «АкваТур», приобретен служебно-разъездной теплоход ... Оплата судна осуществляется в рассрочку.

Из объяснений Брилева Ю.А. от 14.09.2016 г. следует, что после приобретения теплохода обслуживанием судна и сбором необходимых документов занимался он – Брилев Ю.А. Отстой судна осуществляется в г. Тольятти. Эксплуатировал судно Брилев Ю.А., имеющий соответствующий диплом.

Согласно сведениям, представленным Самарским районом гидротехнических сооружений и судоходства ФБУ «Волжское ГБУ» от 29.08.2016 г., теплоход «Лель» проходил шлюзы Самарского РГСиС 25.04.2016 г. с 6 пассажирами на борту, 09.08.2016 г. – с 5 членами экипажа, 10.08.2016 г. – порожнем.

Согласно сведениям, представленным Средне-Волжским филиалом Российского Речного Регистра от 29.08.2016 г., судно ... не стояло и не состоит на классификационном учете в Средне-Волжском филиале.

С 29.10.2014 судно снято с классификационного учета в Московском филиале РРР в связи с длительным не предъявлением к освидетельствованию.

Таким образом, в нарушение требований ст. ст. 14, 30, 34 КВВТ РФ, требований Положения, ответчиками осуществляется эксплуатация судна ... в отсутствие регистровых документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ РФ.

Кроме того, в нарушение ст. 17 КВВТ РФ, судно ... в ФБУ «Администрация водных бассейнов» не зарегистрировано, классификацию и освидетельствование в Российском Речном Регистре не проходило.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности являются, в том числе, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

Таким образом, эксплуатация судна ..., незарегистрированного в ФБУ «Администрация водных бассейнов», и не прошедшего освидетельствование в Российском Речном Регистре, является не безопасной и может привести к транспортными происшествиями.

Несоблюдение требований действующего законодательства влечет нарушение государственных интересов РФ и неопределенного круга лиц.

Кроме того, несоблюдение требований названного законодательства при эксплуатации судна ... создает угрозу безопасности и причинения вреда неопределенному кругу лиц –граждан и юридических лиц.

Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В данном случае подлежит запрету эксплуатация судна ..., эксплуатируемого Брилевыми Ю.А., Д.А., создающая угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушения государственных интересов РФ, с возложением на Брилевых Ю.А., Д.А. обязанности исполнить в натуре вытекающую из приведенных положений федерального законодательства обязанность исполнить требования законодательства.

Факт незаконной эксплуатации судна ... подтверждается предписаниями от 30.07.2016 г. и от 10.08.2016 г., выданными Брилеву Ю.А., инспекторами портконтроля Самарского района водных путей и судоходства – филиал Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей».

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, неопределенного круга лиц.

По результату рассмотрения иска, с целью охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов, а также защите интересов общества и государства путем предотвращения происшествий на воде, снижения тяжести их последствий, суд считает возможным обязать ответчиков в судебном порядке не эксплуатировать судно ... до осуществления регистрации в Государственном судовом реестре ФБУ «Администрация водных бассейнов», классификации и освидетельствования в Российском Речном Регистре.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Куйбышевской транспортной прокуратуры, действующей в интересах неопределенного круга лиц, – удовлетворить.

Обязать Брилева Ю.А., ... года рождения, уроженца ...., Брилеву Д.А., ... года рождения, уроженку ...., не эксплуатировать судно ... до осуществления регистрации в Государственном судовом реестре ФБУ «Администрация водных бассейнов», классификации и освидетельствования в Российском Речном Регистре.

Взыскать солидарно с Брилева Ю.А., Брилевой Д.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Г. Захаревская

Мотивированная часть решения изготовлена 12.12.2016 года в единственном экземпляре и является подлинником.

Судья М.Г. Захаревская