ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-255/2015 от 05.05.2015 Улетовского районного суда (Забайкальский край)

Гражданское дело № 2-255/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2015 года

село Улёты Улётовского района Забайкальского края

Улётовский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Крюковой О.Н.,

при секретаре Дёминой Л.Е.,

при участии:

истца – помощника прокурора Улётовского района Забайкальского края Солодов А.В.,

представителей ответчиков: муниципального автономного общеобразовательного учреждения Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края на основании прав по должности Богодухова Г.Н., администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края на основании доверенности Онофрийчук И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улётовского района Забайкальского края в интересах Российской Федерации лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края, администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о понуждении к созданию учебно-материальной базы,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой района в МАОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа» проведена проверка исполнения законодательства о воинской обязанности, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства в части военно - патриотического воспитания молодежи. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства о воинской обязанности в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Николаевская средняя общеобразовательная школа» отсутствует учебно -материальная база, необходимая для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, а именно: отсутствуют в предметном кабинете учебные и наглядные пособия, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или электронный стрелковый тренажер. Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно - правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу. Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых являются обязательная подготовка граждан к военной службе, а также военно - патриотическое воспитание молодежи. Отсутствие в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Николаевская средняя общеобразовательная

школа» необходимой учебно-материальной базы делает невозможным обучение граждан начальным знаниям области обороны и их подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении, что, в свою очередь, нарушает интересы государства.

Просил:

-обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа» с целью организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе обеспечить создание необходимой учебно - материальной базы, а именно: оборудовать в образовательном учреждении предметный кабинет учебными и наглядными пособиями, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или электронный стрелковый тренажер;

-обязать Администрацию муниципального района «адрес», Комитет образования Администрации муниципального района «адрес» профинансировать проведение мероприятий по созданию в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Николаевская средняя общеобразовательная школа» указанной учебно - материальной базы.

В судебном заседании истец - помощник прокурора Улётовского района Забайкальского края Солодов А.В. уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию муниципального района «адрес» Забайкальского края предоставить заявки на выделение денежных средств для проведения мероприятий по созданию учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в Министерство образования Забайкальского края; обязать Министерство финансов Забайкальского края профинансировать проведение мероприятий по созданию в МАОУ «Николаевская СОШ» учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы; обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа» на выделенные денежные средства в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить создание учебно-материальной базы, а именно: оборудовать стрелковый тир или электронный стрелковый тренажер; приобрести в предметный кабинет нормативно-правовые документы: Конституцию Российской Федерации - 5 шт., Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе - 5 шт., общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации- 5 шт.; учебную литературу: наставления по стрелковому делу — 1 шт.; учебное пособие по основам медицинских знаний - 1 шт., учебно-наглядные пособия (набор плакатов): организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации - 1 копмл., ордена России -1 компл., воинские звания и знаки различия - 1 компл., военная форма одежды - 1 компл., военно-прикладные виды спорта - 1 компл., военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин - 1 компл., военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации - 1 копмл., тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств - 1 компл., несение караульной службы - 1 компл., нормативы по радиационной, химической и биологической защите - 1 компл., 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова - 1 компл., основы и правила стрельбы из стрелкового оружия- 1 компл., приемы и правила метания ручных гранат - 1 компл., мины Российской армии - 1 компл., фортификационные сооружения - 1 компл, индивидуальные средства защиты - 1 компл., приборы радиационной разведки - 1 компл, приборы химической разведки - 1 компл.; средства индивидуальной защиты:

общевойсковой противогаз - 5 шт., общевойсковой защитный комплект - 1 шт., респиратор - 5 шт.; массогабаритный макет автомата Калашникова( 5.45 мм или 7.62 мм) - 2 шт.; манекен-тренажер для реанимационных мероприятий - 1 шт.

Представитель ответчика - муниципального автономного общеобразовательного учреждения Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края на основании прав по должности Богодухова Г.Н. исковые требования прокурора Улётовского района Забайкальского края не признала, суду пояснила, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в МАОУ Николаевская СОШ осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". Обучение данному предмету ведется по утвержденным программам. Всего в 10 классе - обучается 10 человек (4 - девушки, 6 - юношей); 11 класса в этом учебном году нет (учащиеся 1997 года рождения после получения аттестата об основном общем образовании продолжили обучение в других учебных заведениях края). В кабинете ОБЖ имеются учебно-наглядные пособия, учащиеся просматривают презентации и материалы на электронных носителях. Многие темы презентуются учащимся в форме видеоматериала. Ученики школы принимают участие в Спортакиаде допризывной молодежи, которая проводится один раз в год. Ежегодно в школе проводится месячник оборонно-массовой работы. Ежегодно с учащимися проводятся учебные сборы. В школе имеется соответствующая учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а именно нормативно-правовые документы (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Общевойсковые уставы Вооруженных сил Российской Федерации в электронном виде и в виде ксерокопий), кабинет, учебная литература (учебник по основам безопасности жизнедеятельности - книжный формат, наставления по стрелковому делу, учебное пособие по основам медицинских знании в электронном виде), учебно-наглядные пособия, медицинское имущество. Обеспечение кабинетов школы учебниками и учебно-наглядными пособиями осуществляется за счет средств субвенции ежегодно выделяемых из краевого бюджета. В 2014 году на школу была выделена сумма в размере 303 500 рублей, которые были потрачены на приобретение учебников. Также имеется спортивный зал и типовой школьный стадион, занятия проводятся в условиях спортивного зала, школьного стадиона и спортивного городка. Федеральные государственные образовательные стандарты не учитывают обучение с использованием военно-патриотического воспитания. Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденная приказом Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ №134 от 24 февраля 2010 года носит рекомендательный характер. Согласно пункту 1 положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 года №1441 финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. В соответствии с ст. ст. 1, 2 Закона Забайкальского края от 22 июля 2014 года №1017-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях», подпунктом 3, подпунктом 10 пункта 1 Закона Забайкальского края от 11 июля 2013 года №858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» учебные расходы (приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения) финансируются за счет средств субвенций из бюджета Забайкальского кран и являются полномочиями Правительства Забайкальского края. Таким образом: ответчик МАОУ Николаевская СОШ в процессе своей деятельности реализует требования государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования в области обучения допризывной молодежи основам военной службы, получения начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности, приобретения навыков в области гражданской обороны, ответчиком созданы необходимые для обучения в сфере военно-патриотического воспитания условии; финансирование подготовки граждан к военной службе не осуществляется за счет средств муниципального бюджета, а учебные расходы (приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения) финансируются за счет средств субвенций из бюджета Забайкальского края. Просила в удовлетворении исковых требований прокурору Улётовского района Забайкальского края отказать в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края на основании доверенности Онофрийчук И.А. исковые требования прокурора Улётовского района Забайкальского края не признал, суду пояснил, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в МАОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа» (далее - школа) осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности". С учащимися образовательных организаций ежегодно проводятся учебные сборы, проводится плановая работа с допризывной молодежью. В школах имеется соответствующая учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а именно нормативно-правовые документы, кабинеты, учебная литература, учебно-наглядные пособия, медицинское имущество. В школе также имеется спортзал, типовой школьный стадион, спортивный городок, занятия проводятся в условиях спортивного зала, типового школьного стадиона и спортивного городка, имеются элементы полосы препятствии. Федеральные государственные образовательные стандарты не учитывают обучение с использованием военно-патриотического воспитания. Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, носит рекомендательный характер. Таким образом, ответчик МАОУ «Николаевская средний общеобразовательная школа» в процессе своей деятельности реализует требования государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования в области обучения допризывной молодежи основам военной службы, получения начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности, приобретения навыков в области гражданской обороны, ответчиком созданы необходимые для обучения в сфере военно-патриотического воспитании условия. Финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. В соответствии с подпунктом 3, подпунктом 10 пункта 1 Закона Забайкальского края от 11 июля 2013 года №858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» к полномочиям Правительства Забайкальского края в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставлении субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края; организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Забайкальского края учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ. На основании статьи 1 Закона Забайкальского края от 22 июля 2014 года №1017-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и муниципальных общеобразовательных организациях» настоящий Закон края устанавливает нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях и методику расчета размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях. Согласно части 1 статьи 2 Закона Забайкальского края от 22 июля 2014 года №1017-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях» субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ 15 муниципальных общеобразовательных организациях в част финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). В 2014 году из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края была выделена и поступила сумма субвенции для муниципальных образовательных организаций в размере 3489200 рублей на приобретение учебников и учебных пособий, в том числе для МЛОУ Николаевская СОШ 303500 рублей, которые были израсходованы по целевому назначению. В смете расходов па 2015 год предусмотрено на учебные расходы (за счет субвенций из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края для муниципальных образовательных организаций) - 4 473 000 рублей, в том числе для МАОУ Николаевская СОШ - 319 800 рублей. Таким образом, финансирование подготовки граждан к военной службе не осуществляется за счет средств муниципального бюджета, а учебные расходы (приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения) финансируются за счет средств субвенций из бюджета Забайкальского края. Просил в удовлетворении исковых требований прокурору Улётовского района Забайкальского края отказать в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края на основании доверенности ФИО6, надлежаще извещённая о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыла, суду предоставила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствии, а также возражение на исковое заявление, в котором пояснила, что исковые требования прокурора Улётовского района Забайкальского края не признаёт по следующим основаниям: в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом Забайкальского края от 22 июля 2014 года №1017-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях и методику расчета размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях..", определены нормативы для определения размера субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных районов, городских округов Забайкальского края. В соответствии с Методикой расчета размера субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, при расчете нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций учитываются уровень образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, вид и направленность (профиль) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся. Норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек устанавливается в процентном отношении к нормативу финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций. В 2015 году Законом Забайкальского края от 23 декабря 2014 года №1116-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", в 2015 году муниципальному району «Улётовский район» на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях предусмотрены субвенции в сумме 152 173,0 тысяч рублей, в том числе на фонд оплаты труда работников общеобразовательных учреждений с начислениями 147 741,0 тысяч рублей, а также 4 432,0 тысяч рублей на финансирование расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. В соответствии с Порядком расходования субвенций, выделяемых 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях, утвержденным постановлениями Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2014 года № 718 предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края, на основании сводной заявки, подаваемой не позднее 5-го числа текущего месяца Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ежемесячно за десять дней до начала следующего месяца подают заявки на финансирование субвенций в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Заявки муниципального района "Улётовский район" финансируются в пределах бюджетных ассигнований в полном объеме. Доля финансовых средств, направляемых на финансирование расходов на технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды определяется органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, в исковом заявлении прокурора адрес необоснованно указываются нормы Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, который утратил законную силу с 1 сентября 2013 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Таким образом, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в соответствии с действующим законодательством в полном объеме выполняет обязательства перед муниципальным районом «Улётовский район» по финансированию расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. Просила в удовлетворении исковых требований прокурора адрес к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края отказать.

Представитель ответчика - Министерства финансов Забайкальского края на основании доверенности ФИО7, надлежаще извещённая о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыла, суду предоставила письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствии, а также возражение на исковое заявление, в котором пояснила, что исковые требования прокурора адрес Забайкальского края не признаёт по следующим основаниям: Исковое заявление не содержит правового обоснования заявленных требований о защите интересов Российской Федерации, а также указания на то, какие именно интересы Российской Федерации нарушены и подлежат защите или восстановлению. В соответствии с ч. 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом под неопределённым кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Прокурор, вероятно, обосновывает своё право на подачу настоящего иска тем, что нарушено право не только обучающихся в настоящий момент, а также лиц, которые поступят на обучение в будущем. В соответствии с действующим законодательством предметом иска является требование истца к ответчику об устранении нарушения существующего права и его восстановлении. Требование в защиту права, которое может возникнуть в будущем, противоречит действующему законодательству и не подлежит удовлетворению. При подаче иска прокурору точно известно количество обучающихся, т.е. круг лиц определён, это указывает, что имелась возможность в исковом заявлении указать ФИО и место жительства каждого из истцов, а также в соответствии со статьёй 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору. Таким образом, по рассматриваемому делу прокурор не имел полномочий обращаться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также прав и законных интересов других лиц, что в силу п.1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлось основанием для отказа в принятии заявления. Согласно абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указанная позиция нашла подтверждение при многократном рассмотрении в 2013-2015 гг. дел данной категории (отменены решения Агинского, Балейского, Карымского районных судов) Судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда, Оловяннинским районным судом (дела №2-210/2015, №2-211/2015, №2-207/2015) производства прекращены. 2. Согласно п. 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, кроме прочего, относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях посредством предоставления субвенций местным бюджетам включая расходы: на оплату труда; на приобретение учебников и учебных пособий; на приобретение средств обучения, игр, игрушек, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом Забайкальского края от 23 декабря 2011 года № 612-ЗЗК утверждены нормативы размера субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края. Постановлениями Правительства Забайкальского края от 20 января 2014 года №6, от 26 декабря 2014 года №718 утверждены Порядки расходования субвенций, выделяемых в соответствующем финансовом году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях. Субвенции предоставляются Министерством образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на текущий год и плановый период последующих годов. Контроль за целевым использованием субвенций осуществляется Министерством образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края и соответствующими органами государственного финансового контроля Забайкальского края. Согласно подпункту 9.3.3. пункта 9.3. Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утверждённого постановлением Правительства Забайкальского края от 26 марта 2014 года №123, к полномочиям Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования путём выделения субвенций местным бюджетам. Таким образом, Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края является главным распорядителем средств краевого бюджета. В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности. Законом Забайкальского края от 23 декабря 2014 года № 1116-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» утверждено на 2015 год распределение средств субвенции на общее образование по муниципальному району «адрес» в общей сумме 152 173,0 тысяч рублей, в том числе фонд оплаты труда с начислениями 147 741,0 тысяч рублей, учебные расходы (учебно-материальная база) - 4 432,0 тысяч рублей. Министерство финансов Забайкальского края перечисляет в текущем году главному распорядителю бюджетных средств Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края субвенции в полном объёме, согласно заявкам последнего. Фактов недофинансирования (ненадлежащего финансирования) из бюджета Забайкальского края не установлено. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации органы местного самоуправления, как распорядители бюджетных средств, осуществляют учётную политику и адресное определение (распределение) средств субвенций по целям расходования, в том числе на учебные пособия (статья 310 бюджетной классификации). Распределение средств субвенций между получателями (школами), а также определение порядка их расходования, осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Какого либо участия в перечислении и последующем распределении субвенции для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных образовательных учреждениях в части финансирования расходов на учебные пособия Министерство финансов Забайкальского края не принимало, в связи, с чем не является надлежащим ответчиком. Министерство финансов Забайкальского края не наделено действующим законодательством полномочиями на участие в правоотношениях по финансированию мероприятий по созданию учебно-материальной базы для МАОУ Николаевская СОШ. Установленный действующим законодательством порядок финансового обеспечения со стороны Министерства финансов Забайкальского края, не предусматривает персонифицированного (с указанием конкретных учреждений) перечисления средств краевого бюджета главному распорядителю средств бюджета Забайкальского края, в данном случае Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, а также не предусматривает перечисление из краевого бюджета денежных средств конкретным учреждениям. Таким образом, прокурор, заявляя о возложении на Министерство финансов Забайкальского края обязанности осуществить финансирование мероприятий по созданию учебно-материальной базы для МАОУ Николаевская СОШ., неверно применяет нормы материального права, что в свою очередь, в случае удовлетворения таких требований судом, является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке (п.4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом субъекта Российской Федерации, организует исполнение утверждённого бюджета Забайкальского края, в рамках действующего бюджетного законодательства. Финансирование из бюджета края осуществляется при наличии расходных обязательств края и в том объёме бюджетных ассигнований, который утверждён законом о краевом бюджете. адрес заявлены требования о возложении обязанности по обеспечению МАОУ Николаевская СОШ учебно-материальной базой для обучения начальным знаниям в области обороны. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности. В соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897), финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования бюджетного и/или автономного учреждения осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания учредителя по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями Стандарта. Образовательные учреждения самостоятельно за счёт выделяемых бюджетных средств и привлечённых в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечить оснащение образовательного процесса. Из анализа вышеуказанных норм следует, что образовательное учреждение является основным ответчиком по настоящему делу. Как уже указывалось выше, распределение средств субвенции между получателями, а также определение порядка их расходования осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно Уставу МАОУ Николаевская СОШ является некоммерческой общеобразовательной организацией, по типу - автономным образовательным учреждением. Учредителем является муниципальное образование «адрес». Финансовое обеспечение уставной деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности из бюджета муниципального образования, а также краевого бюджета в виде субвенций. Таким образом, финансирование МАОУ Николаевская СОШ осуществляется органом местного самоуправления в лице Администрации МР «адрес» за счёт субсидий на выполнение муниципального задания, и которой предоставлены и продолжают предоставляться субвенции из краевого бюджета на учебные расходы. Доказательства, подтверждающие факт выделения Администрацией МР «адрес» средств и их размер, МАОУ Николаевская СОШ в материалы дела и ответчику не представлены. Вопросы распределения субвенции на учебные расходы относится к компетенции органа местного самоуправления, при этом, поскольку представитель Администрации МР «адрес» с учётом положений ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств подтверждающих, что Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края не удовлетворил их заявки в том числе на учебные расходы, то дополнительная ответственность подлежит возложению на учредителя школы Администрацию МР «адрес». Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом субъекта Российской Федерации, согласно Положению о Министерстве финансов Забайкальского края, утверждённому Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №93, организует исполнение утверждённого бюджета края в рамках действующего бюджетного законодательства. Выделение денежных средств бюджета Забайкальского края, сверх бюджетных ассигнований предусмотренных Законом о бюджете, не входит в полномочия Министерства финансов Забайкальского края и противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Министерство финансов Забайкальского края не отвечает по обязательствам муниципального автономного общеобразовательного учреждения. Также необходимо обратить внимание суда, что пунктом 11 Инструкции, утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации №96, Минобрнауки Российской Федерации №134 от 24 февраля 2010 года установлено, что руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учёт; участвуют в организации учебных сборов; взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов. Пунктом 14 Инструкции установлено, что в образовательных учреждениях создаётся и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. При этом нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, приведённые в приложении к Инструкции, являются рекомендуемыми, т.е. подлежат соблюдению по усмотрению, при наличии материальной возможности. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Согласно пункту 2 указанной статьи обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно Положению о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года №1441 п.6 подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В соответствии с пунктом 14 приказа Министра обороны Российской Федерации №96, Минобрнауки Российской Федерации №134 от 24 февраля 2010 года в образовательных учреждениях создаётся и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). По смыслу данной нормы образовательные учреждения обязаны создавать учебно-материальную базу в соответствии с тем уровнем образовательной программы, на реализацию которой имеют лицензию. В нашем случае школами реализуется базовый уровень программы ОБЖ, не предусматривающий обучения приемам огневой подготовки. Согласно приказа Министерства образования Российской Федерации от 30 июня 1999 года №56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются основы военной службы. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования основ военной службы не содержит обязательность оборудования общеобразовательных школ стрелковыми тирами или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером). Только профильные общеобразовательные учреждения, такие как, например кадетские школы и военные училища, осуществляя обучение огневой подготовке, обязаны оборудовать учебно-материальную базу стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером). Учитывая вышеизложенное, полагаем законодательно закреплённая обязанность образовательных учреждений среднего (полного) общего образования оборудовать учебно-материальную базу стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером) отсутствует, так как требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования на базовом уровне не предусмотрено обучение огневой подготовке. Просит в удовлетворении требований прокурора адрес к Министерству финансов Забайкальского края отказать.

В соответствии с требованиями ч.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего гражданского дела в отсутствие представителей ответчиков Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края на основании доверенности ФИО6 и Министерства финансов Забайкальского края на основании доверенности ФИО7

Суд, выслушав мнение явившихся участников процесса, ознакомившись с позицией не явившихся участников процесса, изучив представленные документы, приходит к выводу, что исковое заявление законно, обоснованно, доказано материалами дела и подлежит частичному удовлетворению. Приходя к указанному выводу, суд исходит из нижеследующего.

В соответствии с положением ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку невозможно определить точное количество лиц, право выбора которых, не реализовано в связи с отсутствием обязательной информации, настоящее заявление подано прокурором в защиту неопределённого круга лиц.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путём признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с положением ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований. Истцом представлены доказательства, положенные в основу принятого судом решения.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, военно-патриотическое воспитание. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года №1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе. Согласно пунктам 2, 4, 5 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в государственном, муни-ципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, военно-патриотическое воспитание. Граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах. С гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводятся отдельно от граждан мужского пола занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний.

Пунктом 27 Положения установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям, осуществляют контроль за состоянием учебно-материальной базы образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, представляют в органы военного управления заявки на получение, ремонт и списание вооружения, техники и имущества, необходимых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям.

Вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации делегировано право принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.

Совместным приказом Министерства обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования Российской Федерации №134 от 24 февраля 2010 года утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.

В соответствии с пунктами 9, 11 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, обеспечивают материально -техническое оснащение образовательного учреждении для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Пунктами 13, 14 Инструкции установлено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Законом Забайкальского края от 23 декабря 2011 года № 612-ЗЗК утверждены нормативы размера субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края.

Постановлениями Правительства Забайкальского края от 20 января 2014 года №6, от 26 декабря 2014 года №718 утверждены Порядки расходования субвенций, выделяемых в соответствующем финансовом году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях. Субвенции предоставляются Министерством образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Забайкальского края о бюджете Забайкальского края на текущий год и плановый период последующих годов. Контроль за целевым использованием субвенций осуществляется Министерством образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края и соответствующими органами государственного финансового контроля Забайкальского края.

Пунктом 11 Инструкции, утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации №96, Минобрнауки Российской Федерации №134 от 24 февраля 2010 года установлено, что руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учёт; участвуют в организации учебных сборов; взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов.

Пунктом 14 Инструкции установлено, что в образовательных учреждениях создаётся и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Тем самым, обязанность по обеспечению материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы возложена на руководителей этих учреждений, в связи с чем, требование прокурора о возложении соответствующей обязанности на администрацию школы, суд находит целесообразным и обоснованным.

Согласно рабочим программам по предмету «Основы безопасности и жизнедеятельности» 10 и 11 класс в нарушение требований законодательства о военно-патриотическом воспитании в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края отсутствует электронный стрелковый тренажер, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе - 5 штук, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации- 5 штук; учебную литературу: наставления по стрелковому делу — 1 штука; учебно-наглядные пособия (набор плакатов): организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации - 1 комплект, ордена России -1_комплект, воинские звания и знаки различия - 1 комплект, военная форма одежды - 1 комплект, военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин - 1 комплект, тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств - 1 комплект, несение караульной службы - 1 комплект, нормативы по радиационной, химической и биологической защите - 1 комплект, основы и правила стрельбы из стрелкового оружия- 1 комплект, приемы и правила метания ручных гранат - 1 комплект, мины Российской армии - 1 комплект, фортификационные сооружения - 1 комплект, индивидуальные средства защиты - 1 комплект, приборы радиационной разведки - 1 комплект, приборы химической разведки - 1 комплект; массогабаритный макет автомата Калашникова( 5.45 мм или 7.62 мм) - 2 штуки.

Факт отсутствия в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края учебно-материальной базы не оспариваются представителями ответчиков.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований прокурора Улётовского района Забайкальского края о понуждении к финансированию и обеспечению создания необходимой учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Улётовского района Забайкальского края в части обязания муниципального автономного общеобразовательного учреждения Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края на выделенные денежные средства обеспечить создание учебно-материальной базы, а именно: приобрести в предметный кабинет нормативно-правовые документы: Конституцию Российской Федерации; учебную литературу: учебное пособие по основам медицинских знаний - 1 штуку, учебно-наглядные пособия (набор плакатов): военно-прикладные виды спорта - 1 комплект, военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации - 1 комплект, 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова - 1 комплект, средства индивидуальной защиты: общевойсковой противогаз - 5 штук, общевойсковой защитный комплект - 1 штуку, респиратор - 5 штук; манекен-тренажер для реанимационных мероприятий - 1 штуку, суд исходит из нижеследующего.

Согласно объяснениям представителя ответчика муниципального автономного общеобразовательного учреждения Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края на основании прав по должности Богодухова Г.Н., данная учебно-материальная база в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Улётовского района Забайкальского края в интересах Российской Федерации лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края, администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края предоставить заявки на выделение денежных средств для проведения мероприятий по созданию учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края.

Обязать Министерство финансов Забайкальского края профинансировать проведение мероприятий по созданию в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Николаевская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края учебно-материальной базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Николаевская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края на выделенные денежные средства в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить создание учебно-материальной базы, а именно: оборудовать электронный стрелковый тренажер, приобрести нормативно-правовые документы: Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе - 5 штук, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации- 5 штук; учебную литературу: наставления по стрелковому делу — 1 штука; учебно-наглядные пособия (набор плакатов): организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации - 1 комплект, ордена России - 1_комплект, воинские звания и знаки различия - 1 комплект, военная форма одежды - 1 комплект, военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин - 1 комплект, тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящихся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств - 1 комплект, несение караульной службы - 1 комплект, нормативы по радиационной, химической и биологической защите - 1 комплект, основы и правила стрельбы из стрелкового оружия- 1 комплект, приемы и правила метания ручных гранат - 1 комплект, мины Российской армии - 1 комплект, фортификационные сооружения - 1 комплект, индивидуальные средства защиты - 1 комплект, приборы радиационной разведки - 1 комплект, приборы химической разведки - 1 комплект; массогабаритный макет автомата Калашникова( 5.45 мм или 7.62 мм) - 2 штуки.

В удовлетворении остальных требований отказать.

В соответствии со статьёй 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Улётовский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий О.Н.Крюкова

Решение в окончательной форме принято 05 мая 2015 года.

Председательствующий О.Н.Крюкова