ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2564/14КОПИ от 11.12.2014 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело №2-2564/2014 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2014 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Безматерных О.В.,

при секретаре Сюремовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пермского <адрес> прокурора к администрации <адрес> сельского поселения Пермского района о возложении обязанности устранить нарушений, угрожающие безопасности полетов,

УСТАНОВИЛ:

Пермский <адрес> прокурор обратился в суд с иском к администрации <адрес> сельского поселения, администрации <адрес> муниципального района о возложении обязанности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить вывоз с территории земельного участка с кадастровым номером скопления бытовых отходов, расположенных на территории земельного участка вблизи деревни ФИО1 поселения на расстоянии <данные изъяты> км от контрольной точки <адрес>

В обоснование исковых требований указал, что Пермской <адрес> прокуратурой проведена проверка приаэродромной территории <адрес>» на предмет наличия объектов, создающих угрозу безопасности воздушных полетов. Согласно п. 1 ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит, в том числе, из федеральных правил использования воздушного пространства. Согласно п. 2 той же статьи федеральные правила использования воздушного пространства - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 5 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.1998 года № 360 федеральные правила использования воздушного пространства утверждаются Правительством Российской Федерации, а также отдельными федеральными органами исполнительной власти. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 года № 138 (далее - Правила). Согласно п. 5 Правил они обязательны для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Согласно п. 59 Правил запрещается размещать в полосах воздушных отходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

В нарушении приведенных норм законодательства на расстоянии <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома вблизи д. ФИО1 поселения Пермского

Данное нарушение зафиксировано в акте обследования приаэродромной территории ОАО «ФИО4» от ДД.ММ.ГГГГ. Приуказанных обстоятельствах также нарушены п. 5.4.5 РЭГА РФ -94 (Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ), утвержденного приказом Директора Департамента воздушного транспорта от 19.09.1995 года №ДВ-98, и п. 4.2.3 РООП ГА - -89 (Руководство по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации), утвержденному приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988г. №209.

Данное скопление отходов расположено на территории ФИО1 поселения Пермского муниципального района на земельном участке с кадастровым номером Данный участок расположен в границах данного поселения согласно сведениям публичной кадастровой карты, которая размещена на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адресу: http://maps.rosreestr.ru

На основании ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» данная карта является тематической картой, на которой в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц, -публичные кадастровые карты и размещает на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет».

Размещение бытовых отходов вблизи аэродрома создает угрозу движения воздушных судов, поскольку увеличивает вероятность попадания птиц в двигатели судов. Согласно прембуле к Воздушному кодексу РФ государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено, в том числе, на обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования, исключив из числа ответчиков Администрацию <адрес> муниципального района, а также уточнив кадастровый номер земельного участка. Просил обязать администрации ФИО1 поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить вывоз с территории земельного участка с кадастровым номером скопления бытовых отходов, расположенных на территории земельного участка вблизи деревни ФИО1 поселения на расстоянии <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома «<адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ судом в качестве третьего лица привлечено ООО «ФИО5».

Представитель истца в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о проведении судебного заседания в отсутствии представителей Пермской <адрес> прокуратуры. Исковые требования поддерживают в полном объеме.

Ответчик администрация ФИО1 поселения явку представителя в судебное заседание не обеспечили, направили в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Исковые требования не признают.

Третье лицо – ООО «ФИО6» представителя в суд не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно акту исполнения законодательства о безопасности полетов на приаэродромной территории аэропорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером вблизи д. ФИО1 поселения <адрес> муниципального района расположена свалка твердых бытовых отходов (л.д.8).

Судом установлено, что скопление отходов расположено на земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>

Указанные обстоятельства подтверждаются приложенной фототаблицей, составленной на основе произведенной в ходе обследования территории фотосъемки (л.д.8-12)

Из материалов дела следует, что земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> зарегистрирован на праве собственности за ООО «ФИО7».

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 30.12.2008 года) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов, сельских поселений в области обращения с отходами.

В статье 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений.

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 16 этого же Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения (то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

В силу п. 2, п. 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусор. Администрация <адрес> поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и, исходя из ч.1 ст.37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 8.2.3 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 года № 613, предусмотрено, что на территории муниципального образования запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.

Лиц, разместивших отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязывать за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.

В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с пунктом 8.2.1 настоящих Методических рекомендаций.

Согласно 8.2.1 Методических рекомендаций, физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 настоящих Методических рекомендаций и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления.

Организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования.

Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования.

Материалами дела подтверждается, что несанкционированная свалка расположена на территории <адрес> поселения Пермского муниципального района. Установить собственника данных бытовых отходов не представилось возможным.

Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации определяет общие обязанности землепользователей, в том числе и собственников земельных участков, среди которых - защита земель от захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидация последствий загрязнения; рекультивация нарушенных земель. Вместе с тем, указанная норма не указывает на то, что перечисленные обязанности возлагаются на собственников земельных участков в случае, если захламление земель, их порча являются следствием противоправных действий других лиц. Доказательств того, что организация несанкционированной свалки осуществлена собственником земельного участка, в материалах дела отсутствуют.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории сельского поселения.

При таких обстоятельствах, суд находит, что иск подлежит удовлетворению и имеются основания для возложения обязанности на администрацию <адрес> поселения обеспечить вывоз с территории земельного участка с кадастровым номером скопления бытовых отходов, расположенных на территории земельного участка вблизи деревни <адрес> поселения на расстоянии <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома «<адрес>».

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию ФИО1 поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить вывоз с территории земельного участка с кадастровым номером скопления бытовых отходов, расположенных на территории земельного участка вблизи деревни ФИО1 поселения на расстоянии <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома «<адрес>».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья /подпись/:

Копия верна:

Судья О.В. Безматерных